Судья Абдоков Н.М. Дело № 33-843/13
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 декабря 2013 года г. Черкесск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Карачаево- Черкесской Республики в составе:
председательствующего Дзыба З.И.,
судей Гречкина О.А., Негрий Н.С.,
при секретаре Растове А.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики и Правительства Карачаево-Черкесской Республики на решение Хабезского районного суда КЧР от 4 октября 2013 года по гражданскому делу по иску Хабезского межрайонного прокурора Карачаево-Черкесской Республики в интересах Байрамкулова Ш.С. к администрации Абазинского муниципального района, Министерству финансов Карачаево-Черкесской Республики и Правительству Карачаево-Черкесской Республики о признании незаконным бездействия и взыскании с администрации Абазинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики задолженности по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате отопления жилого помещения педагогическому работнику, проживающему и работающему в сельской местности.
Заслушав доклад судьи Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики Гречкина О.А., объяснения представителя ответчика- Правительства КЧР Езаова А.А., мнение прокурора Псху А.Р., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Хабезский межрайонный прокурор КЧР обратился в суд с исковым заявлением в интересах Байрамкулова Ш.С. к администрации Абазинского муниципального района КЧР, Министерству финансов КЧР и Правительству КЧР о признании незаконным бездействия и взыскании с Министерства финансов КЧР за счет средств казны Карачаево-Черкесской Республики задолженности по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате отопления жилого помещения педагогическому работнику, проживающему и работающему в сельской местности, за 2011 год в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., сославшись на то, что Байрамкулову Ш.С., как педагогическому работнику МКОУ «СОШ а. Эльбурган», постоянно проживающему в сельской местности, а именно в а. Эльбурган Абазинского муниципального района КЧР, в соответствии с требованиями абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ № 3266-1 от 10 июля 1992 года «Об образовании», действующего на момент правоотношений сторон, и Закона КЧР № 40-РЗ от 5 июля 2011 года «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Карачаево-Черкесской Республики, и наделении органов местного самоуправления Карачаево-Черкесской Республики отдельными государственными полномочиями», действия которого распространялись на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года, полагается предоставление ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату отопления жилого помещения в 2011 году в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., которые до настоящего времени не выплачены. Органы местного самоуправления, государственной и исполнительной власти Республики не обеспечили надлежащее исполнение федерального и республиканского законодательства в части предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам в 2011 году, что повлекло нарушение гарантированного права Байрамкулова Ш.С. на возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг как педагогическому работнику, проживающему и работающему в сельской местности.
В ходе судебного разбирательства прокурор в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее по тексту ГПК РФ) изменил исковые требования и просил суд: 1) признать бездействие администрации Абазинского муниципального района КЧР, Министерства финансов КЧР и Правительства КЧР незаконным; 2) взыскать с администрации Абазинского муниципального района КЧР в пользу Байрамкулова Ш.С. задолженность по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг за отопительный период 2011 года в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. за счет средств казны Карачаево-Черкесской Республики.
Лицо, в защиту интересов которого обратился в суд с заявлением прокурор- Байрамкулов Ш.С., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении рассмотрения дела или о его рассмотрении без его участия не заявлял.
Представитель ответчика- Правительства КЧР Гришин К.С. в ходе судебного заседания измененные исковые требования не признал по основаниям, изложенным в возражениях, и просил суд в их удовлетворении отказать.
Ответчики- Министерство финансов КЧР и администрация Абазинского муниципального района КЧР, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора- Министерство образования и науки КЧР, надлежаще извещенные о времени и рассмотрении дела, в судебное заседание суда первой инстанции своих представителей не направили, сведений о причинах неявки не представили, ходатайств об отложении или о рассмотрении дела без их участия не заявляли.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Решением Хабезского районного суда КЧР от 4 октября 2013 года заявленные исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе ответчик- Министерство финансов КЧР просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение, считая его необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права. В жалобе указано на то, что признание их бездействия незаконным не соответствует нормам материального права, поскольку принятие Закона КЧР О Республиканском бюджете на 2011 год является непосредственно прерогативой Народного Собрания (Парламента Карачаево-Черкесской Республики), а Министерство финансов КЧР лишь исполняет принятый бюджет. Данное решение не отвечает требованиям полноты вынесенного судебного акта, поскольку суд при вынесении решения обосновал Указом Главы КЧР № 368 от 1 декабря 2011 года признание незаконным бездействия Правительства КЧР, однако в резолютивной части решения не указал Правительство КЧР, как представителя казны Карачаево-Черкесской Республики и не прекратил производство в отношении Министерства финансов КЧР. Также ответчик не согласен с размером взысканной судебным решением суммы, так как она является отражением суммы, начисленной Байрамкулову Ш.С. на весь отопительный период в 2011 году, между тем, возмещение в данном случае предусматривает фактически произведенные расходы, подтвержденные платежными документами.
В апелляционной жалобе ответчика- Правительства КЧР также ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции в связи с нарушением норм процессуального и материального права, принятии по делу нового решения, которым в удовлетворении исковых требований отказать. Ответчик полагает, что прокурором пропущен трехмесячный срок для обращения с заявлением, вытекающим из публичных правоотношений. Суд не принял во внимание ссылку Правительства КЧР на ст. 1069 Гражданского кодекса РФ (далее по тексту ГК РФ) и, следовательно, в данном случае ответственность за незаконные действия (бездействие) органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов несет казна муниципального образования. Суд также не принял во внимание тот факт, что согласно п. 6 постановления Правительства КЧР № 226 от 22 июля 2011 года субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов предоставляются на основании ежемесячных заявок органов местного самоуправления, что ими не было сделано и таких доказательств в суд не представлено. Также, не были представлены доказательства об обращении Байрамкулова Ш.С. в орган местного самоуправления. Истцом не представлено каких-либо расчетов суммы, затраченной на отопление помещения, в котором Байрамкулов Ш.С. проживает, а были только представлены справки о том, какая сумма была начислена за отопительный период 2011 года за пользование газом. Кроме того, истец незаконно требует оплатить ему не только затраты на отопление жилого помещения, но также его затраты на газовую плиту и проточный водонагреватель. Органами исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики принимались и принимаются меры для погашения задолженности перед педагогами и в законе о Республиканском бюджете на 2013 год предусмотрены субвенции бюджетам муниципальных образований на осуществление государственных полномочий, а именно средства на погашение задолженности педагогическим работниками КЧР по коммунальным услугам, в том числе за 2011 год.
В письменных возражениях на апелляционные жалобы прокурор просит решение Хабезского районного суда КЧР от 4 октября 2013 года оставить без изменения, поскольку доводы жалоб являются несостоятельными и не основанными на законе.
Представитель ответчика- Правительства КЧР Езаов А.А. в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, и просил ее удовлетворить.
Прокурор Псху А.Р. полагал, что решение Хабезского районного суда КЧР от 4 октября 2013 года является законным и обоснованным в части признания бездействия незаконным и поддержала расчет суммы платежа, подлежащий взысканию, представленный ими в суд апелляционной инстанции.
Ответчики- Министерство финансов КЧР и администрация Абазинского муниципального района КЧР, третье лицо- Министерство образования и науки КЧР своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направили, о времени и месте судебного разбирательства были извещены надлежащим образом. Министерство финансов КЧР в своем ходатайстве просили рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие их представителя, доводы своей жалобы поддержали в полном объеме. Министерство образования и науки КЧР и администрация Абазинского муниципального района КЧР о причине неявки суду не сообщили, об отложении судебного заседания не просили.
Лицо, в защиту интересов которого обратился в суд с заявлением прокурор- Байрамкулов Ш.С. также в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте судебного разбирательства был извещен надлежащим образом, о причине неявки суду не сообщил, об отложении судебного заседания не просил.
В связи с чем, дело в соответствии со ст. ст. 167 и 327 ГПК РФ рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как усматривается из материалов дела и установлено в суде первой инстанции, на период 2011 года Байрамкулов Ш.С. являлся педагогическим работником, а именно работал учителем рисования и труда МКОУ «СОШ а. Эльбурган» (л.д. №...), проживает в сельской местности по адресу: <адрес> (л.д. №..., №...), что также подтверждается письменными доказательствами, представленными в суд первой инстанции и в суд апелляционной инстанции.
В связи с чем, в соответствии со ст. 55 Закона РФ № 3266-1 от 10 июля 1992 года «Об образовании», действующего на момент правоотношений сторон, Байрамкулов Ш.С. имел право на получение компенсации расходов на оплату отопления жилого помещения, в том числе за указанный выше период, что не оспаривается сторонами.
Байрамкулов Ш.С. неоднократно, в том числе в 2011 году, обращался в администрацию Абазинского муниципального района с просьбами рассмотреть вопрос о выплате компенсаций на расходы по оплате за отопление, однако данные меры социальной поддержки, установленные работникам образовательных учреждений, в данном случае не были выполнены со ссылкой на то, что отсутствовало финансирование и Байрамкулову Ш.С. по настоящее время не возмещены расходы по оплате отопления жилого помещения за отопительный период 2011 года, что подтверждается справками № №... и № №..., выданными <дата> Управлением труда и социального развития администрации Абазинского муниципального района (л.д. №..., №...).
В связи с чем Байрамкулов Ш.С. был вынужден обратиться к Хабезскому межрайонному прокурору с просьбой разобраться в причинах образовавшейся задолженности.
После проведения проверки, прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с данными исковыми требованиями для восстановления нарушенных прав Байрамкулова Ш.С.
Суд первой инстанции, разрешая исковые требования по существу, исследовав обстоятельства по делу и представленные доказательства, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия полагает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, постановленными на основании правильно установленных юридически значимых обстоятельств и при верном применении норм действующего законодательства.
В соответствии с абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ № 3266-1 от 10 июля 1992 года «Об образовании» (в редакции Федерального закона РФ № 439-ФЗ от 29 декабря 2010 года) (далее по тексту Закон об образовании), педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона об образовании, не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Из содержания ст. ст. 153 и 154 Жилищного кодекса РФ следует, что право педагогических работников на получение бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности подразумевает предоставление указанной категории граждан льгот по оплате жилья, а также по оплате отопления и платы за электроэнергию.
Согласно ст. 2 Федерального закона РФ № 52-ФЗ от 6 мая 2003 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании», устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Условия и порядок предоставления мер социальной поддержки сельским учителям в Карачаево-Черкесской Республике в 2011 году регламентированы Законом КЧР № 40-РЗ от 5 июля 2011 года «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Карачаево-Черкесской Республики, и наделении органов местного самоуправлении КЧР отдельными государственными полномочиями» (далее Закон КЧР о размере, условиях и порядке возмещения расходов), действия которого распространялись на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года.
Согласно ст. 2 Указанного Закона КЧР возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, производится в размере 100 процентов и рассчитывается согласно пункту 2 методики расчета объема субвенций бюджетам органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Карачаево-Черкесской Республики для осуществления отдельных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Карачаево-Черкесской Республики (далее- методика), являющейся приложением к Закону. Объем возмещения расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, не может превышать расходы за фактически предоставленные педагогическому работнику жилищно-коммунальные услуги.
Таким образом, совокупность вышеприведенных норм по существу устанавливает обязанность субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления предоставить меры социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности. При этом средства на реализацию передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в республиканском бюджете в виде субвенций.
В соответствии со ст. 3 Закона КЧР о размере, условиях и порядке возмещения расходов, возмещению подлежат расходы за отопление (за потребленные услуги теплоснабжения в жилом помещении, имеющем централизованное отопление, или за потребленные услуги газоснабжения в части отопления от газовых приборов или других энергоносителей), либо оплата твердого топлива и его доставки в дома, при наличии печного отопления. При наличии у педагогического работника права на возмещение расходов на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения по настоящему Закону и одновременно на такое же возмещение расходов на предоставление мер социальной поддержки по федеральному закону и (или) иному нормативному правовому акту, возмещение расходов на предоставление мер социальной поддержки производится либо по настоящему Закону, либо по федеральному закону и (или) иному нормативному правовому акту по выбору педагогического работника.
Государственными полномочиями по возмещению расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) наделены органы местного самоуправления, в том числе и Абазинский муниципальный район (ст. ст. 5-6 Закона).
В силу ст. ст. 8-9 Закона КЧР о размере, условиях и порядке возмещения расходов, органы местного самоуправления при осуществлении указанных полномочий обязаны осуществлять их надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами КЧР, а органы государственной власти КЧР- обеспечивать передачу органам местного самоуправления финансовых средств и материальных ресурсов, необходимых для осуществления отдельных полномочий, в порядке, определяемом Правительством КЧР, оказывать содействие органам местного самоуправления в разрешении вопросов, связанных с осуществлением ими отдельных полномочий, а также выполнять иные обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Карачаево-Черкесской Республики.
Средства направляются Министерством финансов КЧР Министерству образования и науки КЧР на предоставление субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов на возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам по оплате жилого помещения, отопления и освещения.
Субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов предоставляются на основании ежемесячных заявок органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления представляют свои заявки в Министерство образования и науки КЧР не позднее 25 числа отчетного месяца.
Между тем, администрация Абазинского муниципального района КЧР в нарушение требований Закона об образовании и Закона КЧР о размере, условиях и порядке возмещения расходов, действующих на 2011 год, не исполнила свои обязанности по принятию заявлений работников образовательных учреждений, в данном случае педагогического работника, работающего и проживающего в сельской местности Байрамкулова Ш.С., а также по направлению в Министерство образования и науки КЧР ежемесячных заявок на предоставление субвенций бюджету муниципального района на возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам по оплате отопления жилого помещения.
Правительство КЧР через уполномоченный орган исполнительной власти КЧР осуществляет организационное, методическое руководство и контроль за осуществлением переданных органам местного самоуправления отдельных полномочий и использованием переданных на эти цели финансовых средств и материальных ресурсов, и осуществляет контроль за исполнением органами местного самоуправления отдельных полномочий и использованием органами местного самоуправления финансовых средств, предоставленных им для осуществления отдельных полномочий, через уполномоченный орган исполнительной власти КЧР (ст. ст. 11-12 Закона).
Однако Правительство КЧР в нарушение требований п. 2 ст. 11 и п.п. 2-3 ст. 12 Закона КЧР о размере, условиях и порядке возмещения расходов не приняло никаких мер для осуществления контроля по исполнению органом местного самоуправления отдельных полномочий.
В соответствии со ст. ст. 1 и 152 Бюджетного кодекса РФ гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений, следовательно, взыскание указанных расходов не может быть произведено непосредственно из казны Российской Федерации, так как законодательством Карачаево-Черкесской Республики установлены порядок предоставления мер социальной поддержки и способ распределения бюджетных средств на эти цели.
Министерство финансов КЧР, являющееся в соответствии с Положением о Министерстве финансов КЧР, утвержденным постановлением Правительства КЧР № 382 от 22 октября 2008 года, исполнительным органом государственной власти КЧР, в соответствии с возложенными на него задачами организует в соответствии с законодательством Российской Федерации и Карачаево-Черкесской Республики разработку проекта республиканского бюджета, организует в установленном порядке исполнение консолидированного и республиканского бюджетов.
Однако в нарушение законодательства Российской Федерации и Карачаево-Черкесской Республики, финансовый орган КЧР не предусмотрел в бюджете на 2011 год средства на возмещение расходов, связанных с оплатой в 2011 году педагогическими работниками, проживающими в сельской местности жилых помещений, отопления и освещения. Соответственно, Министерством финансов КЧР в Министерство образования и науки КЧР для направления в орган местного самоуправления такие средства не перечислялись.
Отсутствие в Законе КЧР «О Республиканском бюджете Карачаево-Черкесской Республики на 2011 год» данных мер социальной поддержки не освобождает исполнительную власть и органы местного самоуправления от исполнения установленной Федеральным законом обязанности.
В силу Постановления Правительства РФ № 377 от 27 июня 2003 года, данные субсидии выделяются субъектам Российской Федерации только на основании представляемых ими ежеквартальных отчетов о фактически понесенных расходах. Следовательно, для получения данных субсидий, финансовые органы субъекта РФ должны были представить в Министерство финансов РФ сведения о фактически понесенных расходах.
Ответчики в соответствии с требованиями ст. 249 ГПК РФ (распределение обязанностей по доказыванию по делам, возникающим из публичных правоотношений) не представили суду первой инстанции доказательства об обстоятельствах, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий или бездействий, а именно не представили суду доказательств того, что субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления предпринимались меры к получению субсидий для возмещения расходов по оплате жилых помещений, отопления и освещения сельским учителям, своевременной выплате учителям компенсаций.
Ссылка на отсутствие в республиканском бюджете необходимых финансовых средств не может повлечь нарушение прав указанной категории граждан и отсутствие финансирования само по себе не освобождает ответчиков от предоставления предусмотренных законом мер социальной поддержки.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в постановлениях № 12-П от 17 июня 2004 года и № 5-П от 15 мая 2006 года, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Органы местного самоуправления и органы исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки указанной категории граждан, вправе были требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.
Кроме того, Конституционный Суд РФ в своих решениях неоднократно излагал правовую позицию о том, что Российская Федерация как правовое социальное государство не вправе произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, отменять либо приостанавливать предоставление выплат, либо льгот компенсационного характера без установления надлежащего механизма соответствующего возмещения.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно признал незаконным бездействие администрации Абазинского муниципального района КЧР, Правительства КЧР и Министерства финансов КЧР, выразившиеся в неисполнении ими требований как законодательства Российской Федерации, так и законодательства Карачаево-Черкесской Республики, регламентирующих право педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, на получение компенсационных выплат.
Также, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что педагогическому работнику Байрамкулову Ш.С., в чьих интересах прокурором заявлен иск, выплату задолженности по возмещению расходов на оплату отопления жилого помещения должна произвести администрация Абазинского муниципального района КЧР за счет средств казны Карачаево-Черкесской Республики, поскольку в настоящем случае не могут применяться положения ст. 1069 ГК РФ в части взыскания средств из муниципальной казны, так как обязательства по выплатам, взятые на себя субъектом Российской Федерации, подлежат исполнению. Исходя из того, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, установлены законом субъекта, соответственно эти выплаты являются расходным обязательством субъекта, то есть Карачаево-Черкесской Республики.
Постановлением Правительства КЧР № 226 от 22 июля 2011 года утвержден «Порядок возмещения расходов на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Карачаево-Черкесской Республики», в соответствии с которым возмещение расходов педагогическому работнику на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения в виде ежемесячной денежной компенсации осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Карачаево-Черкесской Республики, на территории которых проживают педагогические работники, в пределах объема субвенций, получаемых из республиканского бюджета в соответствии с заявлением педагогического работника и при предоставлении им необходимых документов.
Ссылки апелляционных жалоб в этой части удовлетворенных требований, по существу направленные на установление обратного, не заслуживают внимания как основанные на ином толковании закона.
Обжалуемое судебное постановление прав ответчиков не нарушает, отсутствие финансирования само по себе не освобождает от предоставления таких мер, довод апелляционной жалобы в указанной части отклоняется как несостоятельный, поскольку суд разрешил спор в рамках публичных правоотношений, применил специальный закон, его регулирующий.
Доводы апелляционной жалобы о том, что при подаче искового заявления прокурором был пропущен срок, установленный ст. 256 ГПК РФ на обжалование действий (бездействий) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего проверен. Данный довод жалобы не может являться основанием к отмене решения суда первой инстанции, поскольку предоставление мер социальной поддержки данной категории граждан является публично-правовой обязанностью органов государственной власти, бездействие носит длящийся характер и не обеспечивает социально незащищенным гражданам получение законных льгот, в связи с чем, применить в данном случае срок, установленный данной нормой права, не представляется возможным.
Из представленной ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» филиал в Карачаево-Черкесской Республике истории расчетов (л.д. №...) за период с января по апрель и с октября по декабрь 2011 года следует, что Байрамкулову Ш.С. за пользование природным газом было начислено <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., которая была оплачена им в полном объеме в 2011 году.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции взыскал с администрации Абазинского муниципального района в пользу Байрамкулова Ш.С. за счет средств казны Карачаево-Черкесской Республики задолженность по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате отопления жилого помещения педагогическому работнику, проживающему и работающему в сельской местности, за отопительный период 2011 года в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.
Между тем, прокурор, обратившийся с иском в интересах Байрамкулова Ш.С., в суд апелляционной инстанции представил уточненный расчет, в котором исключил из общей начисленной к оплате суммы за газоснабжение стоимость газа, затраченного по нормативам потребления на газовую плиту и проточный водонагреватель, и размер задолженности расходов на оплату отопления жилого дома составляет <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.
Представитель ответчика- Правительства КЧР в суде апелляционной инстанции выразил согласие с представленным прокурором расчетом.
Согласно ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии с требованием ст. 195 УПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Однако принятое решение в части взыскания задолженности по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате отопления жилого помещения педагогическому работнику, проживающему и работающему в сельской местности, этим требованиям не соответствует.
Проверив уточненный прокурором расчет, судебная коллегия находит его верным, в связи с чем полагает необходимым изменить решение суда первой инстанции в части размера взысканной суммы, и принять по делу в этой части новое решение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 и ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Хабезского районного суда КЧР от 4 октября 2013 года изменить в части разрешения требований о взыскании задолженности по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате отопления жилого помещения педагогическому работнику, проживающему и работающему в сельской местности и принять по делу в этой части новое решение.
Взыскать с администрации Абазинского муниципального района КЧР в пользу Байрамкулова Ш.С. задолженность по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате отопления жилого помещения за 2011 год в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. за счет средств казны Карачаево-Черкесской Республики.
В остальной части решение оставить без изменения, а апелляционные жалобы- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: