Дело № 2-37/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 февраля 2016 года село Кочево
Кочевский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Шилоносовой Т.В.,
при секретаре Кивилевой Т.А.,
с участием представителей истца Андреевой Н.А. и адвоката Паниной О.И.,
представителя ответчика администрации Кочевского муниципального района Утробиной Н.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению Андреев Ф.Н. к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края и Администрации Кочевского муниципального района о признании решения комиссии по жилищным вопросам администрации Кочевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № не законным и возложении обязанности по восстановлению в прежней очереди на получение жилищной субсидии по дате подачи первоначального заявления,
у с т а н о в и л:
Андреев Ф.Н., обратился в суд с иском к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края и Администрации Кочевского муниципального района о признании решения комиссии по жилищным вопросам администрации Кочевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № не законным и возложении обязанности по восстановлению в прежней очереди на получение жилищной субсидии по дате подачи первоначального заявления.
В обоснование заявленных требований истец указал, что является инвалидом с детства <данные изъяты>, бессрочно. В период его несовершеннолетия, его мама- Андреева Н.А., являясь его законным представителем, от своего имени написала ДД.ММ.ГГГГ заявление для постановки на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, в администрацию Кочевского муниципального района. ДД.ММ.ГГГГ учетное дело Андреевой Н.А. переоформлено на истца в льготную очередь категории «инвалиды» по дате первоначального заявления. В дальнейшем ежегодно истец подтверждал право и желание на участие в подпрограмме совместно со своими родителями.
ДД.ММ.ГГГГ администрация Кочевского муниципального района уведомила его об исключении из списка граждан, имеющих право на получение социальной выплаты как участника подпрограммы и снятии с учета, в связи с переоформлением очереди с одной категории на другую.
Полагает, что решение жилищной комиссии администрация Кочевского муниципального района незаконное, просит отменить оспариваемое решение и возложить обязанность по восстановлению на учет в прежней очереди по дате подачи первоначального заявления.
В судебное заседание истец Андреев Ф.Н. не явился по уважительной причине, является инвалидом и нуждается в сурдопереводчике, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом и своевременно, в представленном заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие с участием его представителей матери Андреевой Н.А. и адвоката Паниной О.И. (л.д. 42, 108)
В судебном заседании представитель истца Андреева Н.А. действующая по доверенности, заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям указанным в иске, дополнительно указав, что приходится матерью истцу. Первоначально в очереди состояла она с членами семьи, в том числе и сын инвалид с <данные изъяты> инвалидности, затем в 2012 году переоформили очередь на льготную категорию «инвалиды», однако изначально указывала своего сына инвалида. Она ежегодно отслеживала движение по данной очереди и действовала от имени сына как законный представитель. Считает решение администрации района незаконным, поскольку произошла смена получателя государственного жилищного сертификата, никакого переоформления очереди с одной категории на другую не было.
В судебном заседании представитель истца адвокат Панина О.И. действующая по ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ АО № <адрес> ПОККА доводы истца и его представителя матери Андреевой Н.А. поддержала в полном объеме. Дополнила, что истец является инвалидом детства с 1991 года и на момент постановки на учет о включении в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат как участник подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» ДД.ММ.ГГГГ имел стаж проживания в районе приравненном к Крайнему Северу 16 лет (необходимый 15 лет). В сентябре 2015 года запрашивая недостающие документы для получения субсидии, администрация Кочевского муниципального района тем самым подтвердила, что Андреев Ф.Н. является участником данной подпрограммы и состоит в очереди «инвалиды». Считает решение администрации района незаконным, поскольку произошла смена получателя государственного жилищного сертификата в 2012 году, а фактически никакого переоформления очереди с одной категории на другую не было.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Кочевского муниципального района Утробина Н.М., действующая по доверенности, исковые требования не признала и возражала против их удовлетворения. Пояснила в суде, что на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей первоначально с ДД.ММ.ГГГГ состояла представитель истца, его мать- Андреева Н.А. ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления, поданного Андреевой Н.А. учетное дело переоформлено на Андреева Н.Ф. инвалида с детства, и переоформлена очередь на льготную в категорию «инвалиды» по дате подачи первоначального заявления. В ходе ревизии учетных дел, проведенной во исполнение письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края СЭД№ было установлено, что переоформление учетного дела № Андреевой Н.А. на сына Андреева Ф.Н. противоречит условиям подпрограммы, т.к. возможность перевода очереди на получение социальных выплат с одного гражданина на другого, возможность получения жилищной субсидии для приобретения жилья связывается только с изменением оснований постановки на учет именно первоначального заявителя, поскольку, право на указанный вид субсидирования неразрывно связано с личностью гражданина, обратившегося за его получением. По этим основаниям комиссией принято решение об исключении из очереди и снятии с учета Андреева Ф.Н. Фактически же переоформление очереди не было, категория «инвалиды» не поменялась.
Представитель ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края А.Н. Смоляков, действующий по доверенности, на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом и своевременно, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие и отзыв (л.д.100-101). Из отзыва следует, что Министерство возражает против удовлетворения заявленных требований истца Андреева Ф.Н., поскольку решение о снятии с учета и исключения и списка граждан, имеющих право на получение социальной выплаты как участника подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», принято жилищной комиссией администрации Кочевского муниципального района правомерно.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца Андреева Ф.Н. и представителя ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела и оценив доказательства в их совокупности, считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Условия предоставления жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, установлены Федеральным Законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее - Федеральный закон).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01 января 1992 г., имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в улучшении жилищных условий и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
При этом право на получение жилищных субсидий имеют, в том числе:
инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
Следовательно, для признания за инвалидами с детства права на предоставление единовременной социальной выплаты и принятия на соответствующий учет необходимо наличие определенных условий:
наличие статуса инвалид с детства;
рождение гражданина в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности);
проживание в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
В силу ст. 5 Федерального закона при определении норматива предоставления жилищных субсидий инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности), за стаж работы принимается время их проживания в указанных районах и местностях со дня рождения.
Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 года N 879 утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (далее - Положение), устанавливающее порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом. Согласно пунктам 2, 3 Положения регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания.
В соответствии с Законом Пермского края от 18.12.2007 г. № 159-ПК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края государственными полномочиями по постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» государственными полномочиями по постановке на учет граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющих право на получение жилищных субсидий на приобретение (строительство) жилья в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» наделены органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края.
В пункте 9 Положения указан перечень необходимых для регистрации и постановки на учет документов, предоставляемых гражданами, имеющими право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления).
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, Андреев Ф.Н. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, его родителями являются ФИО1 и Андреева Н.А. (л.д. 6).
Из справки серия МСЭ № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Андреев Ф.Н. является инвалидом <данные изъяты> с детства бессрочно (л.д. 33).
Из учетного дела № Андреева Ф.Н. видно, что первоначально участником подпрограммы являлась Андреева Н.А. с датой постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10).
ДД.ММ.ГГГГ комиссией по вопросам переселения граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных местностей принято решение поставить на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, подавших заявления до ДД.ММ.ГГГГ, в том числе Андрееву Н.А., с первоначальной датой постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13).
В тот же день главой Кочевского муниципального района подписано постановление № о постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, подавших заявления до ДД.ММ.ГГГГ, согласно утвержденному Списка граждан по Кочевскому муниципальному району (л.д.14).
Решением комиссии по вопросам переселения граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Администрации Кочевского муниципального района Пермского края № от ДД.ММ.ГГГГ, на основании личных заявлений Андреевой Н.А. и Андреева Ф.Н., учетное дело Андреевой Н.А. № переоформлено на сына Андреева Ф.Н. и переведено в категорию «инвалиды» по дате первоначального заявления (л.д.15,16,17).
Согласно Списков граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» за 2007-2012 годы Андреева Н.А. состояла в категории «инвалиды I и II группы, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», за 2013- 2016 годы Андреев Ф.Н. состоял в категории «инвалиды I и II группы, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (л.д. 94-99).
Решением жилищной комиссии Администрация Кочевского муниципального № от ДД.ММ.ГГГГ Андреев Ф.Н. снят с учета и исключен из списка граждан, имеющих право на получение социальной выплаты как участник подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по причине переоформление очереди на члена семьи, что противоречит смыслу и условиям подпрограммы (л.д. 31).
С данным решением комиссии по вопросам переселения граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Администрации Кочевского муниципального района, суд согласиться не может по следующим основаниям.
Согласно пункту 20 Положения N 879 о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением их районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 года, в редакции Постановления Правительства РФ от 14 ноября 2007 года № 780 действовавшей до 01 января 2012 года, в случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления) либо они подлежат снятию с учета.
Принимая во внимание, что право Андреева Ф.Н. на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом N 125-ФЗ возникло ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, действия ответчика Администрации Кочевского муниципального района по снятию истца с вышеуказанного учета в связи с переоформлением очереди на другого члена семьи являются незаконными.
Кроме того, материалами дела установлено, что первоначальный заявитель Андреева Н.Ф. изначально действовала в интересах несовершеннолетнего сына Андреева Ф.Н. инвалида с детства. Поставлена на учет в очередь категории «инвалиды» в связи с инвалидностью сына Андреева Ф.Н. в связи с чем, суд не усматривает изменения оснований постановки на учет, а лишь смену получателя государственного жилищного сертификата. Данное обстоятельство подтверждается сводными списками граждан-участников подпрограммы за период с 2007 по 2016 годы, где в том числе, в категории инвалиды с детства, значится за 2007-2012 годы Андреева Н.А. (мать), а в последующем Андреев Ф.Н.(сын).
Проанализировав вышеуказанное и установив, что Андреев Ф.Н. является инвалидом с детства, родился на территории <адрес>, который согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, отнесен к местности приравненной к районам Крайнего Севера (постановление Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029, Указ Президента РФ от 16.09.1992 N 1085), ДД.ММ.ГГГГ достиг 15 летнего возраста, следовательно, отвечает совокупности условий, необходимых для постановки на учет на получение жилищной субсидии.
Довод представителя ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края А.Н. Смолякова, о том, что Министерство не являются надлежащим ответчиком, суд отклоняет.
Из системного толкования вышеприведенных норм следует, что контроль за осуществлением органами местного самоуправления регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, обеспечивают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п.7 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей). Таким образом, надлежащим органом, осуществляющим реализацию подпрограммы в силу возложенных на него полномочий, является орган исполнительной власти субъекта РФ, в конкретном случае - Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края. Следовательно, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края является надлежащим ответчиком.
Ссылку истца Андреева Ф.Н. указанному в заявлении и представителя истца Паниной О.И., о том, что Администрацией Кочевского муниципального района решение о снятии с учета принято по истечении трехлетнего срока исковой давности от даты переоформления очереди с одного члена семьи на другого, суд признает необоснованной.
В соответствии со ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Исковая давность представляет собой срок, в течение которого лицо может требовать принудительного осуществления или защиты своего нарушенного права, а суд обязан в течение этого срока предоставить защиту лицу, право которого нарушено.
Между тем, истцом срок для обращения в суд за защитой нарушенного права не истек.
Применение же срока исковой давности между решениями органа местного самоуправления о постановке на учет, снятии с учета, переоформления очереди и т.п. законодательством не предусмотрено.
Таким образом, учитывая установленные обстоятельства и приведенные правовые нормы, регулирующие условия предоставления жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам РФ, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, суд приходит к выводу, что исковые требования Андреева Ф.Н., подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Андреев Ф.Н. к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края и Администрации Кочевского муниципального района о признании решения комиссии по жилищным вопросам администрации Кочевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № не законным и возложении обязанности по восстановлению в прежней очереди на получение жилищной субсидии по дате подачи первоначального заявления, удовлетворить.
Признать решение комиссии по жилищным вопросам Администрации Кочевского муниципального района Пермского края № от ДД.ММ.ГГГГ об исключении из списка участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» и снятии с учета Андреев Ф.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, незаконным.
Обязать Администрацию Кочевского муниципального района восстановить Андреев Ф.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в списке граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по Кочевскому муниципальному району в категории «инвалиды I и II группы, инвалиды с детства», с датой постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Пермского краевого суда через Кочевский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Судья подпись