Дело № 2- 112/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 марта 2015 г. г. Медвежьегорск
Медвежьегорский районный суд Республики Карелия
В составе председательствующего судьи Лисовской О.Б.
С участием прокурора Запольного Д.Н.
При секретаре Вартановой А.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Медвежьегорского района Республики Карелия в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 ГПК Российской Федерации к ООО « Сток» о совершении определенных действий,
Установил:
Прокурор Медвежьегорского района Республики Карелия в порядке ст. 45 ГПК Российской Федерации обратился в суд с заявлением к ООО « Сток» ( далее по тексту Общество) по тем основаниям, что проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства в деятельности Общества, по итогам которой установлено, что в процессе хозяйственной деятельности Общество осуществляет водоотведение использованных сточных вод в виде сброса с территории Медвежьегорского городского поселения и с территории Толвуйского сельского поселения, без очистки, в том числе первичной. При этом разрешительные документы на пользование водным объектом у предприятия отсутствуют, плату за негативное воздействие на окружающую среду Общество не исчисляет и в установленном порядке не вносит, в связи с чем прокурор в судебном порядке просит обязать Общество в трехмесячный срок с даты вступления решения суда в законную силу произвести и согласовать в соответствии с Приказом Ростехнадзора от 05.04. 2007 № 204 « Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Карелия расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал по указанным в заявлении основаниям и просил их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ООО « Сток» возражал против удовлетворения заявленных прокурором требований, так как Общество водопользователем юридически не является, оснований обязать его совершить указанные в иске действия, не имеется.
В судебное заседание представители третьих лиц Администрации Медвежьегорского городского поселения и Администрации Толвуйского сельского поселения не явились, о рассмотрении дела уведомлены, с учетом положений ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассматривать данное дело без них.
В судебное заседание третье лицо Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Карелия не явилось, о рассмотрении дела уведомлено, с учетом положений ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассматривать дело без представителя третьего лица.
Исследовав письменные материалы дела, выслушав прокурора, представителя ответчика, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено и следует из материалов дела, что в ходе осуществления проверки выявлено присутствие в составе сбрасываемых Обществом в водный объект сточных вод вредных (загрязняющих) веществ. В государственном водном реестре право пользования Общества водным объектом Онежским озером (решение о предоставлении водного объекта в пользование) с целью сброса сточных вод не зарегистрировано, что явилось основанием для предъявления в суд иска.
В силу ст. ст. 42, 58 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона « Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено указанным Кодексом. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено указанным Кодексом, другими федеральными законами.
На основании п. 2 ч. 2 ст. 11 Водного кодекса РФ водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, предоставляются в пользование для сброса сточных вод, в том числе дренажных вод на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Одним из принципов охраны окружающей среды является платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде (ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды»). Одним из основных методов экономического регулирования в области охраны окружающей среды является установление платы за негативное воздействие на окружающую среду (ст. 14 и ст. 16 ФЗ).
Как следует из материалов дела, Общество имеет в аренде объекты основных средств, используемых для водоотведения на территории Медвежьегорского городского поселения и Толвуйского сельского поселения. ДД.ММ.ГГГГ в отношении указанного Общества, равно как и в отношении его должностного лица директора вынесены постановления о признании виновными в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 8.13 и ч. 1 ст. 8. 14 КоАП РФ и 7.6. КоАП РФ и ч. 1 ст. 19. 5 КоАП РФ, соответственно, с назначением административного наказания в ДД.ММ.ГГГГ., которыми установлен факт сброса вредных (загрязняющих) веществ в водный объект в отсутствие разрешения на сбросы загрязняющих веществ, также установлено.
Оценив представленные по делу доказательства, по правилам ст. 67 ГПК РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, а также в их совокупности, суд приходит к выводу, что ответчик в своей деятельности осуществляет сброс вредных (загрязняющих) веществ в водный объект без соответствующего разрешения.
В соответствии с п. 1 ст. 34 Федерального закона « Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.Согласно п. 2 ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов. Опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность (ст. 1065 ГК РФ).
В силу ч. 2 ст. 68 Водного кодекса Российской Федерации привлечение к ответственности за нарушение водного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить допущенные нарушения и возместить причиненный ими вред.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в п. 30, 31 Постановления от 18 октября 2012 г. № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из экологических правоотношений, направлены на защиту прав граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологическим правонарушением, гарантированных статьей 42 Конституции Российской Федерации, что определяет подведомственность этих дел судам общей юрисдикции (статья 126 Конституции РФ, пункт 1 части 1 статьи 22 ГПК РФ). Поскольку имущественные отношения участников гражданского (хозяйственного) оборота, возникающие в ходе осуществления этими лицами предпринимательской и иной экономической деятельности, предметом заявленных требований по делам данной категории не являются, указанные дела рассматриваются в судах общей юрисдикции независимо от субъектного состава участвующих в деле лиц. К таким делам относятся дела по искам о возмещении вреда окружающей среде, дела по искам об ограничении, приостановлении или прекращении деятельности, осуществляемой с нарушениями требований в области охраны окружающей среды и природопользования, в частности дела по искам о приостановлении размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов, дела по заявлениям прокуроров в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и иные гражданские дела (статья 45 ГПК РФ, пункт 2 статьи 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды»). Субъектами обращения в суд по делам о нарушениях законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования являются: физические и юридические лица, прокурор, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять государственный экологический надзор, и их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные осуществлять региональный государственный экологический надзор, органы местного самоуправления, а также иные органы в случаях, предусмотренных законом, общественные и иные некоммерческие объединения (их ассоциации, союзы), обладающие статусом юридического лица и осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды (статьи 45 и 46 ГПК РФ, статьи 11, 12, 66 Федерального закона «Об охране окружающей среды» ).
Порядок определения платы утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении порядка определения платы ее предельных размеров за загрязнения окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».
Согласно пункту 4 Порядка плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.
В соответствии с пунктом 5 Порядка плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов, уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
Расчет платы осуществляется по нормативам, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 г. № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющими стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» с использованием коэффициента, учитывающего инфляцию, который устанавливается Федеральным законом о федеральном бюджете на текущий год.
Форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, порядок ее заполнения и представления утверждены Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 г. № 204 « Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду».
Плательщик заполняет форму самостоятельно либо вправе для заполнения формы расчета платы по своему усмотрению воспользоваться услугами любой специализированной организации.
Приказом федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 г. № 557, установлены сроки уплаты за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом является календарный квартал.
При таких обстоятельствах, требования прокурора обязать ответчика произвести расчет такой платы в соответствии с действующим законодательством, являются обоснованными и подлежат удовлетворению, при этом доводы ответчика об обратном суд находит несостоятельными в силу вышеизложенного, в том числе в части невозможности определить объем сброса сточных вод при наличии утвержденного тарифа Общества на услугу по водоотведению и форм документов, заполняемых им в рамках деятельности по водоотведению и водоснабжению.
В соответствии ч. 3 ст. 196 ГПК Российской Федерации и п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 г. № 23 «О судебном решении» дело рассмотрено в пределах требований и оснований, указанных стороной.
Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-198 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявленные прокурором Медвежьегорского района Республики Карелия требования удовлетворить.
Обязать ООО « Сток» в трехмесячный срок с даты вступления решения суда в законную силу произвести и согласовать в соответствии с Приказом Ростехнадзора от 05.04. 2007 № 204 « Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Карелия расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Медвежьегорский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Лисовская О.Б.
Полный текст решения 23 марта 2015.