гражданское дело №2-715/2015
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
29 апреля 2015 года город Буденновск
Судья Буденновского городского суда Ставропольского края Озеров В.Н.,
при секретаре Масловой М.М.,
с участием помощника Буденновского межрайонного прокурора Гриднева М.М.,
представителя ответчика – главы администрации муниципального образования Преображенского сельсовета Буденновского района Ставропольского края Тимошенко В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Буденновского межрайонного прокурора в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Преображенского сельсовета Буденновского района Ставропольского края о возложении обязанности ликвидировать свалки твердых бытовых отходов и отходов потребления,
У С Т А Н О В И Л:
Буденновский межрайонный прокурор обратился в Буденновский городской суд с иском в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Преображенского сельсовета Буденновского района Ставропольского края о возложении обязанности ликвидировать свалки твердых бытовых отходов и отходов потребления.
В обосновании своих требований прокурор указывает, что проведенной Буденновской межрайонной прокуратурой проверкой в деятельности администрации муниципального образования Преображенского сельсовета Буденновского района выявлены нарушения природоохранного, земельного, санитарно-эпидемиологического законодательства.
Так, 31.03.2015 выездной прокурорской проверкой в селе Преображенского обнаружены свалки твердых бытовых отходов, отходов потребления по <адрес>, ближе к домовладению № 17, по <адрес>, ближе к домовладению № (площадью около 4 кв.м.), по <адрес>, ближе к домовладению № (площадью около 4 кв.м.), а также ближе к памятнику воинской славы «Погибшим односельчанам 1941-1945 гг.» (площадью около 8 кв.м.), которые образовались стихийно, соответственно, не огорожены и не соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям. На свалках размещены твердые бытовые отходы (картонные коробки, пластиковые и стеклянные бутылки, полиэтиленовая и полипропиленовая тара, бытовой мусор, фрагменты изделий из пластмассы и металла, фрагменты одежды и бытовых принадлежностей), отходы потребления, остатки пищевых продуктов, фрагменты древесно-кустарниковой растительности и другой мусор. Кроме этого, сбор и вывоз этих твердых бытовых отходов и отходов потребления длительное время не производится. Меры к ликвидации несанкционированных свалок не приняты.
Между тем, количество установленных в населенном пункте контейнеров для сбора твердых бытовых отходов, отходов потребления и иного мусора должно быть достаточным для населения, в целях недопущения образования несанкционированных стихийных свалок мусора.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Статьей 3 Федерального закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Закон № 7-ФЗ) определено, что хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, ответственности за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Частью 1 ст. 7 Закон № 7-ФЗ и п. 18 ч. 1 ст. 14 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Аналогичная норма предусмотрена Уставом муниципального образования Преображенского сельсовета.
Согласно ст.ст. 51, 52 Закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, обезвреживанию, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды; запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются санитарно-защитные зоны, лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования.
Согласно ч. 1 ст. 35 Закона № 7-ФЗ при размещении объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических, нравственных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды.
Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Закон № 89-ФЗ) определено, что отходы производства и потребления есть вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления.
В соответствии со ст. 13 Закона № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов, организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления, при этом согласно ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Закон № 52-ФЗ) обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Согласно ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от захламления отходами производства и потребления, ликвидации последствий загрязнения, рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.
В силу ч. 1 ст. 22 Закона № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Нормами санитарных правил 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 16 от 30.05.2001 (далее санитарные правила) предусмотрено, что полигоны твердых бытовых отходов являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения.
Пунктами 2.2, 3.1, 3.3, 4.4 санитарных правил предусмотрено, что участок для устройства полигона твердых бытовых отходов должен отводиться в соответствии с утвержденным генеральным планом или проектом, при этом следует учитывать климатогеографические и почвенные особенности, геологические и гидрологические условия местности. Выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам. По периметру всей территории полигона ТБО устраивается легкое ограждение. Ограждение могут заменять осушительная траншея глубиной более 2 м или вал высотой не более 2 м. В ограде полигона устраивается шлагбаум у производственно - бытового здания.
При этом п. 2.2.1. санитарных правил «Содержание территорий населенных мест», утвержденных главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 № 4690-88 предусмотрено, что при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град. и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше + 5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.
Установлено, что материалы, обосновывающие размещение полигона твердых бытовых отходов на землях муниципального образования Преображенского сельсовета, отсутствуют.
В нарушение вышеназванных требований федерального законодательства на территории села Преображенского сбор отходов в установленные санитарными правилами сроки не осуществляется.
Указанные нарушения ставят под угрозу права жителей села Преображенского Буденновского района на благоприятную окружающую среду, охраняемые и гарантированные Конституцией Российской Федерации.
Таким образом, администрацией муниципального образования Преображенского сельсовета меры к ликвидации стихийных свалок не приняты, требования федерального законодательства не выполняются, что лишает граждан права на благоприятную среду и на ее защиту от негативного воздействия.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 ГПК РФ, суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием органов местного самоуправления о защите нарушенных прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из экологических правоотношений.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее заявление, непостоянна и персонально изменчива, поэтому настоящее заявление направляется в интересах неопределенного круга лиц.
Пункт 4 статьи 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предусматривает, что в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор вправе предъявить и поддержать в суде иск в интересах пострадавших.
На основании изложенного, просит суд:
- обязать администрацию муниципального образования Преображенского сельсовета ликвидировать свалки твердых бытовых отходов и отходов потребления на земельных участках в границах муниципального образования расположенных: по <адрес>, ближе к домовладению № <данные изъяты>, по <адрес>, ближе к домовладению № (площадью около 4 кв.м.), по <адрес>, ближе к домовладению № (площадью около 4 кв.м.), а также ближе к памятнику воинской славы «Погибшим односельчанам 1941-1945 гг.» (площадью около 8 кв.м.).
В судебном заседании помощник Буденновского межрайонного прокурора Гриднев М.М. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, просил суд их удовлетворить.
Представитель ответчика – глава администрации муниципального образования Преображенского сельсовета Буденновского района Ставропольского края Тимошенко В.В. в судебном заседании исковые требования Буденновского межрайонного прокурора признал в полном объеме, представив суду письменное заявление.
Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материал дела, приходит к следующему.
Представитель ответчика глава администрации муниципального образования Преображенского сельсовета Буденновского района Ставропольского края Тимошенко В.В. в судебном заседании требования Буденновского межрайонного прокурора признал полностью, представив суду письменное заявление.
Суд принимает признание представителем ответчика - главой администрации муниципального образования Преображенского сельсовета Буденновского района Ставропольского края Тимошенко В.В. иска Буденновского межрайонного прокурора, поскольку это не противоречит закону, не нарушает прав сторон и иных лиц, кроме того, обоснованность требований истца подтверждается доказательствами, имеющимися в материалах гражданского дела.
Согласно ч. 3 ст. 173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Согласно ч. 4 ст. 198 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
В связи с чем, суд принимает решение об удовлетворении требований Буденновского межрайонного прокурора.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Буденновского межрайонного прокурора в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Преображенского сельсовета Буденновского района Ставропольского края о возложении обязанности ликвидировать свалки твердых бытовых отходов и отходов потребления - удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Преображенского сельсовета ликвидировать свалки твердых бытовых отходов и отходов потребления на земельных участках в границах муниципального образования расположенных: по <адрес>, ближе к домовладению № <данные изъяты>, по <адрес>, ближе к домовладению № (площадью около 4 кв.м.), по <адрес>, ближе к домовладению № (площадью около 4 кв.м.), а также ближе к памятнику воинской славы «Погибшим односельчанам 1941-1945 гг.» (площадью около 8 кв.м.).
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Буденновский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, то есть, начиная с 27 марта 2015 г.
Судья Озеров В.Н.