Судья Кузнецов М.В.                                         Дело №33-6299/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

8 декабря 2015 года                            г.Ханты-Мансийск

    Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:

председательствующего судьи              Ахметзяновой Л.Р..,

судей:                                                       Максименко И.В., Гудожникова Д.Н.,

при секретаре                                            Щ,

          рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску В к Государственному учреждению- Региональному отделению Фонда социального страхования по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре о признании бездействия незаконным, признании права на санаторно-курортное лечение, возложении обязанности предоставления санаторно-курортных путевок, компенсации морального вреда,

по апелляционной жалобе истца В на решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 25 августа 2015 года, которым постановлено:

         «В удовлетворении исковых требований В к Государственному учреждению-Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по ХМАО - Югре о признании права на санаторно-курортное лечение, обязании предоставления санаторно-курортных путевок, компенсации морального вреда отказать».

Заслушав доклад судьи Максименко И.В., пояснения представителя истца Волковской Г.В., поддержавшей доводы жалобы истца, представителя ответчика Плаксунова Е.В., возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия

                                                        установила:

           В обратилась в суд с иском к Государственному учреждению-Региональному отделению Фонда социального страхования по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (далее ФСС), филиалу №2 ФСС о признании бездействия по необеспечению путевкой на санаторно-курортное лечение за 2014, 2015 годы незаконными, с возложением обязанности обеспечения ими на период с 12 по 29 сентября 2015 года и в период летних каникул 2016 года; признании не основанном на действующем законодательстве отказа в предоставлении социальной услуги, предписанной ИПР инвалида по праву ежегодного получения санаторно-курортного лечения за каждый календарный год с обязанием предоставления в период очного обучения во время летних каникул; признании того, пунктом 6 Порядка формирования очередности при обеспечении санаторно-курортным лечением граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденного приказом ФСС от 19 сентября 2013 года №867/13, предусмотрено не только право отказа от получения, но и право возврата уже полученной путевки с оставлением в очереди как необеспеченного, а пунктом 4, новые заявления на санаторно-курортное лечение при необеспечении таковым, поданными ранее, переносятся на следующий год без подачи нового заявления; компенсации морального вреда, причиненного препятствием в реализации права истца на обеспечение санаторно-курортным лечением, оплаты проезда, а также техническими средствами реабилитации, в размере 3 000 000 рублей.

          Требования мотивированы тем, что истец является инвалидом по зрению с детства, для него разработана индивидуальная программа реабилитации инвалида (далее ИПР), согласно которой истцу предписано один раз в год санаторно-курортное лечение с предоставлением путевок для истца и сопровождающего лица. Решениями Сургутского городского суда от 7 февраля 2013 года, от 30 июля 2014 года признано незаконным бездействие ответчика по обеспечению инвалида санаторно-курортной путевкой за 2012 и 2013 годы и обязал ФСС по предоставлению указанных путевок. Письмом ФСС от 7 апреля 2015 года истцу предложено санаторно-курортное лечение в санатории «Аквалоо», где она воспользовалась путевкой за период с 14 по 31 мая 2015 года, предоставленной во исполнение решения суда как за 2012 год. На сегодняшний день истец не обеспечена санаторно-курортным лечением за 2013, 2014, 2015 годы. Однако ответчик игнорирует принятое истцом предложение по санаторно-курортному лечению в санатории «Аквалоо» с заездом с 12 по 29 сентября 2015 года, в ответ на письма истца предложено иное учреждение. Ответчик уклоняется от обязанностей по обеспечению инвалидов средствами социальной защиты, для реализации своих прав истец вынуждена обращаться в суд, в связи с чем, истцу причинен моральный вред.

Истец В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.

Представитель истца Волковская Г.В. настаивала на требованиях по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика ФСС Данькина Е.Н. требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, указав, что финансирование расходов на предоставление гражданам - получателям социальных услуг путевок на санаторно-курортное лечение обеспечивается не бюджетом ФСС, а федеральным бюджетом, о чем сказано в письме Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 сентября 2005 года №4677-ВС. ФСС управляет только средствами государственного социального страхования Российской Федерации, а не средствами федерального бюджета. В соответствии со ст.306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в случае привлечения ФСС на приобретение санаторно-курортных путевок для льготной категории граждан денежных средств самого Фонда, влечет за собой нецелевое использование бюджетных средств. Объем денежных средств, перечисленных ФСС на указанные цели, не позволяет удовлетворить потребность всех нуждающихся в санаторно-курортном лечении в 2014 году. В связи с чем, ФСС не может в полном объеме решать возложенные на него задачи по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение. Если гражданин не обеспечен путевкой в течение календарного года, это не свидетельствует о нарушении его прав, поскольку ФСС ему не отказало в предоставлении путевки. Для обеспечения равных прав граждан-получателей набора социальных услуг учитывается дата подачи гражданином заявления на обеспечение его путевкой. Законом №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» так же как и Федеральным законом от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не предусмотрена возможность получения инвалидом путевки на санаторно-курортное лечение за предшествующие годы. Действующим законодательством право гражданина самостоятельно выбирать санаторно-курортное учреждение не предусмотрено. Ни один нормативный правовой акт не содержит прямой обязанности ФСС по предоставлению санаторно-курортного лечения исключительно в те сезоны и места лечения, которые указаны в пунктах 18, 19 справки 070/у-04, так как они носят лишь рекомендательный характер. Очередь на получение технических средств реабилитации, так же как и очередь на предоставление путевок на санаторно-курортное лечение, лимитируется по дате подачи заявлений, а обеспечение инвалидов средствами реабилитации зависит на прямую от размера финансирования из федерального бюджета. Доказательств причинения ответчиком В морального вреда в суд не представлено, кроме того указанная компенсация при рассмотрении настоящего спора не предусмотрена положениями действующего законодательства. В текущем году истцу была предоставлена путевка в санаторий «Аквалоо» с сопровождением. На протяжении 2013-2015 годов ФСС неоднократно предлагал истцу санаторно-курортное лечение. Однако, В от предложений отказывалась.

Судом постановлено вышеизложенное решение.

В апелляционной жалобе истец В просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении требований, ссылаясь на неверное применение законов, игнорирование и искажение доказательств, неверное применение материального и процессуального права. Считает, что суд не дал оценки отказу ответчика в предоставлении санаторно-курортного лечения, так как в решении предписано лечение во время летних каникул, проигнорировал получение дополнительных каникул в сентябре учебного года. Суд не дал оценки отказу ответчика в предоставлении путевок с 12 сентября 2015 года по второму решению суда, по просьбе истца предоставить санаторно-курортное лечение во исполнение решения суда за 2013 год в 2015 году. Считает, что председательствующий не знаком с материалами дела, поскольку в решении суда указано, что истец не направляла заявление на предоставление санаторно-курортного лечения за 2015 год, однако в приобщенном к материалам дела ответе ФСС, указано, что истец поставлен в очередь за 2015 год с отказом от постановки за 2016 и последующие годы с указанием на то, что периодом предоставления санаторно-курортного лечения по Закону №178-ФЗ является календарный год. Считает, что судом искажены нормы Федерального законодательства, поскольку в возражениях ответчика указано, что Законами №178-ФЗ и №181-ФЗ не предусмотрена возможность получения инвалидом путевки на санаторно-курортное лечение за предшествующий год, а по Федеральному законодательству ответчик обязан предоставить санаторно-курортное лечение за каждый календарный год в каждом календарном году, и потому не предусмотрено предоставление путевок за предшествующий год. Суд, указывая, что в текущем году ее очередь не подошла, лишает инвалида права получить санаторно-курортное лечение за данный год. Суд не принял во внимание, что ответчик не предоставил данные о распределении всех закупленных путевок инвалидам. Суд без доказательств пришел к выводу об отказе истца от предоставленных ей путевок на санаторно-курортное лечение. Относительно вывода суда о том, что предъявление иска к филиалу не что иное, как предъявление иска без указания ответчика, так как в следующем пункте указано предъявление иска к юридическому лицу, филиал которого находится в Сургуте, истец не оспаривает одного ответчика - ФСС, частью которого является филиал № 2. В решении суда указано, что двумя решениями признавалось бездействие ответчика по необеспечению санаторно-курортным лечением за предыдущие календарные годы по истечении срока данного календарного года, но игнорируется та же ситуация по заявленным 2014 и 2015 годам. Указывает, что истец по одному предложению ФСС о предоставлении санаторно-курортного лечения выбрала два заезда по двум долгам ФСС за предыдущие годы по предоставлению лечения. Кроме того, суд необоснованно отказал истцу в требовании о взыскании компенсации морального вреда, так как оно заявлено не только за обеспечение санаторно-курортным лечением, но и за необеспечение техническими средствами реабилитации.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу истца ФСС считает, что обжалуемое решение принято с учетом действующего законодательства Российской Федерации, норм материального и процессуального права, оснований для отмены или изменения решения не имеется. Просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец В не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, о причине неявки не сообщила, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь статьёй 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей истца и ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения в апелляционном порядке решения суда, поскольку оно постановлено в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.

         Судом первой инстанции установлено, что В является инвалидом детства 1 группы по зрению, что подтверждается пенсионным удостоверением №939205 (т.1 л.д.8).

          Необходимость получения В. технических средств реабилитации и услуг по реабилитации (ТСР), в том числе санаторно-курортного лечения по профилю с патологией органов зрения 1 раз в год при наличии справки из ЛПУ формы №070у-04, исполнитель проведения реабилитационных мероприятий с применением ТСР – ФСС, подтверждается представленной ИПР от 03 июля 2013 года (карта №541 к акту освидетельствования №642) (1 том, л.д.9-12).

21 декабря 2012 года ВМ. обратилась в ФСС с заявлением о предоставлении ей санаторно-курортной путевки в 2013 году в соответствии с ее медицинскими показаниями, представив справку формы №070/у-04, повторно справка указанной формы была предоставлена ответчику от 24 июня 2014 года и от 28 апреля 2015 года.

Как следует из приказа №168\15 от 13 марта 2015 года В была поставлена на учет на получение путевки в ФСС РФ с указанием регистрационного номера - 35.

Решением Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 7 февраля 2013 года признано незаконным бездействие ФСС по обеспечению инвалида В путевкой на санаторно-курортное лечение в 2012 году и на ФСС возложена обязанность по предоставлению В путевки на санаторно-курортное лечение за 2012 год с сопровождением.

Решением Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 30 июля 2014 года признано незаконным бездействие ФСС по обеспечению В путевкой на санаторно-курортное лечение в 2013 году и на ФСС возложена обязанность по предоставлению В путевки на санаторно-курортное лечение за 2013 год с сопровождением во время летних каникул как учащегося учебного заведения.

Письмом филиала №2 ФСС по ХМАО-Югре от апреля 2015 года В предложено санаторно-курортное лечение в санатории «Аквалоо», заезды с 14 по 31 мая или с 12 по 29 сентября или с 05 по 22 октября или с 23 октября по 09 ноября 2015 года.

В воспользовалась предложенным периодом с 14 по 31 мая 2015 года. Заявлением от 13 апреля 2015 года так же дала согласие на путевку с заездом с 12 по 29 сентября 2016 года.

Отказывая в удовлетворении требований В о признании бездействия незаконным, признании права на санаторно-курортное лечение, возложении обязанности предоставления санаторно-курортных путевок, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что не установлено нарушения ответчиком личных неимущественных прав В.

Данный вывод суда первой инстанции судебная коллегия считает правильным, основанным на нормах права.

Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Закон №178-ФЗ).

В пункте 8 статьи 6.1 Закона №178-ФЗ закреплен перечень категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, среди которых поименованы инвалиды.

В силу подпункта 1.1 пункта 1 части 1 статьи 6.2 Закона №178-ФЗ в состав набора социальных услуг входит, в том числе, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний.

Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (часть 2 статьи 6.3 Закона №178-ФЗ).

Согласно части 5 статьи 6.3 Закона №178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года №328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который предусматривает также предоставление гражданам социальных услуг в части обеспечения санаторно-курортным лечением (далее Порядок).

Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 3.3 Порядка).

Согласно пункту 3.6 Порядка граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме № 070/у-04, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 ноября 2004 года №256.

Справка для получения путевки, как указано в ее тексте, действительна в течение 6 месяцев.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 года №834н утверждена новая форма справки - форма №070/у «Справка для получения путевки на санаторно-курортное лечение», действующая с 9 марта 2015 года.

При наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы ФСС или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган ФСС заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (пункт 3.7 Порядка).

Территориальные органы ФСС социального страхования Российской Федерации и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (пункт 3.8 Порядка).

Санаторно-курортные путевки должны быть выданы не позднее чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение (пункт 3.9 Порядка).

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 марта 2012 года №271н утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной социальной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (далее - Административный регламент).

Документами, необходимыми для предоставления территориальными органами ФСС заявителю путевки на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, являются заявление о предоставлении государственной услуги и справка для получения путевки по форме №070/у-04, выданная заявителю лечащим врачом в лечебно-профилактическом учреждении, с рекомендацией санаторно-курортного лечения (пункт 13 Административного регламента).

Частью 3 статьи 6.5 Закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.

Финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в который входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, является расходным обязательством Российской Федерации.

Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования Российской Федерации (пункты 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года №864).

Фонд социального страхования Российской Федерации распределяет указанные денежные средства по территориальным отделениям Фонда на основании представленных ими бюджетных заявок и перечисляет их санаторно-курортным учреждениям в соответствии с заключенными с ними договорами (пункты 4, 11, 19 - 21 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года №864).

В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона №178-ФЗ в целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

Согласно Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 сентября 2004 года №143 органом, осуществляющим ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.

Объем необходимого финансирования для исполнения требований Закона №178-ФЗ, в том числе в части обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право на получение набора социальных услуг (пункт 2 Методики расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года №1294).

Согласно части 1 статьи 6.5 Закона №178-ФЗ на оплату предоставления гражданину набора социальных услуг направляется 705 руб. в месяц, в том числе на оплату социальной услуги в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение - 84 рубля и на оплату стоимости проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно - 78 рублей. Сумма средств, направляемая на оплату предоставляемого гражданину набора социальных услуг (социальной услуги), подлежит индексации в порядке и сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации для индексации ежемесячных денежных выплат.

Стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях в 2013 году в соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 декабря 2012 года №637н установлена для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, а также лиц, сопровождающих граждан, имеющих инвалидность I группы, и детей-инвалидов, в размере, не превышающем 928 рублей 7копеек; для инвалидов, в том числе детей-инвалидов, с заболеваниями и травмами спинного мозга в размере, не превышающем 1 452 рубля 9 копеек; в 2014 году - для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, а также лиц, сопровождающих граждан, имеющих инвалидность I группы, и детей-инвалидов, в размере, не превышающем 976 рублей 30 копеек; для инвалидов с заболеваниями спинного мозга, в том числе детей-инвалидов, - 1 527 рублей 20 копеек (Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 декабря 2013 года №750н).

Оплата стоимости одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях граждан, имеющих право на получение государственной помощи в виде набора социальных услуг, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели (пункт 3 названных Приказов).

Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются территориальными отделениями ФСС за счет и в рамках выделенных бюджетных денежных средств в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан меры социальной поддержки в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, следует, что они закрепляют механизм реализации права на санаторно-курортное лечение, определяют источник и объемы финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, а также порядок реализации гражданами права на получение путевки на санаторно-курортное лечение.

Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Таким образом, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2014 года №686-О).

Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в статье 6.1 Закона №178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный Закон не предусматривает.

Положение части 2 статьи 6.3 Закона №178-ФЗ о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение как в рамках указанного периода, так и за его пределами.

Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы ФСС либо органы социальной защиты населения, либо иные уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.

Что касается финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение и его объемов, то оно осуществляется в рамках действующего правового регулирования.

Как следует из материалов дела, ответчик исполняет решения судов, которыми был обязан предоставить истцу путевки на санаторно-курортное лечение.

Кроме того, судом при принятии решения об отказе истцу в удовлетворении требований было принято во внимание, что отказа ФСС с предоставлении путевки не было, исполняя решения судов ответчик неоднократно предлагал истцу путевки, от которых В отказывалась, то есть отсутствует факт лишения гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение и отказ в предоставлении ему государственной социальной помощи. Также, судом приняты во внимание права иных граждан - получателей набора социальных услуг, состоящих на учете для получения путевок на санаторно-курортное лечение по ХМАО-Югре, заявления которых о предоставлении путевки были зарегистрированы ранее обращения В в территориальный орган ФСС по данному вопросу.

Следовательно, путевка на санаторно-курортное лечение на 2014 год и последующие годы должна быть предоставлена В исходя из последовательности, определяемой датой регистрации ее заявления.

Как указано выше, решения судов о предоставлении путевок на 2012, 2013 годы ответчиком частично исполнены, в их предоставлении истцу ФСС не отказывает.

Довод жалобы истца со ссылкой на судебную практику по данному вопросу (имеются вступившие в законную решения судов о возложении обязанности на ответчика по предоставлению путевок) несостоятелен, поскольку юридический прецедент не является официальным источником права в Российской Федерации, а представляет собой толкование нормы права и является примером применения этой нормы с учетом конкретных обстоятельств дела. Указанные истцом судебные решения постановлены по другим обстоятельствам и материалам дела, и соответственно, не свидетельствуют о незаконности обжалуемого решения, постановленного с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела.

Принимая во внимание, что оснований для признания действий ответчика по не предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение истцу судом не установлено, то обоснованно было отказано в удовлетворении требования В о взыскании компенсации морального вреда. Судебная коллегия считает ссылку в жалобе истца как на обоснование компенсации морального вреда то, что В своевременно не была обеспечена и другими техническими средствами указанными в ИПР, не состоятельной, поскольку в рамках требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доказательств тому, предоставлено не было.

          Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, сводятся лишь к несогласию с ними и субъективной оценке установленных обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены решения суда.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы, по сути, повторяют требования, указанные в исковом заявлении, которые являлись предметом исследования в суде первой инстанции и, которым судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, а потому эти доводы не могут быть приняты во внимание судебной коллегией в качестве оснований к отмене обжалуемого решения суда первой инстанции.

Разрешая дело, суд первой инстанции в полном объеме определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального права и рассмотрел дело в соответствии с нормами процессуального права и принял законное и обоснованное решение, которое не подлежит отмене.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

        решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 25 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу В без удовлетворения.

Председательствующий                                               Ахметзянова Л.Р.

Судьи:                                                                            Максименко И.В.

                                                                                          Гудожников Д.Н.

33-6299/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Волковская О.А.М
Ответчики
ГУ "Региональное отделение Фонда социального страхования РФ" по ХМАО-Югре
Суд
Суд Ханты-Мансийского автономного округа
Судья
Максименко Инна Владимировна
Дело на сайте суда
oblsud.hmao.sudrf.ru
08.12.2015Судебное заседание
16.12.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.12.2015Передано в экспедицию
08.12.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее