Решение по делу № 2-1563/2014 от 27.03.2014

Дело № 2-1563/2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 мая 2014 года г. Салават

Салаватский городской суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи         Абдрахмановой Э.Я.

при секретаре Валеевой Е.М.,

с участием истца прокурора Кутлиахметовой Г.Ф.,

представителя ответчика МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» - Клепцовой И.Р., действующей на основании Устава,

представителя ответчика Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан – Сайфуллина А.Ф., действующего на основании доверенности №... от 00.00.0000 (доверенность выдана сроком на один год),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Салават Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №3» городского округа город Салават Республики Башкортостан, Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан о признании бездействий незаконными и обязании устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму,

у с т а н о в и л:

Прокурор города Салават Республики Башкортостан обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №3» городского округа город Салават Республики Башкортостан (далее – МБОУ «СОШ №3» г. Салавата), Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан о признании бездействий незаконными и обязании устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму. В обоснование заявленных требований прокурор г. Салават указал, что прокуратурой г. Салават совместно со специалистом группы ОВО по г. Салават проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее Федеральный закон «О противодействии терроризму») дошкольных, общеобразовательных учетных учреждений, расположенных на территории города. В ходе проверки МБОУ «СОШ №3» г. Салавата были выявлены нарушения: 1) в оконных проемах имеются разбитые и совмещенные между собой стекла; 2) нарушена целостность дверей главного входа и двери запасного входа, расположенной в столовой (согласно п. 6.2 РД 78.36.032-2013 МВД России двери на объект должны быть исправными, хорошо подогнаны под дверную коробку); 3) периметральное ограждение со стороны ул. (адрес) отсутствует, (в соответствии с п. 6 78.36.032-2013 ограждение объекта должно быть замкнутым, без возможности сквозного прохода посторонних лиц).

Требования Руководящего документа подлежат обязательному соблюдению руководителями, ответственными лицами, службами безопасности объектов, подрядными проектно-монтажными организациями, если в проектной документации, акте обследования и в договоре на охрану сделана ссылка на данный документ. Противодействие терроризма осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления, а именно по противодействию терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма). Вместе с этим директором МБОУ «СОШ №3» г. Салавата никакие действия не принимаются к устранению выявленных недостатков по технической укрепленности и оснащенности техническими средствами охраны.

Требования Руководящего документа устанавливают порядок и способы оснащения объектов элементами инженерно-технической укрепленности и техническими средствами охраны с целью противодействия преступным посягательствам на них.

Несоблюдение предписаний по технической укреплённости, предупреждению и ликвидации последствий террористических актов свидетельствует о неисполнении требований законодательства о противодействии терроризму. Бездействием МБОУ «СОШ №3» г. Салавата существенно нарушаются неотъемлемые конституционные права граждан на безопасность их жизни и здоровья.

Указанные нарушения, выявленные в ходе прокурорской проверки, по мнению прокурора г. Салават, являются существенными, так как нарушают права учащихся детей и персонала МБОУ «СОШ №3» г. Салавата на безопасные условия жизнедеятельности, создают условия для возможной гибели людей при их массовом пребывании в случае совершения террористических актов и возникновения иных чрезвычайных ситуаций.

В судебном заседании прокурор Кутлиахметова Г.Ф. просила суд признать незаконными бездействия Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3» городского округа город Салават Республики Башкортостан по нарушениям обязательных требований, предусмотренных ФЗ «О противодействии терроризму», выразившиеся в несоблюдении предписаний по технической укрепленности, предупреждению и ликвидации последствий террористических актов и обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» городского округа город Салават Республики Башкортостан и Администрацию городского округа город Салават Республики Башкортостан устранить нарушения.

Представитель ответчика МБОУ «СОШ №3» г. Салавата – Клепцова И.Р. и представитель ответчика Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан – Сайфуллин А.Ф., с исковыми требованиями прокурора согласились частично, не отрицали наличие указанных в иске нарушений требований действующего законодательства на момент проверки, пояснили, что часть указанных в акте нарушений устранены до судебного заседания, а именно

в оконных проемах заменены стекла, целостность дверей главного входа и двери запасного входа, расположенной в столовой восстановлена.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.    

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, которые даны в постановлении от 10 октября 2003 года № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, а также международным договорам Российской Федерации являются непосредственно действующими в пределах юрисдикции Российской Федерации. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного са-моуправления и обеспечиваются правосудием (пункт 1).    

Согласно пункту 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее - Конвенция) каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.

Как указал Европейский Суд по правам человека по делу «Рябых против Российской Федерации» от 24 июля 2003 года, право на судебное разбирательство, гарантированное пунктом 1статьи 6 Конвенции, должно толковаться в свете преамбулы к Конвенции, в которой, в соответствующей ее части, верховенство права признается частью общего наследия Договаривающихся государств. Одним из основополагающих аспектов верховенства права является принцип правовой определенности, который, среди прочего, требует, чтобы принятое судами окончательное решение не могло бы быть оспорено.    

В силу пункта 1 части 2 статьи 32 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относятся материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.

Согласно пункту 3 части 3 статьи 32 Закона образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

Частью 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ (ред. от 23 июля 2013 года) «Об образовании в Российской Федерации» также предусмотрено, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе : создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п.п. 2).

Руководящий документ «Инженерно-техническаяукрепленность. Технические средства охраны. Требования и нормы проектирования по защите объектов от преступных посягательств» №78.36.003-2002, утвержденный МВД России 06.11.2002, устанавливает требования в числе прочих и к технической укрепленности объекта, а именно к ограждению, воротам и дверным конструкциям. Требования Руководящего документа подлежат обязательному соблюдению руководителями, ответственными лицами, службами безопасности объектов, что установлено п. 2.3 данного документа.

В силу положений пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина.

В соответствие с пунктом 4 статьи 3 вышеназванного Закона противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (пункт 3 статьи 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму»).

Согласно пункту 7.1 статьи 14, пункту 6.1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизация и ликвидация последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района, в границах поселения - к вопросам местного значения поселения.

Частью 1 статьи 31 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» определены полномочия органов местного самоуправления муниципального района в сфере образования, в том числе: организация предоставления на территории муниципального района общедоступного бесплатного дошкольного образования; обеспечение создания муниципальных образовательных учреждений, содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой г. Салават РБ 00.00.0000 проведена проверка исполнения антитеррористического законодательства в МБОУ «СОШ №3» г. Салавата.

В ходе указанной проверки в МБОУ «СОШ №3» г. Салавата выявлены следующие нарушения, 1) в оконных проемах имеются разбитые и совмещенные между собой стекла; 2) нарушена целостность дверей главного входа и двери запасного входа, расположенной в столовой (согласно п. 6.2 РД 78.36.032-2013 МВД России двери на объект должны быть исправными, хорошо подогнаны под дверную коробку); 3) периметральное ограждение со стороны ул. (адрес) отсутствует, (в соответствии с п. 6 78.36.032-2013 ограждение объекта должно быть замкнутым, без возможности сквозного прохода посторонних лиц).

А также, в учреждении отсутствуют: система видеонаблюдения с записью событий; система контроля и управления доступом на объект; организация пропускного режима автотранспортных средств на территорию образовательного учреждения; квалифицированная физическая охрана из числа сотрудников ОВО отдела МВД России по г. Салават или отдела г. Салават – филиала ФГУП «Охрана» МВД России по РБ.

На основании пункта 1 части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

Согласно пункту 5.39 «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения» утвержденного Приказом Минрегиона от 1 сентября 2009 года № 390 для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры «Службы 112».

Отсутствие в учреждении системы видеонаблюдения с записью событий; системы контроля и управления доступом на объект; организации пропускного режима автотранспортных средств на территорию учреждения; квалифицированной физической охраны из числа сотрудников ОВО отдела МВД России по г. Салават или отдела г. Салават – филиала ФГУП «Охрана» МВД России по РБ свидетельствуют о террористической уязвимости учреждения и, подтверждают нарушение МБОУ «СОШ №3» основного принципа противодействия терроризму – надлежащей профилактики терроризма, поскольку создают условия для совершения террористических актов.

Согласно ст.2 Федерального закона «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 №35-ФЗ противодействие терроризму в Российской Федерации основывается в числе прочих на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, системности и комплексном использовании политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритета мер предупреждения терроризма.

Руководящий документ РД 78.36.003-2002 «Инженерно-техническаяукреплённость. Технические средства охраны. Требования и нормы проектирования по защите объектов от преступных посягательств» утвержден министром МВД РФ 06.11.2002. В соответствии с п.п. 5.7.1, 5.7.2 данного руководящего документа оконные конструкции (окна, форточки, фрамуги) во всех помещениях охраняемого объекта должны быть остеклены, иметь надежные и исправные запирающие устройства. Стекла должны быть жестко закреплены в пазах. Оконные конструкции должны обеспечивать надежную защиту помещений объекта и обладать достаточным классом защиты к разрушающим воздействиям.

Изложенные обстоятельства подтверждают незаконность бездействия ответчиков, нарушения руководящего документа.

Ответчиками представлены доказательств частичного устранения данных нарушений, а именно в оконных проемах разбитые стекла заменены, целостность дверей главного входа и двери запасного входа, расположенной в столовой восстановлена.

В части нарушения, выразившегося в отсутствии периметрального ограждения со стороны ул. (адрес) исковые требования прокурора г. Салават подлежат удовлетворению.

В соответствии с Уставом МБОУ «СОШ №3» г. Салавата, утвержденным главой администрации города городского округа город Салават Республики Башкортостан 00.00.0000, учреждение является некоммерческой организацией - муниципальным учреждением.

В соответствии с пунктами 1.5, 1.8 Устава учредителем Учреждения и собственником его имущества является городской округ город Салават Республики Башкортостан в лице Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан...

Пунктом 3.1 Устава предусмотрено, что имущество Учреждения является муниципальной собственностью городского округа и закрепляется за ним на праве оперативного.

Таким образом, администрация городского округа город Салават Республики Башкортостан является субъектом противодействия террористической деятельности при реализации своих полномочий в области образования.

Основными задачами МБОУ «СОШ №3» г. Салавата, учредителем которого является администрация городского округа город Салават Республики Башкортостан, как следует из Устава МБОУ «СОШ №3» г. Салавата, является, в том числе, охрана и укрепление здоровья обучающихся (п. 2.3 Устава).

В соответствии со ст.2 Федерального закона «О противодействии терроризму» приоритетами в борьбе с терроризмом являются защита прав и законных интересов лиц, подвергающих террористической опасности, меры предупреждения терроризма.

Согласно ст.51 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников.

В силу пункта 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 31 Закона Российской Федерации «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений.

Утвержденная Президентом Российской Федерации 05.10.2009 «Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации» предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.

Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым возложить обязанность по устранению нарушений, как на учебное заведение МБОУ «СОШ №3» г. Салавата, так и на администрацию городского округа город Салават Республики Башкортостан, поскольку она, являясь органом местного самоуправления, субъектом антитеррористической деятельности, обеспечивает финансирование учебного учреждения.

В силу указанных требований действующего законодательства, деятельность МБОУ «СОШ №3» г. Салавата должна осуществляться на основе принципов противодействия терроризму, соблюдения мер профилактики и предупреждения терроризма, создании условий, гарантирующих охрану жизни и здоровья воспитанников и работников образовательного учреждения, поэтому исковые требования прокурора о признании незаконным бездействия руководства МБОУ «СОШ №3» г. Салавата и Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан выразившееся в том, что на момент проверки были выявлены нарушения ФЗ «О противодействии терроризму» и требований руководящего документа №78.36.003-2002 МВД России, которые существенно нарушают неотъемлемые конституционные права граждан на безопасность их жизни и здоровья, подлежат удовлетворению частично.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования прокурора города Салават Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №3» городского округа город Салават Республики Башкортостан, Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан о признании бездействий незаконными и обязании устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму– удовлетворить частично.

Признать незаконными бездействия Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3» городского округа город Салават Республики Башкортостан по нарушениям обязательных требований, предусмотренных ФЗ «О противодействии терроризму» требований руководящего документа №78.36.032-2013 МВД РФ, выразившиеся в отсутствии периметрального ограждения со стороны ул. (адрес), и обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» городского округа город Салават Республики Башкортостан и Администрацию городского округа город Салават Республики Башкортостан устранить нарушения.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Салаватский городской суд РБ.

Председательствующий подпись

Верно: судья Э.Я. Абдрахманова

Решение не вступило в законную силу 26.05.2014 секретарь суда___________

Решение вступило в законную силу_____________секретарь суда_________

Судья_______________ Э.Я. Абдрахманова

Подлинник решения подшит в материалы гражданского дела №2-1563/2014 Салаватского городского суда РБ

2-1563/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор г. Салават
Ответчики
Администрация городского округа г. Салават
МБОУ "Средняя образовательная школа №3"
Суд
Салаватский городской суд Республики Башкортостан
Дело на странице суда
salavatsky.bkr.sudrf.ru
27.03.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.03.2014Передача материалов судье
01.04.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.04.2014Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
22.04.2014Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
22.04.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.04.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
21.05.2014Предварительное судебное заседание
21.05.2014Судебное заседание
26.05.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.06.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.05.2014
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее