Дело №2-1345/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 декабря 2015 года Бавлинский городской суд Республики Татарстан
под председательством судьи Саитова М.И.
при секретаре Сафиной Э.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Туктаровой К.А., Туктаровой З.И. к Правительству Российской Федерации, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Правительству Республики Татарстан, Главному управлению МЧС России по Республике Татарстан, Исполнительному комитету Бавлинского муниципального района Республики Татарстан о признании потерпевшими в результате чрезвычайной ситуации, признании права на выплату финансовой помощи за утрату имущества и взыскании финансовой и единовременной материальной помощи,
УСТАНОВИЛ:
Туктарова К.А., Туктарова З.И. обратились в суд с иском к Правительству Российской Федерации, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Правительству Республики Татарстан, Главному управлению МЧС России по Республике Татарстан, Исполнительному комитету Бавлинского муниципального района Республики Татарстан о признании потерпевшими в результате чрезвычайной ситуации, права на получение финансовой помощи взыскании финансовой помощи. В обоснование исковых требований указав, что принадлежащий истцам жилой дом по адресу <адрес> пострадал в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в <адрес> районе в связи с весенним паводком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Истцы изначально были включены в списки пострадавших и имеющих право на получение финансовой помощи. ДД.ММ.ГГГГ перечислена финансовая помощь и истцам стало известно, что в списке их не имеется. Истцами был соблюден порядок оформления документов для выделения пострадавшим материальной помощи, однако по вине должностных лиц истцы остались без финансовой помощи. Поскольку списки граждан, имеющих право на получение финансовой помощи, со всеми документами находились в ГУ МЧС России по РТ с ДД.ММ.ГГГГ, списки корректировались в Министерстве, истцы не могли знать, оставили их в числе пострадавших или нет. Полагают, что срок исковой давности не пропущен, поскольку распоряжение Правительства РФ о выделении бюджетных ассигнований было принято только ДД.ММ.ГГГГ. В связи с чем, просят признать истцов потерпевшими в чрезвычайной ситуации, возникшей в <адрес> районе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, признать за истцами право на получение финансовой помощи в размере <данные изъяты> в связи с частичной утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации и единовременной материальной помощи пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации в размере <данные изъяты>, а всего в сумме <данные изъяты> за каждой, взыскать в пользу истцов по <данные изъяты> финансовой помощи за счет средств резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
В судебном заседании представитель истцов Туктаровой К.А. и Туктаровой З.И. по доверенности Шагиева С.В. настаивала на иске по изложенным в нем основаниям.
Представители ответчика исполнительного комитета Бавлинского муниципального района Республики Татарстан на судебное заседание не явились, извещались о времени и месте рассмотрения дела. Согласно письма в адрес представителя истцов финансовая помощь производилась за счет средств федерального бюджета по предоставленной заявке на лицевые счета пострадавших, соответствующие списки были согласованы и направлены в Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан, материальная помощь выплачивалась пострадавшим на основании личных заявлений.
Представитель аппарата Правительства Российской Федерации в своем письме указал, что в соответствии с регламентом Правительства Российской Федерации материалы по обращению граждан Туктаровой К.А., Туктаровой З.И. направлены в адрес Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство финансов Российской Федерации, Кабинета Министров Республики Татарстан.
Представители ответчика Кабинета Министров Республики Татарстан на судебное заседание не явились, представили возражение на исковое заявление, которым просили рассмотреть дело без участия их представителя и отказать в иске. В обоснование указав, что в ДД.ММ.ГГГГ Исполнительным комитетом Бавлинского муниципального района РТ в соответствии с Методическими рекомендациями по оформлению документов для рассмотрения вопросов о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий от 02.11.2010 года №2-4-60-12-22 был сформирован список граждан, пострадавших в результате весеннего паводка ДД.ММ.ГГГГ, на получение единовременной материальной помощи на основании акта обследования частного жилого помещения и финансовой помощи в связи с утратой имущества на основании акта обследования утраченного имущества. Срок оформления обосновывающих документов и представление их в Правительство РФ составляет один месяц с даты возникновения чрезвычайной ситуации. В случае непредставления обосновывающих документов в установленный срок, вопрос о выделении бюджетных ассигнований из Резервного фонда на получение единовременной материальной помощи и на получение финансовой помощи не рассматривается. В сформированные Исполнительным комитетом Бавлинского муниципального района РТ список граждан, пострадавших в результате паводка ДД.ММ.ГГГГ, на получение единовременной материальной помощи и список на оказание финансовой помощи в связи с утратой имущества истцы не были включены, соответственно оказание им помощи не предусмотрено.
Представители ответчика Главного управления МЧС России по <адрес> на судебное заседание не явились, представили возражение на исковое заявление, которым просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя и отказать в иске. В обоснование указали, что в сформированные Исполнительным комитетом Бавлинского муниципального района РТ список граждан, пострадавших в результате паводка ДД.ММ.ГГГГ, на получение единовременной материальной помощи и список на оказание финансовой помощи в связи с утратой имущества истцы не были включены, соответственно оказание им помощи не предусмотрено.
Представители ответчика Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на судебное заседание не явились, извещались о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, отзыв и возражение на исковые требования суду не представили.
Представители третьего лица Министерства финансов Республики Татарстан на судебное заседание не явились, в своем отзыве просили отказать в удовлетворении иска, дело рассмотреть в отсутствии их представителя. В своем отзыве указали, что во исполнение распоряжения Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р из резервного фонда правительства на финансовое обеспечение мероприятий по ликвидации последствий весеннего паводка происшедшего в <адрес> <адрес> было выделено <данные изъяты>, из них <данные изъяты> направлены Бавлинскому муниципальному району Республики Татарстан из которых освоено <данные изъяты> рублей, остаток в размере <данные изъяты> возвращен в доход федерального бюджета. Формирование, утверждение и согласование списков граждан имеющих право на получение материальной помощи в связи с утратой имущества вследствие чрезвычайной ситуации не входит в компетенцию Министерства финансов Республики Татарстан. В связи с чем, Министерство финансов Республики Татарстан является ненадлежащим ответчиком по делу.
Представители третьего лица Управления Федерального казначейства по <адрес> на судебное заседание не явились, своим отзывом просили рассмотреть дело в их отсутствии. В отзыве указали, что в списки граждан на получение финансовой помощи включаются все граждане постоянно проживающие и зарегистрированные в жилом помещении, поврежденном на момент чрезвычайной ситуации. Формирование списков граждан осуществляется органом местного самоуправления пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации территорий. Ответственность за подготовку обосновывающих документов и достоверность содержащихся в них сведений возлагается на руководителя федерального органа исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, обратившегося в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований резервного фонда, и предоставившего их в МЧС России и заинтересованные органы исполнительной власти.
Выслушав представителя истцов Шагиеву С.В., свидетеля А.А.А., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как следует из паспорта серии №, выданного <адрес> ГРОВД РТ ДД.ММ.ГГГГ, Туктарова К.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована по адресу <адрес> д.Уба с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно паспорту серии №, выданному ОВД <адрес> Республики Башкортостан, Туктарова З.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована по адресу <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, Туктарова К.А. является собственником <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности в жилом доме, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенном по адресу <адрес>, на основании свидетельства о праве собственности и свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, Туктарова З.И. является собственником <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности в жилом доме, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенном по адресу <адрес>, Кзыл-Ярский сельский совет, <адрес>, на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ.
Как видно из списка граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации, утвержденного Главой <адрес> сельского поселения Бавлинского муниципального района РТ, Туктарова З.И. и Туктарова К.А. включены в указанный список.
Согласно актам обследования частного жилого помещения, поврежденного в результате весеннего половодья, обследован жилой дом по адресу <адрес>, который имеет следующие повреждения: вода затопила жилое помещение высотой 30 см, в результате чего набухли половые доски, вода зашла в погреб, где находился картофель, также пострадали стиральная машина, холодильник, другая мебель. Акты не утверждены, дата составления отсутствует.
Как следует из справки, выданной главой <адрес> сельского поселения, Туктарова К.А. с дочерью Туктаровой З.И. проживают по адресу <адрес>.
Согласно справке, выданной ДД.ММ.ГГГГ начальником ПЧ-109, с период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в результате разлива реки <данные изъяты> произошло подтопление дома, бани, хозяйственных построек (2 сарая, гараж) по адресу <адрес>.
Как следует из ответа руководителя Исполнительного комитета Бавлинского муниципального района РТ от ДД.ММ.ГГГГ, Туктарова К.А и Туктарова З.И. могли быть исключены из списков на оказание единовременной материальной помощи и помощи в связи с утратой имущества в связи с отсутствием прописки в населенном пункте, оказавшемся в зоне подтопления, с временной пропиской, в связи не представлением полного пакет необходимых документов, в том числе фотоматериалов и актов обследований, подтверждающих факты затопления.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее Закона N 68-ФЗ) чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Статьей 2 Закона N 68-ФЗ предусмотрено, что правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Статьей 18 Закона N 68-ФЗ предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций (пункт «6»). Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 18).
Согласно части 1 статьи 24 Закона N 68-ФЗ финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций: федерального и межрегионального характера, а также чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, является расходным обязательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 года N 750 «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из указанного резервного фонда.
Согласно пункту 2 указанных Правил федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не позднее одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации могут обращаться в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.
При таком обращении должны быть указаны данные о количестве людей, получивших ущерб (вред), причиненный их здоровью, размере материального ущерба (пункт 4).
Перечень и правила оформления обосновывающих документов устанавливаются совместным актом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства финансов Российской Федерации (абзац 2 пункт 6 Правил).
В случае непредставления обосновывающих документов в установленный срок, вопрос о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации не рассматривается (абзац 2 пункт 7 Правил).
В соответствии с подпунктами «г», «д» пункта 9 Правил бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение оказания гражданам единовременной материальной помощи (из расчета до 10 тысяч рублей на человека, но не более 50 тыс. рублей на семью), а также оказании гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тысяч рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тысяч рублей на человека).
Порядок оформления документов и выделения пострадавшим материальной помощи определяется Методическими рекомендациями по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций последствий стихийных бедствий, утвержденными 2 ноября 2010 года заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийны бедствий.. .. (далее - Методические рекомендации).
Федеральный орган исполнительной власти и (или) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, обратившийся с просьбой в Правительство Российской Федерации о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда в течение месяца подготавливает, согласовывает и представляет в МЧС России и заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, обосновывающие документы. Формы обосновывающих документов приведены в приложении к настоящим Методическим рекомендациям.
Ответственность за подготовку обосновывающих документов и достоверность содержащихся в них сведений возлагается на руководителя федерального органа исполнительной власти и (или) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, обратившегося в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований резервного фонда, и представившего их в МЧС России и заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 9 Методических рекомендаций в списки граждан на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи включаются все граждане (включая детей) постоянно проживающие и зарегистрированные в жилом помещении, поврежденном на момент чрезвычайной ситуации. Списки граждан готовятся органом местного самоуправления пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации территории.
Списки граждан на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера, подписываются руководителем (его заместителем) ОУФМС России по субъекту Российской Федерации, руководителем (его заместителем) ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации, руководителем (его заместителем) органа местного самоуправления и утверждаются руководителем (его заместителем) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9.2.1 Методических рекомендаций финансовая помощь гражданам в связи с утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации оказывается гражданам только на покупку имущества первой необходимости взамен утраченного, по среднестатистическим ценам Госкомстата России на день чрезвычайной ситуации. К имуществу первой необходимости относится минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, утвержденный Постановлением Минтруда России и Госкомстата России от 28 апреля 2000 года N 36/34, а именно: тарелки, кастрюли, сковороды, чайники, стаканы, чашки, столовые приборы, холодильник, телевизор, стиральная машина, электроутюг, швейная машина, светильник бытовой, часы, шкаф для одежды, шкаф навесной, шкаф-вешалка, зеркало, кровать (диван), столы, стулья, табуреты, электро-газоплиты, водонагреватель или отопительные котлы АГВ. Указанный перечень является закрытым.
В соответствии с требованиями пункта 9.2.2 Методических рекомендаций граждане включаются в список на получение финансовой помощи на основании проведенного обследования имущества граждан, по результатам которого составляются акты обследования имущества граждан (приложение N 7г), которые являются неотъемлемым приложением к спискам граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества. В качестве документов, удостоверяющих личность, принимаются: паспорта нового образца; свидетельства о рождении (только для лиц, не старше 14 лет); справка, удостоверяющая личность и выданная ОУФМС России по субъекту Российской Федерации только в случае утраты паспорта и действительная на момент рассмотрения списка.
По смыслу указанных норм закона обязательными условиями для включения граждан в списки на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества являются акты обследования частных жилых помещений (приложение N 6а) и акты обследования имущества граждан (приложение N 7г), а также документы удостоверяющие личность.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в <адрес> Республики Татарстан в связи с весенним паводком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ пострадало имущество жителей д. <адрес> Республики Татарстан. Данная ситуация признана чрезвычайной.
Органами местного самоуправления по факту чрезвычайной ситуации были сформированы списки граждан на получение материальной и финансовой помощи. В списки на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества в размере по 50 000 рублей, согласно представленного истцами списка и акта обследования (без указания даты их составления) истцы также были включены.
Согласно пункта 9 Методических рекомендаций в данных списках указываются граждане, постоянно проживающие и зарегистрированные в жилом помещении, поврежденном в момент возникновения чрезвычайной ситуации.
Вместе с тем, как видно из представленной копии паспорта серии № выданного ОВД <адрес> Республики Башкортостан ДД.ММ.ГГГГ, Туктарова З.И. была зарегистрирована в <адрес>.
Согласно актам обследования частного жилого помещения, поврежденного в результате весеннего половодья, обследован жилой дом по адресу <адрес>, который имеет повреждения. При этом представленные акты не утверждены, дата их составления отсутствует.
Кроме того, срок оформления обосновывающих документов и представление их в Правительство Российской Федерации составляет один месяц с даты возникновения чрезвычайной ситуации. В случае непредставления обосновывающих документов в установленный срок, вопрос о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на получение единовременной материальной помощи и на получение финансовой помощи не рассматривается. Организация работы по подготовке подтверждающих документов возложена на органы местного самоуправления.
Как видно из представленных сведений в сформированные исполкомом Бавлинского муниципального района Республики Татарстан список граждан, пострадавших в результате паводка ДД.ММ.ГГГГ года, на получение единовременной материальной помощи и список на оказание финансовой помощи в связи с утратой имущества истцы Туктарова К.А., Туктарова З.И. не были включены.
В ходе судебного разбирательства истцами не представлены доказательства, подтверждающие их своевременного обращения в органы местного самоуправления с заявлением и документами, обосновывающими частичную утрату имущества, в результате чрезвычайной ситуации и судом не добыты. Согласно сведениям исполкома Бавлинского муниципального района РТ выплата финансовой помощи производилась на основании личных заявлений по представленной заявке на лицевые счета пострадавших. Доказательств об обращении истцов с заявлением о выплате финансовой помощи и поступлении денежных средств на их лицевые счета суду не представлено.
При этом необходимо отметить, что правилами о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий не предусмотрено дополнительное или повторное обращение граждан на получение единовременной материальной помощи, получение финансовой помощи.
Таким образом, правовых оснований для удовлетворения иска о признании Туктаровой К.А., Туктаровой З.И. потерпевшими в результате чрезвычайной ситуации, признании права на выплату финансовой помощи за утрату имущества и взыскании финансовой и единовременной материальной помощи у суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления Туктаровой К.А., Туктаровой З.И. к Правительству Российской Федерации, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Правительству Республики Татарстан, Главному управлению МЧС России по Республике Татарстан, Исполнительному комитету Бавлинского муниципального района Республики Татарстан о признании потерпевшими в результате чрезвычайной ситуации, признании права на выплату финансовой помощи за утрату имущества и взыскании финансовой и единовременной материальной помощи - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Бавлинский городской суд Республики Татарстан в течение месяца со дня его вынесения.
Судья: М.и. Саитов.