Дело № 2а-1396/2018 копия
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 ноября 2018 года Лысьвенский городской суд Пермского края в составе судьи Войтко Н.Р., при секретаре Кузнецовой О.К., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Пермскому краю к Кириллову Сергею Валерьевичу о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 6 по Пермскому краю (далее – МРИ ФНС № 6, налоговый орган) обратилась с административным иском к Кириллову С.В. о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ в сумме 43 029,36 руб., в том числе за 2015 год – 272,88 руб., за 2016 год – 19 356,48 руб., за 2017 год – 23 400 руб., пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ в сумме 26,02 руб., недоимки по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 8 386,85 руб., в том числе, за 2016 год – 3 796,85 руб., за 2017 год – 4 590 руб.
В иске указано, что Кириллов С.А. состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России по Пермскому краю в качестве адвоката, и в соответствии с ст. 207 НК РФ и положениями Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» являлся плательщиком страховых взносов. Являясь адвокатом, Кириллов С.В. в соответствии с ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, действовавшего до 01.01.2017, самостоятельно производит расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, и производит оплату страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
Таким образом, сумма страховых взносов, подлежащих уплате административным ответчиком в Пенсионный фонд РФ, с учетом положений ст. 14 вышеназванного Федерального закона составил за 2015 год. в сумме 272,88 руб., за 2016 год в сумме 19 356,48 руб., в Фонд ОМС за 2016 год в сумме 3 796,85 руб.
В соответствии с ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года.
Исчисленные суммы страховых взносов по соответствующему сроку уплаты в бюджет не поступили.
Взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды РФ, образовавшихся на 01.01.2017 осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом РФ.
В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ Кириллов С.В. является плательщиком страховых взносов и в силу ст. 430 НК РФ уплачивает страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.
Порядок исчисления и уплаты страховых взносов, уплачиваемых плательщиками установлен ст. 432 НК РФ.
Письмом ФНС России от 07.03.2017 N БС-4-11/4091@ «Об исчислении страховых взносов» сумма страховых взносов, установлен порядок расчета страховых взносов, подлежащих уплате индивидуальными предпринимателями, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в 2017 году.
Таким образом, сумма страховых взносов, подлежащая уплате налогоплательщиком на обязательное пенсионное страхование за 2017 год составила 23 400 руб., на обязательное медицинское страхование за расчетный период - 4 590 руб., которые подлежат уплате налогоплательщиком не позднее 31 декабря текущего календарного года.
Исчисленные суммы страховых взносов по соответствующему сроку в бюджет не поступили.
За несвоевременную уплату страховых взносов на основании ст. 75 НК РФ налоговым органом начислена пеня на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в сумме 26,02 руб.
На основании ст. 69, 70 НК РФ налогоплательщику направлены требования об уплате страховых взносов и пени;
№ 21536 от 16.10.2017 с указанием срока оплаты – 26.10.2017;
№ 22427 от 03.11.2017 с указанием срока оплаты – 24.11.2017;
№ 404 от 19.01.2018 с указанием срока оплаты – 08.02.2018.
В сроки, указанные в требовании, суммы налога и страховых взносов в бюджет не поступили, в связи с чем, МРИ ФНС № 6 обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебных приказов о взыскании с Кириллова С.В. недоимки по страховым взносам.
Определениями мирового судьи судебного участка № 5 (и.о. мирового судьи судебного участка № 3) Лысьвенского судебного района Пермского края от 28.05.2018 судебные приказы по заявлению должника были отменены, в связи с чем, налоговый орган обратился с административным иском в суд.
Просит взыскать с Кириллова С.В. недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ в сумме 43 029,36 руб., в том числе за 2015 год – 272,88 руб., за 2016 год – 19 356,48 руб., за 2017 год – 23 400 руб., пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ в сумме 26,02 руб., недоимки по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 8 386,85 руб., в том числе, за 2016 год – 3 796,85 руб., за 2017 год – 4 590 руб.
Административный истец в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Административный ответчик Кириллов С.В. в судебное заседание не явился, представил суду ходатайство, в котором просил о рассмотрении дела в его отсутствие, а также указал о несогласии с предъявленными требованиями, также указывает, что никаких уведомлений и требований от налогового органа он не получал.
Исследовав материалы настоящего дела, материалы дел № 2а-1450/2018, 2а-1451/2018, суд приходит к следующему.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование в 2015 и 2016 годах регулировался Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (Далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), а с 01.01.2017 года - положениями главы 34 части 2 Налогового Кодекса РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 212-ФЗ адвокаты являются плательщиками страховых взносов.
Статьей 14 выше обозначенного нормативного акта определен порядок исчисления размера страховых взносов, уплачиваемых плательщиками в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, а также сроки их оплаты в случае прекращения деятельности индивидуального предпринимателя до конца расчетного периода.
На основании частями 1, 2 ст. 18 указанного Закона плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов адвокатами, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ (ред. от 28.12.2017) "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии со статьей 430 НК РФ плательщики, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование. Порядок исчисления и уплаты страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, установлен статьей 432 Кодекса.
Суммы страховых взносов за расчетный период, исчисленные исходя из минимального размера оплаты труда, уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года.
Являясь адвокатом, административный ответчик обязан был в силу указанных выше норм закона уплатить страховые взносы за 2015 год, 2016 год и 2017 годы в срок до 31.12.2015, 31.12.2016, 31.12.2017 соответственно.
В установленные сроки страховые взносы административным ответчиком не уплачены.
В соответствии с ст.69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
На основании п.1 ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
В соответствии с п.4 ст.69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 8 дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. В случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении 6 дней с даты направления заказного письма (п.6 ст.69 НК РФ).
Основания и порядок принудительного взыскания налога с физического лица установлены ст. 48 НК РФ.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 НК РФ).
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (ч.3 ст. 48 НК РФ.).
В соответствии с ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Как следует из материалов дела налоговым органом в адрес Кириллова С.В. направлены требование № 21536 от 16.10.2017 об уплате недоимки по страховым взносам в Пенсионный фонд за 2015 год в сумме 272,88 руб. с указанием срока оплаты – 26.10.2017; требование № 22427 от 03.11.2017 об уплате недоимки по страховым взносам в Пенсионный фонд за 2016 год в сумме 19 356,48 руб., пени в сумме 26,02 руб., недоимки по страховым взносам в фонд ОМС за 2016 год в сумме 3 796,85 руб. с указанием срока оплаты - 24.11.2017; требование № 404 от 19.01.2018 об уплате недоимки по страховым взносам в Пенсионный фонд за 2017 год в сумме 23 400 руб., недоимки по страховым взносам в фонд ОМС за 2017 год в сумме 4 590 руб. с указанием срока оплаты – 08.02.2018. (л.д. 10-12, 13-15, 19-21).
С учетом разъяснений, содержащихся в определении Конституционного Суда РФ от 26.10.2017 N 2465-О, а также п. 11, 60 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденных Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016, несвоевременное совершение налоговым органом действий, предусмотренных пунктами 4, 6 статьи 69, пунктами 1 - 2 статьи 70, статьями 46 - 47 НК РФ, не влечет продления совокупного срока принудительного взыскания задолженности, который исчисляется объективно - в последовательности и продолжительности, установленной названными нормами закона. Однако пропущенный уполномоченным органом по уважительным причинам срок может быть восстановлен судом (пункт 3 статьи 46, пункт 3 статьи 47 НК РФ) с учетом разъяснений, данных в пункте 60 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
При рассмотрении заявлений налоговых органов о взыскании налогов, пеней, штрафов, предъявленных на основании пункта 3 статьи 46, пункта 1 статьи 47, пункта 1 статьи 115 НК РФ, судам, независимо от наличия соответствующего заявления ответчика, необходимо проверять, не истекли ли установленные этими нормами сроки для обращения налоговых органов в суд.
Учитывая, что данные сроки в силу названных норм могут быть при наличии уважительных причин восстановлены судом, однако такое восстановление производится судом на основании ходатайства налогового органа, в случае пропуска срока и отсутствия соответствующего ходатайства либо в случае отказа в удовлетворении ходатайства суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
При этом не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска указанных сроков необходимость согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса о подаче налоговым органом в суд соответствующего заявления, нахождение представителя налогового органа в командировке (отпуске), кадровые перестановки, смена руководителя налогового органа (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу заявления.
Как указано выше, требования об уплате недоимки по страховым взносам за 2015 и 2016 год в направлены в адрес административного истца 16.10.2017 и 03.11.2017 соответственно, то есть с нарушением трехмесячного срока, установленного ст. 70 НК РФ, в связи с чем, определение срока для обращения в суд должно исчисляться в последовательности и продолжительности, установленной выше названными нормами закона.
Таким образом, учитывая установленный срок оплаты страховых взносов за 2015 и 2016 год – 31.12.2015 и 31.12.2016 соответственно, а также установленные сроки, для направления требования и сроков их исполнения, требования должно быть направлены не позднее 02.04.2016, 03.04.2017, 02.04.2018 соответственно (с учетом положений п. 7 ст. 6.1 НК РФ). С учетом сроков, установленных ч. 4, 6 ст. 69 НК РФ для получения требования и его исполнения, а также учитывая порядок исчисления сроков, установленный ст. 6.1 НК РФ, требования об уплате недоимки по страховым взносам должно быть исполнено налогоплательщиком до 20.04.2016, 21.04.2017 и 20.04.2018 соответственно.
Таким образом, шестимесячный срок для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования за 2015 и 2016 истек 21.10.2017 соответственно, за 2017 год – 20.10.2018.
С заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Кириллова С.В. недоимки по страховым взносам за 2015, 2016 годы налоговый орган обратился, 16.05.2018 (дело № 2а-1450/2018, № 2а-1451/2018), то есть с пропуском срока установленного для обращения в суд.
Суд полагает, что выдача судебного приказа, пропущенный срок обращения в суд автоматически не восстанавливает.
Своевременное обращение в суд с административным исковым заявлением о взыскании задолженности по налогу после отмены судебного приказа в данном случае не свидетельствует о соблюдении налоговым органом требований статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации о сроках обращения в суд для принудительного взыскания недоимки.
В определении от 26.10.2017 N 2465-О Конституционный Суд РФ указал, что пункт 3 ст. 48 НК РФ не предполагает возможности обращения налогового органа в суд за пределами срока, установленного Налоговым кодексом Российской Федерации, за исключением случаев, когда такой срок восстановлен судом по ходатайству налогового органа; при этом при принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.
Бремя доказывания уважительности причин пропуска срока возложено на административного истца в силу общего правила распределения обязанности по доказыванию, установленного ст. 62 КАС Российской Федерации.
Ходатайства о восстановлении пропущенного срока и уважительности причин пропуска срока административным истцом не заявлено и не представлено.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 г. N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Поскольку налоговым органом нарушен срок для обращения в суд за взысканием недоимки по страховым взносам за 2015 и 2016 год, то исковые требования в указанной части удовлетворению не подлежат.
Вместе с тем, с учетом вышеприведенных обстоятельств, срок за обращением с требованием о взыскании недоимки по страховым взносам в Пенсионный фонд и Фонд ОМС за 2017 год административным истцом не пропущен.
Расчет взыскиваемой недоимки судом проверен, признан арифметически верным, иного расчета в материалы дела не представлено.
Таким образом, с Кириллова С.В. подлежит взысканию недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ за 2017 год в сумме 23 400 руб., недоимка по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2017 год в сумме 4 590 руб.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В соответствии с п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" в силу части 1 статьи 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
При разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
С учетом бюджетного законодательства уплата государственной пошлины по настоящему делу, рассмотренному городским судом, подлежит взысканию в доход местного бюджета.
Истец – налоговый орган в силу п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ был освобожден от уплаты государственной пошлины, исходя из размера удовлетворением исковых требований судебные расходы в виде государственной пошлины подлежат взысканию в доход местного бюджета с ответчика в размере 1039 руб. 70 коп.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Пермскому краю удовлетворить частично.
Взыскать с Кириллова Сергея Валерьевича, проживающего по адресу: <адрес>, недоимку по страховым взносам за 2017 год на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ в сумме 23 400 руб., в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 4 590 руб.
Взыскать с Кириллова Сергея Валерьевича в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1039 руб. 70 коп.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Лысьвенский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: (подпись)
Копия верна.
Судья Н.Р. Войтко