Дело № 2-486/15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
пос. Чегдомын 13 августа 2015 года
Верхнебуреинский районный суд Хабаровского края в составе: председательствующего судьи Костиной Е.В.,
при секретаре О.,
с участием
помощника прокурора <адрес> Б.,
представителя ответчика – администрации Верхнебуреинского муниципального района С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> к администрации Верхнебуреинского муниципального района <адрес> об обязании провести мероприятия, необходимые для постановки объекта, обеспечивающего электроснабжение населения, на учет в качестве бесхозяйных объектов,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд с иском к администрации Верхнебуреинского муниципального района <адрес> об обязании провести мероприятия, необходимые для постановки объекта, обеспечивающего электроснабжение населения, а именно: трансформаторная подстанция № с условным номером № по адресу: <адрес> а, на учет в качестве безхозяйной недвижимой вещи в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и в последующем принять вышеуказанный объект в муниципальную собственность.
В обоснование своих требований истец ссылается на то, что расположенный на территории Среднеургальского сельского поселения объект электрохозяйства, обеспечивающий электроснабжение населения, а именно: трансформаторная подстанция № с условным номером № по адресу: <адрес> а, является безхозяйным, поскольку право собственности на данный объект недвижимого имущества не зарегистрировано. В едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о вышеназванном объекте. Наличие на территории муниципального района бесхозяйных объектов создает опасность для неопределенного круга лиц, поскольку отсутствие надлежащего постоянного контроля за их состоянием создает угрозу жизни и здоровья населения сельского поселения, возникает угроза возникновения аварийных ситуаций, ведущих к нарушению требований к качеству электрической энергии и перебоям в электроснабжении потребителей.
В судебном заседании помощник прокурора поддержал заявленные исковые требования, просил суд удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика – администрации Верхнебуреинского муниципального района в судебном заседании заявленные требования признал в полном объеме.
Выслушав мнение участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п.1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии с частью 1 статьей 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Пункт 3 ст. 225 ГК РФ предусматривает, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По смыслу указанной правовой нормы орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, а следовательно, обязан это делать.
В соответствии с ч. 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Согласно ч. 1 ст. 130 Конституции РФ, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон):
- к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (ч. 1 п. 4).
- к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений. (ч.3)
- иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов. (ч.4)
Согласно ст. 50 Федерального закона в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела, трансформаторная подстанция № с условным номером № по адресу: <адрес> а, является бесхозяйным недвижимым имуществом, право собственности на вышеуказанный объект ни за кем не зарегистрировано. (л.д. 5, 6)
Поскольку спорный бесхозяйный объект расположен в границах <адрес>, не имеет собственника, то он является бесхозяйным имуществом, принять в собственность которое могут органы местного самоуправления. Кроме того отсутствие собственника у спорного объекта влечет невозможность обеспечения не только его сохранности, но и безопасности жизни и здоровья населения. Наличие на территории района бесхозяйных объектов создает опасность для неопределенного круга лиц ввиду отсутствия надлежащего постоянного контроля за их состоянием, что создает угрозу жизни и здоровья населения Среднеургальского сельского Верхнебуреинского муниципального района <адрес>.
С учетом изложенного, суд считает требования истца подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. 3, ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования прокурора <адрес> удовлетворить.
Обязать администрацию Верхнебуреинского муниципального района <адрес> провести мероприятия, необходимые для постановки объекта, обеспечивающего электроснабжения населения, а именно: трансформаторная подстанция № с условным номером № по адресу: <адрес> а, на учет в качестве безхозяйной недвижимой вещи в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд путем подачи апелляционной жалобы через Верхнебуреинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Костина Е.В.