дело № 2-75//2015
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Буденновск 15 января 2014 года
Судья Буденновского городского суда Ставропольского края Озеров В.Н.,
при секретаре Масловой М.М.,
с участием помощника Буденновского межрайонного прокурора Цибулиной Н.П.,
представителя ответчика администрации муниципального образования Покойненского сельсовета Шипицыной Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Буденновского межрайонного прокурора в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Покойненского сельсовета о признании незаконными бездействия администрации Буденновского района СК выразившегося в не использовании земельных участков сельскохозяйственного назначения по целевому назначению и обязании администрации муниципального образования Покойненского сельсовета <адрес> СК ликвидировать несанкционированную свалку на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: СК, <адрес>-<адрес> <адрес>,
У С Т А Н О В И Л:
Буденновский межрайонный прокурор обратился в суд в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Покойненского сельсовета о признании незаконными бездействия администрации <адрес> СК выразившегося в не использовании земельных участков сельскохозяйственного назначения по целевому назначению и обязании администрации муниципального образования Покойненского сельсовета <адрес> СК ликвидировать несанкционированную свалку на земельном участке с кадастровым номером № расположенном по адресу: СК, <адрес>, <адрес> <адрес>.
В обосновании своих требований прокурор указывает, что межрайонной прокуратурой по обращению ФИО3 проведена проверка соблюдения администрацией муниципального образования Покойненского сельсовета <адрес> требований земельного законодательства и законодательства об охране окружающей среды.
В ходе проверки, проведенной совместно со специалистами центрального комплексного отдела министерства природных ресурсов и окружающей среды СК установлено, что на территории муниципального образования Покойненского сельсовета <адрес>, между Федеральной трассой Кочубей-Зеленокумск-Мин-Воды и поселком <адрес> СК, находится свалка бытовых отходов, которая расположена в углублениях на открытом грунте (земле), размеры данной свалки составляют <данные изъяты>
Данная свалка организована на земельном участке кадастровый номер № общей площадью <данные изъяты>. м, расположенном по адресу: СК, <адрес>, северо-восточная окраина <адрес>. Согласно свидетельству о государственной регистрации права, выданного управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ № № собственником земельного участка является администрация муниципального образования Покойненского сельсовета на основании постановления администрации Буденновского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «О перезакреплении земельного участка акционерного общества «Ставрпольполимер» за Покойненской сельской администрацией». Постановлением администрации муниципального образования Покойненского сельсовета <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид разрешенного использования» изменен вид разрешенного использования земельного участка на «земли населенных пунктов - площадка для складирования твердых бытовых отходов».
На вышеуказанной свалке размещаются отходы производства и потребления (пластиковые бутылки, полиэтиленовые пакеты, стеклянные бутылки, а также другой бытовой мусор). На момент осмотра свалки наблюдается разлет отходов по прилегающей территории на расстоянии <данные изъяты>, в том числе и в сторону жилых кварталов.
Кроме того, при осмотре данной свалки зафиксирован факт отсутствия информационных табличек, надежных защитных устройств, что превращает свалку в опасный источник загрязнения грунтовых и поверхностных вод, почвы и атмосферы.
Фактическое количество размещенных на свалке отходов установить затруднительно, из-за большой территории загрязнения и неровностей рельефа.
Сбор и вывоз отходов осуществляется МУП <адрес>» на данную свалку ТБО.
В соответствии с п.п. 3.1, 3.2, 3.3 санитарных правил содержания территорий населенных мест СанПиН № твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места. Устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается. На земельные участки, отведенные для организации полигонов твердых бытовых отходов (усовершенствованные свалки), должно быть согласование местных учреждений санитарно-эпидемиологической службы.
Согласно п.п. 2.1, 2.7 СанПиН СП 2.1.7.1038-01, утвержденных главным государственным санитарным врачом РФ от ДД.ММ.ГГГГ г., специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и гарантирующими санитарно-эпидемиологическую безопасность населения, являются полигоны твердых бытовых отходов (ТБО), при этом выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам.
В силу п.п. 3.7, 4.1, 4.2, 4.3, 4.20, 4.21, 5.1 СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7. при временном хранении отходов на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) должны соблюдаться следующие условия: открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке, поверхность хранящихся насыпью отходов должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.), поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.), по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями, поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается; объекты размещаются за пределами жилой зоны и на обособленных территориях с обеспечением нормативных санитарно-защитных зон в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил; запрещается размещать отходы в границах установленных водоохранных зон и открытых водоемов; для перехвата поверхностного стока в зоне складирования полигона предусматривается система нагорных канав и дождевая канализация, а для отвода фильтрата - дренажная система; в проекте полигона по всему периметру зоны захоронения должны быть предусмотрены кольцевой канал и кольцевой вал высотой не менее 2 м; размещение объектов осуществляется в соответствии с градостроительными решениями путем разработки предпроектной и проектной документации.
Согласно п. ДД.ММ.ГГГГ СанПиН 2.2.№-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № санитарно-защитная зона свалок твердых бытовых отходов составляет <данные изъяты>
Администрацией муниципального образования Покойненского сельсовета на принадлежащем на праве собственности земельном участке, в нарушение утвержденных санитарных правил, технологий и требований в области охраны окружающей среды, допущено образование неконтролируемого полигона (свалки) бытовых отходов, которое влечет за собой нанесение вреда окружающей среде.
Кроме того, отсутствует проектная документация на вышеуказанную свалку.
В соответствии ч. 1 ст. 9, ч. 2 ст. 15, ст. 42 Конституции РФ предусмотрено, что каждый гражданин имеет право на благоприятную среду. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
В соответствии со ст. 4, ч. 2 ст. 42, ч. 1 ст. 51 Закона №№ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, недра, почвы; отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.
В соответствии со ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, в том числе в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ, ч. 1 ст. 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от ДД.ММ.ГГГГ № №), ч. 1 ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от ДД.ММ.ГГГГ № № к полномочиям органов местного самоуправления сельских поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно ст.ст. 12, 13 Закона № № территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления.
Создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов запрещается.
Согласно ч. 3 ст. 3, ст. 25, 26 ЗК РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством; права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, подлежат государственной регистрации и удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В соответствии с ч. 1 ст. 13, ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами; в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите от захламления отходами производства и потребления, ликвидации последствий загрязнения, рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв.
Статьями 35, 39, 51 Закона № 7-ФЗ установлено, что при размещении сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды; юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию сооружений и объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды; отходы производства и потребления подлежат обезвреживанию и хранению способами и в условиях безопасными для окружающей среды; запрещается сброс отходов производства и потребления на водосборные площади, в недра и на почву.
Неисполнение (бездействие) администрацией муниципального образования Покойненского сельсовета своих обязанностей по сбору отходов, мусора и регулярной очистке от отходов территории муниципального образования, влечет за собой образование несанкционированных свалок на территории населенного пункта, ненадлежащее использование указанного земельного участка, приводящее к порче земли, несанкционированное складирование отходов создает опасность для окружающей среды, нарушает конституционное право граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 76 Закона № № споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.
Согласно ст. 78 Закона № 7-ФЗ компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. При этом, вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
В соответствии с п. 5 Приказа Минприроды РФ № №, Роскомзема № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» рекультивации подлежат земли, нарушенные при складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из экологических правоотношений.
Поскольку дела, вытекающие из экологических правоотношений, не носят экономического характера, данные дела подведомственны судам общей юрисдикции.
На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании изложенного просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Покойненского сельсовета Буденновского района СК по неосуществлению регулярной очистки от отходов в соответствии с экологическими и санитарными требованиями, а также по не принятию мер к надлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории муниципального образования Покойненского сельсовета; обязать администрацию муниципального образования Покойненского сельсовета <адрес> СК ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на земельном участке кадастровый номер №, по адресу: СК, <адрес>, <адрес> <адрес>» путем очистки территории с рекультивацией земельного участка в границах муниципального образования <адрес>.
В судебном заседании помощник Буденновского межрайонного прокурора ФИО5 исковые требования поддержала в полном объеме и просила суд удовлетворить его.
Представитель ответчика администрации муниципального образования Покойненского сельсовета ФИО6 исковые требования прокурора признала в полном объеме.
Суд полагает возможным принять признание представителя ответчика администрации муниципального образования Покойненского сельсовета ФИО6исковых требований Буденновского межрайонного прокурора, так как оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.
В соответствии со ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятия его судом.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 39, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Принять признание представителя ответчика администрации муниципального образования Покойненского сельсовета ФИО4 исковых требований Буденновского межрайонного прокурора в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц о признании незаконными бездействия администрации <адрес> СК выразившегося в не использовании земельных участков сельскохозяйственного назначения по целевому назначению и обязании администрации муниципального образования Покойненского сельсовета <адрес> СК ликвидировать несанкционированную свалку на земельном участке с кадастровым номером № расположенном по адресу: СК, <адрес>, <адрес>, путем очистки территории с рекультивацией земельного участка в границах муниципального образования <адрес>.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Покойненского сельсовета <адрес> СК по неосуществлению регулярной очистки от отходов в соответствии с экологическими и санитарными требованиями, а также по не принятию мер к организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории муниципального образования Покойненского сельсовета.
Обязать главу администрации муниципального образования Покойненского сельсовета <адрес> СК ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на земельном участке кадастровый номер № по адресу: СК, <адрес>, <адрес> <адрес> путем очистки территории с рекультивацией земельного участка в границах муниципального образования <адрес>.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда через Буденновский городской суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме, то есть ДД.ММ.ГГГГ г.
Судья Озеров В.Н.