Дело №2-214,15
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
гор. Кирс 20.04.2015 года
Верхнекамский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Неволиной С.П., при секретаре Кушковой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верхнекамского районного суда Кировской области г. Кирс с использованием систем видеоконференцсвязи ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Кировской области, гражданское дело по иску прокурора Верхнекамского района в защиту жилищных прав К. к МКУ Администрация Верхнекамского муниципального района о возложении обязанности предоставить К. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений,
у с т а н о в и л:
Прокурор района обратился в суд с вышеуказанным иском, указав в обоснование, что прокуратурой Верхнекамского района была проведена проверка соблюдения законодательства по защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе которой выявлено, что К. не имеет пригодного для проживания жилого помещения. К. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Верхнекамского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ мать К. лишена родительских прав, отец в свидетельстве о рождении указан со слов матери. Постановлением администрации Верхнекамского района № от ДД.ММ.ГГГГ рекомендовано администрации <данные изъяты> поселения предоставить К. жилое помещение по окончанию срока пребывания в государственном учреждении для детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке предусмотренном действующим законодательством. ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение, находящее по адресу: Кировская область, Верхнекамский район, <адрес>, в котором зарегистрирован К. признано непригодным для проживания. ДД.ММ.ГГГГ К. написал заявление о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии со ст.16-19 Закона Кировской области от 04.12.2012 года №222-ЗО, в котором указал, что желает, чтобы ему предоставили жилое помещение в <данные изъяты> году. Постановлением администрации Верхнекамского района № от ДД.ММ.ГГГГ К. включен в вышеуказанный список. В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции РФ, ст. 57 ЖК РФ, Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Кировской области от 04.12.2012 года № 222-ЗО «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, попавших в сложную жизненную ситуацию», прокурор указывает, что законодательством не предусмотрено указание года предоставления жилого помещения. Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по достижении 18 лет. К. окончил МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья в <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ года. В настоящее время К. обучение в образовательных учреждениях не продолжает, жилым помещением не обеспечен, нуждается в предоставлении жилого помещения с <данные изъяты> года, с момента признания, закрепленного за ним помещения, непригодным для проживания. Таким образом, К. имеет право на внеочередное предоставление благоустроенного жилого помещения жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор просит обязать администрацию Верхнекамского района предоставить К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
В судебном заседании ст. помощник прокурора Верхнекамского района Путькова У.Ю. на требованиях искового заявления настаивала, привела доводы, изложенные в заявлении.
Истец К. в судебном заседании требования искового заявления прокурора Верхнекамского района поддерживает, просит их удовлетворить, суду пояснил, что на момент написания заявления о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, он не был обеспечен жилым помещением, проживал на съемных квартирах. Неоднократно обращался в органы опеки и попечительства с вопросом о предоставлении ему жилого помещения. Ему пояснили, что жилое помещение ему будет предоставлено только в <данные изъяты> году.
Представитель ответчика - МКУ Администрация Верхнекамского района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, предоставили в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя ответчика, указывают, что жилищные права истца не нарушены, так как он включен в список граждан –получателей жилых помещений на <данные изъяты> год и при поступлении денежных средств в <данные изъяты> года будут предприняты все необходимые меры для приобретение жилого помещения и выделении К. по договору специального найма.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, органа опеки и попечительства управления образования администрации Верхнекамского района Ляпунова Е.Ю., в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, привела доводы, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление, из которого следует, что в ДД.ММ.ГГГГ К. была предложена однокомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ К. написал заявление о согласии на приобретение данной квартиры. ДД.ММ.ГГГГ отделом по управлению имуществом Верхнекамского района подготовлен пакет документов для согласование заявки с финансовым управлением администрации района. ДД.ММ.ГГГГ с собственником вышеуказанного жилого помещения заключен муниципальный контракт на приобретение благоустроенного жилого помещения для обеспечения на условиях найма специализированного жилого помещения из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С момента заключения с К. договора найма жилого помещения, у него возникнет обязанность своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. В настоящее время К. заключен под стражу на основании постановления <данные изъяты> суда от ДД.ММ.ГГГГ года, в связи с тем, что подозревается в совершении особо тяжкого преступления. В случае заключения с К. договора спец.найма на жилое помещение в <данные изъяты> году может образоваться задолженность по плате за коммунальные услуги за период отбывания им наказания в исправительном учреждении. Считают, что при предоставление жилого помещения К. по окончании пребывания в исправительном учреждении, его жилищные права нарушены не будут. По возвращению К. будут предприняты все меры по приобретению жилого помещения и выделения ему по договору <данные изъяты> найма.
Представитель третьего лица, Департамента образования Кировской области, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежащим образом, представили в суд возражения на исковое заявлении прокурора Верхнекамского района, просят рассмотреть гражданское дело без участия представителя третьего лица.
Представитель третьего лица, Администрации Светлополянского городского поселения, Костылева Е.Н. в судебном заседании, возражала против исковых требований прокурора.
Выслушав истца, прокурора, представителей третьих лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ, введенной Федеральным законом от 29.02.2012 года № 15-ФЗ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее Закон №159-ФЗ) установлено, что дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установления судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
На основании п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ в редакции Федерального закона РФ от 29.02.2012 года № 15-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Из ч. 3 ст. 25 «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, попавших в сложную жизненную ситуацию» (далее Закон №222-ЗО), следует, что действие положений главы 5 Закона, регулирующей порядок предоставления жилых помещений указанной категории лиц, распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Закона.
Согласно ст.18 Закона №222-ЗО список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению за счет средств областного бюджета жилыми помещениями, формирует и ведет орган исполнительной власти области, осуществляющий государственное управление в сфере образования (далее - сводный список). Сводный список формируется на основании представляемых ежеквартально в срок до 5-го числа месяца, следующего за отчетным, органами опеки и попечительства списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список органа опеки и попечительства). Список органа опеки и попечительства формируется в хронологической последовательности по дате принятия акта органа местного самоуправления о включении в список органа опеки и попечительства муниципального образования, выбранного ребенком (далее - дата принятия акта). Сводный список формируется в хронологической последовательности по дате принятия актов. В случае, если даты принятия актов совпадают, граждане включаются в сводный список в алфавитном порядке. Сводный список обновляется ежеквартально до 20-го числа месяца, следующего за отчетным.
Согласно свидетельства о рождении К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, его родителями являлись: мать – Е., отец А., отец указан на основании заявления матери (л.д.7).
Решением <данные изъяты> суда Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ мать истца Е. лишена в отношении него родительских прав (л.д.8-10).
Постановлением администрации Верхнекамского района № от ДД.ММ.ГГГГ рекомендовано администрации <данные изъяты> поселения предоставить К. жилое помещение по окончанию срока пребывания в государственном учреждении для детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке предусмотренном действующим законодательством (л.д.11).
В соответствии с заключением межведомственной комиссии, назначенной постановлением главы администрации <данные изъяты> поселения, от ДД.ММ.ГГГГ № жилое помещение, находящее по адресу: Кировская область, Верхнекамский район, <адрес>, в котором был зарегистрирован К., признано непригодным для проживания (л.д.12).
ДД.ММ.ГГГГ К. написал заявление о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии со ст.16-19 Закона Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ №222-ЗО, в котором указал, что желает, чтобы ей предоставили жилое помещение в <данные изъяты> году (л.д.14).
Постановлением администрации Верхнекамского района № от ДД.ММ.ГГГГ К. включен в вышеуказанный список в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (л.д.13).
Из уведомлений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области следует, что у К. отсутствует объекты недвижимого имущества (л.д.17).
Согласно свидетельства об окончании образовательного учреждения от ДД.ММ.ГГГГ К. окончил в <данные изъяты> году МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей <адрес> (л.д.16).
Исследованными в ходе судебного заседания значимыми обстоятельствами установлено, что истец К. относится к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Какое-либо жилье за К. не закреплялось, в своей собственности жилья не имеет, жилье по договору найма специализированного жилого помещения, либо по договору социального найма ему также не предоставлялось.
В силу п.1 ст.8 Закона №159-ФЗ истец должен был обеспечен жилым помещением по достижению им возраста 18 лет либо по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях. Однако до настоящего времени жилое помещение К. не предоставлено. Кроме того, на момент написания заявления ДД.ММ.ГГГГ К. о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии со ст.16-19 Закона Кировской области от 04.12.2012 года №222-ЗО, истец достиг возраста 18 лет, не обучался в образовательном учреждении профессионального образования, не находился в образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Необходимо отметить, что, несмотря на то, что с 1 января 2013 года закон не содержит указаний на предоставление указанной категории граждан жилья вне очереди, но из буквального содержания приведенных выше правовых норм следует, что благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются указанным лицам, в частности, по достижении ими возраста 18 лет.
Таким образом, в силу закона предоставление жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения указанной категории граждан не ставится в зависимость от каких-либо условий, в том числе наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также от иных условий.
Положения перечисленных норм не содержат указания и на срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору найма, что предполагало возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения. А такое право у истца уже возникло в связи с достижением совершеннолетия, но не реализовано им до настоящего времени.
Таким образом, доводы представителей третьих лиц о необходимости предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лиц, из их числа на основании списка органа опеки и попечительства необоснованны.
Анализ федерального законодательства позволяет сделать вывод о том, что основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяет федеральный законодатель. Вместе с тем, федеральный законодатель не установил, что предоставление указанным лицам специализированного жилья должно зависеть от какой-либо очередности, такое предоставление законодатель связал только с возрастом и окончанием срока пребывания в образовательной организации и иных учреждениях.
Ссылка представителя третьего лица, что законом Кировской области определен иной порядок обеспечения жильем детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и что данный закон в этой части не признан недействующим, несостоятельна, поскольку Федеральный закон от 21.12.1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" имеет большую юридическую силу.
Также необоснованны доводы представителя органа опеки и попечительства, что истец будет обеспечен жилым помещением по окончанию отбывания наказания в исправительном учреждении.
Как указывалось выше, на основании п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ в редакции Федерального закона РФ от 29.02.2012 года № 15-ФЗ, по заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Истец К., обратился к ответчику с письменным заявлением о предоставление ему жилого помещения по достижению им возраста 18 лет, иного заявления от К. об обеспечении его жилым помещением по окончанию отбывания наказания в исправительном учреждении не имеется. Истец К. поддерживает исковые требования прокурора.
Кроме того, в настоящее время К. не является лицом, отбывающим наказание в исправительном учреждении, поскольку, согласно ст.14 УПК РФ обвиняемый считается невиновным, пока его виновность в совершении преступления не будет доказана в предусмотренном настоящим Кодексом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. В отношении К. постановлением <данные изъяты> суда Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ избрана только мера пресечения в виде заключения под стражу на срок 2 месяца, то есть до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.33-35).
Таким образом, требования искового заявления прокурора Верхнекамского района обратившегося в защиту жилищных прав К. подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Верхнекамского района в защиту жилищных прав К. удовлетворить.
Обязать МКУ Администрация Верхнекамского района предоставить К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
С мотивированным решением стороны вправе ознакомиться 27.04.2015 года.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течение месяца с момента его вынесения в мотивированном виде, с подачей жалобы через Верхнекамский районный суд Кировской области.
Федеральный судья С.П.Неволина