Решение по делу № 2-1582/2014 от 04.03.2014

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Ростов-на-Дону « 31 » марта 2014 года

Октябрьский районный суд г.Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Кушнаренко Н.В.

при секретаре Павленко В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по иску Филатовой Е. Н. к военному комиссариату Ростовской области об обязании продлить пенсию за выслугу лет на территории Российской Федерации, начиная с ... г. года,

у с т а н о в и л:

Истец обратилась в суд с иском к военному комиссариату Ростовской области об обязании продлить пенсию за выслугу лет на территории Российской Федерации, начиная с ... г. по нормам Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей", ссылаясь на то, что является гражданкой РФ, до января ... г. пребывала на территории Республики Казахстан, где и получала пенсию в связи с прохождением военной службы.

По утверждению истца, в январе ... г.. она прибыла на территорию РФ, зарегистрировались по месту жительства – <...>, где фактически пребывает до настоящего времени.

Прибыв на территорию РФ, истец обратилась к ответчику с заявлением о продлении ранее назначенной пенсии за выслугу лет, представив все необходимые документы.

В соответствии с Соглашением от 14 февраля 1992г. «О социальных и правовых гарантиях военнослужащих, уволенных с военной службы, и членов их семей», Соглашением от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения" и Соглашением от 15 мая 1992г. «О порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников СНГ» истец имеет право получать аналогичную пенсию на территории РФ, что и было сделано ответчиком.

Однако, с ... г.. выплата пенсии прекращена.

Указанные действия ответчика истец считает незаконными, препятствующими реализации ее права на полное пенсионное обеспечение.

Просила суд возложить на ответчика обязанность возобновить выплату пенсии за выслугу лет на территории Российской Федерации, начиная с ... г. года.

В судебном заседании истец, ее адвокат исковые требования поддержали, настаивали на удовлетворении, дав аналогичные пояснения доводам иска.

Представитель военного комиссариата РО по доверенности требования иска не признала, просила в иске отказать, дав аналогичные пояснения доводам, изложенным в возражениях на иск (в деле).

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы данного дела, представленные доказательства, личное дело , суд приходит к следующем

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение механизма реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Федеральный законодатель, реализуя соответствующие дискреционные полномочия и закрепляя в федеральном законе виды и правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, вправе определять как общие правила пенсионного обеспечения, так и его особенности применительно к отдельным категориям граждан. Вместе с тем при осуществлении указанного правового регулирования он связан требованиями Конституции Российской Федерации, устанавливающей в том числе, что все равны перед законом и судом, а государство обязано гарантировать каждому равенство прав и свобод независимо от места жительства (статья 19, части 1 и 2) и что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только соразмерно конституционно значимым целям (статья 55, часть 3).

Согласно статье 27 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Свобода выбора места жительства провозглашена также Международным пактом о гражданских и политических правах (статья 12) и Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (статья 2 Протокола N 4), которые в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.

Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон) условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются, в том числе, на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Судом установлено, что с ... г.. ЦПО Министерства обороны Республики Казахстан истцу назначена пенсия по неполному стажу в соответствии с п.п.2 п.1 ст. 61 Закона РК «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан».

В январе ... г.. истец приехала на постоянное место жительство на территорию РФ в <...>, где фактически пребывает до настоящего времени.

Прибыв на территорию РФ, ... г.. истец обратилась к ответчику с заявлением о продлении ранее назначенной пенсии за выслугу лет, представив все необходимые документы. Пенсия была назначена.

Однако, с ... г.. выплата пенсии прекращена.

Указанные действия ответчика истец считает незаконными, препятствующими реализации ее права на полное пенсионное обеспечение.

Рассматривая доводы истца, суд исходит из следующего.

Как установлено ст. 56 Закона, выплата пенсий, предусмотренных настоящим Законом, производится по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти, указанных в статье 11 настоящего Закона, через соответствующие учреждения (филиалы) Сберегательного банка Российской Федерации путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи. Порядок выплаты пенсий определяется соглашениями, заключаемыми между соответствующими федеральными органами исполнительной власти и Сберегательным банком Российской Федерации.

В соответствии со ст. 64 Закона, вопросы пенсионного обеспечения лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членов их семей, выехавших на постоянное жительство за границу, решаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией или бывшим Союзом ССР с другими государствами.

Такими Соглашениями… являются:

1.      Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств, заключенное в г. Ташкенте 15 мая 1992 г. (Ташкентское соглашение), которое подписали Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан, Украина. 5 сентября 1994 г. к данному Соглашению присоединился Туркменистан, а 23 января 2001 г. - Азербайджанская Республика;

2.      Соглашение между государствами - участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, заключенное 14 февраля 1992 г. в г. Минске;

3.      Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, подписанное 13 марта 1992 г. в г. Москве.

Указанные Соглашения приняты на основе ст. ст. 30, 31 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. и устанавливают социальные и правовые гарантии военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, а в качестве основополагающих принципов предусматривают сохранение уровня прав и льгот, ранее предоставленных военнослужащим, лицам, уволенным с военной службы, и членам их семей законодательством бывшего Союза ССР, и недопустимость их одностороннего ограничения. Государствам - участникам СНГ предоставлено право принимать меры, направленные на усиление социальной защиты, включая пенсионное обеспечение, указанной категории граждан. Соблюдение государствами - участниками СНГ принципа сохранения уровня ранее предоставленных прав и льгот в области пенсионного обеспечения обеспечивает реализацию права на получение пенсии за выслугу лет, возникшего в одном государстве - участнике Соглашения от 15 мая 1992 г., при переезде пенсионера - бывшего военнослужащего на постоянное место жительства в любое из государств - участников данного Соглашения. Данное толкование действующих норм международного права дано в решении Экономического суда СНГ от 6 февраля 2009 г. N 01-1/2-08. На основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом, суд применяет правила международного договора. В связи с изложенным, за гражданами Российской Федерации, уволенными с военной службы из Вооруженных Сил государств - участников СНГ и по законодательству этих государств имеющими право на получение военной пенсии за выслугу лет, сохраняется такое же право на выплату пенсии за выслугу лет и на территории Российской Федерации, но в том случае, если указанные граждане имеют выслугу лет, установленную российским законодательством, сохранившим уровень прав и льгот, ранее предоставленных военнослужащим законодательством СССР.

Так, согласно статье 1 Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее Соглашение от 13.03.1992) пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В силу ст. 2 Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 и ст. 2 Соглашения между государствами-участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14.02.1992 порядок пенсионного обеспечения военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, устанавливается межправительственными соглашениями.

Специальным Соглашением, регулирующим вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих, является Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15.05.1992 (далее Соглашение от 15.05.1992).

Статьей 1 Соглашения от 15.05.1992 предусмотрено, что пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества, осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены законодательством государств - участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие.

Согласно статье 7 Соглашения от 13.03.1992 при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государств - участников Соглашения по новому месту жительства пенсионера.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что истец является гражданкой Российской Федерации, постоянно проживает на территории Российской Федерации, выплата пенсии Республикой Казахстан прекращена, и действующее законодательство, регулирующее организацию и порядок выплаты пенсии пенсионерам, прибывшим в Российскую Федерацию из стран СНГ, сохраняет за гражданами Российской Федерации, уволенными с военной службы из Вооруженных Сил государств - участников СНГ и по законодательству этих государств имеющими право на получение военной пенсии за выслугу лет, такое же право на выплату пенсии за выслугу лет и на территории Российской Федерации, истец имеет выслугу лет, установленную российским законодательством, сохранившим уровень прав и льгот, ранее предоставленных военнослужащим законодательством СССР, суд приходит к выводу о наличии правовых и достаточных оснований для возложения на ответчика обязанности возобновить выплату истцу пенсии по нормам Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-I с даты, следующей за днем прекращения выплаты пенсии, то есть с 01.01.2014 года.

Истец до переезда в Российскую Федерацию являлась получателем пенсионного обеспечения за выслугу лет и при переезде приобрела соответствующее право на получение пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны Российской Федерации на основании Соглашения стран СНГ от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения". Иное толкование вышеназванных норм международного Соглашения ограничивало бы права граждан Российской Федерации на получение пенсионного обеспечения в случаях и размерах, определенных действующим законодательством.

Доводы ответчика сводятся к иному толкованию норм законодательства, регулирующего возникшие отношения, с правильностью которого суд согласиться не может.

руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

р е ш и л:

Исковые требования Филатовой Е. Н. к военному комиссариату Ростовской области об обязании продлить пенсию за выслугу лет на территории Российской Федерации, начиная с ... г. удовлетворить.

Обязать военный комиссариат Ростовской области назначить Филатовой Е. Н. пенсию за выслугу лет на территории Российской Федерации, начиная с ... г. года.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Октябрьский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 31.03.2014г.

Судья:

2-1582/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Филатова Е.Н.
Ответчики
Военный комиссариат Ростовской области
Суд
Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону
Дело на сайте суда
oktyabrsky.ros.sudrf.ru
04.03.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.03.2014Передача материалов судье
05.03.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.03.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.03.2014Подготовка дела (собеседование)
27.03.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.03.2014Судебное заседание
01.04.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.04.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.03.2014
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее