2-211\2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 мая 2014 года с.Бижбуляк
Бижбулякский районный суд РБ в составе председательствующего судьи Ярмиева Т.Н., при секретаре Давлетбаевой З.М., с участием прокурора <адрес> РБ Данилова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> РБ (в порядке ст. ст. 45 ГПК РФ) к Государственному бюджетному учреждению Комплексный центр социального обслуживания населения <адрес> РБ об обязании устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> РБ обратился с заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ к
Государственному бюджетному учреждению Комплексный центр социального обслуживания населения <адрес> РБ ( далее ГБУ КЦСОН) об обязании устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды, указывая, что прокуратурой района проведена проверка предоставления сведений и своевременности внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями района.
Проверкой установлено, что в ГБУ КЦСОН имеются стационарные и передвижные объекты, осуществляющие выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух: транспортные средства- 3 штуки, 1 газовый отопительный котел. Кроме того, в ходе деятельности учреждения образуются несортированный мусор от бытовых помещений, отработанные электрические лампы, покрышки, свинцовые аккумуляторы, автомобильные масла. Однако на момент проверки ответчиком в установленные сроки не внесены платежи за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2014 года.
Прокурор просит обязать ответчика устранить нарушения ФЗ об охране окружающей среды, а именно внести плату за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2014 года.
На судебном заседании прокурор иск поддержал.
Ответчик, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, на с\з не явился, от него поступило письменное заявление о рассмотрении дела без его участия и о признании иска.
Суд, исследовав материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению.
В статье 42 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую природную среду является платным. Плата за негативное воздействие на окружающую среду является обязательным федеральным платежом, предназначенным для возмещения расходов и затрат публичной власти на охрану и восстановление окружающей среды. Негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной или иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качеств окружающей среды.
Согласно п. 3 ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды», порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, порядок ее заполнения и представления утверждены приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) от ДД.ММ.ГГГГ № 204. Плательщик заполняет расчет самостоятельно либо вправе для заполнения формы расчета платы по своему усмотрению воспользоваться услугами любой специализированной организации.
В соответствии с п.п. 15 п. 2 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 995 (ред. от 17.12.2010) "О порядке осуществления федеральными органами государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", источником доходов, закрепляемых за Росприроднадзором, является также и плата за негативное воздействие на окружающую среду.
Обязанность по внесению платы распространяется на хозяйствующих субъектов (юридические лица и индивидуальные предприниматели), оказывающих негативное воздействие. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, предметом деятельности которых является оказание услуг, торговля товарами и иные виды деятельности, негативно воздействующие на окружающую среду, должны исполнять обязанности плательщиков в полном объеме. Плательщики платы за негативное воздействие на окружающую среду ставятся на учет в соответствии с приказами Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ № 545«Об утверждении порядка постановки на учет плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду в территориальных органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» и от ДД.ММ.ГГГГ № «О ведении территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду» по каждому объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду: стационарному и (или) передвижному (транспортные средства и др., работающие на бензине, дизельном топливе, керосине, сжиженном (сжатом) нефтяном или природном газе) (определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 284-0).
Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ нормативное регулирование по вопросам взимания платы возложено также на вышеуказанную Федеральную службу.
Приказом ФС по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» определено, что сроки внесения платежей установлены до 20 числа следующего за отчетным кварталом месяца.
Согласно определению Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 284-О: платеж за негативное воздействие на окружающую среду является неналоговым платежом, однако это обязательный публично-правовой платеж, который носит индивидуально-возмездный и компенсационный характер. Таким образом, суд указал на наличие признака присущего только платежу за загрязнение окружающей среды, а именно, его компенсационный характер, согласно которому денежные средства, поступающие в счет этой платы в доход бюджета, направляются на возмещение ущерба и затрат на восстановление и охрану окружающей природной среды.
Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Рассматриваемый вопрос не касается экономических, производственных отношений. Игнорирование требований природоохранного и санитарного законодательства нарушает права людей на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды.
В соответствии с требованиями ст. 22 ГПК РФ, к подведомственности судов общей юрисдикции отнесены споры с участием предприятий, организаций о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, вытекающие из земельных и экологических правоотношений.
Факт невнесения платы за негативное воздействие на окружающую среду ответчиком за 1 квартал 2014 года подтверждается Актом проверки исполнения законодательства об охране окружающей среды от ДД.ММ.ГГГГ года, проведенной прокуратурой района (л.д.5).
Согласно изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Государственное бюджетное учреждение Комплексный центр социального обслуживания населения <адрес> РБ устранить нарушения федерального законодательства об охране окружающей среды - внести плату за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2014 года в течение одного месяца со дня вступления в законную силу настоящего решения.
Решение в течение месяца может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РБ через Бижбулякский райсуд.
Судья : Т.Н. Ярмиев