Дело № 2-1052/2017 г.
РЕШЕНИЕ СУДА
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 февраля 2017 г.
Балашихинский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Буянтуевой Т.В.,
при секретаре Алексеевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Никитиной Веры Николаевны, Костюниной Татьяны Николаевны, Никитина Игоря Евгеньевича и Никитиной Ольги Игоревны к НО «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов» о взыскании ущерба, причиненного заливом квартиры, взыскании компенсации морального вреда, штрафа, судебных расходов,
установил:
Истцы Никитина В.Н., Костюнина Т.Н., Никитин И.Е., Никитина О.Н. обратились в суд с иском к ответчику НО «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов», указывая на то, что истцы являются сособственниками квартиры № №, расположенной по адресу: <адрес> управление домом осуществляет управляющая организация ООО «Южный», которая привлекла для планового ремонта кровли ответчика. ДД.ММ.ГГГГ г. НО «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов» передал подрядчику ООО «АйБиСи Строй» кровлю для выполнения работ по капитальному ремонту. В результате неоднократных заливов и затоплений пострадала квартира истцов, что подтверждается актами управляющей организации от ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ г., в которых указаны следы протечек, причиной затопления является протечка крыши. Согласно отчету об оценке № № рыночная стоимость поврежденного имущества составляет 271 377 руб. 94 коп., согласно отчету № № рыночная стоимость поврежденного имущества составляет 56 188 руб. 09 коп., согласно отчету № № рыночная стоимость поврежденного имущества составляет 253 384 руб. 08 коп., а всего 580 950 руб. 11 коп. Расходы по оценке составили 10 000 руб., 7 000 руб. и 7 000 руб. соответственно. Каждому из сособственников принадлежит по 1/5 доли в праве собственности на квартиру, следовательно, размер подлежащей возмещению каждому из сособственников ущерба определяется следующим образом: 580 950 руб. 11 коп./5 = 116 190 руб. 02 коп. В связи с чем истцы просят взыскать в пользу каждого с ответчика по 116 190 руб. 02 коп., в пользу Никитиной В.Н. расходы по оценке в сумме 24 000 руб., т.к. она оплачивала оценку, в пользу каждого по 15 000 руб. в качестве расходов за услуги представителя, 20 000 руб. в пользу каждого в качестве компенсации морального вреда, расходы на оформление нотариальной доверенности в сумме 2 400 руб. в равных долях, штраф в размере 50% от присужденной суммы в пользу каждого.
В судебном заседании представитель истцов по доверенности уточнил исковые требования и просил взыскать с ответчика в пользу каждого истца в возмещение ущерба стоимость восстановительного ремонта 52 868 руб. 74 коп., расходы по оценке в сумме 4 250 руб., компенсацию морального вреда в сумме 20 000 руб., расходы на услуги представителя в сумме 15 000 руб., расходы на оформление нотариальной доверенности 2 400 руб. в равных долях, штраф в размере 50% от присужденной суммы.
Представитель ответчика НО «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов» в судебное заседание не явился, о дне слушания дела был извещен надлежащим образом, письменных возражений по иску не представил.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований о возражений.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что истцы Никитина В.Н., Костюнина Т.Н., Никитин И.Е., Никитина О.Н. являются сособственниками квартиры № №, расположенной по адресу: <адрес>, по 1/5 доли каждый.
Управление домом осуществляет управляющая организация ООО «Южный», которая привлекла для планового ремонта кровли ответчика.
ДД.ММ.ГГГГ г. НО «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов» передал подрядчику ООО «АйБиСи Строй» кровлю для выполнения работ по капитальному ремонту.
В результате неоднократных заливов и затоплений пострадала квартира истцов, что подтверждается актами управляющей организации от ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ в которых указаны следы протечек, причиной затопления является протечка крыши.
Согласно отчету об оценке № № рыночная стоимость поврежденного имущества составляет 271 377 руб. 94 коп., согласно отчету № № рыночная стоимость поврежденного имущества составляет 56 188 руб. 09 коп., согласно отчету № № рыночная стоимость поврежденного имущества составляет 253 384 руб. 08 коп., а всего 580 950 руб. 11 коп.
Расходы по оценке составили 10 000 руб., 7 000 руб. и 7 000 руб. соответственно, всего 24 000 руб.
В судебном заседании представитель истцов пояснил, что стоимость восстановительного ремонта составляет 264 343 руб. 70 коп.
Поскольку истцы являются сособственниками квартиры, каждому принадлежит 1/5 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, следовательно, с ответчика подлежит взысканию в пользу каждого истца в качестве ущерба стоимость восстановительного ремонта квартиры в размере 52 868 руб. 74 коп. (264 343 руб. 70 коп./5).
Согласно ч. 1 ст. 166 ЖК РФ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя:
1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт;
3) ремонт крыши;
4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;
5) ремонт фасада;
6) ремонт фундамента многоквартирного дома.
В соответствии с ч. 3 ст. 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Статья 181 ЖК РФ предусматривает, что Региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
2. Региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан:
1) в сроки, предусмотренные частью 3 статьи 189 настоящего Кодекса, подготовить и направить собственникам помещений в многоквартирном доме предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта;
2) обеспечить подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта, утвердить проектную документацию, нести ответственность за ее качество и соответствие требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов;
3) привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами;
4) контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации;
5) осуществлять приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе обеспечить создание соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта и (или) краткосрочных планов их реализации, лиц, осуществляющих управление данным многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирном доме;
6) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, перечислять денежные средства в размере фонда капитального ремонта на специальный счет или выплачивать собственникам помещений в многоквартирном доме денежные средства, соответствующие долям указанных собственников в фонде капитального ремонта;
7) аккумулировать взносы на капитальный ремонт, уплачиваемые собственниками помещений в многоквартирном доме;
8) вести учет средств, поступивших на счет регионального оператора в виде взносов на капитальный ремонт, отдельно в отношении средств каждого собственника помещений в многоквартирном доме, а также с соблюдением иных требований, установленных настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;
9) представлять своими силами или силами третьих лиц собственнику платежные документы для уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме по адресу нахождения помещения в многоквартирном доме, за капитальный ремонт общего имущества в котором вносится взнос;
10) разместить на своем официальном сайте информацию о правах и об обязанностях собственников помещений в многоквартирном доме и регионального оператора, возникающих в связи с исполнением требований настоящего Кодекса, нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, об организации проведения капитального ремонта, а также иные сведения, перечень которых определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
11) нести ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за качество оказанных услуг и (или) выполненных работ в течение не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе за несвоевременное и ненадлежащее устранение выявленных нарушений;
12) исполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
3. Для выполнения работ, требующих наличия выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, региональный оператор обязан привлечь к выполнению таких работ индивидуального предпринимателя или юридическое лицо, имеющих соответствующее свидетельство о допуске к таким работам.
6. Региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.
В соответствии со ст. 17 Закона Московской области от 01.07.2013 N 66/2013-ОЗ (ред. от 20.06.2015) "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области" региональный оператор создается Правительством Московской области в целях своевременного проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, обеспечения безопасных и благоприятных условий проживания граждан на территории Московской области.
Статья 18 выше названного закона содержит обязанности регионального оператора по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе указывает, что Региональный оператор несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта общего имущества, а также за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.
Постановлением Правительства МО от 16.04.2014 N 251/14 утвержден Порядок проведения конкурса по отбору российской кредитной организации на право заключения договора на открытие счетов и специальных счетов с некоммерческой организацией "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов" в целях формирования фондов капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области".
Оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что причиненный истцам ущерб в размере 264 343 руб. 70 коп. по 52 868 руб. 74 коп. в пользу каждого истца, подлежит возмещению с НО «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов», т.к. ущерб причинен в результате протечки кровли, ремонт которой осуществлялся подрядной организацией ООО «АйБиСи», а региональный оператор НО «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов» в силу действующего законодательства несет ответственность за последствия ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядной организацией, за сроки проведения и т.д.
В силу ст. 15 ГК РФ с ответчика НО «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов» в пользу истицы подлежат взысканию расходы по оценке ущерба в сумме 4 250 руб.
Возникшие между сторонами правоотношения регулируются Законом "О защите прав потребителей", по смыслу которого обязанность доказывания отсутствия вины в некачественном предоставлении услуг лежит на ответчике.
В судебном заседании установлено, что имело место некачественное предоставление услуг по проведению капитального ремонта кровли дома.
Исходя из положений ст. ст. 151, 1101 ГК РФ, ст. 15 Закона "О защите прав потребителей" суд считает необходимым взыскать с НО «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов» в счет компенсации морального вреда 20 000 рублей, по 5 000 руб. в пользу каждого истца, определив данную сумму с учетом степени вины ответчика, личности истцов и обстоятельств дела.
Истцы просят взыскать расходы по оплате услуг представителя в сумме 15 000 руб. в пользу каждого, в сего 60 000 руб.
Суд с учетом положений ст. 100 ГПК РФ, принципа разумности и справедливости, объема оказанной юридической услуги, количества судебных заседаний, полагает необходимым снизить расходы на услуги представителя до 30 000 руб. по 7 500 руб. в пользу каждого.
В силу ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
В связи с чем с ответчика в пользу каждого истца подлежит взысканию штраф в размере 28 934 руб. 37 коп. (52 868 руб. 74 коп. + 5 000 руб.\2).
При таких обстоятельствах исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
В силу ст. 98 ГПК РФ с Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов» в доход бюджета г.о. Балашиха подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 11 314 руб. 72 коп.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Никитиной Веры Николаевны, Костюниной Татьяны Николаевны, Никитина Игоря Евгеньевича и Никитиной Ольги Игоревны удовлетворить частично.
Взыскать с Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов» в пользу Никитиной Веры Николаевны в возмещение ущерба стоимость восстановительного ремонта 52 868 руб. 74 коп., расходы по оценке в сумме 4 250 руб., компенсацию морального вреда в сумме 5 000 руб., расходы на услуги представителя в сумме 7 500 руб., штраф в сумме 28 934 руб. 37 коп.
Взыскать с Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов» в пользу Костюниной Татьяны Николаевны в возмещение ущерба стоимость восстановительного ремонта 52 868 руб. 74 коп., расходы по оценке в сумме 4 250 руб., компенсацию морального вреда в сумме 5 000 руб., расходы на услуги представителя в сумме 7 500 руб., штраф в сумме 28 934 руб. 37 коп.
Взыскать с Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов» в пользу Никитина Игоря Евгеньевича в возмещение ущерба стоимость восстановительного ремонта 52 868 руб. 74 коп., расходы по оценке в сумме 4 250 руб., компенсацию морального вреда в сумме 5 000 руб., расходы на услуги представителя в сумме 7 500 руб., штраф в сумме 28 934 руб. 37 коп.
Взыскать с Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов» в пользу Никитиной Ольги Игоревны в возмещение ущерба стоимость восстановительного ремонта 52 868 руб. 74 коп., расходы по оценке в сумме 4 250 руб., компенсацию морального вреда в сумме 5 000 руб., расходы на услуги представителя в сумме 7 500 руб., штраф в сумме 28 934 руб. 37 коп.
Во взыскании остальной суммы иска, расходов, связанных с оформлением нотариальной доверенности, отказать.
Взыскать с Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов» в доход бюджета городского округа Балашиха государственную пошлину в сумме 11 314 руб. 72 коп.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение одного месяца в апелляционном порядке через Балашихинский городской суд.
Федеральный судья Буянтуева Т.В.