Дело № 2а-9386/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 декабря 2018 года город Сыктывкар
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Краснова В.Б.,
при секретаре Колосковой О.А.,
с участием представителя Военного комиссариата Республики Коми Шульгина С.А.,
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному иску Вейбле А.А. к призывной комиссии муниципального образования городского округа «Сыктывкар», Военному Комиссариату Республики Коми о признании решения незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
установил:
Вейбле А.А. обратился в суд с административным иском к призывной комиссии МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконным решения о призыве на военную службу, возложении обязанности предоставить отсрочку.
В обоснование административного иска указано, что решением призывной комиссии Вейбле А.А. призван на военную службу. Административный истец с указанным решением не согласен, поскольку оно принято без учета заболеваний, препятствующих прохождению военной службы. Не была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу несмотря на обучение в образовательном учреждении.
Определением суда к участию в административном деле в качестве административного ответчика привлечен Военный комиссариат Республики Коми.
Вейбле А.А., призывная комиссия МО ГО «Сыктывкар» о времени и месте рассмотрения административного дела извещены в порядке, предусмотренном ст. 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Фофанов П.В. в суд не явился, призывная комиссия МО ГО «Сыктывкар» - представителя не направила.
В соответствии со ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело рассмотрено в отсутствие Вейбле А.А., представителя Призывной комиссии МО ГО «Сыктывкар».
Выслушав представителя административного ответчика, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме (ч. 8).
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч. 9).
Таким образом, для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Судом установлено, что Вейбле А.А., ** ** ** был поставлен и состоит на воинском учете в военном комиссариате г. Сыктывкара, Сыктывдинского и Корткеросского районов Республики Коми.
Решением от 12.11.2015 призывной комиссии в МО ГО «Сыктывкар» Вейбле А.А. была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на период обучения в ГПОУ «...» сроком до 22.01.2017, до достижения возраста 20 лет. 30.06.2017 по завершении обучения в ГПОУ «...» Вейбле А.А. получен диплом о среднем специальном образовании по специальности физическая культура, квалификация – учитель физической культуры.
Приказом от 03.08.2017 № 2279 ФГБОУ ВО «...» Вейбле А.А. зачислен с 01.09.2017 на 1 курс образовательного учреждения на очную форму обучения, уровень высшего образования – бакалавриат, является студентом 2 курса.
Как следует из материалов дела, в ходе медицинского освидетельствования, по результатам объективного и специальных исследований, изучив анамнез Вейбле А.А. врачебная комиссия, в состав которой входили врачи-специалисты: нарколог, терапевт, хирург, невролог, психиатр, окулист, оториноларинголог, стоматолог, дерматолог, выставила заявителю диагноз: ..., что в соответствии с Расписанием болезней (Приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе) предусматривает категорию годности «Б-4» при призыве граждан на военную службу (47 «б», 62 «д»).
Решением от 02.10.2018 призывной комиссии в МО ГО «Сыктывкар», созданной Распоряжением Главы Республики Коми от 25.09.2018 № 228-р, принятым по результатам медицинского освидетельствования, определившего категорию годности Б-3 (годен к военной службе с незначительными ограничениями), Вейбле А.А. был призван на военную службу; административному истцу вручена повестка о необходимости явки 08.11.2018 к 08.00 часам в военный комиссариат г. Сыктывкара, Сыктывдинского и Корткеросского районов Республики Коми.
Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными судом доказательствами.
В соответствии со ст. 5.1 Федерального закона от 28.03.98 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», граждане при призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, отоларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.
При этом согласно п. 4 ст. 5.1 Федерального закона от 28.03.98 года № 53-ФЗ в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
Согласно пп. «а» п. 1 ст. 24 Федерального закона от 28.03.98 года № 53-ФЗ отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам, признанным в установленном настоящим Федеральным законом порядке временно не годными к военной службе по состоянию здоровья, - на срок до одного года.
В соответствии с п. 13 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 № 565, организация медицинского освидетельствования при призыве граждан на военную службу возлагается на призывную комиссию.
На основании п. 4 Положения при освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе.
Категория годности к военной службе определяется на основании требований к состоянию здоровья граждан, под которыми понимаются медицинские показатели, которые характеризуют состояние здоровья и физического развития (п. 6, 11 Положения).
Согласно п. 9 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации № 240, Минздрава Российской Федерации № 168 от 23.05.2001 «Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе», врач-специалист, привлекаемый к медицинскому освидетельствованию призывника, изучив его анамнез, результаты клинико-инструментального исследования и оценив состояние здоровья, выносит заключение о категории его годности к военной службе.
В силу п. 15 Положения освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу проводят врачи-специалисты: врач-хирург, врач-терапевт, врач-невролог, врач-психиатр, врач-офтальмолог, врач-оториноларинголог, врач-стоматолог и при необходимости - врачи других специальностей.
Персональный состав врачей-специалистов, включаемых в комиссию по постановке граждан на воинский учет, согласовывается с руководителями медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения и утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации по представлению военного комиссара. Указанным решением также назначаются врачи, руководящие работой по освидетельствованию граждан при первоначальной постановке на воинский учет (п. 16 Положения о военно-врачебной экспертизе).
Согласно п. 18 Положения о военно-врачебной экспертизе врачи-специалисты по результатам медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу дают заключение о годности к военной службе по категориям, которые предусмотрены ст. 5.1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ.
Приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 № 565, являются Требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, подлежащих призыву на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в училища, военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, Расписание болезней, Таблица дополнительных требований к состоянию здоровья граждан.
В соответствии с пп. «а» п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего общего образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами (абзац второй); в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам бакалавриата (абзац седьмой); в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам магистратуры, если указанные обучающиеся не имеют диплома специалиста или диплома магистра и поступили на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам магистратуры (абзац девятый).
При этом предусмотренная данным подпунктом отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз, за исключением одного из следующих случаев: если первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем вторым данного подпункта (при получении среднего общего образования), гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с его абзацем седьмым (при получении высшего образования по программе бакалавриата) (абзац двенадцатый); если первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем седьмым данного подпункта (при получении высшего образования по программе бакалавриата), гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с его абзацем девятым (при получении высшего образования по программе магистратуры) (абзац тринадцатый).
Таким образом, абз. 12 пп. «а» п. 2 ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» предусматривает возможность предоставления гражданину, которому была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в период обучения по очной форме обучения по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе среднего общего образования, повторной отсрочки от призыва на военную службу при обучении по очной форме обучения по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата и специалитета, если он не имеет диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра.
Поскольку Вейбле А.А. в период обучения в ГПОУ «...» по очной форме обучения предоставлялась отсрочка от призыва на военную службу, он имеет диплом специалиста, основания предоставления повторной отсрочки отсутствуют.
Оценивая представленные доказательства, суд приходит к выводу, что медицинская комиссия вынесла итоговое заключение на основании полных данных состояния здоровья административного истца по результатам изучения диагностических исследований; оспариваемое заявителем решение принято уполномоченным органом в пределах компетенции и не противоречит с учетом конкретных выявленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств требованиям закона, в связи с чем оснований для удовлетворения административных исковых требований не имеется.
Руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,
решил:
Административный иск Вейбле А.А. к призывной комиссии муниципального образования городского округа «Сыктывкар», Военному Комиссариату Республики Коми о признании незаконным решения от 02.10.2018 о признании годным к военной службе с незначительными ограничениями, возложении обязанности предоставить отсрочку оставить без удовлетворения.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
...
Судья В.Б. Краснов
...