Решение по делу № 2-1445/2018 ~ М-1131/2018 от 23.04.2018

РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

3 июля 2018 года

Азовский городской суд Ростовской области в составе

председательствующего судьи Акименко Н.Н.,

с участием помощника прокурора Тапилина Д.В.,

с участием адвоката Медведева С.В.,

с участием Резван Т.И., Ляшенко С.В., Иванченко К.Р., Давыденко А.Н.,

при секретаре Карпенко Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковым требованиям Азовского межрайонного прокурора к Администрации Пешковского сельского поселения, Комитету имущественных отношений, Иванченко В.Ю, о признании недействительным распоряжение органа местного самоуправления, договора купли-продажи земельного участка, сносе самовольной постройки,

УСТАНОВИЛ:

В суд обратился Азовский межрайонный прокурор с исковыми требованиями к Администрации Пешковского сельского поселения, Комитету имущественных отношений, Иванченко В.Ю. об устранении нарушений земельного законодательства.

В обоснование исковых требований указал, что Азовской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения администрацией Пешковского сельского поселения Азовского района, а также Комитетом имущественных отношений Азовского района требований земельного законодательства при распоряжении земельными участками.

В ходе проверки установлено, что на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ , постановления от ДД.ММ.ГГГГ Иванченко В.Ю. в аренду сроком на 5 лет передан земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв. м из категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования – для ведения садоводства, по адресу: <адрес>

В границах земельного участка Иванченко В.Ю. возведено жилое строение площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером .

На основании распоряжения Комитета имущественных отношений Азовского района от ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом имущественных отношений Азовского района и Иванченко В.Ю. подписан договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 61

Прокурор считает, что принятое администрацией Пешковского сельского поселения Азовского района решение о предоставлении Иванченко В.Ю. земельного участка является незаконным, так как нарушает положения п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ (отсутствие публикации извещения о предоставлении земельного участка в источнике для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, а также на сайте www.torgi.gov.ru).

Согласно выписке из Правил землепользования и застройки территории Пешковского сельского поселения Азовского района от ДД.ММ.ГГГГ , выданной Отделом архитектуры и градостроительства администрации Азовского района, земельный участок с кадастровым номером входит в состав территориальной зоны сельскохозяйственных угодий (СХ-1).

Формирование земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> м, постановка его на кадастровый учет и предоставление его для целей садоводства, являются, по мнению прокурора, незаконными, равно как, не жилое строение площадью <данные изъяты> кадастровым номером , расположенное на земельном участке с кадастровым номером , возведено на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта.

При указанных обстоятельствах и после уточнения исковых требований прокурор просил признать

незаконным постановление главы Пешковского сельского поселения Азовского района от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении Иванченко В.Ю. в аренду земельного участка, расположенного в границах Пешковского сельского поселения»;

незаконным распоряжение Комитета имущественных отношений Азовского района от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении Иванченко В.Ю. в собственность за плату земельного участка»;

недействительным договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером от ДД.ММ.ГГГГ , заключенный между Комитетом имущественных отношений Азовского района и Иванченко В.Ю.;

отсутствующим зарегистрированное право собственности Иванченко В.Ю. на земельный участок площадью <данные изъяты>. м с кадастровым номером категории земель - «земли сельскохозяйственного назначения» с разрешенным видом использования – «для ведения садоводства», расположенный по адресу: <адрес>

отсутствующим зарегистрированное право собственности Иванченко В.Ю. на жилое здание (назначение – нежилое) площадью <данные изъяты>. м с кадастровым номером расположенное по адресу: <адрес>

обязать Иванченко В.Ю. снести жилое здание (назначение – нежилое) площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером расположенное по адресу: <адрес>

признать недействительным распоряжение главы Пешковского сельского поселения Азовского района от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории в Пешковском сельском поселении»;

исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о земельном участке площадью <данные изъяты> с КН из категории земель - «земли сельскохозяйственного назначения» с разрешенным видом использования – «для ведения садоводства», расположенный по адресу: <адрес>

В судебное заседание явился помощник Азовского межрайонного прокурора Тапилин Д.В., исковые требования поддержал, дал пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении, настаивал на удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.

Представитель Администрации Пешковского сельского поселения по доверенности Резван Т.И. исковые требования не признала.

Представитель ответчика Иванченко К.Р. – адвокат Медведев С.В. исковые требования не признал.

Представитель Комитета имущественных отношений Давыденко А.Н. исковые требования не признал.

Третье лицо Иванченко К.Р. исковые требования не признала.

Представитель Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области», представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области в суд не явились, были уведомлены о дне и времени судебного заседания.

Изучив собранные по делу материалы, заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Статья 39.18 Земельного кодекса РФ содержит особенности предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, согласно которым в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2012 года №909 «Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» в качестве официального сайта для размещения информационных сообщений определен сайт www.torgi.gov.ru.

В соответствии с п.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2012 года №909 на указанном сайте подлежит размещению информация о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Иванченко В.Ю. обратился в администрацию Пешковского сельского поселения с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка для ведения садоводства в границах Пешковского сельского поселения.

По результатам рассмотрения заявления Иванченко В.Ю. главой Администрации ФИО10 издано распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории в Пешковском сельском поселении».

В соответствии с утвержденной схемой указанный земельный участок ДД.ММ.ГГГГ поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 61:01:0600004:543, категория «земли сельскохозяйственного назначения», разрешенный вид использования – «для ведения садоводства».

Администрацией в газете «Приазовье» от ДД.ММ.ГГГГ опубликовано извещение о предстоящем предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером

По данной публикации заявления иных граждан, желающих приобрести земельный участок, не поступили, на основании чего в соответствии с постановлением Администрации Пешковского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении Иванченко В.Ю. в аренду земельного участка, расположенного в границах Пешковского сельского поселения», и договором аренды от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок предоставлен Иванченко В.Ю. в пользование сроком на 5 лет.

В ходе рассмотрения дела представителем администрации Пешковского сельского поселения не оспаривался тот факт, что на официальном сайте для размещения информационных сообщений www.torgi.gov.ru информация о предстоящем предоставлении спорного земельного участка размещена не была.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ предусматривается размещение информации о предполагаемом предоставлении земельного участка на официальном сайте www.torgi.gov.ru, исходя из принципа ее доступности для максимального количества потенциальных участников, а на администрацию сельского поселения возлагался определенный контроль за ее размещением в порядке, установленном для официального опубликования и размещения на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", который предусматривается положениями Земельного кодекса Российской Федерации и иными нормативными актами.

В силу требований п. 4 ч. 2 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, в извещении о предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства указываются, в том числе, дата окончания приема заявлений, которая устанавливается с учетом требований п. п. 2 указанных части и статьи Земельного кодекса Российской Федерации о тридцатидневном сроке для подачи таких заявлений.

В нарушение указанного требования в опубликованном в газете «Приазовье» администрацией Пешковского сельского поселения извещении дата окончания приема заявлений не указана. Отсутствует адрес и время приема граждан для ознакомления со схемой расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок.

Публикация о намерении администрации предоставить в собственность земельный участок, не свидетельствуют о соблюдении органом местного самоуправления требований о надлежащем информировании граждан о предстоящем предоставлении земельного участка, поскольку в ней не определены способ и порядок подачи и приема заявлений о предоставлении участка, не содержатся сведения о принятии решения о проведении торгов (конкурса, аукциона) или о приеме заявлений о предоставлении земельного участка без проведения торгов.

В соответствии с разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (п.74) ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Вне зависимости от указанных обстоятельств законом может быть установлено, что такая сделка оспорима, а не ничтожна, или к ней должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 ГК РФ).

Применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды (п.75).

Допущенные Администрацией Пешковского сельского поселения нарушения в ходе информирования населения о предполагаемом предоставлении спорного земельного участка не способствовали получению наибольшего числа заявок, тем самым, была нарушена процедура предоставления земельного участка в аренду.

Кроме того, сторонами в ходе рассмотрения дела не оспаривалось, и подтверждается схемой, утвержденной главой сельского поселения, что указанный земельный участок относится к категории «земли сельскохозяйственного назначения», имеет разрешенный вид использования – «для ведения садоводства».

Как следует из материалов дела, целью обращения Иванченко В.Ю. явилось получение земельного участка по договору аренды для ведения садоводства. В связи с этим, подлежали применению положения ст. 39.6 ЗК РФ, в соответствии с которыми договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления: земельного участка, образованного из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования, членам данной некоммерческой организации (пп. 7); земельного участка, образованного в результате раздела ограниченного в обороте земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства или для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства и отнесенного к имуществу общего пользования, данной некоммерческой организации (пп. 8); земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства (пп. 19).

Приведенные правовые нормы устанавливают предоставление земельных участков без проведения торгов только членам некоммерческих организаций, созданных для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, и из земель, предоставленных таким организациям.

Иванченко В.Ю. не является членом какой-либо некоммерческой организации, созданной для ведения садоводства, в заявлении о предоставлении земельного участка от 7 апреля 2015 года содержится просьба согласовать предоставление права аренды земельного участка для ведения садоводства в индивидуальном порядке.

Таким образом, Иванченко В.Ю. на момент принятия оспариваемого постановления главы Пешковского сельского поселения Азовского района от ДД.ММ.ГГГГ не относился к лицам, имеющим право на предоставление земельного участка без проведения торгов на основании пп. 3 п. 2 ст. 39.3 и пп. 7 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ.

В соответствии с Выпиской из Правил землепользования и застройки Пешковского сельского поселения, копия которой приобщена к материалам дела, спорный земельный участок находится в зоне СХ-1 – сельскохозяйственные угодья, в отношении которой градостроительные регламенты не установлены.

В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" его действие не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.

Согласно статье 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 этого Кодекса правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Градостроительный кодекс РФ определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны.

Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (пункт 6 статьи 1, пункт 3 части 2 и часть 6 статьи 30, части 1, 6 статьи 36, часть 5 статьи 37).

Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены.

Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".

В настоящее время ответствует закон, регламентирующий использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются. Это означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.

Изменение вида разрешенного использования для ведения садоводства в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.

Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в части 1 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов.

Особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов путем включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения из границ населенного пункта предусмотрены статьей 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".

Статья 81 ЗК РФ закрепляет положение о предоставлении земель сельскохозяйственного назначения гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства и не предусматривает их использование для дачного строительства.

Согласно части 10 статьи 35 и части 3 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения, могут включаться в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов.

На земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ этой территориальной зоны, распространяется действие градостроительного регламента.

Таким образом, земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, могут включаться в состав указанных территориальных зон в границах населенных пунктов в результате перевода этих земельных участков в иную категорию - "земли населенных пунктов".

Включение указанных земельных участков в границы населенного пункта с одновременным установлением либо изменением вида разрешенного использования может осуществляться в порядке частей 1 и 2 статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".

До перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель для ведения сельского хозяйства в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения садоводства.

Изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственного производства в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этого земельного участка в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию (земли населенных пунктов).

Аналогичная позиция изложена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 4 июня 2014 года (ответ на вопрос 5).

Таким образом, изменение Администрацией Пешковского сельского поселения вида разрешенного использования спорного земельного участка, относящегося к землям сельскохозяйственного назначения, без изменения категории земель, в составе которых данный участок находится, противоречит приведенным нормам.

Также, из материалов дела следует, что в границах спорного земельного участка ответчиком Иванченко В.Ю. возведено жилое строение, в отношении которого указано назначение как нежилое здание, площадью 90, 2 кв.м. с кадастровым номером 61:01:0600004:724. Со стороны ответчика не оспаривался тот факт, что спорное строение возведено в отсутствие разрешения на строительство и строительного проекта.

В соответствии со ст. 222 ГК РФ в редакции Федерального закона от 13.07.2015 г. N 258-ФЗ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил (п. 1).

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных п. п. 3 и 4 настоящей статьи (п. 2).

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом (п. 3).

Согласно разъяснениям, данным в Обзоре судебной практике по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.03.2014, при рассмотрении споров, связанных с признанием права собственности на самовольную постройку, помимо доказательств принадлежности истцу земельного участка суду также следует проверять соблюдение его целевого назначения.

Одним из признаков самовольной постройки в соответствии с ч. 1 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возведения постройки) является ее возведение на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами.

В ходе рассмотрения дела представителем ответчика не представлено разрешение на строительство объекта, расположенного на спорном земельном участке.

Участок, на котором возведена спорная постройка, относится к землям сельскохозяйственного назначения.

В соответствии с ч. 2 ст. 260 ГК РФ пользование земельным участком, отнесенным к землям сельскохозяйственного назначения, осуществляется в пределах, определяемых его целевым назначением. Не допускается использование данных земельных участков для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства.

Таким образом, действующее законодательство не содержит нормы, предусматривающей право на использование предоставленного земельного участка определенной категории не в соответствии с установленным целевым назначением для данной категории. Вместе с тем, ответчик без получения необходимого разрешения на не отведенном для строительства жилого дома земельном участке сельскохозяйственного назначения возвел объект капитального строительства, не связанного с сельскохозяйственным производством. Данные обстоятельства означают, что возведенная ответчиком постройка является самовольной и подлежит сносу.

Кроме того, из материалов дела следует, что на основании распоряжения Комитета имущественных отношений Азовского района от ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом имущественных отношений Азовского района и Иванченко В.Ю. ДД.ММ.ГГГГ подписан договор купли-продажи земельного участка с кадастровым .

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случае, когда недвижимое имущество, право на которое зарегистрировано, имеет признаки самовольной постройки, наличие такой регистрации не исключает возможности предъявления требования о его сносе.

Частью 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Исходя из системного толкования вышеуказанных норм закона, право на приобретение земельного участка возникает у лиц, у которых права на здания, строения, сооружения возникли из оснований, предусмотренных законом. Право на приобретение земельного участка у лица, которым осуществлено строительство самовольной постройки, не возникает. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что у органа местного самоуправления – Комитета имущественных отношений Азовского района отсутствовала обязанность по принятию решения о предоставлении земельного участка в собственность Иванченко В.Ю., следовательно, исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Довод представителя ответчика Иванченко В.Ю. о том, что настоящий иск подлежал рассмотрению в процессуальном порядке, предусмотренном Кодексом об административном производстве, подлежит отклонению, как основанный на неправильном толковании закона.

По смыслу части 4 статьи 1 КАС РФ и части 1 статьи 22 ГПК РФ, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 ГК РФ), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ (абз. 5 п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации").

В настоящем деле истец, хотя, и заявил требования о признании незаконными решений Администрации Пешковского сельского поселения и Комитета имущественных отношений Азовского района от ДД.ММ.ГГГГ, но заявленные им требования были направлены на разрешение гражданско-правового спора о праве Иванченко В.Ю. на приобретение в собственность арендуемого земельного участка.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить исковые требования Азовского межрайонного прокурора к Администрации Пешковского сельского поселения, Комитету имущественных отношений, Иванченко В.Ю, о признании недействительным распоряжение органа местного самоуправления, договора купли-продажи земельного участка, сносе самовольной постройки.

Признать незаконным постановление главы Пешковского сельского поселения Азовского района от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении Иванченко В.Ю, в аренду земельного участка, расположенного в границах Пешковского сельского поселения».

Признать незаконным распоряжение Комитета имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении Иванченко В.Ю, в собственность за плату земельного участка».

Признать недействительным договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером от ДД.ММ.ГГГГ , заключенный между Комитетом имущественных отношений Азовского района и Иванченко В.Ю,.

Признать отсутствующим зарегистрированное право собственности Иванченко В.Ю, на земельный участок площадью <данные изъяты> м с кадастровым номером из категории земель - «земли сельскохозяйственного назначения» с разрешенным видом использования – «для ведения садоводства», расположенный по адресу: <адрес>

Признать отсутствующим зарегистрированное право собственности Иванченко В.Ю, на жилое здание (назначение – нежилое) площадью <данные изъяты>. м с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>

Снести жилое здание (назначение – нежилое) площадью <данные изъяты>. с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>

Признать недействительным распоряжение главы Пешковского сельского поселения Азовского района от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории в Пешковском сельском поселении».

Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о земельном участке площадью <данные изъяты>. м с кадастровым номером из категории земель - «земли сельскохозяйственного назначения» с разрешенным видом использования – «для ведения садоводства», расположенный по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 9 июля 2018 года

Судья

2-1445/2018 ~ М-1131/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Азовский межрайонный прокурор
Ответчики
Комитет имущественных отношений
Иванченко В.Ю.
Администрация Пешковского сельского поселения
Другие
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области
Филиал ГБУ "ФКП Росреестра по Ростовской области"
Иванченко К.Р.
Медведев С.В.
Суд
Азовский городской суд
Судья
Акименко Наталья Николаевна
23.04.2018[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.04.2018[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.04.2018[И] Передача материалов судье
23.04.2018[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.05.2018[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.05.2018[И] Судебное заседание
18.06.2018[И] Судебное заседание
03.07.2018[И] Судебное заседание
09.07.2018[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.07.2018[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.11.2018[И] Дело оформлено
02.11.2018[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее