Дело № 2-1626/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 июня 2015 года г.Тверь
Центральный районный суд города Твери в составе:
Председательствующего судьи Харитоновой В.А.
при секретаре Ивановой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вышневолоцкого межрайонного прокурора Тверской области в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Позитив-реклама», Администрации г. Вышний Волочек Тверской области о возложении обязанности демонтировать рекламную конструкцию,
установил:
Вышневолоцкий межрайонный прокурор Тверской области обратился в суд с исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц к ООО «Позитив-реклама» о возложении обязанности демонтировать рекламную конструкцию, мотивируя свои требования следующими обстоятельствами.
Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой проведена проверка соблю-дения требований федерального законодательства о безопасности дорожного движения при размещении рекламных конструкций. В ходе проведения про-верки установлено, что на земельном участке с кадастровым номером № площадью 18 кв.м., в 21 метре по направлению на юго-запад от <адрес> расположена рекламная конструкция – двухсторонний рекламный щит размерами 3 х 6 метров на стальной опоре и бетонном фундаменте, которая установлена с нарушением требований п. 6.1 ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения». Расположение указанной рекламной конструкции с нарушением установленных требований отвлекает внимание водителей, препятствует восприятию дорожной ситуации, чем нарушаются права неопре-деленного круга лиц. ООО «Позитив-реклама» на основании разрешения на установку рекламной конструкции № от ДД.ММ.ГГГГ года, выданного отделом архитектуры и строительства администрации <адрес> осуществляло эксплуатацию указанной рекламной конструк-ции. Срок окончания действия данного разрешения приходился на ДД.ММ.ГГГГ года. По окончании этого срока разрешения на дальнейшую эксплуатацию рекламной конструкции ООО «Позитив-реклама» Администрацией <адрес> не выдавалось, в связи с чем, на основании ФЗ «О рекламе», реклам-ная конструкция подлежит демонтажу. Отделом архитектуры и строительства администрации <адрес> ООО «Позитив-реклама» направлялось предписание о демонтаже рекламной конструкции от ДД.ММ.ГГГГ № 4, в котором ответчику предлагалось в срок до ДД.ММ.ГГГГ демонтировать указанную рекламную конструкцию. Однако до настоя-щего времени данное предписание ООО «Позитив-реклама» не исполнено, в связи с чем Вышневолоцкий межрайонный прокурор Тверской области обра-тился в суд с указанными исковыми требованиями.
В ходе рассмотрения гражданского дела к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрации г. Вышний Волочек Тверской области.
В судебном заседании представитель Вышневолоцкого межрайонного прокурора Тверской области заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ООО «Позитив-реклама» в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, поддержав доводы письменных возражений, полагала, что в случае возложения обязанности по демонтажу конструкции, обязанным осуществить такие действия будет являться орган местного самоуправления.
Иные заинтересованные лица, извещенные о времени и месте рассмот-рения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Заслушав, явившихся в судебное заседание лиц, суд приходит к следую-щим выводам.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с подп. 26.1. п. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городс-кого округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демон-таже самовольно установленных рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом «О рекламе», относится к вопросам местного значения городского округа.
Судом установлено, что отделом архитектуры и строительства админист-рации города Вышний Волочек Тверской области ООО «Позитив-реклама» выдано разрешение № от ДД.ММ.ГГГГ на установку рекламной конст-рукции, расположенной на земельном участке с кадастровым номером № площадью 18 кв.м., в 21 метре по направлению на юго-запад от <адрес>: двухсторонний рекламный щит размерами 3х6 метров на стальной опоре и бетонном фундаменте. Срок действия разрешения истекал ДД.ММ.ГГГГ года. Данная рекламная конструкция находится на земельном участке, управление и распоряжение которыми осуществляет администрация <адрес>, что не отрицается сторонами. Как следует из договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенного между Комитетом по управлению имуществом <адрес> и ООО «Позитив-реклама», земельный участок на котором расположена рекламная конструкция был передан в аренду ООО «Позитив-реклама» до ДД.ММ.ГГГГ года. ДД.ММ.ГГГГ в адрес ООО «Позитив-реклама» направлено предписание о демонтаже в срок до ДД.ММ.ГГГГ рекламной конструкции, установленной на земельном участке по адресу <адрес>, в 21 м. по направлению на юго-запад от <адрес>, в связи с тем, что ООО «Позитив-реклама» не имеет разрешения на установку рекламной конструкции на территории муни-ципального образования <адрес>. Также в данном предписании было указано на то, что в случае неисполнения настоящего предписания в установленный срок, отдел архитектуры и строительства администрации <адрес> организует демонтаж и хранение рекламной конструкции, при этом расходы по демонтажу и хранению возла-гаются на рекламораспространителя.
Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распро-странения рекламы, регламентируются Федеральным законом «О рекламе» от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ.
Согласно п. 1, 9, 17, 21, 21.1, 21.3 ст. 19 Федерального закона «О рекламе», распространение наружной рекламы с использованием щитов осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований данной статьи.
Установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при нали-чии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выда-ваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного само-управления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуа-тацию рекламной конструкции.
Разрешение является действующим до истечения указанного в нем срока действия либо до его аннулирования или признания недействительным.
Владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж реклам-ной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания.
Если в установленный срок владелец рекламной конструкции не выполнил указанную в части 21 настоящей статьи обязанность по демонтажу рекламной конструкции или владелец рекламной конструкции неизвестен, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа выдает предписание о демонтаже рекламной конструкции собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, за исключением случая присоединения рекламной конструкции к объекту муниципального имущества или к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме при отсутствии согласия таких собственников на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Собственник или иной законный владелец недви-жимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, обязан демонтировать рекламную конструкцию в течение месяца со дня выдачи соответствующего предписания. Демонтаж, хранение или в необходимых случаях уничтожение рекламной конструкции осуществляется за счет собст-венника или иного законного владельца недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция. По требованию собственника или иного законного владельца данного недвижимого имущества владелец реклам-ной конструкции обязан возместить этому собственнику или этому законному владельцу необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажем, хране-нием или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.Если рекламная конструкция присоединена к объекту муниципального имущества или к общему имуществу собственников помещений в много-квартирном доме при отсутствии согласия таких собственников на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, в случае, указанном в части 21.1 настоящей статьи, ее демонтаж, хранение или в необходимых случаях уничтожение осуществляется за счет средств местного бюджета. По требо-ванию органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа владелец рекламной конструкции обязан возместить необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажем, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конст-рукции.
Исходя из системного толкования частей 10, 21 и 22 статьи 19 Федерального закона № 38-ФЗ обязанность по демонтажу рекламной конст-рукции возникает у ее собственника как на основании предписания органа местного самоуправления, так и в случае аннулирования разрешения на уста-новку рекламной конструкции, признания его недействительным, истечения срока действия. Указанная обязанность должна быть исполнена владельцем рекламной конструкции добровольно.
Судом установлено, что на момент разрешения спора срок действия разрешения, ранее выданного собственнику рекламной конструкции, - ООО «Позитив-реклама» истек (разрешение действительно до ДД.ММ.ГГГГ). Новое разрешение на эксплуатацию рекламной конструкции в органе местного самоуправления в установленном законом порядке не получено. Договорные отношения, регламентирующие вопросы установки и эксплуа-тации спорной рекламной конструкции между местной администрацией и владельцем рекламной конструкции, в настоящее время отсутствуют. С момента истечения срока разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции спорная конструкция эксплуатировалась ООО «Позитив-рек-лама» незаконно. Предписание о демонтаже спорной рекламной конструкции в установленный срок ООО «Позитив-реклама» добровольно не исполнило.
Таким образом, учитывая, что рекламная конструкция, установленная на земельном участке по адресу <адрес>, в 21 м. по направлению на юго-запад от <адрес>, эксплуатируется по истечении срока действия разрешения, ее владелец не выполнил возложенную на него обязанность по демонтажу, при этом рекламная конструкция расположена на землях, управление и распоряжение которыми осуществляет администрация <адрес>, то есть присоединена к объекту муниципальной собст-венности, суд, руководствуясь положениями ст. 19 Федерального закона «О рекламе», приходит к выводу о наличии оснований для возложения обязан-ности по демонтажу рекламных конструкций на администрацию <адрес>. При этом суд учитывает, что в силу положений, предусмотренных частями 21.1, 21.2 статьи 19 Федерального закона № 38-ФЗ, возложение обязанности по демонтажу рекламной конструкции на владельца недвижимого имущества, к которому она присоединена, не исключается. По требованию местной администрации собственник рекламной конструкции обязан возмес-тить необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажем, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.
Кроме того, довод ООО «Позитив-реклама» о том, что ГОСТ Р 52044-2003 носит рекомендательный характер и не обязателен к исполнению, не может быть принят во внимание.
Согласно ч. 1 и 4 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе», рекламная конструкция и ее территориальное размещение долж-ны соответствовать требованиям технического регламента (части 1 и 4 указан-ной статьи).
Статьями 2, 6, 46 Федерального закона от 27.12.2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» установлено, что технические регламенты принимаются в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физи-ческих или юридических лиц, государственного или муниципального имущества. Со дня вступления в силу данного Закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов в указанных целях подле-жат обязательному исполнению требования к продукции (результату деятель-ности, представленному в материально-вещественной форме и предназначен-ному для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти.
Общие технические требования к средствам наружной рекламы и правила их размещения установлены Государственным стандартом Российской Федерации «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения. ГОСТ Р 52044-2003», принятым и введенным в действие Постановлением Госстандарта России от 22 апреля 2003 года № 124-ст.
Разделом 6 ГОСТ Р 52044-2003 установлены требования к размещению средств наружной рекламы на автомобильной дороге.
Согласно пункту 6.1 указанного ГОСТа, средства наружной рекламы не должны ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшать габариты инженерных сооружений, а также не должны быть размещены, в том числе, в пределах границ наземных пешеходных пере-ходов и пересечениях автомобильных дорог или улиц в одном уровне, а также на расстоянии менее 50 м от них в населенных пунктах; сбоку от авто-мобильной дороги или улицы на расстоянии менее 5 м от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) в населенных пунктах.
В соответствии с пунктом 6.6 ГОСТа Р 52044-2003 расстояние от средств наружной рекламы до дорожных знаков и светофоров должно быть не менее 60 метров при площади рекламного объявления от 15 до 18 кв. м и при разре-шенной скорости 60 км/ч и менее.
Указанные правила размещения средств наружной рекламы на авто-мобильной дороге безусловно направлены на обеспечение безопасности дорожного движения. Автомобильная дорога это, в первую очередь, объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств. Автомобильная дорога включает в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги (статья 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Феде-рации»).
В силу пункта 5 части 3 статьи 25 названного Закона, в границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных данным Законом, запрещается установка рекламных конструкций, не соответ-ствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным право-вым актам о безопасности дорожного движения.
Из акта выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооруже-ний и технических средств организации дорожного движения от ДД.ММ.ГГГГ года, а также из акта проверки соблюдения федерального законодательства о рекламе от ДД.ММ.ГГГГ следует, что спорная рекламная конструкция уста-новлена с нарушением требований названного ГОСТа, а именно: расстояние до пересечения автомобильных дорог в одном уровне от рекламной конструкции составляет 32 метра, расстояние от бордюрного края проезжей части дороги до края рекламной конструкции составляет 1,9 метра; расстояние от рекламной констукции до дорожных знаком составляет менее 60 метров до дорожного знака 2.1 «Главная дорога»» - 32 метра, до дорожных знаков 3.24 «Ограни-чение максимальной скорости», 5.18.1-5.19.2 «Пешеходный переход» - 5 мет-ров при разрешенной скорости движения по дороге 60 км/ч. и менее.
Из приведенных выше обстоятельств следует, что спорная рекламная конструкция размещена в нарушение перечисленных требований ГОСТ Р 52044-2003.
Доказательств соответствия рекламной конструкции требованиям ГОСТ Р 52044-2003, ответчиками не представлено. Эксплуатация рекламной конструк-ции, установленной с нарушением требований ГОСТ Р 52044-2003 посягает на безопасность дорожного движения, создает угрозу жизни и здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, влияет на развитие рынков това-ров, соблюдение принципов добросовестной конкуренции, реализацию прав потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения рекламы.
Учитывая вышеизложенное, суд полагает, что требования Вышневолоц-кого межрайонного прокурора Тверской области о демонтаже рекламной конструкции подлежат удовлетворению, обязанность по ее демонтажу суд полагает необходимым возложить на Администрацию г. Вышний Волочек Тверской области, однако учитывая объем и сложность исполнения требо-ваний прокурора суд полагает возможным установить срок исполнения один месяц с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Администрацию города Вышний Волочек Тверской области в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу демонти-ровать рекламную конструкцию: двухсторонний рекламный щит 6 м. х 3 м. на стальной опоре и бетонном фундаменте, установленный на земельном участке по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий В.А. Харитонова
Решение в окончательной форме изготовлено 03.07.2015 года.