К делу № 2а-12303/18
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
05 декабря 2018 года город Краснодар
Первомайский районный суд города Краснодара в составе: председательствующего Фоменко Е. Г., при секретаре Гуляевой К. В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Петришиной О. В., ФИО2, ФИО3 к администрации муниципального образования г. Краснодар об оспаривании решения органа местного самоуправления, обязании устранить допущенное нарушение путем восстановления в списках граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание в одной квартире,
при участии:
административных истцов, их представителя - адвоката Батовой Л. П., действующей на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя административного ответчика — Атагой Н.С., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, предъявившей диплом от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
В Первомайский районный суд г. Краснодара обратились Петришина О. В., ФИО2, ФИО3 с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования г. Краснодар об оспаривании решения органа местного самоуправления, обязании устранить допущенное нарушение путем восстановления в списках граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание в одной квартире. В обоснование иска указано, что постановлением администрации муниципального образования г. Краснодар от 26.07.2018 № внесены изменения в учетные дела истцов, согласно которым ФИО3 исключен из списка граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание в одной квартире. Считают данное постановление незаконным и необоснованным, нарушающим их права на обеспечение жильем по льготному списку. Распоряжением главы администрации Прикубанского административного округа г. Краснодара № от 09.12.2000 Петришина О. В. со своей семьей, состоявшей из 4-х человек (она, сын ФИО2, сын ФИО3, дочь ФИО7), была принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в муниципальном образовании г. Краснодар по списку граждан категорий муниципальной подведомственности, списку многодетных и одиноких матерей с датой учета - 29.11.2000. ДД.ММ.ГГГГ погибла ФИО7, что послужило основанием для исключения ее из состава семьи и исключения Петришиной О. В. из льготного списка многодетных и одиноких матерей. В соответствии с постановлением администрации муниципального образования г. Краснодар от 08.11.2016 № по состоянию на 08.11.2016 семья истца, состоящая из 3-х человек, значилась состоящей на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по списку граждан категорий муниципальной подведомственности с 29.11.2000 с порядковым номером 19958. ФИО3 является инвалидом с детства, страдает тяжелой формой психического заболевания и имеет диагноз - <данные изъяты>. В 2005 году ему впервые установлена инвалидность 2-й группы по причине инвалидности с детства, а в результате очередного освидетельствования в Федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы (23.12.2013) указанная группа инвалидности установлена бессрочно. Согласно Врачебному заключению №, выданному 04.10.2016 ГБУЗ Специализированная психиатрическая больница № г. Краснодара, ФИО3 находится под наблюдением диспансерного отделения ГБУЗ «Специализированная психиатрическая больница №» с 2005 года шифр F 70, амбулаторная карта №, по поводу заболевания, входящего в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утв. постановлением правительства Российской Федерации от 16.06.2006 № 378. Постановлением администрации муниципального образования г. Краснодар от 08.11.2016 № внесены изменения в учетные дела и ФИО3 включен в список граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире с датой учета 18.10.2016. В апреле 2018 года истцы получили из управления по жилищным вопросам администрации муниципального образования г. Краснодар уведомление об изменениях в законодательстве с 01.01.2018, с предложением предоставить справку о наличии (отсутствии) у ФИО3 тяжелой формы хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире в соответствии с Приказом министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.11.2012 № 987н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире». ФИО3 обратился на обследование в ГБУЗ «Специализированная психиатрическая больница №», и по результатам проведенного обследования ему была выдана справка № от 04.06.2018 о том, что он не имеет льгот в соответствии с Приказом М3 КК РФ от 29.11.2012 № 987н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» и Приказом М3 КК РФ от 30.11.2012 №991н «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную площадь». На основании данного врачебного заключения административный ответчик принял обжалуемое постановление № от 26.07.2018, которым внес изменения в учетные дела и исключил ФИО3 из списка граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний при которых невозможно совместное проживание в одной квартире. Полагают, что изменение законодательства с 01.01.2018 не является основанием для внесения изменений в учетные дела и исключения ФИО3 из льготного списка на получение жилья, так как ухудшают его положения. С момента включения ФИО3 в льготный список и до настоящего времени его состояние здоровья не улучшилось, и он, будучи включенным в льготный список на законном основании, не реализовал свое законное право на получение жилья по данному льготному списку. Просили признать незаконным решение административного ответчика о внесении изменений в учетные дела истцов и исключении ФИО3 из списка граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание в одной квартире, изложенное в постановлении № от 26.07.2018; обязать административного ответчика в полном объеме устранить допущенное нарушение прав истцов путем восстановления ФИО3 в списке граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание в одной квартире.
В возражениях на иск представитель администрации муниципального образования г. Краснодар по доверенности просил в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование указано, что заболевание, которым страдает истец ФИО3, не входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Приказом Минздрава России от 29 ноября 2012 года № 0987н. Согласно справке от 04.06.2018 № ГБУ здравоохранения «Специализированная психиатрическая больница №» в соответствии с приказом М3 КК РФ от 29.11.2012 № 987н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» ФИО3 льгот не имеет. В соответствии с приказом М3 КК РФ от 30.11.2012 № 991н «Об утверждении перечня заболеваний, дающих право инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь» ФИО3 льгот не имеет. На основании вышеуказанных справок ФИО3 утратил статус больного, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, при которой невозможно совместное проживание в одной квартире.
В судебном заседании административные истцы, их представитель - адвоката Батова Л. П. доводы административного иска поддержали, на удовлетворении требований настаивали.
Представитель администрации муниципального образования г. Краснодар Атагой Н.С. просила в удовлетворении заявленных требований отказать.
Выслушав объяснения административных истцов, их представителя и представителя административного ответчика, исследовав письменные доказательства, оценив их с точки зрения относимости, допустимости и достаточности в совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.
Из материалов учетного дела Петришиной О. В. следует, что в соответствии с пунктом 7.2 «б» Правил учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений, утверждённых решением крайисполкома от 26.12.84 № 734 (в редакции решения крайисполкома и президиума крайсовпрофа от 02.11.1990 № 500), распоряжением главы администрации Прикубанского административного округа г. Краснодара от 09.12.2000 № Петришина О. В., семьёй 4 человека (она, сын ФИО2, сын - ФИО3, дочь - ФИО7), была принята на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
С 29.11.2000 Петришина О. В., семьёй 4 человека (она, сын - ФИО2, сын - ФИО3, дочь - ФИО7), состоит на учёте граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в муниципальном образовании г. Краснодар по списку граждан категорий муниципальной подведомственности, списку многодетных семей и одиноких матерей.
Распоряжением главы администрации Прикубанского внутригородского округа г. Краснодара от 23.01.2007 № Петришина О. В. исключена из списка многодетных семей и одиноких матерей.
Постановлением администрации муниципального образования г. Краснодар от 23.08.2012 № ФИО7 исключена из состава семьи Петришиной О. В.
Постановлением администрации муниципального образования г. Краснодар от 08.11.2016 № ФИО3 включён в список граждан, страдающих тяжёлыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание в одной квартире.
Согласно уведомлению администрации муниципального образования г. Краснодар от 04.04.2018 об изменении законодательства, адресованному Петришиной О. В., истцу указано на необходимость представления в управление по жилищным вопросам администрации муниципального образования г. Краснодар справку о наличии (отсутствии) у ФИО3 тяжелой формы хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, в соответствии с Приказом министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.11.2012 № 987н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».
Согласно справке ГБУЗ «Специализированная психиатрическая больница №» от 04.06.2018 по письменному заявлению ФИО3 освидетельствован врачебной комиссией диспансерного отделения ГБУЗ СПБ № 04.06.2018, акт №.
Комиссией дано заключение о том, что в соответствии с приказом М3 КК РФ от 29.11.2012 № 987н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» - льгот не имеет.
В соответствии с приказом М3 КК РФ от 30.11.2012 года № 991н «Об утверждении перечня заболеваний, дающих право инвалидам, страдающими ими, право на дополнительную жилую площадь» ФИО3 льгот не имеет.
Постановлением администрации муниципального образования г. Краснодар от 26.07.2018 № ФИО3 исключен из списка граждан, страдающих тяжёлыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание в одной квартире, на том основании, что утратил статус больного, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, при которой невозможно совместное проживание в одной квартире, справка ГБУЗ «Специализированная психиатрическая больница № министерства здравоохранения Краснодарского края» от 04.06.2018 №.
ФИО3 С. является инвалидом с детства, что следует из справки от 23.12.2013.
Статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определено, что инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (часть 1).
Инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (часть 3).
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым Правительством Российской Федерации (часть 6).
Согласно части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном Кодексом порядке.
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
В силу части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Порядок предоставления жилых помещений из муниципального жилищного фонда предусмотрен частями 3, 4 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилья по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма.
Из приведенных выше норм права, а также с учетом положений статей 14 (часть 1), 19 (пункт 3 части 2) Жилищного кодекса Российской Федерации, абзаца 12 части 1 статьи 2, пункта 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует вывод о том, что предоставление жилых помещений малоимущим гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является полномочием органа местного самоуправления и входит в его обязанность.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В силу положений пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Таким образом, положения данной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан. Каких-либо иных (дополнительных) требований для предоставления жилого помещения вне очереди, кроме наличия у гражданина, состоящего в очереди на получение жилья, тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в Перечне соответствующих заболеваний, пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не предусмотрено. То есть, для предоставления такому гражданину жилого помещения вне очереди необходимы только два условия: принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений; наличие у него тяжелой формы хронического заболевания, указанного в Перечне соответствующих заболеваний.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 № 817.
Указанные нормативные акты утратили силу с 01.01.2018.
Вместе с тем доводы ответчика о том, что ФИО3 утратил статус больного, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, при которой невозможно совместное проживание в одной квартире, поэтому обоснованно исключен из соответствующего списка оспариваемым постановлением администрации муниципального образования г. Краснодар от 26.07.2018 №, необоснованны.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2017 № 859 «О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» с 01.01.2018 признаны утратившими силу Постановление Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 № 817 «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь», Постановление Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».
Действительно, с 01.01.2018 действуют Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Приказом Минздрава России от 29.11.2012 № 987н, а также Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный Приказом Минздрава России от 30.112012 № 991 н.
Заболевание, которым страдает ФИО3, не включено в Перечни заболеваний, утвержденные Приказами Минздрава России № 987н и № 991 н.
Вместе с тем, право на внеочередное обеспечение жилым помещением с учетом права на дополнительную жилую площадь возникло у ФИО3 до изменения действующего законодательства. Внеочередной характер обеспечения жилым помещением предполагает немедленную реализацию данного права после его возникновения.
То обстоятельство, что ФИО3 не был обеспечен органом местного самоуправления жилым помещением до 01.01.2018 не может рассматриваться как обстоятельство, освобождающее администрацию муниципального образования г. Краснодар от исполнения обязанности, которая была возложена на нее законом, поскольку акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие (часть 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, изменение законодательства после возникновения права и его реализации в установленном порядке не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных истцом требований.
Доказательств, подтверждающих то, что ФИО3 на основании положений статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации был снят с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях ввиду утраты оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (утрата статуса малоимущего и (или) утрата статуса нуждающегося в жилых помещениях, например, в связи с увеличением размера общей площади жилого помещения, приходящегося на каждого члена семьи), ответчиком в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах решение администрации муниципального образования г. Краснодар о внесении изменений в учетное дело Петришиной О. В. в части исключения ФИО3 из списка граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание в одной квартире, по основанию утраты соответствующего статуса в связи с изменением законодательства об утверждении перечня заболеваний, изложенное в постановлении № от 26.07.2018, является незаконным, нарушающим права истцов.
Статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с требованиями частей 8 и 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с частью 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
При таких обстоятельствах, оценив в совокупности представленные по делу доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку основания принятия оспариваемого решения у администрации муниципального образования г. Краснодар отсутствовали и действия органа местного самоуправления являются незаконными, нарушающими права и законные интересы административного истца.
Решение администрации муниципального образования г. Краснодар о внесении изменений в учетное дело Петришиной О. В. в части исключения ФИО3 из списка граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание в одной квартире, изложенное в постановлении № от 26.07.2018, влечет нарушение прав административных истцов, что противоречит установленным статьей 18 Конституции Российской Федерации принципам деятельности органов власти, и при данных обстоятельствах нарушенное право истцов подлежит восстановлению в судебном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 178-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Петришиной О. В., ФИО2, ФИО3 к администрации муниципального образования г. Краснодар об оспаривании решения органа местного самоуправления, обязании устранить допущенное нарушение путем восстановления в списках граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание в одной квартире, удовлетворить в части.
Признать незаконным решение администрации муниципального образования г. Краснодар о внесении изменений в учетное дело Петришиной О. В. в части исключения ФИО3 из списка граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание в одной квартире, изложенное в постановлении № от 26.07.2018.
Обязать администрацию муниципального образования г. Краснодар в полном объеме устранить допущенное нарушение прав Петришиной О. В., ФИО2, ФИО3.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Первомайский районный суд г. Краснодара.
Председательствующий: Е. Г. Фоменко