РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
14 января 2020 года г. Ангарск
Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Ягжовой М.В., при секретаре Сидоровой Н.Я., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-29/2020 по административному исковому заявлению ИФНС России по г. Ангарску Иркутской области к Сергеев СА о взыскании обязательных платежей,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по г. Ангарску Иркутской области обратилась с иском к Сергееву С.А. о взыскании обязательных платежей, с учетом уточненных в порядке ст. 46 КАС РФ требований, указав, что административный ответчик в 2014-2015 году являлся собственником транспортных средств. В силу закона ответчик является плательщиком транспортного налога за 2014, 2015 год. Налоговым органом начислен транспортный налог за 2014, 2015 год. В связи с тем, что налогоплательщиком сумма налогов уплачена не в срок, установленный законодательством, ответчику в порядке ст. 75 НК РФ начислены пени. Налоговый орган направил ответчику требования об уплате налогов и пени. В установленные в требовании сроки налогоплательщик сумму задолженности не погасил. Инспекция обращалась в мировой суд с заявлением о вынесении судебного приказа на взыскание налогов и пени. Мировым судьей выдан судебный приказ, который отменен определением в связи с поступившими возражениями от ответчика. Просит взыскать с ответчика сумму задолженности по обязательным платежам в размере 4 745,17 рублей.
Представитель административного истца ИФНС России по г. Ангарску Иркутской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, заявлений и ходатайств суду не представлено.
Административный ответчик Сергеев С.А. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в соответствии с правилами отправки почтовой корреспонденции. Ответчиком представлены возражения по иску, в которых ответчик указал, что требования в части начисления транспортного налога на транспортное средство <данные изъяты>, регистрационный номер №, не признает, т.к. договор купли-продажи данного транспортного средства, заключенный между ним и ТГВ на основании решения Ангарского городского суда Иркутской области от 14.07.2015 признан незаключенным. Признание судом договора купли-продажи незаключенным устанавливает тот факт, что право собственности на автомобиль к Сергееву С.А. не переходило, следовательно, правовых последствий в виде начисления транспортного налога Сергееву С.А. не правомерно.
Суд, изучив материалы дела, материалы приказного производства, исследовав представленные доказательства и оценив их в совокупности, приходит к следующим выводам.
В силу статьи 45 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В силу п. 1 ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Таким образом, обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, а не от его фактического использования и владения.
Частью 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, …, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление транспортного налога производится на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Статьей 363 Налогового кодекса РФ регламентируется порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу. Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. В силу пункта 3 указанной статьи налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Согласно части 1,2 статьи 75 Налогового Кодекса РФ «Пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик, должен выплатить в случае уплаты суммы налога … в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки» и то, что «Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога … и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности».
Судом установлено:
Согласно выписке из сведений РЭО ГИБДД г. Ангарска, предоставленных на основании п.4 ст.85 гл.14 Налогового Кодекса РФ, в 2014-2015 годах собственником транспортного средства <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, мощностью двигателя 140 л/с, являлся Сергеев С.А..
Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из сведений РЭО ГИБДД г. Ангарска, предоставленных на основании п.4 ст.85 гл.14 Налогового Кодекса РФ. Представленная информация об административном ответчике как о владельце транспортного средства в 2014 - 2015 гг. являлась достаточной и единственно необходимой для квалификации налоговом органом его обязанности по уплате налога возникшей.
В соответствии с действующим законодательством ИФНС по г. Ангарску начислило Сергееву С.А.:
за 2014 год транспортный налог в сумме 2 690,00 рублей, в том числе по транспортному средству <данные изъяты>, регистрационный номер № в сумме 1 167,00 рублей (налоговое уведомление № от 21.03.2015),
за 2015 год транспортный налог в сумме 3 500,00 рублей по транспортному средству <данные изъяты>, регистрационный номер № (налоговое уведомление № от 06.08.2016).
Своевременно в полном объеме налоги уплачены не были.
По истечении сроков для уплаты налогов ИФНС по г. Ангарску Иркутской области направило ответчику требование об уплате налогов и пени:
- № от 09.10.2015 об уплате транспортного налога за 2014 в сумме 2 690,00 рублей, со сроком уплаты 17.11.2015 года.
- № от 07.02.2017 об уплате транспортного налога за 2015 в сумме 3 500,00 рублей, пени по транспортному налогу за 2015 в сумме 78,17 рублей, со сроком уплаты 04.04.2017 года.
В силу п. 6 ст. 69 НК РФ в случае направления требования по почте заказным письмом, оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Поскольку установлено и подтверждено материалами дела, что налоговое уведомление и требование об уплате налога были направлены ответчику заказным письмом, то процедура направления налоговых извещений считается соблюденной.
В установленный срок налогоплательщик сумму задолженности, указанную в требованиях, не погасил.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июня 1999 г. N 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Пунктом 1 статьи 48 НК РФ установлено, что заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Согласно пункту 2 статьи 48 НК РФ о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено данным пунктом.
17.05.2016 налоговым органом приняты меры к принудительному взысканию транспортного налога за 2014, мировым судьей судебного участка № по г. Ангарску и Ангарскому району выдан судебный приказ № о взыскании указанных выше обязательных платежей. При обращении с заявлением о выдаче судебного приказа №а-№ срок для взыскания пропущен не был, т.к. административный истец был вправе обратиться в суд с заявлением о выдаче судебного приказа в течение 6 месяцев со дня истечения срока исполнения требования № 61137 от 09.10.2015, т.е. по 17.05.2016 включительно (17.11.2015+6месяцев=17.05.2016).
02.08.2017 налоговым органом приняты меры к принудительному взысканию указанных сумм задолженности, 28.08.2017 мировым судьей судебного участка № по г. Ангарску и Ангарскому району выдан судебный приказ № о взыскании указанных выше обязательных платежей. При обращении с заявлением о выдаче судебного приказа № срок для взыскания пропущен не был, т.к. административный истец был вправе обратиться в суд с заявлением о выдаче судебного приказа в течение 6 месяцев со дня истечения срока исполнения требования № от 07.02.2017, т.е. до 04.10.2017 (04.04.2017+6месяцев=04.10.2017).
С размером подлежащих уплате налогов ответчик ознакомлен, 25.01.2019 отменен судебный приказ №, 21.01.2019 отменен судебный приказ №, в связи с подачей ответчиком возражений относительно исполнения приказа, в том числе оспариванием задолженности. Однако мер по урегулирования спора о суммах начисленных налогов ответчиком не предпринято.
Доводы административного ответчика о том, что у него отсутствует обязанность уплачивать транспортный налог, начисленный на автомашину <данные изъяты>, регистрационный номер №, судом не принимается, как основанный на неверном толковании норм действующего законодательства.
Решением Ангарского городского суда Иркутской области от 14.07.2015 удовлетворены исковые требования ТГВ к Сергеев СА о признании договора купли-продажи автомобиля <данные изъяты>, регистрационный номер №, незаключенным. Вместе с тем, указанное обстоятельство не влияет на выводы суда об обоснованности заявленных требований.
Федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика (статьи 357, 358 и 362).
Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденный Приказом МВД России от 07.08.2013 г. N 605 предусматривает такую муниципальную услугу, как прекращение (снятие с учета) регистрации транспортного средства (п. 9).
В соответствии с пунктом 60.4 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного Приказом МВД России от 07.08.2013 г. N 605, основанием прекращения регистрации транспортного средства является, в том числе, заявление прежнего владельца транспортного средства и предъявление им документов о заключении сделок, направленных на отчуждение транспортного средства, по истечении 10 суток со дня заключения такой сделки при условии отсутствия подтверждения регистрации за новым владельцем.
Как указал Конституционный суд РФ, в своем Определении от 24.04.2018 № 1069-О, такое регулирование предоставляет налогоплательщикам возможность совершать действия, связанные с прекращением регистрации ранее принадлежащих им транспортных средств, что на законных основаниях (в связи с отсутствием объекта налогообложения) исключает обязанность по уплате транспортного налога.
Вместе с тем, материалы дела не содержат доказательств подтверждающих факт обращения Сергеева С.А. с заявлением о прекращении регистрации транспортного средства в органы ГИБДД. Сергеев С.А. имел возможность в заявительном порядке прекратить регистрацию транспортного средства за собой в связи с его отчуждением, однако таким правом не воспользовался.
Поскольку судом достоверно установлено наличие задолженности по транспортному налогу за 2014 в сумме 1 167,00 рублей, транспортному налогу за 2015 в сумме 3 500,00 рублей, пени по транспортному налогу за 2015 в сумме 78,17 рублей, то сумма задолженности подлежит взысканию с ответчика. На момент рассмотрения дела задолженность по налогу и пени не оплачена, сведений об уплате налога и пени суду не представлено.
Проверяя срок обращения налоговой инспекции в суд общей юрисдикции, суд приходит к следующему.
Согласно пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Начало течения срока определено законодателем именно днем вынесения определения об отмене судебного приказа (21.01.2019), следовательно, на день подачи настоящего административного иска (04.07.2019) срок обращения в суд с административным иском не пропущен, т.к. дата окончания указанного срока 21.07.2019.
Учитывая, что срок для обращения с административным иском истцом не пропущен, судом установлена обоснованность заявленных исковых требований, и доказательства оплаты транспортного налога, пени по указанным налогам ответчиком не представлено, административный иск подлежит удовлетворению.
В силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ с административного ответчика подлежит взысканию в доход соответствующего бюджета государственная пошлина пропорционально удовлетворенным требованиям в сумме 400,00 рублей в соответствии со ст. 333.19 НК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 - 294 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Ангарску Иркутской области удовлетворить.
Взыскать с Сергеев СА в доход государства:
транспортный налог за 2014 год в сумме 1 167 рублей 00 копеек,
транспортный налог за 2015 год в сумме 3 500 рублей 00 копеек,
пени по транспортному налогу за 2015 год в сумме 78 рублей 17 копеек за период с 02.12.2016 по 06.02.2017.
Взыскать с Сергеев СА в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.
Судья М.В. Ягжова
Мотивированное решение по делу изготовлено 27 января 2020 года.