АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000 www.kemerovo.arbitr.ru
тел. (384-2) 58-43-26, факс (384-2) 58-37-05 E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Кемерово Дело № А27-1245/2011
3 мая 2011 года
Резолютивная часть решения объявлена 25 апреля 2011 года, полный текст решения изготовлен 3 мая 2011 года.
Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Лежнина Д.Л.
при ведении протокола помощником судьи Титовой О.А.
с использованием средств аудиозаписи,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
индивидуального предпринимателя Шмидт Татьяны Александровны, г. Новокузнецк
к Администрации Центрального района г. Новокузнецка Кемеровской области, г. Новокузнецк
третье лицо: Администрация г. Новокузнецка Кемеровской области, г. Новокузнецк
о признании недействительным предписания от 02.12.2010
при участии:
от заявителя: Спивакова Э.А., доверенность от 28.12.2010 (со спец. полн.), паспорт
от заинтересованного лица: Ларин Д.В., ведущий специалист, доверенность от 14.01.2011 (со спец. полн.), паспорт,
у с т а н о в и л:
Индивидуальный предприниматель Шмидт Татьяна Александровна обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания от 02.12.2010, вынесенного Администрацией Центрального района г.Новокузнецка, которым на Шмидт Т.А. возложена обязанность в срок до 30 марта 2010 года произвести демонтаж и вывоз принадлежащего ей нестационарного объекта розничной торговли (киоска), расположенного по адресу: Кемеровская область, г.Новокузнецк, ул.Сеченова, 27.
По мнению заявителя, оспариваемое предписание было принято в нарушение постановления Коллегии Администрации города Новокузнецка от 03.06.2010 №5/3 и постановления Главного государственного врача Российской Федерации от 10.06.2010 №64 «Об утверждении СанПиН 2.1.2.2645-10», а также норм жилищного законодательства.
В нарушение положений Федерального закона №381-ФЗ от 28.12.2009 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» схема размещения нестационарных торговых объектов в г.Новокузнецке не утверждена. Однако, несмотря на отсутствие утвержденной схемы размещения нестационарных торговых объектов, к эксплуатирующимся объектам нестационарной торговли предъявляются требования о пересмотре мест размещения, вплоть до их полного демонтажа и вывоза.
Требования о пересмотре мест размещения нестационарных торговых объектов предъявляются к объектам торговли, расположенным на земельных участках, находящихся в собственности владельцев многоквартирного дома.
Нарушено требование о количестве нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства.
По мнению заявителя, заместитель Главы города – руководитель Администрации Центрального района г.Новокузнецка С.И.Климашин, вынося оспариваемое предписание, вышел за пределы полномочий, установленных его должностными полномочиями и Уставом города Новокузнецка.
Заявитель сослался также на нарушение статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», поскольку предписание необоснованно ограничивает в правах собственника объекта нестационарной торговли.
Администрация Центрального района города Новокузнецка считает предъявленное требование необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
По мнению Администрации Центрального района г.Новокузнецка договор, заключенный между ТСЖ «Восход» и ИП Шмидт Т.А., является недействительным.
Киоск, принадлежащий ИП Шмидт Т.А. и размещенный на дворовой территории жилого дома по ул.Сеченова, 27, с учетом недействительности договора аренды между ТСЖ «Восход» и ИП Шмидт Т.А., нарушает действующее законодательство, поскольку согласно пункту 2.10 СанПиН 2.1.2.2645-10, утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 №64, на территории дворов жилых зданий запрещается размещать любые предприятия торговли и общественного питания, включая палатки, киоски, ларьки, мини-рынки, павильоны, летние кафе, производственные объекты, предприятия по мелкому ремонту автомобилей, бытовой техники, обуви, а также автостоянки общественных организаций.
Оспариваемое предписание вынесено Администрацией Центрального района г.Новокузнецка в рамках предоставленных ей полномочий в сфере торговли и развития потребительского рынка.
По мнению заинтересованного лица, оспариваемое предписание не является ненормативным правовым актом, а изложенная в нем информация не противоречит действующему законодательству и носит рекомендательный характер.
Кроме того, представитель Администрации Центрального района г.Новокузнецка в судебном заседании пояснил, что оспариваемое в рамках настоящего дела предписание от 02.12.2010 о демонтаже и вывозе принадлежащего Шмидт Т.А. киоска было отозвано ввиду того, что контроль за соблюдением пункта 2.10 постановления Главного государственного врача Российской Федерации от 10.06.2010 №64 «Об утверждении СанПиН 2.1.2.2645-10» осуществляется Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области г.Новокузнецка и Новокузнецкого района.
Вследствие изложенных обстоятельств предмет спора, по мнению представителя заинтересованного лица, отсутствует.
Определением суда от 01.02.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заинтересованного лица привлечена Администрация г.Новокузнецка.
Администрация г.Новокузнецка, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, представителя в суд не направила.
Дело рассмотрено по существу в отсутствие третьего лица.
Как следует из представленного отзыва, Администрация г.Новокузнецка требование Шмидт Т.А. считает необоснованным.
Заместителем Главы города – руководителем Администрации Центрального района города Новокузнецка С.И.Климашиным оспариваемое предписание было вынесено на основании предоставленных ему полномочий и в целях соблюдения действующего законодательства. Каких-либо действий по демонтажу и вывозу киоска, принадлежащего Шмидт Т.А., Администрация Центрального района города Новокузнецка не предпринимала.
По мнению Администрации города Новокузнецка, предписание от 02.12.2010 не является ненормативным правовым актов, носит рекомендательный характер.
В судебном заседании установлено, что основным видом деятельности индивидуального предпринимателя Шмидт Т.А. является розничная торговля продовольственными товарами через нестационарный объект розничной торговли – киоск, расположенный по адресу: г.Новокузнецк, ул.Сеченова, 27.
02.12.2010 в отношении индивидуального предпринимателя Шмидт Т.А. было вынесено предписание о необходимости в срок до 30.12.2010 демонтировать и вывезти киоск (павильон), находящийся по адресу : г.Новокузнецк, ул.Сеченова, 27.
В предписании содержится ссылка на то, что в случае неисполнения предписания демонтаж киоска будет выполнен в принудительном порядке.
Из содержания предписания следует, что оно было вынесено во исполнение постановления Коллегии Администрации города Новокузнецка от 03.06.2010 №5/3 «О минимизации объектов мелкорозничной сети (киоски, павильоны)», постановления Главного государственного врача Российской Федерации от 10.06.2010 №64 «Об утверждении СанПиН 2.1.2.2645-10», целью которых является приведение в надлежащее состояние территорий города.
Постановлением Коллегии Администрации города Новокузнецка от 03.06.2010 №5/3 заместителям Главы города – руководителям администраций районов дано указание рассмотреть возможность минимизации количества нестационарных торговых объектов, реализующих пиво и табак.
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях (СанПиН 2.1.2.2645-10), утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 №64, предусмотрено, что на территории дворов жилых зданий запрещается размещать любые предприятия торговли и общественного питания, включая палатки, киоски, ларьки, мини-рынки, павильоны, летние кафе.
Вместе с тем, суд полагает, что органы местного самоуправления могут принимать ненормативные правовые акты только в рамках предоставленных им полномочий.
Статьей 43 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что в систему муниципальных правовых актов входят:
- устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);
- нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;
- правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
Должностные лица местного самоуправления издают распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к их полномочиям уставом муниципального образования.
Из материалов дела не следует, что по вопросам своей деятельности заместитель Главы города – руководитель администрации района вправе принимать предписания.
Следует также отметить, что согласно пункту 1.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 контроль за соблюдением требований настоящих санитарных правил осуществляется органами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ни Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ни Уставом города Новокузнецка не предусмотрены полномочия заместителя Главы города – руководителя администрации района по контролю за соблюдением санитарно-эпидемиологических норм и правил.
Правовое регулирование в области торговой деятельности осуществляется, в частности, Федеральным законом от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее: Федеральный закон №381-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 6 указанного Федерального закона органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.
Особенности размещения нестационарных торговых объектов предусмотрены статьей 10 Федерального закона №381-ФЗ.
В частности, размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов на земельном участке, находящимся в частной собственности, устанавливается собственником земельного участка с учетом требований, определенных законодательством Российской Федерации (пункт 7 статьи 10 Федерального закона №381-ФЗ).
Из материалов дела следует, что принадлежащий Шмидт Т.А. киоск расположен на придомовой территории многоквартирного жилого дома по ул.Сеченова, 27 в городе Новокузнецке, а, следовательно, порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов должны определять собственники помещений в указанном жилом доме.
В материалах дела имеется договор №1 аренды общего имущества многоквартирных домов от 01.03.2010 между ТСЖ «Восход» и предпринимателем Шмидт Т.А., в соответствии с которым ТСЖ «Восход» предоставляет предпринимателю в аренду земельный участок для размещения торгового киоска.
Доводы заинтересованного лица о недействительности указанного договора судом во внимание не приняты, поскольку данный вопрос не относится к числу исследуемых обстоятельств в рамках настоящего дела.
Таким образом, суд приходит к выводу, что руководитель Администрации Центрального района города Новокузнецка, принимая оспариваемое предписание, вышел за рамки предоставленных ему полномочий.
Суд полагает, что оспариваемое предписание является ненормативным правовым актом, который может быть обжалован в арбитражном суде.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Под ненормативным правовым актом понимается индивидуальный акт органа, должностного лица, адресованный конкретному лицу и содержащий обязательные для этого лица правила поведения.
Таким образом, оспаривание в арбитражном суде ненормативного правового акта возможно при одновременном наличии двух условий:
- данный акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушает права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку оспариваемым предписанием на индивидуального предпринимателя Шмидт Т.А. была возложена обязанность по демонтажу и вывозу принадлежащего ей киоска (павильона), суд с учетом вышеизложенного полагает, что указанное предписание является ненормативным правовым актом, спор об обжаловании которого подведомственен арбитражному суду.
В судебном заседании установлено, что руководитель Администрации Центрального района города Новокузнецка, принимая оспариваемое предписание, вышел за рамки предоставленных ему полномочий, соответственно, предписание не соответствует закону и нарушает право предпринимателя Шмидт Т.А. на осуществление предпринимательской деятельности.
Предъявленное предпринимателем Шмидт Т.А. требование является законным, обоснованным и подлежит удовлетворению в полном объеме.
Довод заинтересованного лица об отзыве оспариваемого предписания и отсутствии предмета спора судом во внимание не принят.
Как указано в пункте 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 №99 «Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», отмена оспариваемого ненормативного правового акта или истечение срока его действия не препятствует рассмотрению по существу заявления о признании акта недействительным, если им были нарушены законные права и интересы заявителя.
Суд полагает, что в данном случае вынесением оспариваемого предписания, содержащего требование демонтажа и вывоза принадлежащего Шмидт Т.А. киоска (павильона), являющегося нестационарным торговым объектом, были нарушены права и законные интересы Шмидт Т.А. в сфере предпринимательской деятельности.
С учетом данного обстоятельства, принимая во внимание позицию заявителя, а также то, что ни вынесение предписания, ни его отзыв не входят в полномочия руководителя Администрации Центрального района г.Новокузнецка, суд считает спор подлежащим рассмотрению по существу.
Основания для прекращения производства по делу отсутствуют.
В судебном заседании заявитель обратился с ходатайством о взыскании с заинтересованного лица в пользу Шмидт Т.А. в качестве возмещения расходов на оплату услуг лица, оказывающего юридическую помощь (представителя), 13500 руб.
Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В соответствии со статьей 106 АПК РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
Как установлено статьей 112 Кодекса, вопросы распределения судебных расходов разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В силу части 2 статьи 110 АПК РФ расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
При рассмотрении заявления Шмидт Т.А. о возмещении судебных издержек суд установил следующее.
27.12.2010 между ООО «ПравоВест» (поверенным) в лице директора Спиваковой Э.А. и предпринимателем Шмидт Т.А. (доверителем) был заключен договор о судебном представительстве, в соответствии с которым поверенный обязался представлять интересы доверителя в Арбитражном суде Кемеровской области при рассмотрении по первой инстанции спора о признании ненормативного акта незаконным. Выполнение поручения включает в себя правовой анализ и изучение документов по делу, разработку правовой позиции, составление, написание искового заявления, отзыва на иск, жалобы, ходатайства, направление указанных документов в суд по почте или предъявление их в судебных заседаниях, участие в судебных заседаниях.
Пунктом 1.3 договора предусмотрено, что исполнение поручения полностью или частично может быть возложено поверенным на сотрудников поверенного. Конкретный круг сотрудников и работников поверенного, привлеченных к исполнению договора, определяется доверенностями, выдаваемыми доверителем.
В соответствии с пунктом 2.1 договора вознаграждение поверенного составляет 13500 руб.
Как следует из материалов дела, директор ООО «ПравоВест» Спивакова Э.А., действующая в качестве представителя Шмидт Т.А. по выданной доверенности, принимала участие в судебных заседаниях 24.03.2011 и 25.04.2011.
Размер и порядок оплаты за выполнение поручения согласованы договором о судебном представительстве от 27.12.2010, подтверждены актом о приемке услуг от 25.04.2011 и квитанцией от 02.02.2011, приходным кассовым ордером от 22.03.2011.
В подтверждение разумности указанных расходов заявителем представлено решение Совета Адвокатской палаты Кемеровской области от 10.04.2009 №5/3 «О минимальных ставках вознаграждения за оказываемую юридическую помощь адвокатами Кемеровской области», в соответствии с которым вознаграждение при представительстве адвокатом интересов доверителя в арбитражных судах составляет 5% взыскиваемой (оспариваемой) суммы, но не менее 10000 руб. в день занятости.
Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 3 Информационного письма от 05.12.2007 №121 «Обзор судебной практики по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату услуг адвокатов и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных судах», лицо, требующее возмещения расходов на оплату услуг представителя, доказывает их размер и факт выплаты, другая сторона вправе доказывать их чрезмерность.
Заявитель документально подтвердил разумность расходов на оплату услуг представителя.
Заинтересованным лицом доказательства чрезмерности указанных расходов не представлены.
С учетом изложенных обстоятельств, с заинтересованного лица в пользу заявителя подлежат взысканию судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в сумме 200 руб. и судебные издержки в виде расходов по оплате услуг представителя в сумме 13500 руб.
Руководствуясь статьями 106, 110, 167-170, 176, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Требование индивидуального предпринимателя Шмидт Татьяны Александровны удовлетворить
Признать недействительным предписание от 02.12.2010, вынесенное Администрацией Центрального района г.Новокузнецка Кемеровской области в отношении индивидуального предпринимателя Шмидт Т.А.
Взыскать с Администрации Центрального района г.Новокузнецка Кемеровской области в пользу индивидуального предпринимателя Шмидт Татьяны Александровны (24.01.1960 г.р., уроженки г.Норильска Красноярского края, проживающей: Кемеровская область, г.Новокузнецк, пр.Строителей 62-12, зарегистрирована в качестве предпринимателя 11.02.2002, ОГРН 304421718100221) 13700 руб. судебных расходов.
Решение в месячный срок с момента его принятия может быть обжаловано в апелляционном порядке в Седьмой арбитражный апелляционный суд.
Судья Д.Л.Лежнин