Дело № 2-515/2011г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 апреля 2011г. г.Сыктывкар, Республика Коми
Мировой судья Пушкинского судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми Кристелева С.А.,
при секретаре Филипповой О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бажанова <ФИО1> к ГУ Регионального фонда социального страхования РФ по Республике Коми о взыскании убытков за не предоставление путевки на санаторно-курортное лечение с учетом индекса роста потребительских цен,
У С Т А Н О В И Л:
Бажанов А.Г. обратился к мировому судье с иском (с уточнением) к ГУ Региональный фонд социального страхования РФ по Республике Коми о взыскании стоимости санаторно-курортной путевки, проезда к месту лечения и обратно в сумму 19877,53руб с учетом индекса роста потребительских цен.
В обоснование своих требований указал, что является инвалидом 2 группы по общему заболеванию и имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в частности, на получение путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.
В течение 2010 года он не отказывался от социальных услуг, соответственно, не являлся получателем ежемесячной денежной выплаты, однако путевка в 2010 году ему предоставлена не была. В связи с чем, он самостоятельно приобрел путевку в санаторий «Подмосковье» стоимостью 14400руб., оплатил проезд к месту лечения в размере 1595руб. и страховку на период проезда в сумме 100руб.
Просит суд взыскать с ответчиков в его пользу стоимость путевки на санаторно-курортное лечение и проезд к месту лечения и обратно в размере 1695руб.
Определением суда от 07 апреля 2011 года в качестве соответчика по делу привлечен филиал №1 г.Воркуты Регионального отделения ФСС РФ по Республике Коми.
Истец, надлежаще извещенный о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель ответчика Прудникова Н.А., действующая на основании доверенности иск не признала, представила письменные возражения относительно заявленных требований.
Указала, что 13.10.2010г. истец обратился в ФСС РФ по РК в г. Воркуте с заявлением о предоставлении ему в 2010 году путевки на санаторно-курортное лечение. Ему было выдано уведомление о постановке в очередь для получения путевки.
При формировании очередности на предоставление путевок учитываются особенности заболеваний обратившихся граждан, специальные виды услуг, оказываемых определенными санаториями, рекомендации, указанные в медицинской справке. Истец включен в заявку на получение путевки по профилю лечения кожи и подкожной клетчатки.
Исполнительные органы ФСС заключают государственные контракты на закупку путёвок на санаторно-курортное лечение граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг, с санаториями, прошедшими конкурсный отбор на основании Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
ФСС ограничен объемом средств на обеспечение граждан льготных категорий санаторно-курортным лечением, перечисленных из федерального бюджета на соответствующий год.
В 2010 году на указанные цели Региональному отделению выделены бюджетные ассигнования в сумме 41664,9тыс. руб. Все средства, переданные на цели санаторно-курортного обеспечения граждан льготной категории, в 2010 году были израсходованы полностью (приобретено 2695 путевок), однако обеспечить всех нуждающихся не представилось возможным по независящим от ответчика причинам. Поскольку путевки были распределены и выданы в порядке очередности с учетом ранее поданных заявлений, истец в 2010 году остался необеспеченным.
Компенсация гражданам стоимости путевки на санаторно-курортное лечение действующим законодательством не предусмотрена.
Представитель Филиала №1 Регионального отделения ФСС РФ по Республике Коми, привлеченного в качестве соответчика в суд не явился, о времени и месте рассмотрения иска извещен в установленном законом порядке, просит рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменные возражения относительно заявленных требований.
Суд, заслушав представителя ответчика Прудникову Н.А., исследовав материалы дела, считает иск не подлежащим удовлетворению на основании следующего.
В силу п.8 ст.6.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» № 178-ФЗ от 17.07.1999 г. инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
П.1 ч.1 ст.6.2 указанного закона в набор социальных услуг входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.
В соответствии с п.1.5 Порядка медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 22.11.2004 г. № 256 (в редакции приказа Минздравсоцразвития РФ от 09.01.2007 г. № 3), гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, при наличии медицинских показаний и отсутствия противопоказаний для санаторно-курортного лечения выдается справка для получения путевки. Справка выдается на основании заключения ВК лечебно-профилактического учреждения, а инвалидам также при наличии рекомендации санаторно-курортного лечения в индивидуальной программе реабилитации инвалида.
Из материалов дела усматривается, что истец является инвалидом 2 группы, установленной бессрочно и имеет право на обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера), предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании с 01.01.2010 г. по 31.12.2010 г., что подтверждается справкой от 12.01.2010г.
13.04.2010г. истец обратился с заявлением в ГУ РО ФСС РФ по РК филиал №1 о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение. Его заявление было принято и направлено на исполнение, о чем свидетельствует уведомление о постановке на учет для получения путевки от 13.04.2010г.
Из вышеуказанного следует, что истец в соответствии с п.3.7 Порядка о предоставлении набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2004 г. № 328, обратился с заявлением о выдаче путевки, а у ФСС возникла обязанность предоставить ему санаторно-курортную путевку в 2010 году, что предусмотрено п.п.3.8, 3.9 названного Порядка.
Федеральный закон от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и Порядок, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2004 г. № 328, не устанавливают оснований, при которых ФСС освобождается от обязанности предоставить санаторно-курортную путевку, в частности при отсутствии средств. При таких обстоятельствах ГУ РО ФСС РФ по Республике Коми обязан предоставить истцу санаторно-курортную путевку в натуральной форме.
Судом установлено, что в 2010 году ГУ РО ФСС РФ по РК осуществлял оплату стоимости путевок гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг, согласно действующим контрактам в пределах средств, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2010 года и на плановый период 2011 и 2012 г.г.» от 02.12.2009 г. № 308-ФЗ и переданных ФСС.
Обязательства по обеспечению граждан льготных категорий санаторно-курортным лечением, равно как и его исполнительных органов, ограничены объемом средств, перечисленных ответчику из федерального бюджета на соответствующий год. В 2010 году обеспеченность по бюджетным средствам составила 41664,9тыс.руб., на которые приобретено 2695 путевок (в т.ч. 2203шт. - гражданам - получателям набора социальных услуг, 492шт. - сопровождающим лицам), из них 191 путевка была выделена филиалу №1 г.Воркуты. Все путевки предложены гражданам в порядке очередности, по профилю заболевания и дате подаче заявления.
Вместе с тем, ни Федеральным законом «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ, ни Федеральным законом от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной помощи инвалидам в РФ» не предусмотрена возможность получения денежной компенсации взамен входящей в набор социальных услуг путевки на санаторно-курортное лечение.
Кроме того, в соответствии с положениями ст.6.3 Закона № 178-ФЗ допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью, отказ от получения одной из социальных услуг, предусмотренных п.п.1,1.1 и 2 ч.1 ст.6.2 настоящего закона, и отказ от получения двух любых социальных услуг предусмотренных п.п.1,1.1 и 2 ч.1 ст.6.2 вышеназванного закона.
Таким образом, гражданам, имеющим право на получение мер социальной поддержки, предоставлена возможность самостоятельно определить наиболее приемлемую для себя форму их получения - в виде набора социальных услуг или ежемесячной денежной выплаты с учетом его стоимости.
Поскольку в 2010 году за Бажановым А.Г. сохранялось право на получение льгот в натуральной форме, он не лишен права на получение санаторно-курортной путевки в порядке, предусмотренном действующим законодательством, путевки предоставлялись в порядке очередности, доказательств нарушения которой суду не представлено. Действующим законодательством не предусмотрена денежная компенсация за не предоставленную санаторно-курортную путевку и проезд к месту лечения и обратно, следовательно, у суда нет оснований для удовлетворения требований истца о взыскании стоимости санаторно-курортной путевки и проезда к месту лечения.
Руководствуясь ст.ст.196-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В исковых требованиях Бажанову <ФИО1> к ГУ Регионального фонда социального страхования РФ по Республике Коми и филиал №1 г.Воркуты Регионального отделенияФСС РФ по Республике Коми о взыскании стоимости санаторно-курортной путевки, проезда к месту лечения и обратно с учетом индекса роста потребительских цен - отказать.
Решение может быть обжаловано в Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через мирового судью Пушкинского судебного участка г. Сыктывкара.
Мировой судья С.А. Кристелева
Мотивированное решение изготовлено 22 апреля 2011 года.