Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 июня 2015 года
Сыктывкарский городской суд РК в составе судьи Дульцевой Ю.А.,
при секретаре Лукониной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Уляшева А.Н. к Администрации МО ГО «Сыктывкар» об оспаривании решения об отказе, обязании подготовить градостроительный план земельного участка, выдать разрешение на реконструкцию;
у с т а н о в и л :
Уляшев А.Н. обратился в суд с иском к АМОГО «Сыктывкар» с требованиями о выдаче разрешения на реконструкцию ИЖД расположенного по адресу: г.Сыктывкар, ул. ... проезд, .... Уточнив требования, оспаривая решение ответчика об отказе в выдаче градостроительного плана земельного участка площадью ... кв.м., расположенного по адресу: г.Сыктывкар, ул. ... проезд, ... по его заявлению, настаивал на обязании ответчика подготовить градостроительный план указанного земельного участка и выдать разрешение на реконструкцию расположенного на нем ИЖД. В обоснование иска указал, что является титульным собственником жилого дома по указанному адресу в доле 3\4 в праве. Поскольку дом является ветхим, он начал его реконструкцию, для данной процедуры необходим градостроительный план, однако, ответчиком необоснованно отказано в удовлетворении его заявления по мотиву того, что территория не отнесена к зоне застройки ИЖД.
В судебном заседании истец на удовлетворении заявленных требований настаивал.
Привлеченная судом к участию в деле Уляшева Т.В. ходатайствовала о его рассмотрении в ее отсутствие, указывая об отсутствии возражений против требований истца.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признала, указывая о том, что участок по адресу: г.Сыктывкар, ул.... проезд, ... расположен в зоне ОЖ ( зона общественно- жилого назначения) и не предназначен для индивидуальной жилой застройки. Кроме того, разрешение на реконструкцию выдается после подготовки градплана и до начала производства данных работ, срок действия ранее вынесенного Постановления № ... от ** ** **. в настоящее время истек и оснований для выдачи такого разрешения по заявлению истца не имеется.
Заслушав объяснения явившихся лиц, исследовав представленные доказательств по делу в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
По данным ЕГРП титульными собственниками индивидуального жилого дома ** ** **. постройки, общей площадью ... кв.м., расположенного по адресу: г.Сыктывкар, ул.... проезд, ... и земельного участка площадью ... кв.м. по тому же адресу являются : в доле 3\4 в праве- Уляшев А.Н., в доле 1\4 в праве ... Т.В. ( записи о ГРП № ... от ** ** **., ... от ** ** ** года, №... и №... от ** ** **.).
Как свидетельствуют представленные документы, земельный участок по адресу : Сыктывкар, ул.... проезд, ... сформирован в границах и принадлежит Уляшеву А.Н. на праве собственности на основании Постановления Главы администрации МОГО « Сыктывкар» от ** ** **. № ... « О предоставлении земельного участка в собственность»; договора купли- продажи земельного участка ** ** **. Земельный участок поставлен на кадастровый учет под №..., разрешенное использование: «земли под зданиями ( строениями) сооружениями».
Как следует из материалов дела, ** ** **. АМОГО « Сыктывкар» было принято Постановление № ... « О согласовании реконструкции ИЖД по адресу: г.Сыктывкар, ул.... проезд, ...». Указанным постановлением ( п.1) сособственникам жилого дома дано согласие на его реконструкцию и рекомендовано разработать проект реконструкции, предоставив его на рассмотрение в Управление архитектуры и градостроительства ( п.2.1), о также оформить разрешение на реконструкцию ( п.2.2). Срок действия постановления установлен в 2 года ( п.3.).
Как пояснил истец, работы по реконструкции им были выполнены после вынесения данного постановления, с целью их оформления, он, а также сособственник земельного участка и расположенного на нем дома ... Т.В., обратились в АМОГО «Сыктывкар» с заявлением о выдаче градостроительного плана принадлежащего им земельного участка, указывая о том, что это необходимо для целей реконструкции ИЖД.
В письме ответчика от ** ** **. ему было сообщено об отказе в выдаче градостроительного плана по заявлению в связи с тем, что данная территория отнесена к зоне общественно- жилого назначения ОЖ, развитие индивидуальной жилой застройки в данной зоне не предусмотрено Правилами землепользования и застройки МОГО « Сыктывкар».
Рассматривая вопрос о правомерности отказа ответчика в подготовке и предоставлении градостроительного плана земельного участка по заявлению истца, суд исходит из следующих обстоятельств.
В силу части 1 статьи 44 Градостроительного кодекса РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
Частью 17 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ установлено, что в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его.
Из системного толкования норм ч.1 ст. 44, ч.17 ст.46 Градостроительного кодекса РФ, а также ч.1 ст.41 указанного Закона, следует, что градостроительный план земельного участка по своему содержанию является документом, содержащим информацию об уже установленных разрешениях и ограничениях в пределах земельного участка, поставленного на кадастровый учет, а не правоустанавливающим или правоподтверждающим документом. Анализ перечисленных норм градостроительного законодательства позволяет сделать вывод о том, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица является обязанностью уполномоченного органа.
Нахождение земельного участка на территории, на которой запрещено строительство либо реконструкция объектов капитального строительства, не предусмотрено законом в качестве основания для отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка.
Так, разрешение вопроса о соответствии проектной документации объекта требованиям градостроительного регламента земельного участка относится к компетенции уполномоченного органа при решении вопроса о выдаче разрешения на строительство либо реконструкцию объекта капитального строительства и не может быть предметом рассмотрения органа местного самоуправления на стадии выдачи заявителю градостроительного плана земельного участка как документа, необходимого для получения в дальнейшем разрешения на строительство (реконструкцию).
Согласно ст.5 Правил землепользования и застройки муниципального образования городского округа "Сыктывкар" ( утв. решением Совета МО городского округа "Сыктывкар" от 30.04.2010 N 31/04-560 (ред. от 20.06.2013) разрешения на строительство, выданные физическим и юридическим лицам до вступления в силу настоящих Правил, признаются действительными ( п.2) Земельные участки или объекты капитального строительства не соответствуют установленному градостроительному регламенту в случае, если: виды их использования не предусмотрены как разрешенные для соответствующих территориальных зон (статья 41 настоящих Правил); их размеры и параметры разрешенного строительства, реконструкции не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
Согласно ст.6 Правил, земельные участки или объекты капитального строительства, указанные в пункте 3 статьи 5 настоящих Правил, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Земельный участок истца был сформирован в установленном порядке до вступления в силу настоящих Правил и используется его правообладателем в соответствии с целями его предоставления. В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 ст.40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии с п. п. 1 - 2 ст. 37 Земельного кодекса Российской Федерации, разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Решением Совета МО ГО "Сыктывкар" от 30.04.2010г. утверждены Правила землепользования и застройки МО ГО "Сыктывкар" - документ градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, содержится порядок применения Правил землепользования и застройки МО ГО "Сыктывкар".
Из названных Правил следует, что территория в районе дома №... по ул.... проезд г.Сыктывкара отнесена к территориальной зоне ОЖ. Основные виды разрешенного использования: многоквартирные жилые дома 5-12 этажей; многоквартирные жилые дома 2 - 4 этажа; блокированные жилые дома 2 - 4 этажа; блокированные жилые дома 1 - 3 этажа с придомовыми участками и другие объекты жилой и общественной застройки, согласно регламента. Для застройки индивидуальными жилыми домами согласно Правилам предназначена зона Ж-3.
Вместе с тем, принадлежащий истцу на праве собственности жилой дом согласно данным тех.паспорта БТИ, построен и введен в эксплуатацию в ** ** ** году, т.е. до введения в действие Правил землепользования и застройки муниципального образования, а также до введения их в действие произведен кадастровый учет земельного участка с определением вида его разрешенного использования.
Спорный земельный участок по целевому назначению относиться к категории "земли населенных пунктов", то есть, предназначен для застройки и развития населенного пункта, его разрешенное использование: « земли под зданиями», следовательно, применительно к нему может быть осуществлена подготовка градостроительного плана земельного участка.
Учитывая изложенное, истец вправе пользоваться земельным участком с указанным разрешенным использованием, в противном случае будут нарушены его права, как собственника, предусмотренные действующим земельным законодательством.
С учетом изложенного, суд полагает отказ ответчика в подготовке и предоставлении градостроительного плана по указанным в письме от ** ** **. основаниям, не основанным на законе.
В материалы дела представлены копии заявлений собственников от ** ** **., а также расписка в получении АМОГО « Сыктывкар» пакета документов на получение муниципальной услуги, включающего копии свидетельств о праве собственности, кадастрового паспорта здания, кадастрового плана земельного участка, а также оригинальные материалы топографической съемки.
Положениями статей 8, 24, 32 и 45 Градостроительного кодекса РФ вопросы подготовки и утверждения градостроительной документации относиться к компетенции органов местного самоуправления. В силу закона (часть 17 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ) обязанность по подготовке градостроительного плана возложена на орган местного самоуправления.
В силу положений ст.51 ГрК РФ градостроительный план земельного участка является необходимым документом для получения разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт.
Согласно ст.56 Кодекса, градостроительный план - это один из документов информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, целью которой является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства.
Статьей 46 ГРК РФ регулируются вопросы, связанные с особенностями подготовки документации по планировке территорий, разрабатываемой на основании решений органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа. В соответствии с пунктом 17 данной статьи в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы. В ст. 46 Градостроительного кодекса РФ не раскрывается, кто и в каком объеме предоставляет информацию для включения сведений в градостроительный план земельного участка.
Вместе с тем, согласно частям 3 и 4 ст. 44 Градостроительного кодекса РФ в составе градостроительного плана земельного участка указываются: границы земельного участка; границы зон действия публичных сервитутов; минимальные отступы от границ земельного участка для определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация обо всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд. В состав градостроительного плана земельного участка может включаться информация о возможности или невозможности его разделения на несколько земельных участков.
Форма градостроительного плана земельного участка утверждена Приказом Министерства регионального развития РФ N 207 от 10.05.2011 г.
Разделы 2 и 3 формы градостроительного плана земельного участка предусматривают информацию о расположенных в его границах объектах капитального строительства и объектах культурного наследия; о требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке. На чертеже градостроительного плана земельного участка указываются: схема расположения земельного участка в окружении смежно расположенных земельных участков (ситуационный план); границы земельного участка и координаты поворотных точек; красные линии.
Исходя из изложенного, для заполнения формы градостроительного плана земельного участка необходима, в частности, информация, содержащаяся в межевом плане данного земельного участка и материалах его топографической съемки.
Таким образом, для оформления градостроительного плана земельного участка требуется представлять перечисленные в Законе и указанные в соответствующем административном регламенте по предоставлению муниципальной услуги по подготовке, утверждению и выдаче градостроительных планов земельных участков, документы.
Поскольку из материалов дела следует, что документы, необходимые для подготовки и выдачи градостроительного плана земельного участка, в полном объеме были приложены к заявлениям Уляшева А.Н., ... Т.В. от ** ** **., на ответчика также подлежит возложению обязанность по подготовке по заявлению истца градостроительного плана земельного участка площадью ... кв.м., расположенного по адресу: г.Сыктывкар, ул. ... проезд, ....
Наряду с этим, суд считает не подлежащими удовлетворению требования истца о выдаче разрешения на реконструкцию объекта, расположенного по адресу: г.Сыктывкар, ул. ... проезд, ..., на основании указанных заявлений, исходя из следующего.
В соответствии с частью 2 части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство.
В силу части 13 указанной статьи ГрК РФ, несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка является основанием для отказа уполномоченного органа местного самоуправления в выдаче разрешения на строительство ( реконструкцию).
Порядок получения разрешения предусмотрен частью 6 этой же нормы, перечень документов, прилагаемых к заявлению о реконструкции капитального объекта, содержится в части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ.
Согласно пунктам 1 и 2 части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. По результатам проведенной проверки уполномоченный орган выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения.
Как следует из обстоятельств дела, на дату рассмотрения спора градостроительный план земельного участка по адресу: г.Сыктывкар, ул.... проезд, ... не изготавливался, и при обращении к ответчику истцом представлен не был.
В связи с этим, вопрос о соответствии представленной им документации требованиям градостроительного плана земельного участка, объективно не мог быть рассмотрен и не рассматривался АМОГО «Сыктывкар». В силу требований статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, указанное обстоятельство препятствует выдаче разрешения на реконструкцию жилого дома.
Данные требования предъявлены истцом преждевременно, а избранный им способ защиты в указанной части представляется суду ненадлежащим.
Кроме того, как указывала представитель ответчика, заявитель без достаточных правовых оснований произвел реконструкцию приобретенного им в свою собственность в ** ** **. объекта недвижимости, тем самым разрешение на реконструкцию объекта требуется ему для оформления прав на самовольно реконструированный объект. Наличие правовых целей узаконить самовольную постройку не может являться основанием для понуждения органа местного самоуправления к выдаче разрешения на реконструкцию. Вопросы законности самовольной постройки разрешаются в исковом порядке, предусмотренном статьей 222 ГПК РФ, и предполагают выяснение иных обстоятельств, имеющих значение для дела.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.194, 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Уляшева А.Н. к Администрации МО ГО «Сыктывкар» - удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ АМОГО « Сыктывкар» от ** ** **. ( письмо № ... ) в подготовке по заявлениям Уляшева А.Н., Т.В. от ** ** **. градостроительного плана земельного участка расположенного по адресу: г.Сыктывкар, ул. ... проезд, ....
Обязать АМОГО « Сыктывкар» подготовить заявлениям Уляшева А.Н., Т.В. от ** ** **. градостроительного плана земельного участка расположенного по адресу: г.Сыктывкар, ул. ... проезд, ... ( кадастровый номер ...).
В удовлетворении требований о выдаче АМОГО « Сыктывкар» разрешения на реконструкцию объекта, расположенного по адресу: г.Сыктывкар, ул. ... проезд, ..., на основании заявлений Уляшева А.Н., Т.В. от 11.02.2015г., Уляшеву А.Н.- отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный суд Республики Коми в течение месяца с момента изготовления его мотивированной части. .
Судья - Ю.А. Дульцева