Решение по делу № 2-1970/2015 ~ М-1494/2015 от 24.02.2015

2-1970/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 марта 2015 г. г. Киров

Ленинский районный суд г. Кирова в составе:

судьи Федяева С.В.,

при секретаре Горбуновой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Юрьянского района Кировской области в интересах Д. к Государственному учреждению - Кировское региональное отделение Фонда социального страхования РФ об обязании обеспечить техническими средствами реабилитации,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Юрьянского района Кировской области в интересах воспитанницы КОГКУСО «Мурыгинский детский дом-интернат для умственно отсталых детей «Родник» Д. обратился в суд с иском к ГУ КРО ФСС РФ об обязании обеспечить техническими средствами реабилитации. В обосновании исковых требований указано, что прокуратурой Юрьянского района Кировской проведена проверка соблюдения законодательства о защите прав инвалидов, в результате которой выявлен факт не обеспечения Д. в полном объеме техническими средствами реабилитации. Д. является инвалидом, находится на обеспечении в КОГКУСО «Мурыгинский детский дом-интернат для умственно отсталых детей «Родник». Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида Д. нуждается в { ... }. В период с 14.09.2014 года по 05.11.2014 года Д. в полном объеме { ... } не обеспечивалась.

Государство гарантирует инвалидам получение технических средств и услуг, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации, обязательной для исполнения всеми органами и организациями. Действующим законодательством обязанность по обеспечению инвалидов ТСР возложена на территориальные отделения Фонда социального страхования РФ по месту жительства инвалида, а финансовое обеспечение данных мероприятий на Фонд социального страхования РФ. Неисполнение уполномоченными органами своих обязанностей по обеспечению Д. в полном объеме техническими средствами реабилитации не позволяет ей пройти необходимую комплексную реабилитацию.

На основании изложенного просит обязать ГУ КРО ФСС РФ передать КОГКУСО «Мурыгинский детский дом-интернат для умственно отсталых детей «Родник» для обеспечения Д., {Дата изъята} года рождения, технические средства реабилитации { ... } с 14.09.2014 года по 05.11.2014 года в соответствии с условиями индивидуальной программы реабилитации инвалида.

Помощник прокурора Ленинского района г. Кирова Панюшев Д.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержала, изложенное в исковом заявлении подтвердила, на удовлетворении исковых требований настаивала.

Представитель ответчика ГУ КРО ФСС РФ по доверенности Сычева С.Н. в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Законный представитель истца Д. представитель КОГКУСО «Мурыгинский детский дом-интернат для умственно отсталых детей «Родник» по доверенности Рычкова Н.А. в судебном заседании исковые требования поддержала, изложенное в исковом заявлении подтвердила, на удовлетворении исковых требований настаивала.

Суд, выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.

Пунктом 1 ст. 25 «Всеобщей декларации прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 года) установлено, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

Обязательства государств в сфере предоставления социального обеспечения инвалидам закреплены в «Конвенции о правах инвалидов» и Факультативном протоколе к ней (2006 года), а также в положениях (пр.8) «Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов» (приняты генеральной Ассамблеей ООН 20.12.1993 года).

Статьями 39, 41 Конституции РФ закреплено право граждан на охрану здоровья и социальное обеспечение в случае болезни и инвалидности.

В соответствии со ст. 10 ФЗ от 24.07.1998г. №124 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» в целях обеспечения прав детей на охрану здоровья, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей.

Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации регулируется ФЗ от 24.11.1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – ФЗ №181 от 24.11.1995 года).

Статья 9 ФЗ №181 от 24.11.1995 года устанавливает, что реабилитация инвалидов представляет систему медицинских, педагогических, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.

Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя: восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и протезирование, санаторно-курортное лечение; профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию; социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию; физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.

Статья 10 ФЗ №181 от 24.11.1995 года определила государство гарантом проведения инвалидам реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

Распоряжением Правительства Российской Федерации N 2347-р от 30 декабря 2005 г. утвержден Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, представляемых инвалиду, в котором в разделе технические средства указаны { ... } (п.22).

В соответствии со ст. 11 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" основой реабилитации инвалида служит индивидуальная программа реабилитации (ИПР), которая является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления. Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами, протезно-ортопедическими изделиями, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 (далее – Правила обеспечения инвалидов).

В соответствии с пунктами 2,3,4,5 Правил обеспечения инвалидов, обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется на основании заявления, поданного в территориальный орган Фонда социального страхования РФ по месту жительства, и в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства. Уполномоченный орган в 15-дневный срок с даты поступления заявления рассматривает его и в письменной форме уведомляет инвалида о постановке на учет по обеспечению соответственно техническим средством реабилитации. Одновременно с уведомлением о постановке на учет инвалиду высылается направление на получение указанного средства в организации, отобранной уполномоченным органом на конкурсной основе в установленном порядке.

В судебном заседании установлено, что Д., {Дата изъята} года рождения, является инвалидом. С {Дата изъята} находится на обеспечении в КОГКУСО «Мурыгинский детский дом-интернат для умственно отсталых детей «Родник».

Таким образом, Д. как инвалид нуждается и имеет право на получение мер государственной социальной поддержки, в том числе на технические средства реабилитации, в связи с чем, был поставлена на учет в ГУ КРО ФСС РФ.

Согласно содержанию индивидуальной программы реабилитации инвалида Д. требуется обеспечение { ... }.

В судебном заседании установлено, что в период с 14.09.2014 года по 05.11.2014 года Д. не обеспечивалась техническими средствами реабилитации { ... } за счет федерального бюджета посредством предоставления их ГУ КРО ФСС РФ.

В соответствии с частью 6 статьи 11 Федеральный закон от 24.11.1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона.

Ссылки ответчика на положения указанной нормы закона в рассматриваемом случае ошибочны, поскольку основаны на неправильном толковании и применении материального закона. Обстоятельства, предусмотренные диспозицией данной статьи, в данном случае не установлены, в связи с чем основания для выплаты денежной компенсации взамен предоставления технического средства реабилитации отсутствуют.

С доводами ответчика о том, что выдачей направления на получение { ... } исполнена обязанность по предоставлению Д. необходимых технических средств реабилитации, нельзя согласиться.

Как следует из пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства.

Поскольку { ... } в требуемом количестве Д. не предоставлены, оснований для вывода о том, что он надлежащим образом обеспечен техническими средствами, а соответствующая обязанность ответчиком исполнена, не имеется.

Фонд социального страхования Российской Федерации определен законом в качестве органа, обязанного осуществлять непосредственное предоставление инвалиду технических средств реабилитации. Заключение с поставщиком государственного контракта на поставку технических средств реабилитации, само по себе, не свидетельствует об исполнении обязанности по обеспечению инвалида указанными средствами, и не влечет замену стороны должника в данном обязательстве.

В соответствии с пунктом 16 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с обеспечением инвалидов техническими средствами в соответствии с настоящими Правилами, осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение инвалидов техническими средствами, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в виде межбюджетных трансфертов на указанные цели.

Таким образом, финансовое обеспечение предоставления технических средств реабилитации инвалидам возлагается на Фонд социального страхования РФ, а недостаточность поступлений Фонду социального страхования Российской Федерации межбюджетных трансфертов на указанные цели из федерального бюджета не освобождает ответчика от исполнения возложенной на него законом обязанности по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации. Осуществление инвалидом данного права также не поставлено законом в зависимость от финансирования Фонда социального страхования из федерального бюджета на указанные цели или отсутствия такового.

Принимая во внимание, что истец состоит на учете в качестве нуждающейся в обеспечении техническими средствами реабилитации и не оспаривается ее право на получение технических средств и услуг, предусмотренных Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, ей не может быть отказано в предоставлении технических средств реабилитации по мотиву недостаточности поступлений из федерального бюджета соответствующих субвенций в бюджет ФСС РФ. Установив на федеральном уровне льготы по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, Российская Федерация приняла на себя обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета, при этом не имеет правового значения в какой мере федеральные органы государственной власти субъекта РФ не исполнили обязанности по реализации Закона в рамках переданных им Российской Федерацией соответствующих полномочий.

Не состоятельны также доводы ответчика о возложении обязанности по обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации на КОГКУСО «Мурыгинский детский дом-интернат для умственно отсталых детей «Родник», поскольку при помещении инвалида в учреждение социального обслуживания к последнему обязанность ответчика по обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации не перешла.

Ссылка представителя ГУ КРО ФСС РФ на то, что поставка технических средств реабилитации инвалидам осуществляется в зависимости от условий государственных контрактов, является несостоятельной. Такое понимание ответчиком мер государственной поддержки инвалидов противоречит ст. 11 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» и делает бессмысленной составление индивидуальной программы реабилитации инвалида, если ответчиком не будут соблюдаться указанные в ней сроки начала реабилитационных мероприятий и обеспечение средствами в период, когда они действительно необходимы. Обеспечение инвалидов гарантированными средствами реабилитации не может быть поставлено в зависимость от надлежащего исполнения своих договорных обязательств сторонними организациями, получившими государственный заказ на поставку технических средств реабилитации.

На момент обращения КОГКУСО «Мурыгинский детский дом-интернат для умственно отсталых детей «Родник» к прокурору с заявлением о нарушении прав Д. на предоставление технических средств реабилитации в пределах нуждаемости, она не обеспечена такими средствами, чем были нарушены ее права на своевременное получение меры государственной социальной поддержки, гарантированные положениями федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ».

В соответствии со ст. 1,2,11 ГК РФ, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

На основании изложенного, с учетом того, что ребенок, являясь инвалидом, имеет право на получение жизненно необходимых технических средств реабилитации в разумный срок, несоблюдение уполномоченным органом требований федерального законодательства по своевременному предоставлению таких средств нарушает права и свободы ребенка-инвалида, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Юрьянского района Кировской области к ГУ КРО ФСС РФ об обязании ГУ КРО ФСС РФ передать КОГКУСО «Мурыгинский детский дом-интернат для умственно отсталых детей «Родник» для обеспечения Д., {Дата изъята} года рождения, технические средства реабилитации { ... } за период с 14.09.2014 года по 05.11.2014 года соответствии в соответствии с условиями индивидуальной программы реабилитации инвалида, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Юрьянского района Кировской области в интересах Д. удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение - Кировское региональное отделение Фонда социального страхования РФ передать Кировскому областному государственному казенному учреждению социального обслуживания «Мурыгинский детский дом-интернат для умственно отсталых детей «Родник» для обеспечения Д., {Дата изъята} года рождения, технические средства реабилитации – { ... } за период с 14.09.2014 года по 05.11.2014 года в соответствии с условиями индивидуальной программы реабилитации инвалида.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья                   С.В. Федяев

2-1970/2015 ~ М-1494/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Юрьянского района Кировской области
Панюшев Д.Ю.
Драчкова Марина Юрьевна
КОГКУ СО "Мурыгинский детский дом-интернат для умственно отсталых детей "Родник"
Ответчики
ГУ КРО ФСС РФ
Суд
Ленинский районный суд г. Кирова
Судья
Федяев С.В.
24.02.2015[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.02.2015[И] Передача материалов судье
26.02.2015[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.02.2015[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.02.2015[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.03.2015[И] Судебное заседание
16.03.2015[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.03.2015[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.03.2015[И] Дело оформлено
10.10.2016[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее