Дело №а-9392/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 декабря 2016 года <адрес>
Промышленный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Рогозина С.В.,
при секретаре Штемберг И.В.,
с участием истца Черкасовой О.Г.,
представителя административного истца Бягуровой В.В., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в судебном заседании дело по административному исковому заявлению Черкасовой О. Г. к судебному приставу-исполнителю Промышленного отдела судебных приставов <адрес> УФССП Р. по СК Миранову В. В., Управлению УФССП Р. по СК о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя,
УСТАНОВИЛ:
Черкасова О.Г. обратилась с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Промышленного отдела судебных приставов <адрес> УФССП Р. по СК Миранову В. В., Управлению УФССП Р. по СК о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя.
В обоснование иска указано, что истец является взыскателем по исполнительному производству № от дата, сумма задолженности <данные изъяты>. Судебный пристав исполнитель М. В.В. незаконно бездействует, а именно не совершены исполнительные действия в отношении объектов недвижимого имущества, принадлежащего должнику Зиновьеву Н. В.. Переданный на оценку арестованный жилой дом и земельный участок в <адрес> на сегодняшний день так и не оценен.
Истец неоднократно обращалась в службу судебных приставов с заявлениями о проведении исполнительских действий. На протяжении двух лет решение суда так и не исполнено, несмотря на то, что у должника достаточно имущества для удовлетворения требований.
На официальном сайте ФССП РФ дата в сети Интернет истцом была подана жалоба, ответ она так и не получила.
В соответствии с ч. 1, п.п. 7 ч. 2 ст. 85 Федерального закона от дата N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" оценка имущества должника, на которое обращается взыскание, производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Судебный пристав-исполнитель обязан в течение одного месяца со дня обнаружения имущества должника.
Просит признать незаконным бездействия судебного пристава исполнителя М. В.В. в рамках исполнительного производства № от <данные изъяты>. по не совершению необходимых исполнительных действий и применении необходимых мер принудительного исполнения направленных на полное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, в отношении следующего объекта недвижимого имущества жилого дома и земельного участка в <адрес>.
В судебном заседании истец Черкасова О.Г. и ее представитель Бягурова В.В. поддержали заявленные требования, просили обратить внимание суда на то обстоятельство, что они неоднократно обращались в службу судебных приставов с жалобами на их бездействие. Сами разыскивали имущество принадлежащее должнику, делали запрос нотариусу. Считают, что бездействие судебного пристава-исполнителя М. В.В., не исполнившего свои обязанности, выразившиеся в не проведении оценки арестованного имущества принадлежащее должнику в установленный законом срок, затрудняют исполнение решения суда.
В судебное заседание судебный пристав-исполнитель <адрес> отдела судебных приставов <адрес> М. В.В., представитель Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес>, а также заинтересованное лицо Зиновьев Н.В. не явились, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного разбирательства, представив лишь копию исполнительного производства.
На основании ст. 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся ответчиков и заинтересованного лица.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу законности заявленных требований по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 3 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).
Таким образом в силу прямого указания закона обязанность доказывания соблюдения сроков обращения в суд лежит на административном истце, а обязанность доказывания правомерности действий в рамках исполнительного производства – на административном ответчике, при условии, что только у него, как должностного лица, в производстве которого имеется исполнительное производство, имеются доказательства, свидетельствующие о законности или незаконности действий.
В судебном заседании представитель административного истца указала, что бездействия судебного пристава по совершению необходимых исполнительных действий, а именно арест имущества, его оценка, носят длительный характер, в связи с чем считает, что срок для оспаривания бездействия пристава ими не пропущен. Кроме того они неоднократно обращались с жалобой к начальнику УФССП по СК <адрес>, до настоящего времени ответ они так и не получили.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от дата № отмечено, что административное исковое заявление, заявление об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подается в суд, в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов (ч. 3 ст. 219 КАС РФ и ст. 122 Закона об исполнительном производстве). Пропуск срока на обращение в суд не является основанием для отказа в принятии заявления судом общей юрисдикции.
Согласно требованию ч. 1 ст. 36 ФЗ N 229 «Об исполнительном производстве», содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в 2-месячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, согласно п. 2 ст. 4 принципами исполнительного производства являются своевременность совершения исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения.
Судебный пристав-исполнитель должен был, руководствуясь вышеизложенными нормами и для достижения их целей, разрешить вопрос о принятии мер принудительного исполнения, предусмотренных ст. 68 ФЗ "Об исполнительном производстве". Такие меры должны быть эффективными.
Иное толкование влечет ничем необоснованное неисполнение решения на неопределенный срок, нарушение охраняемым законом прав взыскателя.
В силу правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в Постановлении от дата N 1-П, неправомерная задержка исполнения судебного решения должна рассматриваться как нарушение права на справедливое правосудие в разумные сроки.
Исполнительное производство ведется с 2014 года и до настоящего момента не исполнено. За указанный период эффективных мер для взыскания задолженности не произведено, не были предприняты все допустимые законом меры при наличии такой возможности.
В ситуации, когда бездействие судебного пристава-исполнителя носит длящийся характер, вследствие чего взыскатель не получил присужденное имущество и не отказался от взыскания, десятидневный срок обжалования не является пресекательным и применению не подлежит.
На основании выше изложенного, суд полагает, что срок для обращения в суд с административным исковым заявлением заявителем не пропущен.
Как следует из исполнительного производства на основании исполнительного листа №ВС 020039183 от дата выданный Промышленным районным судом <адрес> по делу 2-1109/2013, дата было возбуждено исполнительное производство № о взыскании задолженности в размере <данные изъяты>, в пользу взыскателя Черкасовой О.Г. с должника Зиновьева Н.В.
Согласно ст. 36 ФЗ от дата №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением отдельных требований, предусмотренных законом.
В соответствии со ст. 12 ФЗ от дата №118-ФЗ «О судебных приставах», в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов, рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок обжалования.
После обнаружения фактического местонахождения имущества и возникновения возможности его осмотра и описи в целях обращения взыскания на него судебный пристав-исполнитель обязан совершить все необходимые действия по наложению ареста на указанное имущество должника по правилам, предусмотренным ст. 80 ФЗ от дата №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
дата судебным приставом-исполнителем М. В.В. были получены сведения о наличии у должника имущества, что подтверждается сведениями о ходе исполнительного производства по данным ПК АИС ФССП Р..
В соответствии со ст. 64 Федерального закона от дата N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия:
1) вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
2) запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки;
3) проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов;
4) давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах;
5) входить в нежилые помещения, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов;
6) с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником;
7) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение;
8) в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества;
9) привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее - оценщик);
10) производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел;
11) запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию;
12) рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве;
13) взыскивать исполнительский сбор;
14) обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (далее - регистрирующий орган), для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;
15) устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации;
15.1) устанавливать временные ограничения на пользование должником специальным правом, предоставленным ему в соответствии с законодательством Российской Федерации;
16) проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица, а также правильности списания с лицевого счета должника в системе ведения реестра и счетах депо в депозитариях, открытых профессиональным участником рынка ценных бумаг в соответствии с Федеральным законом от дата N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - лицевой счет и счет депо), и зачисления на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг по заявлению взыскателя или по собственной инициативе, в том числе по исполнительным документам, предъявленным в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 8, частью 1 статьи 8.1 и частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в части 1 статьи 8, части 1 статьи 8.1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы;
16.1) производить зачет встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами о взыскании денежных средств;
17) совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
Согласно сведений о ходе исполнительного производства по данным ПК АИС ФССП Р. судебным приставом-исполнителем после обнаружения имущества принадлежащего должнику, не было предпринято ни каких действий по его реализации.
Указанное бездействия судебного пристава, дают возможность реализации указанного имущества должником, способствуя сокрытию имущества.
С момента возбуждения исполнительного производства до настоящего времени, сумма задолженности не перечислена, судебным приставом-исполнителем не были предприняты меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительного документа, не были вынесены постановления об оценки принадлежащего имущества должника, и не привлечены для оценки имущества специалисты и т.д. В материалах дела доказательств обратному не предоставлено, не смотря на то, что КАС РФ данную обязанность возлагает на административного ответчика.
Согласно пунктов 1 и 4 части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд в том числе выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В пункте 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пункте 4 части 9 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
На основании части 1 статьи 64 Федерального закона от дата N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия: в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества (пункт 8); привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (пункт 9).
В силу статьи 85 Закона N 229-ФЗ оценка имущества должника, на которое обращается взыскание, производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (часть 1). Судебный пристав-исполнитель обязан в течение одного месяца со дня обнаружения имущества должника привлечь оценщика для оценки, в том числе недвижимого имущества и вещи, стоимость которой по предварительной оценке превышает тридцать тысяч рублей (часть 2).
Согласно пункту 2 части 4 статьи 85 Закона N 229-ФЗ если судебный пристав-исполнитель обязан привлечь оценщика для оценки отдельной вещи или имущественного права, то судебный пристав-исполнитель назначает специалиста из числа отобранных в установленном порядке оценщиков.
Административным истцом обжалуются бездействия судебного пристава, выразившиеся в не проведении оценки имущества принадлежащее должнику.
Согласно ч.2 и ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:
1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
При этом производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов регулируется главой 21 КАС РФ.
Суд учитывает то обстоятельство, что представленные в судебное заседание административным ответчиком материалы исполнительного производства не содержат сведения о ходе исполнительного производства, подтверждающие надлежащее выполнение требований закона о розыске имущества должника и последующей его оценки с целью реализации.
При указанных обстоятельствах очевидно бездействие судебного пристава-исполнителя Промышленного РОСП <адрес> УФССП Р. М. В.В., поскольку им с 2014 года им не предпринималось никаких действий по оценке принадлежащего на праве собственности Зиновьеву Н.В. имущества и его последующей реализации.
Административный истец просит принять меры по реализации именно объекта недвижимого имущества - жилого дома и земельного участка расположенного в <адрес>.
Однако из материалов дела следует, что у должника имеется достаточно имущества, на которое судебный пристав исполнитель вправе обратить взыскание. Принятие решения о реализации конкретного имущества принадлежит судебному приставу и зависит от многих факторов, которые не входят в предмет оценки суда, как то наличие обременений, прав третьих лиц, отнесения имущества к перечню, за счет которого не может быть исполнено обязательство должника, соразмерность стоимости имущества обязательствам должника и т.д. Реализация конкретного имущество может затрагивать интересы не только должника но и третьих лиц. В связи с чем, требование административного истца о возложении обязанности в случае признания бездействия судебного пристава-исполнителя незаконным, возложить обязанность совершить необходимые исполнительские действия в отношении конкретного объекта недвижимости – жилого дома и земельного участка по <адрес>, выходят за пределы компетенции суда.
Согласно ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Черкасовой О. Г. к судебному приставу-исполнителю Промышленного отдела судебных приставов <адрес> УФССП Р. по СК Миранову В. В., Управлению УФССП Р. по СК о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя Миранова В. В., в рамках исполнительного производства №, возбужденного дата - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Промышленного отдела судебных приставов <адрес> УФССП Р. по СК Миранова В. В. при осуществлении исполнительных действий в рамках исполнительного производства №, возбужденного дата.
Обязать судебного пристава-исполнителя Промышленного отдела судебных приставов <адрес> УФССП Р. по СК Миранова В. В. устранить допущенные нарушения прав Черкасовой О. Г., путем совершения исполнительных действий направленных на полное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в рамках исполнительного производства №, предусмотренных Законом «Об исполнительном производстве» в установленные законом сроки, в отношении имущества, принадлежащего должнику Зиновьеву Н. В..
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд подачей жалобы через Промышленный районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме дата г
Судья С.В. Рогозин