Дело № Председательствующий - судья ФИО6
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ №
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:
председательствующего ФИО12,
судей ФИО14 и ФИО15
при секретаре ФИО9
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы представителя Управления Федеральной миграционной службы Российской Федерации по <адрес> (далее по тексту - Управление ФМС России по РИ) по доверенности ФИО11 и заявителя ФИО4 на решение Назрановского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО4 и ФИО3 на неправомерные действия Управления ФМС России по РИ.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РИ ФИО12, объяснения представителя заинтересованной стороны по доверенности ФИО10, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заявителя ФИО1, полагавшего законным и обоснованным решение суда в части его касающееся, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО1 и члены его семьи ФИО2, ФИО4, ФИО3 обратились в Назрановский районный суд РИ с заявлением на действия Управления ФМС России по РИ, отказавшего в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца из Чеченской Республики. Полагая указанные действия территориального органа Федеральной миграционной службы затрагивающими их права и законные интересы, заявители просили признать эти действия неправомерными, обязать заинтересованную сторону продлить им статус вынужденного переселенца на один год со дня вынесения решения суда по настоящему гражданскому делу, восстановить их в базе данных вынужденных переселенцев из Чеченской Республики и сводном списке вынужденных переселенцев, состоящих на учете на улучшение жилищных условий в той же последовательности, что они состояли на момент исключения.
В судебном заседании ФИО1 и ФИО3 поддержали требования по мотивам, изложенным в заявлении. При этом глава семьи признал, что заявитель ФИО4 не является членом его семьи, проживает со своими детьми отдельно от него, имеет свое хозяйство.
Заявитель ФИО4, поддерживая заявление, вместе с тем в заседании суда не отрицала доводы ФИО1, подтвердила, что состоит в браке, имеет семью, проживает в <адрес> РИ, то есть раздельно от других заявителей, однако собственного жилья не имеет.
ФИО2 в суд не явилась, направила заявление, в котором просила гражданское дело рассмотреть без ее участия.
Представитель Управления ФМС России по РИ ФИО11 просила в удовлетворении заявления отказать.
Решением Назрановского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ заявление семьи ФИО13 удовлетворено частично, на заинтересованную сторону возложена обязанность восстановить и продлить на один год со дня вступления в законную силу настоящего решения срок действия статуса вынужденного переселенца ФИО1, ФИО2, ФИО3, и восстановить их в сводном списке вынужденных переселенцев из Чеченской Республики в той же последовательности, в которой они состояли в указанном списке до их исключения из него.
Этим же решением суда заявление ФИО4 оставлено без удовлетворения
В апелляционной жалобе представитель заинтересованной стороны ФИО11 решение суда в части, касающейся заявителей ФИО1, ФИО2, ФИО3 полагает вынесенным с нарушением материального и процессуального права. Автор жалобы утверждает, что суд, вынося обжалуемое судебное решение, не учел утрату заявителями права на продление статуса вынужденного переселенца, в связи с выплатой в 1997 году органами миграционной службы денежной компенсации за утраченное жилье и имущество в Чеченской Республике в размере 133 000 рублей. Полагая, в этой связи, что у заявителей отсутствуют препятствия в жилищном обустройстве, апеллянт просит обжалуемое решение суда отменить.
Заявитель ФИО4 в апелляционной жалобе, не отрицая, что за ней на праве собственности числилось домовладение общей площадью 101.8 квадратных метров, расположенное по адресу: РИ, <адрес>, вместе с тем утверждает, что данная сделка ею была заключена в целях погашения ипотечного кредита средствами материнского капитала и, ссылаясь на эти обстоятельства, просит оспариваемое решение суда отменить в части ее касающейся, и этой части принять новое судебное решение об удовлетворении ее требований.
Проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 4 статьи 5 Закона «О вынужденных переселенцах» № от ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту – Закон «О вынужденных переселенцах») статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные статьей 7 названного Закона, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории РФ.
При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия статуса продлевается территориальным органом миграционной службы на каждый последующий год.
В силу разъяснений, закрепленных в подпункте 2 пункта 2 статьи 9 Закона «О вынужденных переселенцах» лицо утрачивает статус вынужденного переселенца, в связи с истечением срока его предоставления в соответствии с пунктом 4 статьи 5 настоящего Закона.
Как усматривается из материалов дела, жители Чеченской Республики ФИО1 и перечисленные выше члены его семьи (всего – 4 человека) в декабре 1994 года в результате военных действий вынужденно покинули место постоянного жительства и выехали в Республику Ингушетия. Территориальным органом миграционной службы, по месту пребывания, они наделялись статусом вынужденного переселенца, срок действия которого регулярно продлевали. До истечения данного срока в порядке, установленном Административным регламентом, заявители обратились в Управление ФМС России по РИ за продлением очередного срока его действия, однако заинтересованной стороной в удовлетворении данного требования отказано в связи с выплатой им в 1997 году денежной компенсации за утраченное жилье и имущество в Чеченской Республике в размере 133 000 рублей, и тем, что один из упомянутых выше членов их семьи имел в собственности жилье площадью 101.8 квадратных метров.
Находя отказ заинтересованной стороны затрагивающим их права и законные интересы, заявители оспорила его в суд по правилам, вытекающим из публичных правоотношений.
Удовлетворяя требования заявителей ФИО1, ФИО2 и ФИО3, суд исходил из того, что последние своевременно обратились в Управление ФМС России по РИ с требованием о продлении статуса вынужденного переселенца, а выплаченная компенсация за утраченное жилье и имущество в Чеченской Республике недостаточна была для их жилищного обустройства в силу ее незначительности.
Данный вывод суда первой инстанции судебная коллегия находит противоречащим положениям жилищного законодательства, действовавшим в период производства компенсационных выплат заявителям.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации.
В силу разъяснений, закрепленных в пунктах 1, 2 статьи 6 данного Кодекса, акты жилищного законодательства не имеют обратной силы, применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие, и их действие может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
В период производства компенсационных выплат семье ФИО1 действовал Жилищный кодекс РСФСР, статьей 38 которого норма жилой площади в Российской Федерации устанавливалась в размере двенадцати квадратных метров на одного человека.
В соответствии с Таблицей средней стоимости строительства 1 кв. метра общей площади жилья по регионам Российской Федерации для исчисления размера долговременной беспроцентной возвратной ссуды, предоставляемой вынужденным переселенцам на строительство (приобретение) жилья, согласованной с Госкомстатом России ДД.ММ.ГГГГ и ФМС России ДД.ММ.ГГГГ, в 1997 году средняя стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья в <адрес> составляла 1656 рублей.
Вместе с тем, семье ФИО1 из четырех человек в 1997 году было выплачено 133 000 рублей в виде компенсации за утраченное жилье и имущество в Чеченской Республике, тогда как с учетом нормы жилой площади в размере 12 квадратных метров на одного человека, установленной на тот период федеральными органами власти, стоимость 1 квадратного метра общей жилья в <адрес>, по месту пребывания заявителей, составляла 79 488 рублей (12 Х 4 Х 1656).
Так как размер выплаченной компенсации значительно превышал стоимость нормы жилой площади, полагавшейся семье заявителей, данное обстоятельство, как считает апелляционный суд, позволяло им приобрести другое жилье по новому месту проживания.
Изложенное согласуется с приведенными выше положениями Закона «О вынужденных переселенцах» и не противоречит позиции Верховного Суда РФ, выраженной в Решении от ДД.ММ.ГГГГ, по смыслу которой получение компенсации за утраченное жилье или имущество гражданами, пострадавшими в результате кризиса в Чеченской Республике, может служить основанием к снятию их с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае, если такая компенсация соответствует стоимости утраченного жилья и дает возможность приобрести другое жилье по месту нового проживания с учетом норм, установленных в данном регионе.
При таких обстоятельствах выводы суда, приведенные в подтверждение признания неправомерными действий Управления ФМС России по РИ, отказавшего в продлении статуса вынужденного переселенца ФИО1, ФИО2 и ФИО3, судебная коллегия находит необоснованными и обжалуемое решение в этой части подлежащей отмене.
Поскольку обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора между сторонами, в указанной выше его части установлены на основании имеющихся доказательств, но им судом дана неправильная оценка, судебная коллегия считает возможным принять в этой части новое решение по существу.
Оставляя без удовлетворения заявление ФИО4 в продлении ей статуса вынужденного переселенца и восстановлении в сводном списке вынужденных переселенцев из Чеченской Республики в той же последовательности, в которой она состояла до исключения из него, суд исходил из того, что указанный заявитель обустроена на новом месте жительства, поскольку в период действия статуса вынужденного переселенца имела в собственности жилье.
Указанный вывод суда судебная коллегия находит правильным.
Сторонами не оспаривается, что обжалование ФИО4 в суд действий Управления ФМС России по РИ обусловлено желанием получить социальную выплату для жилищного обустройства на новом месте жительства в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы (далее по тексту – Подпрограмма ФЦП «Жилище»), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" (далее по тексту – Правила).
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 153 установлено, что формой финансовой поддержки по обеспечению граждан жильем является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом, и утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации данной Подпрограммы.
Пунктом 5 Правил, утвержденных названным выше Постановлением Правительства РФ, установлен перечень лиц, имеющих право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом в рамках обозначенной Подпрограммы.
Согласно подпункту "ж" пункта 5 указанных Правил, право на участие в данной подпрограмме имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.
В силу пункта 16 этих же Правил норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в размере 33 квадратных метра - для одиноко проживающего гражданина, 42 квадратных метра - на семью из 2 человек, и по 18 квадратных метров на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.
По смыслу подпункта «в» пункта 16.1 тех же Правил норматив, указанный в пункте 16 настоящих Правил, применяется при расчете размера социальной выплаты, если гражданином - участником подпрограммы и (или) членами его семьи, имеющими в собственности жилое помещение (жилые помещения) без установленных обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения (жилых помещений) в государственную или муниципальную собственность.
В соответствии с пунктом 16.2 обозначенных Правил в случае отчуждения гражданином, указанным в подпункте «ж» пункта 5 настоящих Правил, и (или) членами его семьи жилого помещения (жилых помещений), принадлежащего им на праве собственности (за исключением случая, указанного в подпункте «в» пункта 16.1 настоящих Правил), или принятия ими или гражданином, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и (или) членами его семьи решения не отчуждать такое жилое помещение, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил, и общей площадью жилого помещения, отчужденного или оставленного для дальнейшего проживания. Указанные гражданско-правовые сделки учитываются за период, предшествующий выдаче ему сертификата, установленный законом субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 8 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, но не менее чем за 5 лет.
Согласно абзацу второму пункта 16.2 тех же Правил право на получение сертификата предоставляется гражданину - участнику Подпрограммы только в случае, если определенный в указанном выше порядке размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, составляет не менее 18 квадратных метров. В остальных случаях выдача сертификата гражданину - участнику подпрограммы возможна при исполнении им условий, предусмотренных подпунктом «в» пункта 16.1 настоящих Правил.
Как усматривается из материалов дела, за ФИО4, наделенной органами миграционной службы статусом вынужденного переселенца из Чеченской Республики, Управлением Росреестра по РИ ДД.ММ.ГГГГ произведена государственная регистрация права собственности на жилой дом площадью 101.8 квадратных метров, расположенный по адресу: РИ, <адрес>, и в тот же день прекращена государственная регистрация права собственности на данную недвижимость.
Из изложенного следует, что площадь отчужденного заявителем жилого помещения (101.8 квадратных метров) превышает как общую расчетную площадь жилого помещения в размере 72 квадратных метра для семьи из четырех человек, в составе которой она обратилась в суд, так и общую расчетную площадь в размере 33 квадратных метра для одиноко проживающего гражданина. Данное обстоятельство, в силу абзаца второго пункта 16.2 приведенных выше Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов не образует за ней право на получение сертификата, выдаваемого участнику Подпрограммы.
Оценив установленные обстоятельства во взаимосвязи с приведенными выше нормами права, регулирующими спорные правоотношения, судебная коллегия находит, что ФИО4 не соответствует критериям участника Подпрограммы ФЦП «Жилище» на 2011 - 2015 годы и, в этой связи считает, что суд первой инстанции имел достаточные правовые основания для отказа в удовлетворении ее заявления.
Доводы, приведенные данным заявителем в своей апелляционной жалобе, не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемого решения, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, выражают несогласие с оценкой судом исследованных по делу доказательств, которым дан надлежащий анализ и правильная оценка по правилам статьей 67 ГПК РФ, а потому не могут быть приняты во внимание.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 пунктом 2 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Назрановского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ изменить, в части удовлетворения заявления ФИО1, ФИО2 и ФИО3 на неправомерные действия Управления ФМС России по <адрес> отменить, и в этой части принять новое судебное решение, которым отказать в удовлетворении требований заявителей.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционную жалобу заинтересованной стороны удовлетворить, апелляционную жалобу заявителя оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
С подлинного за надлежащими подписями
верно:
Судья ФИО12