Адм. дело № 2а-1231/2015г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 ноября 2015 года г. Зеленоградск
Зеленоградский районный суд Калининградской области в составе
председательствующего судьи Прокопьевой И.Г.
при секретаре Бусень Е.А.
с участием помощника прокурора Позднякова В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Обитоцкого ФИО10 к Зеленоградской территориальной избирательной комиссии, об оспаривании решения Зеленоградской территориальной избирательной комиссии от 19 ноября 2015 года № 158/999-3 о регистрации кандидатом в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования «Зеленоградский городской округ» Шегеда ФИО11,
УСТАНОВИЛ:
Обитоцкий П.В., являющийся зарегистрированным кандидатом в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования «Зеленоградский городской округ» по одномандатному избирательному округу № 11 обратился в суд с административным иском к Зеленоградской избирательной комиссии Калининградской области об отмене решения № 158/999-3 от 19 ноября 2015 года Зеленоградской территориальной избирательной комиссии о регистрации кандидата в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования «Зеленоградский городской округ» по одномандатному избирательному округу № 11 Шегеда ФИО11.
В обоснование заявленных требований указал, что регистрация кандидата Шегеда К.А., осуществлена незаконно, что нарушает принцип равенства кандидатов, существенным образом ограничивает право административного истца быть избранным в органы местного самоуправления, решение избирательной комиссии является необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права и подлежащем отмене по следующим основаниям.
Кандидат в депутаты Шегеда К.А. выдвинута в порядке самовыдвижения и для регистрации представила 6 подписных листов с 17 подписями. В соответствии с п.8 ст.37 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» №67 -ФЗ от 12.06.2002 г. форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом. Обязанность проверять соблюдение порядка сбора подписей и оформления подписных листов возложена Законом на избирательную комиссию. В подписных листах № 5 и 6 в данных сборщика подписей имеются неоговоренные исправления. Считает, что в силу п.6.4 п.п «з» ст. 38 Федерального Закона все шесть подписей в подписных листах №5-6, представленных кандидатом Шегеда К.А., являются недействительными.
Кроме того, есть основания предполагать, что даты внесения подписей избирателей в подписном листе 1, подпись №3, подписном листе 2, подписи №1 и 3, подписном листе 3, подписи №1 и 3 выполнены одним лицом, что в силу той же нормы закона влечет недействительность поставленных подписей.
Просит суд: Признать незаконным и отменить Решение № 158/999-3 от 19 ноября 2015 г. Зеленоградской территориальной избирательной комиссии о регистрации кандидатом в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования «Зеленоградский городской округ» Шегеда ФИО11.
Административный истец Обитоцкий П.В. о месте и времени судебного заседания извещен надлежаще, в суд не явился, согласно телефонограммы просил рассмотреть дело в его отсутствие. В судебном заседании его представитель по ордеру адвокат Галлиев С.Ф. административный иск поддержал в полном объеме, просил отменить оспариваемое решение, как незаконное по изложенным в административном иске основаниям.
Представитель административного ответчика Зеленоградской территориальной избирательной комиссии Баланин И.М., действующий на основании доверенности в судебном заседании разрешение заявленных требований оставил на усмотрение суда.
Заинтересованное лицо Шегеда К.С. о месте и времени судебного заседания извещена надлежаще, в суд не явилась, согласно телефонограммы просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Шегеда К.А. по доверенности Иванов Д. В. в удовлетворении административного иска просил отказать, указывая, что оснований полагать, что в подписных листах имеются исправления не имеется. Путем простого обозрения подписных листов можно убедиться, что даты в оспариваемых графах подписных листов прославлены не одним лицом.
Выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей административный иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 239 КАС Российской Федерации кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
В силу ч. 10 ст. 239 КАС Российской Федерации с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ) решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Как следует из материалов дела, решением районного Совета депутатов муниципального образования «Зеленоградский район» № 289 от 01 октября 2015 года назначены выборы депутатов окружного Совета депутатов муниципального образования «Зеленоградский городской округ» на 27 декабря 2015 года. Указанное решение опубликовано в газете «Волна» от 03.10.2015 № 77 (8931) и на его основании Зеленоградская территориальная избирательная комиссия организует и проводит в настоящее время выборы депутатов в указанный представительный орган местного самоуправления.
Решением Зеленоградской избирательной комиссии от 28 октября 2015 года № 148/866-3 Обитоцкий П.В. был зарегистрирован кандидатом в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования «Зеленоградский городской округ» по одномандатному избирательному округу № 11, выдвинут в порядке самовыдвижения, основание регистрации – подписи избирателей.
Решением Зеленоградской избирательной комиссии от 19 ноября 2015 года № 158/999-3 Шегеда К.А. была зарегистрирована кандидатом в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования «Зеленоградский городской округ» по одномандатному избирательному округу № 11, выдвинута в порядке самовыдвижения, основание регистрации – подписи избирателей.
Таким образом, Обитоцкий П.В. наделен правом на обращение в суд с указанными требованиями, в соответствии с ч. 10 ст. 239 КАС Российской Федерации.
Порядок организации и проведения муниципальных выборов регламентирован Федеральным законом № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», а так же Законом Калининградской области «О муниципальных выборах в Калининградской области».
В соответствии с пунктом 2 статьи 32 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», части 2 статьи 23 Закона Калининградской области «О муниципальных выборах в Калининградской области» непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижение избирательным объединением.
Согласно Конституции Российской Федерации свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (статья 3, часть 3); граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 32, части 1 и 2); названные права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права на основе конституционных принципов равенства всех перед законом и судом, равноправия (статья 1, часть 1; статья 2; статья 17, часть 1; статья 19, части 1 и 2).
В силу Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» федеральный законодатель, предоставляя право гражданам Российской Федерации быть выдвинутыми кандидатом в депутаты непосредственно, либо в списке кандидатов в депутаты (пункт 1 статьи 32), одновременно устанавливает требования к выдвижению, в том числе к уведомлению избирательной комиссии о выдвижении кандидата, обязательные для соблюдения всеми участниками данных общественных отношений.
В пункте 3 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ указывается, что законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей. Проверке могут подлежать часть представленных подписей, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации списка кандидатов, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). К проверке могут привлекаться эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов, являющиеся основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей, излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.
Пунктом 3.1 ст. 38 ФЗ № 67-ФЗ предусмотрено, что 3.1 для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума на выборах в федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, главы и депутатов представительного органа городского округа, не имеющего территориального деления, муниципального района, внутригородской территории города федерального значения, при выдвижении инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, референдума городского округа, не имеющего территориального деления, муниципального района, внутригородской территории города федерального значения используется ГАС "Выборы", включая регистр избирателей, участников референдума. Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума на выборах главы и депутатов представительного органа городского округа, имеющего территориальное деление, поселения, при выдвижении инициативы проведения референдума городского округа, имеющего территориальное деление, поселения по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации может использоваться ГАС "Выборы", включая регистр избирателей, участников референдума.
Согласно пункту 6.1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной по результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах.
В силу пункта 6.3 данной статьи недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей.
Перечень оснований для признания подписей недействительными установлен пунктом 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, который к числу недействительных подписей относит, в том числе, подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума, а также подписи избирателей, участников референдума, даты внесения которых проставлены избирателями, участниками референдума несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи (подпункт «е»); все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом (подпункт «з»).
Как предусмотрено подпунктом «г» пункта 25 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, недостаточное количество достоверных подписей избирателей, участников референдума, представленных для регистрации списка кандидатов, назначения референдума, является основанием для отказа в регистрации списка кандидатов.
10 ноября 2015 года Шегеда К.А. представила в Зеленоградскую ТИК 6 подписных листов с 17 подписями избирателей.
12 ноября 2015 года в соответствии со ст. 27 Закона Калининградской области от 18.03.2008 года «О муниципальных выборах в Калининградской области» для установления достоверности сведений об избирателях была проведена проверка сведений, содержащихся в подписных листах кандидата Шегеда К.А. на соответствие данных, представленных кандидатом, данным, содержащимся с территориальном фрагменте системы ГАС «Выборы». Проверкой установлено совпадение представленных кандидатом сведений с данными в БД ГАС «Выборы».
В этот же день созданной рабочей группой была проведена проверка подписных листов, представленных Шегеда К.А., согласно ведомости проверки подписных листов с подписями избирателей и итоговому протоколу, все представленные 17 подписей признаны достоверными. Требуемое количество подписей для регистрации кандидата – 13. В связи с чем, рабочей группой был сделан вывод, что оснований для отказа в регистрации кандидата не усматривается.
Административный истец в иске указывает, что, по его мнению, в подписном листе 1, подпись №3, подписном листе 2, подписи №1 и 3, подписном листе 3, подписи №1 и 3 выполнены одним лицом. Представитель административного истца в судебном заседании указал, что такой вывод истцом сделан на визуальном совпадении написания цифры «1» в указанных датах. В связи с чем, просил назначить проведение почерковедческой экспертизы.
Определением суда в удовлетворении ходатайства о назначении почерковедческой экспертизы было отказано.
Как следует из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в пункте 30 Постановления от 31 марта 2011 г. № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при рассмотрении заявлений об оспаривании решений избирательной комиссии, комиссии референдума об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в проведении референдума по основаниям, предусмотренным подпунктом "д" пункта 24, подпунктом "г" пункта 25 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ (недостаточное для регистрации количество достоверных подписей либо превышение установленного предела недостоверных и (или) недействительных подписей), суду необходимо учитывать, что Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" не распространяется на отношения, связанные с проверкой подписей избирателей, участников референдума. Порядок проверки таких подписей установлен пунктами 3 - 7 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ.
Правила оформления подписных листов (в том числе об обязательном внесении в подписные листы данных об избирателях, участниках референдума) предусмотрены статьей 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации проверяет достоверность подписей, проставленных в листах поддержки кандидата (пункт 20 статьи 37 указанного Федерального закона).
Таким образом, доводы административного истца о недействительности подписей избирателей в подписном листе 1, подпись №3, подписном листе 2, подписи №1 и 3, подписном листе 3, подписи №1 и 3, как выполненные одним лицом и необходимость назначения судебной почерковедческой экспертизы для проверки этих обстоятельств, являются несостоятельными, поскольку порядок проверки таких подписей установлен пунктами 3 - 7 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ и не предусматривает проведения почерковедческой экспертизы. Кроме того, эти доводы какими-либо доказательствами, отвечающими требованиям допустимости не подтверждены, основаны на предположении истца, как он указывает на его визуальном восприятии. Однако, при визуальном осмотре указанных данных, у суда таких сомнений не возникает.
Нельзя согласиться и с доводами иска о том, что в подписных листах № 5 и 6 имеются неоговоренные исправления, влекущие, по мнению административного истца, признание всех подписей избирателей, содержащихся на этих подписных листах недействительными в соответствии с п.п. «3» ст. 38 ФЗ № 67-ФЗ, поскольку имеющиеся в подписных листах № 5 и 6 помарки в указании в графе «подписной лист удостоверяю» соответственно в годе выдаче паспорта (цифра 0) и в букве «я» в слове «Калининградская» не могут расцениваться как исправления, поскольку не имели места изменения первоначально указанных цифр и букв. Эти помарки также могут быть отнесены к особенностям почерка.
В соответствии с ч.2 ст. 244 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случае, если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.
При установленных судом обстоятельствах, решение Зеленоградской территориальной избирательной комиссии Калининградской области № 158/999-3 от 19 ноября 2015 года полностью соответствует требованиям Закона, и правовые основания для его отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 175-180, 244 КАС Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Обитоцкого ФИО10 к Зеленоградской территориальной избирательной комиссии, об оспаривании решения Зеленоградской территориальной избирательной комиссии от 19 ноября 2015 года № 158/999-3 о регистрации кандидатом в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования «Зеленоградский городской округ» Шегеда ФИО11 - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Зеленоградский районный суд в течение пяти дней, со дня вынесения решения.
Судья: подпись. Копия верна.
Судья: И.Г. Прокопьева