№ 1-13/2013
ПРИГОВОР
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Кумертау 18 июня 2013 года
Кумертауский городской суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Чернина Д.Л.,
с участием государственного обвинителя заместителя прокурора города Кумертау Балачевцева О.В.,
подсудимого Гареева Р.Ф.,
защитника – адвоката Чернышовой У.С., представившей удостоверение <номер> и ордер <номер> от <дата>,
потерпевшего УУУ, его представителя адвоката Ганабиной Л.В., представившей удостоверение <номер> и ордер <номер> от <дата>,
гражданского ответчика Абдеева М.И.,
при секретаре Шестаевой Е.Н., Сунгуровой Э.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении
ГАРЕЕВА Р.Ф., <...>,
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст.264 ч.3 УК РФ,
УСТАНОВИЛ:
Подсудимый Гареев Р.Ф. нарушил правила дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего, при следующих обстоятельствах
<дата> около 03 часов 30 минут Гареев Р.Ф., управляя автомашиной марки «<...>», регистрационный номер <номер>, принадлежащей Абдееву М.И., осуществлял движение по автодороге <адрес>. При движении Гареев Р.Ф., действуя неосторожно, проявив преступную небрежность, не предвидя возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть наступление фактически причиненных последствий, в нарушение п. 10.1 «Правил дорожного движения», согласно которому водитель, выбирая безопасную для движения скорость, должен учитывать дорожные и метеорологические условия, в частности, видимость в направлении движения и скорость, которая при этом должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований «Правил дорожного движения», а также игнорируя требования п. 10.3 «Правил дорожного движения», согласно которым водитель легкового автомобиля вне населенных пунктов не должен превышать скорость движения 90 км/ч, превысил скорость движения. При движении по дороге Гареев Р.Ф. был ослеплен светом фар автомашин, движущихся во встречном направлении, однако в нарушение п. 19.2 «Правил дорожного движения», обязывающего водителя при ослеплении встречным транспортным средством включить аварийную сигнализацию и, не меняя полосу движения, снизить скорость и остановиться, Гареев Р.Ф. своевременно не принял возможные меры к снижению скорости, не меняя полосу движения и, не доезжая 400 метров до километрового знака «<номер>», не справился с рулевым управлением и, съехав в правый кювет, допустил опрокидывание автомобиля.
В результате ДТП пассажирка автомашины ХХХ получила телесные повреждения в виде <...>, которые по своему характеру непосредственно создают угрозу для жизни и по этому квалифицирующему признаку расцениваются как повреждения, причинившие тяжкий вред здоровью человека. От полученных ран ХХХ скончалась на месте ДТП.
Подсудимый Гареев Р.Ф. свою вину в совершении указанного преступления и нарушении пунктов 10.1, 10.3, 19.2 ПДД признал полностью и в суде показал, что по просьбе Абдеева он первый раз управлял автомобилем «<...>», регистрационный номер <номер>, принадлежащем Абдееву М.И., который сидел на переднем сиденье в качестве пассажира. В автомобиле на заднем сиденье также находились Б. А. и ХХХ, которая сидела за водительским сиденьем. Он не требовал, чтобы она пристегнулась ремнем безопасности. На данном автомобиле он двигался по малознакомому участку дороги <адрес> в ночное время на 5 передаче со скоростью около 100 - 110 км/ч в час, на автомобиле были установлены зимние шипованные покрышки. Навстречу проехал какой-то автомобиль и ослепил его. Так как не было установлено предупреждающего знака «Опасный поворот» он поздно заметил поворот. Когда он начал входить в поворот, его стало резко заносить. Он нажал на тормоз, но экстренного торможения не применял, однако не почувствовал должного замедления, автомобиль стало заносить. Он пытался маневрировать, выворачивая руль вправо, влево, но не смог выровнять автомобиль, его понесло юзом. Потом автомобиль скатился боком в кювет, где перевернулся. В конечном итоге автомобиль остановился на крыше. Потерпевшая ХХХ оказалась в метрах 10 от автомобиля, очевидно она выпала, как это произошло, он не видел. Они пытался оказать помощь ХХХ, вызвали скорую, делали искусственное дыхание, но ничего не помогло. После случившегося ему стало известно, что диск переднего колеса автомобиля имеет повреждения, возможно, это повлияло на управляемость автомобиля.
Виновность Гареева Р.Ф. в совершении указанного преступления подтверждается следующими доказательствами.
Показаниями потерпевшего УУУ в суде, из которых следует, что <дата> вечером его дочь ХХХ ушла на дискотеку. Около 04 часов от сотрудников полиции, позвонивших по телефону, он узнал, что дочь погибла в результате ДТП, произошедшем в районе <адрес>. Он приехал на место ДТП и увидел в кювете перевернутый автомобиль, от которого на некотором расстоянии лежала погибшая дочь. На месте были сотрудники ГИБДД.
Показаниями допрошенного в суде в качестве свидетеля Абдеева М.И., из которых следует, что у него в собственности имеется автомобиль «<...>», <дата> выпуска, регистрационный номер <номер>, который он приобрел в <дата>. Он пользовался данным автомобилем, который был исправен, но техосмотр он на нем не проходил. Автомобиль был оборудован исправными ремнями безопасности для всех пяти пассажиров. На автомобиле уже при покупке были установлены зимние шины с изношенными шипами, которые он не поменял до момента ДТП. Давление в шинах он проверял примерно за две недели до этого случая. Автомобиль был застрахован в ООО «Росгосстрах». <дата> он попросил Гареева управлять его автомобилем, т.к. сам в этот день выпивал спиртное. Они поехали по автодороге <адрес>, управлял автомобилем Гареев Р.Ф., он (Абдеев) сидел на переднем сиденье, на заднем сиденье находились Б., А. и ХХХ, сидевшая за водителем. При движении по дороге он уснул, поэтому не знает обстоятельств ДТП. Очнулся он от ударов по щекам, уже после ДТП, не мог сообразить, что произошло. Гареев не был включен в страховку ОСАГО.
Показаниями свидетеля Б. в ходе предварительного следствия, оглашенными в суде с согласия сторон (л.д. 54 т.1), из которых следует, что он в качестве пассажира ехал в принадлежащей Абдееву автомашине марки «<...>», регистрационный номер <номер>, ехал по трассе <адрес>. Автомобилем управлял Гареев Р.Ф.. Абдеев М.И. сидел на переднем пассажирском сиденье, на задем сиденье за водителем сидела ХХХ. Когда ехали по трассе, он стал засыпать. Время было около 03 часов 30 минут. В один момент он проснулся и увидел, что они едут очень быстро. Помнит, что в один момент мимо них проехала встречная автомашина, после он заметил, что дорога поворачивается влево. Гареев видимо поздно заметил поворот и попытался вырулить. Они сперва выехали на левую сторону дороги, а потом Гареев принял вправо и они юзом съехали на правую обочину, после Гареев уже не смог удержать машину. Они съехали с дороги, стали переворачиваться. Дальше он помнит смутно. Машина остановилась на крыше. Он вылез из машины, в машине остались М.И., А.. После него из машины вылез Р.Ф.. Они вдвоем вытащили из машины Абдеева М.И. и А.. Затем они нашли ХХХ, которая лежала на земле на расстоянии около 15 метров от машины, она была без сознания, но у нее был пульс. Он сам лично несколько раз позвонил на номер 911 и диспетчеру объяснил, что они на машине перевернулись, просил вызвать экипаж «Скорой помощи». Через минут 15 приехал экипаж «Скорой помощи» и медработники сказали, что ХХХ от полученных ран скончалась. Потом приехали сотрудники ГИБДД.
Протоколом осмотра места происшествия от <дата>, согласно которому объектом осмотра места происшествия является <адрес>. Осматриваемый участок проезжей части расположен по объездной дороги <адрес>. Место происшествия расположено в 400 метров от километрового знака «<номер>». На момент осмотра ширина проезжей части составляет 8,2 метра, покрытие дороги сухое, асфальтированное, выбоин и других повреждений не имеет. Ширина правой обочины по ходу движения в сторону <адрес> составляет 3,5 метра. По ходу движения со стороны <адрес> имеется подъем дороги в небольшую гору и сразу поворот дороги налево. На данном месте, на проезжей части имеются следы юза колес в виде четырех полос. Длина следа юза на проезжей части составляет 57 метра. Следов торможения автомашины не обнаружено. Далее по ходу движения, в сторону <адрес> на правой обочине дороги, на расстоянии 26,5 метра от края проезжей части находится автомашина «<...>», регистрационный номер <номер> в перевернутом положении с множественными механическими повреждениями.
Расстояние от километрового знака <номер> до заднего колеса автомашины «<...>» составляет 250 метров. Расстояние от заднего колеса автомашины до края проезжей части составляет 26,5 метра, от переднего колеса до края проезжей части- 28,4 метра. На расстоянии 10,3 метра от заднего колеса автомашины в сторону <адрес>, на земле, на спине находится труп молодой девушки. Расстояние от ног трупа до края проезжей части составляет 30, 5 метра.Расстояние от переднего колеса автомашины до места начала опрокидывания автомобиля составляет 28,4 метра. На месте происшествия производилось фотографирование (л. д. 8-9 т.1).
Схемой к протоколу осмотра места происшествия от <дата>, согласно которой установлены: ширина проезжей части и обочины, длина юза автомобиля, место расположения автомобиля «<...>», регистрационный номер <номер>, после ДТП, место расположения трупа ХХХ (л.д. 10 т.1).
Таблицей иллюстраций к протоколу осмотра места происшествия от <дата>, из которого видны ширина и состояние дороги, погодные условия на момент осмотра, следы юза автомобиля, расположение автомобиля «<...>», регистрационный номер <номер>, после ДТП, расположение трупа ХХХ, механические повреждения автомобиля и т.д. (л.д. 11-21 т.1).
Протоколом осмотра транспортного средства, из которого следует, что осматриваемая автомашина марки «<...>», регистрационный номер <номер>, цвет черный, принадлежит Абдееву М.И., шины автомашины обыкновенные, состояние шин – небольшой износ протектора, количество осей и колес – 2 х 4, имеет внешние повреждения: полностью деформирован кузов автомобиля, разбиты все стекла автомобиля. Проверить состояние рулевого управления, тормозной системы, осветительных приборов после ДТП невозможно. В ходе осмотра фотосъемка не производилась (л.д. 22 т.1).
Справкой по ДТП от <дата>, согласно которой время происшествия <дата> в 03 часов 30 минут, состояние погоды - ясное, видимость – ночная, профиль пути – горизонтальный левый поворот; ширина дороги - 8,2 метра; покрытие дороги – асфальтное; состояние дорожного покрытия – сухое; дефекты дорожного покрытия - отсутствуют. Скорость движения транспортного средства перед происшествием 110 км/ч. Описание происшествия: «Водитель Гареев Р.Ф., управляя автомашиной марки «<...>», регистрационный номер <номер> осуществлял движение по тракту <адрес> и, не доезжая 400 метров до километрового знака <номер> не справился с рулевым управлением, съехал с дороги и допустил опрокидывание автомобиля. В результате ДТП пассажирка автомобиля ХХХ получила телесные повреждения и от полученных ран скончалась на месте ДТП» (л.д. 28 т.1).
Заключением эксперта <номер> от <дата>, согласно которому при судебно-медицинском исследовании трупа ХХХ обнаружены телесные повреждения в виде: <...>, которые по своему характеру непосредственно создают угрозу для жизни и, поэтому квалифицирующему признаку расцениваются как повреждения, причинившие ТЯЖКИЙ ВРЕД здоровью человека, которые причинены <дата> в результате ДТП. Смерть гр. ХХХ наступила от несовместимой с жизнью травмы <...> (л.д. 61-65 т.1).
Заключением судебной автотехнической экспертизы <номер>, согласно которому состояние протекторов и шин автомобиля «<...>» соответствуют нормам и правилам дорожного движения. Учитывая время суток и весенний сезон, применение зимних шин причиной ДТП быть не может. Вероятнее всего в шинах колес автомашины перед ДТП было недостаточное давление воздуха: именно давление воздуха в шинах определяет устойчивость автомобиля против заноса. Недостаточное давление в шинах задних колес стало причиной заноса, а недостаточное давление в шинах передних колес стало причиной опрокидывания автомашины. Место пассажира находящееся на задним сиденье за водительским сиденьем оборудовано ремнем безопасности, который вероятнее всего в момент ДТП использован не был. Автомобиль оснащен блокировкой дверей, которые при срабатывании подушек безопасности автоматически должны разблокироваться. Установить разблокировались ли двери в данном случае не представляется возможным. Диски колес до ДТП повреждений не имели. Гареевым меры экстренного торможения перед ДТП не применялись. Неисправностей тормозной системы автомобиля «<...>», образовавшейся до ДТП, не обнаружено. Причинами заноса явились неправильные действия водителя – превышение безопасной скорости прохождения поворота во время заноса, а также недостаточное давление воздуха в шинах задних колес. Водитель автомобиля «<...>» в данной дорожной ситуации должен был руководствоваться п.п. 1.3, 1.5, 2.1.2, 10.1, 10.3, 19.1, 19.2 Правил дорожного движения. В действиях водителя автомашины «<...>» усматривается нарушение п.п. 1.5, 2.1.2, 10.1, 10.3 ПДД.
Приведенные доказательства согласуются между собой, не имеют существенных противоречий относительно значимых для дела обстоятельств, собраны с соблюдением требований закона и признаются судом достоверными.
На основании вышеприведенных доказательств суд считает установленным, что <дата> около 03 часов 30 минут на участке автодороги <адрес>, расположенном в 400 метрах от <номер> км, подсудимый Гареев Р.Ф., управлявший по просьбе Абдеева М.И. принадлежащем последнему автомобилем марки «<...>» госномер регистрационный номер <номер>, нарушил п.п. 10.1, 10.3, 19.2 Правил дорожного движения, что повлекло по неосторожности смерть потерпевшей ХХХ.
Согласно справке врача-психиатра (л.д. 84 т.1) Гареев Р.Ф. <...>. Поэтому суд считает Гареева вменяемым и подлежащим ответственности и наказанию за содеянное.
Действия Гареева Р.Ф. квалифицируются судом по ч.3 ст. 264 Уголовного кодекса Российской Федерации – как нарушение лицом, управлявшим автомобилем, правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека.
При назначении наказания подсудимому суд учитывает обстоятельства, смягчающие наказание: признание вины и раскаяние в содеянном, принятие мер по возмещению материального вреда.
Обстоятельств, отягчающих наказание, по делу не установлено.
Как личность Гареев Р.Ф. характеризуется по месту жительства участковым инспектором полиции и по месту работы - <...>.
Учитывая степень и характер общественной опасности совершенного преступления, обстоятельства, смягчающие наказание, данные о личности подсудимого, влияние наказания на исправление подсудимого, суд считает, что цели наказания, предусмотренные ч. 2 ст. 43 УК РФ, будут достигнуты без изоляции Гареева от общества путем назначения ему наказания в виде лишения свободы на определенный срок, с применением ст. 73 УК РФ условно, с назначением дополнительного наказания в виде лишения права управлять транспортным средством.
При определении размера наказания суд учитывает требования ч.1 ст. 62 УК РФ, поскольку имеется обстоятельство, смягчающие наказание, предусмотренное п. «к» ч. 1 ст. 61 УК РФ, возмещение материального вреда.
Суд не находит фактических и правовых оснований для изменения категории преступлений в соответствии с ч.6 ст. 15 УК РФ.
На основании ст.ст.151, 1064, 1079, 1099, 1101 ГК РФ гражданский иск ЗЗЗ с учетом изменений, вызванных выплатой до суда материального ущерба в сумме <...>, подлежит удовлетворению в сумме <...>, подлежащих взысканию солидарно с подсудимого Гареева, управлявшего автомобилем, и Абдеева, как владельца источника повышенной опасности, исковые требования в указанном размере подтверждаются представленными в суд доказательствами и признаны Гареевым и Абдеевым. Гражданские иски ЗЗЗ и УУУ о взыскании морального вреда в пользу каждого в размере <...> подлежат удовлетворению частично. С учетом обстоятельств причинения вреда, степени вины причинителя вреда в виде неосторожности, степени нравственных и физических страданий потерпевших, которые понесли невосполнимую утрату в результате гибели дочери, а также требований справедливости и разумности суд определяет размер компенсации морального вреда, подлежащих взысканию солидарно с Гареева и Абдеева в пользу каждого истца, в сумме <...>.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 307-309 УПК РФ, суд
ПРИГОВОРИЛ:
ГАРЕЕВА Р.Ф. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 264 Уголовного Кодекса Российской Федерации, и назначить ему наказание - 3 (три) года лишения свободы с лишением права управления транспортными средствами на 2 (два) года.
На основании ст. 73 УК РФ назначенное наказание в виде лишения свободы считать условным, установить испытательный срок 2 года, возложить на Гареева Р.Ф. обязанности: ежемесячно являться на регистрацию в уголовно-исполнительную инспекцию (УИИ) по месту жительства, не менять без уведомления УИИ место жительства и работы.
Меру пресечения Гарееву Р.Ф. оставить подписку о невыезде и надлежащем поведении до вступления приговора в законную силу.
Гражданский иск УУУ удовлетворить частично, взыскать в его пользу солидарно с Гареева Р.Ф. и Абдеева М.И. компенсацию морального вреда в сумме <...>, в остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.
Гражданский иск ЗЗЗ удовлетворить частично, взыскать в её пользу солидарно с Гареева Р.Ф. и Абдеева М.И. материальный ущерб в сумме <...>, и компенсацию морального вреда в сумме <...>.
Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке в судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Республики Башкортостан через Кумертауский городской суд Республики Башкортостан в течение 10 суток со дня провозглашения. В случае подачи апелляционной жалобы осужденный вправе ходатайствовать в жалобе об участии в рассмотрении дела судом апелляционной инстанции.
Председательствующий подпись
Верно. Судья Д.Л.Чернин
<...>.
Судья Д.Л.Чернин
Секретарь судебного заседания Э.Р. Сунгурова