КОПИЯ
№ 2-62/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г.Пермь 23 января 2017 года
Пермский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Дружининой О.Г.,
при секретаре Коноваловой Н.А.,
с участием истцов Тупицыной Е.Д., Тупицына А.А.,
представителя истцов по устному ходатайству Зуева С.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тупицына Александра Анатольевича, Тупицыной Елены Дмитриевны к Муниципальному унитарному предприятию Двуреченского сельского поселения «Теплогенерирующая компания «Двуречье» о признании услуги по поставке тепловой энергии без подключения к сетям общего пользования не оказанной, возложении обязанности по заключению договора на поставку тепловой энергии по отоплению общедомового имущества без подключения к сетям общего пользования, возложении обязанности произвести перерасчет начисленной платы за услугу теплоснабжения, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Тупицын Александр Анатольевич, Тупицына Елена Дмитриевна обратились в суд с иском к Муниципальному унитарному предприятию Двуреченского сельского поселения «Теплогенерирующая компания «Двуречье» (далее – МУП «ТГК «Двуречье») о признании услуги по поставке тепловой энергии без подключения к сетям общего пользования не оказанной, возложении обязанности по заключению договора на поставку тепловой энергии по отоплению общедомового имущества без подключения к сетям общего пользования, возложении обязанности произвести перерасчет начисленной платы за услугу теплоснабжения с сентября 2015 года по настоящий момент, взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 15 000 рублей, взыскании расходов на выдачу нотариальной доверенности в размере 1 440 рублей. В обоснование указали, что с 19.09.2012 года квартира истцов, расположенная по адресу: <адрес> была переведена на индивидуальную систему отопления, без подключения к сетям общего пользования. Законность переустройства жилого помещения ни кем не оспорена. В 2012 году ресурсоснабжающей организацией указанного жилого дома являлось ОАО «<данные изъяты>», специалистом которой был зафиксирован факт отключения жилого помещения от сетей общего пользования. В связи с этим был составлен акт от 15.09.2012 года. Соответственно с 15.09.2012 года услуга по теплоснабжению квартиры не оказывается. Ответчик в сентябре 2015 года стал ресурсоснабжающей организацией и получил от предыдущей ресурсоснабжающей организации всю документацию по указанным домам. Ответчик изначально знал факт того, что квартира истцов отключена от сетей общего пользования и тот факт, что договор на теплоснабжение между истцами и предыдущей ресурсоснабжающей организацией расторгнут. Соответственно обстоятельства по отношению к первоначальным, то есть с момента действия предыдущего договора на теплоснабжение существенно изменились. Поскольку обстоятельства, а именно отключение квартиры истцов от сетей отопления общего пользования, являются существенными, а истцы не снимают с себя обязательства по оплате отопления общедомового имущества, то ответчик обязан заключить с истцами договор на новых условиях, то есть на оплату за потребленное отопление общедомовых помещений за исключением их квартиры. Однако подобного договора со стороны ответчика не заключалось и оплата начислялась по прежним основаниям, без учета того, что истцы услугой отопления своей квартиры не пользуются. Какие либо договорные отношения между истцами и ответчиком на момент подачи искового заявления отсутствуют. Ввиду того, что истцы не обладают специальными познаниями, были вынуждены обратиться за квалифицированной юридической помощью в ООО «Агентство юридической помощи «Абсолют Гарант». По договору оказания юридических услуг истцом Тупицыным А.А. уплачено 15 000 рублей, которые истцы просят взыскать с ответчика.
В судебном заседании истцы на удовлетворении заявленных требований настаивали по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель истцов по устному ходатайству в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал по доводам, изложенным в исковом заявлении. При рассмотрении дела судом пояснял о наличии методики, позволяющей производить начисление платы за отопление отдельно по услуге оказанной на отопление на общедомовые нужды и по услуге оказанной за отопление непосредственно жилых помещений.
Ответчик МУП «ТГК «Двуречье» в судебное заседание представителя не направил, извещены. Предоставлен письменный отзыв, приобщенный к материалам дела. Согласно отзыву ранее судом уже были рассмотрены исковые требования истцов о признании незаконным начисления платы за отопление (№2-1668/2017), в удовлетворении исковых требований было отказано. Также указано, что принятии решения о перепланировке приемочной комиссией не был учтен факт, что перепланировка помещения затрагивает общее имущество собственников жилого дома, следовательно, решение о ее проведении должно приниматься общим собранием собственников жилого дома; документов на произведенную перепланировку истцом не представлено. Расчет платы за коммунальные услуги производится согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354 и Постановлению Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 года № 808. Ссылка истцов на отсутствие между сторонами договорных отношений является ничтожной в силу ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, как и ссылка истцов на нормы гражданского законодательства, в силу того, что теплоснабжение регулируется специальными нормами ст. 307.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Третье лицо ООО «УК «Гарант» своего представителя в судебное заседание не направило, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Суд, заслушав пояснения истцов, представителя истцов, исследовав письменные материалы дела, обозрев материалы гражданского дела №2-1668/2017, приходит к следующему.
На основании статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно части 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
В соответствии со статьей 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В силу части 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает, в том числе, у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Плата за тепловую энергию включена в состав оплаты за коммунальные услуги, обязанность по внесению которой для собственников жилых помещений установлена частью 2 статьи 154 ЖК РФ.
В соответствии со статьей 157 ЖК РФ Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года №354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила).
Согласно подпункту в пункта 35 Правил потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.
В силу абзаца второго пункта 40 Правил потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
Согласно абзацу 3 пункта 42 (1) Правил в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 3 приложения N 2 к настоящим Правилам, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Расчет по указанной формуле производится исходя из суммарного объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, пропорционально площади жилого (нежилого) помещения.Аналогичные положения содержались и в ранее действовавших Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года №307, которые утратили силу с 01.07.2016 года в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года №354.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. При этом законодатель предусмотрел обязательность оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии (часть 5 статьи 13).
Согласно части 15 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Указанная норма направлена на обеспечение надежности и безопасности системы теплоснабжения многоквартирных жилых домов, к нарушению которой может приводить использование некоторых видов индивидуальных квартирных источников тепловой энергии.
Система центрального отопления дома относится к общему имуществу, а услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального потребления, так и в целях расходования на общедомовые нужды.
Действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможность перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления, в связи с чем Правительством Российской Федерации, в чью компетенцию в соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ входит установление порядка определения нормативов потребления коммунальных услуг, не урегулирована возможность определения раздельно норматива потребления в отношении отопления на общедомовые нужды и норматива потребления в жилом (нежилом) помещении.
Следовательно, начисление платы за коммунальную услугу по отоплению должно производиться в соответствии с Правилами и установленными им формулами, поскольку действующее законодательство не предусматривает иного порядка и в случае перевода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме на индивидуальное газовое отопление.
В силу ч.2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что жилой дом по адресу: <адрес> является многоквартирным, подключен к системе централизованного отопления.
Жилое помещение по адресу: <адрес> находится в общей совместной собственности истцов Тупицына А.А. и Тупицыной Е.Д., что подтверждается выпиской из ЕГРНИ (дело №2-1668/2017, л.д.59-64).
Истцами с согласия ООО «<данные изъяты>» (ранее оказывающих услугу по теплоснабжению) был произведен демонтаж инженерных систем в квартире истцов, с 15.09.2012 года жилое помещение истцов переведено на индивидуальную систему отопления путем подключения к газоснабжению, произведено отключение от сетей централизованного отопления.
Согласия администрации Двуреченского сельского поселения на проведение перепланировки истцами в установленном порядке (статьи 25,26 Жилищного кодекса Российской Федерации) получено не было.
Вышеуказанные обстоятельства установлены решением Пермского районного суда Пермского края от 10.07.2017 года, вступившим в законную силу 09.10.2017 года, по гражданскому делу по иску Тупицына А.А., Тупицыной Е.Д. к МУП «ТГК «Двуречье», которым исковые требования о признании незаконным начисления платы за отопление оставлены без удовлетворения (дело №2-1668/2017, л.д.106-111, 131-134).
Таким образом судом установлено, что жилое помещение, принадлежащее истцам на праве собственности, находящееся в многоквартирном жилом доме, отключено от централизованной системы отопления.
Вместе с тем, из вышеприведенных положений закона следует, что отключение отдельных собственников помещений в многоквартирном доме от централизованной системы отопления в ходе переустройства жилого или нежилого помещения, в том числе, осуществленного по согласованию с органом местного самоуправления, обслуживающими организациями, не является правовым основанием для освобождения потребителей услуг по отоплению от обязанности по внесению платы за коммунальные услуги по отоплению. Граждане, демонтировавшие радиаторы отопления, не могут быть освобождены от участия в оплате тепловой энергии, поданной в многоквартирный дом, поскольку остаются потребителями тепловой энергии. Демонтаж приборов отопления не свидетельствует о том, что тепловая энергия ответчиками не потребляется, поскольку тепловая энергия передается в дом, где распределяется через транзитные стояки по квартирам и общим помещениям дома, отапливая весь дом. Неоплата тепловой энергии приведет к негативным последствиям для остальных собственников помещений многоквартирного дома в виде увеличения для них размера платы за отопление, что будет ущемлять их права и законные интересы.
Доводы стороны истцов о том, что с предыдущим поставщиком коммунальной услуги по теплоснабжению ОАО «<данные изъяты>» вопрос о переоборудовании жилого помещения был разрешен, проект согласован, переоборудование не оспорено, не освобождает истцов от внесения обязательного платежа по оплате услуги отопления. В данном случае, истцы, выполняя действия, связанные с переоборудованием системы отопления, направленные на благоустройство помещения, добровольно приняли на себя риски и последствия выполнения таких действий, в том числе несения установленных действующим законодательством расходов.
Довод стороны истцов о заизолированности проходящей через их квартиру отопительной трубы не подтверждает отсутствие теплоотдачи в помещение истцов.
Отсутствие подписанного сторонами договора теплоснабжения не может служить основанием для освобождения ответчиков от оплаты услуги по отоплению, т.к. в силу приведенных выше норм права ответчики являются потребителями данной услуги и обязаны вносить плату в соответствии с утвержденными тарифами.
Указание стороны истцов на необходимость оплаты только расходов на общедомовые нужды по отоплению являются несостоятельными, поскольку методику расчета отопления только мест общего пользования указанные выше Правила не устанавливают. Потребление тепловой энергии на отопление помещений общего пользования в многоквартирном доме и потери во внутридомовых сетях подлежат оплате собственниками помещений вне зависимости от факта пользования услугами отопления внутри принадлежащих им помещений.
При таких обстоятельствах у суда не имеется правовых оснований для удовлетворения заявленных истцами требований о признании услуги по поставке тепловой энергии без подключения к сетям общего пользования не оказанной, возложении обязанности по заключению договора на поставку тепловой энергии по отоплению общедомового имущества без подключения к сетям общего пользования, возложении обязанности произвести перерасчет начисленной платы за услугу теплоснабжения.
В связи с отказом истцам в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме, не подлежат удовлетворению требования истцов о взыскании судебных расходов (ст.98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ).
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Тупицына Александра Анатольевича, Тупицыной Елены Дмитриевны к Муниципальному унитарному предприятию Двуреченского сельского поселения «Теплогенерирующая компания «Двуречье» о признании услуги по поставке тепловой энергии без подключения к сетям общего пользования не оказанной, возложении обязанности по заключению договора на поставку тепловой энергии по отоплению общедомового имущества без подключения к сетям общего пользования, возложении обязанности произвести перерасчет начисленной платы за услугу теплоснабжения, взыскании судебных расходов – оставить без удовлетворения.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд в течение одного месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Судья подпись Дружинина О.Г.
Копия верна. Судья Дружинина О.Г.
Мотивированное решение изготовлено 29.01.2018 года.
Судья Дружинина О.Г.