РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 сентября 2016 года пос. Чернь
Чернский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Духовской Е.Р.,
при секретаре Филоновой Е.Г.,
с участием истца Ризе Т.И., представителя истца – Дорошенко Я.А.,
представителя ответчика – администрации МО Чернский район Тульской области Сухорукова В.В.,
представителя Третьего лица ФКУ УПРДОР «Москва-Харьков» Волгарева В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-461/16 по иску Ризе Т.И. к администрации муниципального образования Чернский район Тульской области о признании права собственности на земельный участок,
установил:
Ризе Т.И. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования Чернский район Тульской области о признании права собственности на земельный участок, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ она приобрела по договору купли-продажи, <данные изъяты>, газовую заправочную станцию с газовой колонкой, <данные изъяты> Право собственности Ризе Т.И. на приобретенный объект недвижимости зарегистрировано в Управлении Росреестра по Тульской области ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем регистрирующим органом в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации № и Ризе Т.И. выдано свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.
При этом согласно вышеназванному договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, приобретенный объект недвижимости расположен на неразмежеванном земельном участке площадью 274 кв.м, относящемся к муниципальной земле Поповской сельской администрации Чернского района Тульской области, и примыкающем к участку с кадастровым <данные изъяты>.
Как следует из ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. Для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них, совместно обращаются в уполномоченный орган.
Согласно ст. 39.3 ЗК РФ, без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 39.15 ЗК РФ, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
Лицо, в отношении которого было принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, обеспечивает выполнение кадастровых работ, необходимых для образования испрашиваемого земельного участка или уточнения его границ.
Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 5 ст. 39.17 ЗК РФ, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли- продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ.
Руководствуясь вышеназванными нормами закона, она обратилась в администрацию муниципального образования Чернский район с заявлением о предварительном согласовании предоставления в её собственность земельного участка площадью 274 кв.м, на котором расположен принадлежащий ей на праве собственности объект недвижимости, к которому приложила Схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Как следует из постановления администрации МО Чернский район от ДД.ММ.ГГГГ №, администрация МО Чернский район предварительно согласовала предоставление в собственность ей за плату земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, категории земель: земли населенных пунктов, местоположение: <данные изъяты>; утвердила ею представленную схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории; установила вид разрешенного использования земельного участка - для эксплуатации газовой автозаправочной станции.
По ее заданию кадастровым инженером Г был изготовлен межевой план по образованию земельного участка площадью 274 кв.м., после чего сдан в ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области. В результате постановки земельного участка на кадастровый учет ему был присвоен кадастровый №.
После представления в администрацию МО Чернский район кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым № был подготовлен договор купли-продажи земельного участка, который подписан обеими сторонами. Согласно заключенному договору земельный участок был ей продан по цене, соответствующей пятнадцатикратной ставке земельного налога за единицу площади, что в сумме составляет <данные изъяты>.
Согласно квитанции <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, она перечислила на счет администрации МО Чернский район всю сумму по договору <данные изъяты>.
Согласно акту приема-передачи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования Чернский район передан ей вышеназванный земельный участок с кадастровым №.
Подписанный сторонами договор был сдан в Управление Росреестра по Тульской области для государственной регистрации перехода права, однако уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № осуществление государственной регистрации было приостановлено.
Как следует из полученного уведомления, у регистратора возникли сомнения относительно категории земель заявленного к регистрации земельного участка, а также относительно его принадлежности к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
В целях снятия приостановления государственной регистрации она обратилась в ФКУ УПРДОР «Москва-Харьков» с заявлением, которым просила сообщить информацию о нахождении земельного участка с кадастровым № в границах полосы отвода автомобильной дороги М-2 «Крым», на что получила ответ от ДД.ММ.ГГГГ № о том, что данный участок в полосу отвода автодороги не входит.
Сообщением от ДД.ММ.ГГГГ № администрация МО Чернский район проинформировала межмуниципальный отдел по Плавскому и Чернскому районам Тульской области о том, что земельный участок с кадастровым № действительно находится в неразграниченной государственной собственности, сформирован из земель населенных пунктов.
Однако сообщением от ДД.ММ.ГГГГ № в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым № ей было отказано.
Как следует из сообщения об отказе в государственной регистрации, ДД.ММ.ГГГГ Федеральным казенным учреждением. «Управление автомобильной магистрали «Москва-Харьков» Федерального дорожного агентства» был дан ответ о том, что земельные участки с кадастровыми № и № расположены в границах придорожной полосы автомобильной дороги, которая в соответствии с частью 1 ст. 26 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в населенных пунктах не устанавливается.
ДД.ММ.ГГГГ Федеральное агентство по управлению государственным имуществом сообщило, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17.11.2010 г. № 928 автомобильная дорога М-2 Крым включена в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения и согласно пункту 3 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ является федеральной собственностью.
На основании пункта 3 Указа Президента РФ от 27.06.1998 г. № 727 решения о предоставлении земельных участков для размещения объектов дорожного сервиса в придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего пользования или объектов, находящихся вне этих полос, но требующих для эксплуатации специального доступа к ним (подъездов, съездов, примыканий, площадок для стоянки автомобилей), принимаются уполномоченными на то органами исполнительной власти, в функции которых входит управление федеральными автомобильными дорогами общего пользования, а также федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения.
В ответе муниципального образования Чернский район содержатся сведения, что земельный участок с кадастровым № сформирован из земель населенных пунктов, хотя документально материалами планирования и зонирования этот факт администрацией МО <адрес> не подтвержден. Также муниципальное образование Чернский район сообщило, что согласование с федеральными органами исполнительной власти при формировании указанного земельного участка не производилось, т.к. подъезд, съезд, разгонные полосы уже существуют при формировании земельного участка с кадастровым №. В настоящее время отсутствуют утвержденные правила землепользования и застройки в муниципальных образованиях Северное, Липицкое, Тургеневское Чернского района Тульской области.
Ознакомившись с полученным сообщением об отказе в государственной регистрации права, учитывая приведенные в его обоснование доводы, полагает, что восстановление нарушенного или оспариваемого ее права в данном случае возможно путем признания за ней права собственности на приобретенный по договору купли-продажи земельный участок.
Действительно, как следует из части 1 ст. 26 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257- ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» придорожные полосы в населенных пунктах не устанавливаются.
Между тем, согласно частей 3, 5, 9 ст. 26 этого же Федерального закона № 257-ФЗ, решение об установлении границ придорожных полос автомобильных дорог федерального, значения или об изменении границ таких придорожных полос принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства. Федеральный орган исполнительной власти, принявший решение об установлении границ придорожных полос автомобильных дорог федерального значения или об изменении границ таких придорожных полос, в течение семи дней со дня принятия такого решения направляют копию такого решения в орган местного самоуправления муниципального района, орган местного самоуправления поселения, в отношении территорий которых принято такое решение. Порядок установления и использования придорожных полос автомобильных дорог федерального, значения может устанавливаться уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ч. 4 Порядка установления и использования придорожных полос автомобильных дорог федерального значения, утвержденного приказом Минтранса РФ от 13.01.2010 г. № 4 «Об установлении и использовании придорожных полос автомобильных дорог федерального значения», решение об установлении границ придорожных полос автомобильных дорог федерального значения или об изменении границ таких придорожных полос принимается Федеральным дорожным агентством.
Однако информация о том, каким именно решением Федерального дорожного агентства установлено местоположение границы придорожной полосы автомобильной дороги федерального значения М-2 Крым в районе деревни Кондыревка Чернского района Тульской области, а также информация о конкретном местоположении самой такой границы придорожной полосы, позволяющей установить её на местности и сопоставить с местоположением испрашиваемого земельного участка № государственному регистратору представлена не была, в связи с чем выводы о том, что земельный участок с кадастровым № расположен в придорожной полосе без сопоставления с графическими материалами, отображающими местоположение границ этой придорожной полосы, являются поспешными, не основанными на подлежащих применению документах, изданных уполномоченным органом.
При этом необходимо принимать во внимание, что установление придорожной полосы на территории земель населенных пунктов противоречит нормам действующего законодательства, а потому в границах земель населенных пунктов акты Федерального дорожного агентства РФ об установлении придорожных полос являются ничтожными и не подлежащими применению.
Согласно ст.ст. 84 83 ЗК РФ, землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
Установлением или изменением границ населенных пунктов является: 1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; 2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).
Как ей известно, до настоящего времени генеральный план муниципального образования Поповское Чернского района, которым должны быть установлены границы деревни Кондыревка, не утвержден, в связи с чем ссылка государственного регистратора на неверное установление категории земель земельного участка № администрацией муниципального образования Чернский район, а именно на то, что указанный земельный участок не мог быть отнесен к категории земель: земли населенных пунктов, поскольку расположен за границей населенного пункта д. Кондыревка, не находит законного обоснования.
Согласно ч.ч. 1, 4 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным. В случае, если категория земель не указана в документах государственного кадастра недвижимости, правоустанавливающих документах на земельный участок или документах, удостоверяющих права на землю, принимается решение органа местного самоуправления городского округа или муниципального района об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся.
Из постановления администрации МО Чернский район от 26.11.2015 г. № 998, следует, что спорный земельный участок площадью 274 кв.м, органом местного самоуправления был отнесен к категории земель: земли населенных пунктов. Такое установление категории земель не является безосновательным, поскольку при определении категории земель земельного участка администрацией МО Чернский район были приняты во внимание материалы землеустройства и упорядочения границ земель и земельных участков в границах колхоза <данные изъяты>, в виде картографических и текстовых материалов проекта перераспределения земель при реорганизации колхоза (1992-1994 годы) и материалы инвентаризации земель колхоза (2002-2005 годы).
При этом, вышеназванное постановление администрации МО Чернский район до настоящего времени не отменено, не изменено и не признано недействительным в судебном порядке, а потому оснований для отклонения его в качестве акта уполномоченного органа об отнесении земельного участка к определенной категории земель не имеется.
Как следует из ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется в т.ч. путем признания права.
Полагает, что защита ее права на земельный участок может быть реализована путем признания за ней права собственности на приобретенный по договору купли-продажи земельный участок. При этом стороны все обязательства по вышеназванному договору исполнили, что подтверждается прилагаемыми квитанцией об оплате и актом приема-передачи земельного участка.
На основании вышеизложенного, просила суд признать за Ризе Т.И. право собственности на земельный участок с кадастровым № площадью 274 кв.м, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации газовой автозаправочной станции, расположенный по адресу (описание местоположения): Тульская область, Чернский район, МО Северное, дер. Кондыревка, 266 км +350 км автодороги «Москва-Харьков».
В дальнейшем истец уточнила исковые требования и просила суд признать за Ризе Т.И. право собственности на земельный участок с кадастровым № площадью 274 кв.м, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации газовой автозаправочной станции.
Определением Чернского районного суда Тульской области от 23.08.2016 года в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора были привлечены Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и Федеральное казенное учреждение Управление автомобильной магистрали «Москва-Харьков».
Определением Чернского районного суда Тульской области от 07.09.2016 года в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено ООО «ГеоТехТранс».
В судебном заседании истец Ризе Т.И. поддержала уточненные исковые требования по основаниям, изложенным в уточненном исковом заявлении и просила суд удовлетворить их в полном объеме.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Дорошенко Я.А. поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении и просил суд признать за Ризе Т.И. право собственности на земельный участок с кадастровым № площадью 274 кв.м, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации газовой автозаправочной станции.
В судебном заседании представитель ответчика администрации муниципального образования Чернский район Тульской области, Сухоруков В.В. поддержал исковые требования Ризе Т.И.
В судебном заседании представитель третьего лица ФКУ УПРДОР «Москва-Харьков» Волгарев В.А. не возражал против удовлетворения исковых требований, указав, что земельный участок с кадастровым № 71:21:020201:560 не входит в полосу отвода автомобильной магистрали «Москва-Харьков».
Представитель третьего лица Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МО Чернский район Тульской области в судебное заседание не явился, извещался о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, не просил суд рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Представитель Федерального агентства по управлению государственным имуществом в судебное заседание не явился, извещался о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, не просил суд рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по Тульской области в судебное заседание не явился, извещался о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, не просил суд рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Представитель третьего лица ООО «ГеоТехТранс» в судебное заседание не явился, извещался о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, не просил суд рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в порядке ст. 167 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 128 Гражданского кодекса Российской Федерации к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права.
В соответствии с ч. 1 ст. 129 Гражданского кодекса Российской Федерации объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте.
Согласно ч. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В соответствии с п. 1 ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Судом установлено, что в соответствии с Договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> продало, а Ризе Т.И. купила газовую заправочную станцию с газовой колонкой, общей площадью 16.10 кв.м, литеры И, И1, расположенную по адресу: Тульская область, Чернский район, муниципальное образование Поповское, дер. Кондыревка, 266 км. + 350 м автодороги «Москва-Харьков».
Право собственности Ризе Т.И. на приобретенный объект недвижимости зарегистрировано в Управлении Росреестра по Тульской области ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем регистрирующим органом в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации № и Ризе Т.И. выдано свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.
Из п. 1 Договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ следует, что приобретенный объект недвижимости расположен на неразмежеванном земельном участке площадью 274 кв.м, относящемся к муниципальной земле Поповской сельской администрации Чернского района Тульской области и примыкающем к участку с кадастровым №.
Как следует из ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. Для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них, совместно обращаются в уполномоченный орган.
Согласно ст. 39.3 ЗК РФ, без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 39.15 ЗК РФ, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
Лицо, в отношении которого было принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, обеспечивает выполнение кадастровых работ, необходимых для образования испрашиваемого земельного участка или уточнения его границ.
Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса.
Ризе Т.И. обратилась в администрацию муниципального образования Чернский район Тульской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления в её собственность земельного участка общей площадью 274 кв.м, на котором расположен принадлежащий ей на праве собственности объект недвижимости, к которому приложила Схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В соответствии с постановлением администрации МО Чернский район от ДД.ММ.ГГГГ №, администрация МО Чернский район предварительно согласовала предоставление в собственность истцу за плату земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, категории земель: земли населенных пунктов, местоположение: Тульская область, Чернский район, МО Северное, д. Кондыревка, 266 км + 350 м автодороги «Москва-Харьков», общей площадью 274 кв.м; утвердила представленную ею схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории; установила вид разрешенного использования земельного участка: для эксплуатации газовой автозаправочной станции.
ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации МО Чернский район Тульской области и Ризе Т.И. был заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым № по цене, соответствующей пятнадцатикратной ставке земельного налога за единицу площади, что составило сумму в размере <данные изъяты>.
Согласно квитанции <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, Ризе Т.И. перечислила на счет администрации МО Чернский район всю сумму по договору в размере <данные изъяты>.
Следуя акту приема-передачи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования Чернский район передал Ризе Т.И. земельный участок с кадастровым №, общей площадью 274 кв.м, местоположение: Тульская область, Чернский район, МО Северное, д. Кондыревка, 266 км + 350 м. автодороги «Москва-Харьков».
Подписанный сторонами договор был сдан в Управление Росреестра по Тульской области для государственной регистрации перехода права, однако, сообщением от ДД.ММ.ГГГГ № в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым <данные изъяты> истцу было отказано по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ Федеральным казенным учреждением «Управление автомобильной магистрали «Москва-Харьков» Федерального дорожного агентства» был дан ответ о том, что земельные участки с кадастровыми <данные изъяты> и <данные изъяты> расположены в границах придорожной полосы автомобильной дороги, которая в соответствии с частью 1 ст. 26 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в населенных пунктах не устанавливается.
ДД.ММ.ГГГГ Федеральное агентство по управлению государственным имуществом сообщило, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17.11.2010 года № 928 автомобильная дорога М-2 «Крым» включена в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения и согласно пункту 3 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2001 г. № 257-ФЗ является федеральной собственностью.
На основании пункта 3 Указа Президента РФ от 27.06.1998 г. № 727 решения о предоставлении земельных участков для размещения объектов дорожного сервиса в придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего пользования или объектов, находящихся вне этих полос, но требующих для эксплуатации специального доступа к ним (подъездов, съездов, примыканий, площадок для стоянки автомобилей), принимаются уполномоченными на то органами исполнительной власти, в функции которых входит управление федеральными автомобильными дорогами общего пользования, а также федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения.
Из письма муниципального образования Чернский район Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что земельный участок с кадастровым № сформирован из земель населенных пунктов, согласование с федеральными органами исполнительной власти при формировании указанного земельного участка не производилось, т.к. подъезд, съезд, разгонные полосы уже существуют при формировании земельного участка с кадастровым <данные изъяты>. В настоящее время отсутствуют утвержденные правила землепользования и застройки в муниципальных образованиях Северное, Липицкое, Тургеневское Чернского района Тульской области.
В соответствии с публичной кадастровой картой земельный участок с кадастровым №, расположенный: Тульская область, Чернский район, МО Северное, д. Кондыревка, 267 км автодороги М-2 «Крым» Москва-Харьков не входит в полосу отвода.
В связи с вышеизложенным, суд считает бесспорным то обстоятельство, что ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации МО Чернский район Тульской области и Ризе Т.И. был заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым №, расположенного: Тульская область, Чернский район, МО Северное, д. Кондыревка, 267 км автодороги М-2 «Крым» Москва-Харьков не входит в полосу отвода.
Суду не представлено доказательств, свидетельствующих об оспаривании упомянутого договора и признания его недействительным.
В соответствии с ч. 3 ст. 165 Гражданского кодекса Российской Федерации, если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о регистрации сделки. В этом случае сделка регистрируется в соответствии с решением суда.
Следуя п.п. 59, 60, 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ.
Пунктом 1 статьи 551 ГК РФ предусмотрено, что переход к покупателю права собственности на недвижимое имущество по договору продажи недвижимости подлежит государственной регистрации.
Отсутствие государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество к покупателю не является основанием для признания недействительным договора продажи недвижимости, заключенного между этим покупателем и продавцом.
После передачи владения недвижимым имуществом покупателю, но до государственной регистрации права собственности покупатель является законным владельцем этого имущества и имеет право на защиту своего владения на основании статьи 305 ГК РФ. В то же время покупатель не вправе распоряжаться полученным им во владение имуществом, поскольку право собственности на это имущество до момента государственной регистрации сохраняется за продавцом.
Если одна из сторон договора купли-продажи недвижимого имущества уклоняется от совершения действий по государственной регистрации перехода права собственности на это имущество, другая сторона вправе обратиться к этой стороне с иском о государственной регистрации перехода права собственности (пункт 3 статьи 551 ГК РФ).
Иск покупателя о государственной регистрации перехода права подлежит удовлетворению при условии исполнения обязательства продавца по передаче имущества. Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 556 ГК РФ в случае, если иное не предусмотрено законом или договором, обязательство продавца передать недвижимость покупателю считается исполненным после вручения этого имущества покупателю и подписания сторонами соответствующего документа о передаче.
Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, перехода права собственности на недвижимое имущество являются договоры, другие сделки.
В силу ч. 1 п. 2 ст. 16 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом. При уклонении одной из сторон договора от государственной регистрации прав переход права собственности регистрируется на основании решения суда, вынесенного по требованию другой стороны.
Право собственности за Ризе Т.И. на спорный объект недвижимости в Управлении Росреестра по Тульской области не зарегистрировано.
Таким образом, основания для удовлетворения иска Ризе Т.И. у суда имеются.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
иск Ризе Т.И. удовлетворить.
Признать за Ризе Т.И. право собственности на земельный участок с кадастровым № общей площадью 274 кв.м, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для использования газовой колонки.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Чернский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда.
Председательствующий Е.Р. Духовская