Решение по делу № 2а-941/2019 ~ М-512/2019 от 22.02.2019

дело № 2а-941/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Барнаул 20 марта 2019 года

Октябрьский районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего Герлах Н.И.

при секретаре Руф Е.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой по Октябрьскому району г. Барнаула к Чернышеву Александру Викторовичу о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени,

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Федеральной налоговой по Октябрьскому району г.Барнаула обратилась в суд с административным иском к Чернышеву Александру Викторовичу о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2014 год в размере 4175 руб., пени по транспортному налогу в размере 424,91 руб.

В обоснование заявленных требований истец указывал, что ответчику Чернышеву А.В. в 2014 году принадлежало транспортное средство ТОЙОТА КАМРИ, 2007 года выпуска, государственный регистрационный знак , мощностью двигателя 167 л.с., дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, ответчик являлся плательщиком транспортного налога, однако свою обязанность своевременно уплатить указанный налог за 2014 года не исполнил, в связи с чем, недоимка по транспортному налогу за тот же период составила 4175 руб. Кроме того, в связи с нарушением срока уплаты налога ответчику начислены пени по транспортному налогу в размере 424,91 руб. Налоговый орган просил взыскать с ответчика недоимку по транспортному налогу, пени в указанном размере, а также восстановить срок на подачу настоящего административного искового заявления.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, телефонограмма и заявление в деле.

Административный ответчик Чернышев А.В. в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства по адресу, указанному в исковом заявлении, являющемуся местом его регистрации, однако почтовое отправление возвращено в суд с отметкой «истек срок хранения», при этом соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда "Судебное", утвержденных Приказом ФГУП "Почта России" от ДД.ММ.ГГГГ N 423-п.

Суд полагает, что стороны надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства и считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации, ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

Пунктом 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (п. 6 ст. 45 НК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Обязанность по уплате транспортного налога предусмотрена ст.357 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено данной статьей.

Согласно п.п.2, 3 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.

Из материалов дела усматривается, что на имя Чернышева А.В. в 2014 году был зарегистрирован легковой автомобиль ТОЙОТА КАМРИ, 2007 года выпуска, государственный регистрационный знак , мощностью двигателя 167 л.с. (дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ).

Налоговая база по транспортному налогу в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (ч.1 ст.359, ч.1 ст.361 Налогового кодекса Российской Федерации).

Транспортный налог, обязательный к уплате на территории Алтайского края, установлен и введен в действие Законом Алтайского края от 10 октября 2002 года N 66-ЗС "О транспортном налоге на территории Алтайского края" (далее - Закон Алтайского края N 66-ЗС).

Данным законом (в редакции, действовавшей на момент налогового периода 2014 года) установлены следующие налоговые ставки: для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно – 25 рублей.

Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог не позднее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (ст. 2 Закона Алтайского края N 66-ЗС).

Таким образом, размер транспортного налога за 2014 год, подлежащего уплате административным ответчиком, составляет 4175рублей (167 л.с. x 25 рублей /12 х 12 мес.).

В соответствии с п.1 ст.363 Налогового кодекса Российской Федерации, транспортный налог подлежал уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом (в ред. ДД.ММ.ГГГГ N 334-ФЗ).

Следовательно, транспортный налог за 2014 год Чернышеву А.В. следовало оплатить до ДД.ММ.ГГГГ.

Пунктом 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Исходя из положений части 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. Налоговое уведомление может быть направлено через личный кабинет налогоплательщика.

Налоговым органом Чернышеву А.В. заказным письмом направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплаты транспортного налога за 2014 год в размере 4175 рублей в срок ДД.ММ.ГГГГ.

Факт направления налогоплательщику налогового уведомления, подтверждается почтовым реестром.

Доказательств оплаты Чернышевым А.В. транспортного налога за 2014 год в срок до ДД.ММ.ГГГГ не имеется.

В силу ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ N 154-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N 95-ФЗ), пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Учитывая, что налогоплательщик не исполнил обязанность по уплате налога в срок, налоговым органом в соответствии со ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации были начислены пени.

Согласно статье 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (п. 1); заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2); рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п. 3).

В соответствии с п. 1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В связи с неуплатой в срок до ДД.ММ.ГГГГ транспортного налога за 2014 год в адрес Чернышева А.В. ДД.ММ.ГГГГ направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога и пени за 2014 год в срок до ДД.ММ.ГГГГ в размере 4175 руб., пени – 424,91 руб.

В установленный срок требование об уплате недоимки и пени по налогу не исполнено, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки и пени к мировому судье судебного участка Октябрьского района г.Барнаула, которым ДД.ММ.ГГГГ вынесено определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа, на основании ст.123.3, 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Заявление о взыскании задолженности по налогу и пени в исковом порядке подано в Октябрьский районный суд г.Барнаула только ДД.ММ.ГГГГ, также по истечении установленного законом срока для обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании недоимки, пени.

Статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность восстановления судом пропущенного по уважительной причине срока подачи заявления о взыскании (также аналогичные положения ч.2 ст.286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока, в котором истец в качестве уважительных причин, по которым был пропущен срок на предъявление данного иска, указал на большое количество заявлений и ограниченный срок их оформления.

Оценивая, вышеназванные обстоятельства в качестве причины пропуска срока суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Изъятия, установленные п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, касаются задолженности, не превышающей суммы 3000 руб.

Аналогичные положения закреплены в ч.2 ст.286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Подача административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций представляетсобой действие с целью своевременного и полного сбора, предусмотренных действующим законодательством налогов, которое должно совершаться в сроки, установленные федеральным законом.

Для подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций статьей 286 части 2 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлен шестимесячный срок, начало течения которого, исчисляется со дня, истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Гарантией для лиц, не имеющих возможности реализовать свое право на обращение в суд в установленный срок по уважительным причинам, является институт восстановления процессуальных сроков.

При этом установленный законодательством срок на обращение в суд за взысканием обязательных платежей и санкций имеет цель своевременного сбора указанных платежей, и может быть восстановлен в исключительных случаях, которые действительно препятствовали подаче административного иска.

К числу уважительных причин по общему правилу относятся болезнь, нахождение лица в командировке, семейные и иные обстоятельства, которые исключали, препятствовали или затрудняли исполнение обязанности или совершение действия в установленный законом срок.

Таким образом, этот срок может быть восстановлен только в случае установления обстоятельств, объективно исключавших возможность своевременного обращения в суд с иском и не зависящих от лица, подающего ходатайство о восстановлении срока.

Между тем, в данной ситуации суд находит, что у налогового органа имелось достаточно времени для оформления заявления о вынесении судебного приказа в установленном законом порядке.

Доказательств принятия административным истцом мер для подачи искового заявления в суд в установленные в ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации сроки, суду не представлено.

Тем более, что административный истец является профессиональным участником налоговых правоотношений, имеет необходимый штат сотрудников для надлежащего исполнения обязанностей по взысканию недоимки по налогам и пени, в том числе по надлежащему и своевременному оформлению процессуальных документов для обращения в суд в пределах установленного законом срока, в связи с чем, ему должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.

Каких-либо доказательств, подтверждающих объективную невозможность направления заявления о выдаче судебного приказа мировому судье в установленный законом срок с соблюдением положений Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в том числе с приложением доказательств направления и вручения копии заявления о выдаче судебного приказа должнику, материалы дела не содержат.

Большое количество заявлений и ограниченный срок их оформления не являются уважительными причинами пропуска срока на подачу искового заявления.

Таким образом, учитывая, что доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с заявлением, Инспекцией не предоставлено, суд считает, что у административного истца существовала реальная возможность соблюдения сроков, предусмотренных налоговым законодательством для принудительного взыскания недоимки в судебном порядке, а, следовательно, в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд с данным иском следует отказать.

Принимая во внимание, пропуск административным истцом срока на обращение в суд с заявлением о вынесении судебного приказа, а также, что уважительных причин пропуска срока на обращение в суд не установлено, ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока оставлено без удовлетворения, учитывая указание Конституционного Суда Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 479-О-О, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться, суд считает, что несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством срока на обращение в суд с соответствующим заявлением, является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.

Таким образом, на основании изложенного, в удовлетворении административных исковых требований Инспекции Федеральной налоговой по Октябрьскому району г. Барнаула к Чернышеву Александру Викторовичу о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени, следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать Инспекции Федеральной налоговой по Октябрьскому району г.Барнаула в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока на обращение с административным исковым заявлением в суд.

Исковые требования Инспекции Федеральной налоговой по Октябрьскому району г. Барнаула к Чернышеву Александру Викторовичу о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени за 2014 год оставить без удовлетворения в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Барнаула со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Н.И. Герлах

Мотивированное решение изготовлено 25.03.2019

2а-941/2019 ~ М-512/2019

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ИФНС России по Октябрьскому району г.Барнаула
Ответчики
Чернышев А.В.
Суд
Октябрьский районный суд г. Барнаула
Судья
Герлах Надежда Ивановна
22.02.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
22.02.2019[Адм.] Передача материалов судье
22.02.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.02.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
22.02.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.03.2019[Адм.] Судебное заседание
25.03.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.04.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.04.2019[Адм.] Дело оформлено
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее