Докладчик Евлогиева Т.Н. Кас. дело № 33-2255-10
Судья: Мальчугин А.Н.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
5 июля 2010 года г. Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Семенова Н.В., судей Евлогиевой Т.Н., Нестеровой Л.В., при секретаре Порфирьевой А.В., рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Шевелева Э.Г. к администрации Мариинско-Посадского городского поселения о признании незаконными действий по исключению из списков на получение государственного жилищного сертификата на приобретение жилого помещения, восстановлении в списке на получение государственного жилищного сертификата, поступившее по кассационной жалобе представителя истца Шевелевой М.А. на решение Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики от 2 июня 2010 года, которым в удовлетворении исковых требований Шевелева Э.Г. отказано.
Заслушав доклад судьи Евлогиевой Т.Н., судебная коллегия
установила:
Шевелев Э.Г. обратился в суд с иском к Министерству градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики и администрации Мариинско-Посадского городского поселения о признании действий указанного Министерства по исключению его из очереди на получение государственного жилищного сертификата неправомерными, возложении на ответчиков обязанности восстановить его в списке на получение государственного жилищного сертификата, компенсации морального вреда.
Исковые требования мотивировал тем, что в составе своей матери Шевелевой М.А. с 1997 года состоял в очереди на получение жилья по программе «Строительство на территории Российской Федерации жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Однако Шевелева М.А. из указанной очереди была исключена в 2002 году, а вместе с ней и он. В 2004 году он вновь встал в очередь на улучшение жилищных условий. Считает, что приобрел право на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом №125 ФЗ от 25 октября 2002 года.
Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда гор.Чебоксары от 13 ноября 2009 года в удовлетворении исковых требований Шевелева Э.Г. к Министерству градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики отказано, а определением, вынесенном в том же судебном заседании, исковые требования Шевелева Э.Г. к администрации города Мариинский Посад о восстановлении в списке лиц на получение жилищного сертификата и компенсации морального вреда выделены в отдельное производство, и дело в указанной части направлено по подсудности в Мариинско-Посадский районный суд.
Шевелев Э.Г. просил рассмотреть дело без его участия.
Его представитель Шевелева М.А. в судебном заседании Мариинско-Посадского районного суда, действуя на основании доверенности, изменила исковые требования доверителя и просила признать незаконными действия администрации Мариинско-Посадского городского поселения по отказу во включении его первым в сводный список граждан, участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2009 год.
Представитель администрации Мариинско-Посадского городского поселения Краличкин А.Л. исковые требования не признал и пояснил, что вопросы выдачи жилищных субсидий названной категории лиц не входят в компетенцию администрации Мариинско-Посадского городского поселения. В 2008 и 2009 годах истец не обращался с заявлением о выдаче ему жилищного сертификата, в связи с чем вопрос о включении его в список на получение жилищного сертификата и не рассматривался. В 2010 году он такое заявление подал. Поскольку формирование списка лиц на получение жилищных сертификатов производится по специальной процедуре, его заявление будет рассмотрено и, если он обладает правом на получение жилищного сертификата, ему он будет выдан в 2011 году.
Министерство градостроительства и развития инфраструктуры Чувашской Республики своего представителя в суд не направило.
Не направила своего представителя в суд и администрация Мариинско-Посадского района.
Судом вынесено указанное выше решение, обжалованное представителем истца Шевелевой М.А. на предмет отмены по мотиву незаконности и необоснованности.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда и удовлетворения жалобы не находит.
Из содержания ст.ст.72, 76 Конституции Российской Федерации следует, что жилищное законодательство отнесено к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, по которым издаются федеральные законы и иные принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
Порядок обеспечения жильем граждан, выехавших из районов Крайнего Севера определен Федеральным законом №125-фз от 25 октября 2002 года «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Как следует из материалов дела, истец Шевелев Э.Г. постановлением главы Мариинско-Посадской городской администрации №30 от 12 марта 2004 года поставлен на учет на первоочередное получение жилья, как гражданин, работающий в районах Крайнего Севера, т.е. в период действия Федерального закона №125-фз от 25 октября 2002 года.
До вступления указанного закона в действие, порядок обеспечения жильем граждан указанной категории определялся Федеральным законом от 25 июля 1998 года №131-фз, который также предусматривал их право на получение безвозмездных субсидий за счет средств федерального бюджета на строительство или приобретение жилья.
Статья 4 названного Федерального закона предусматривала предоставление жилищных субсидий в первую очередь гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, работающим в ликвидируемых организациях и проживающим в закрывающихся городах, поселках и на полярных станциях, а также инвалидам, в том числе инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсионерам и гражданам, зарегистрированным более одного календарного года в качестве безработных.
В силу статьи 10 указанного закона определение очередности предоставления жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, являлось прерогативой органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Между тем, законодательство Чувашской Республики такую очередность среди названных лиц не устанавливало.
Принятый ранее закон №116-фз от 17 августа 1996 года «О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 году» содержал аналогичные положения.
Статья 2 вступившего в действие нового Федерального закона №125-фз от 25 октября 2002 года, в отличие от положений ранее действовавшего законодательства установила следующую очередность предоставления жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, установив 5 очередей:
Так, в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, выезжающим из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации;
Во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами 1 и 2 групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого частями второй и третьей статьи 5 этого же закона;
В третью очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого частью второй статьи 5 закона;
В четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого частью второй статьи 5 закона;
В пятую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Таким образом, право на первоочередное предоставление жилищных субсидий Федеральным законом предоставлено только гражданам, выезжающим из закрывающихся городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Из Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации №879 от 10 декабря 2002 года следует, что все граждане, имеющие право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, учитываются в общем списке, одновременно из которого эти же граждане учитываются в списках по категориям, исходя из номера очереди, установленной ст.2 закона № 125-фз от 25 октября 2002 года.
Законодательство Чувашской Республики не определяет иного порядка постановки на учет на получение жилья и предоставления жилья данной категории лиц.
Поскольку юридической предпосылкой для реализации права на постановку в очередь на первоочередное предоставление жилищных субсидий служит выезд из закрывающихся городов и поселков, сама по себе постановка Шевелева Э.Г. на учет в список на первоочередное получение жилья в отсутствие документов, подтверждающих его выезд из закрывающихся городов и поселков Крайнего Севера, не свидетельствует о наличии у него права на первоочередное предоставление жилого помещения и на предоставление жилищных субсидий в первоочередном порядке, установленном ст.2 Федерального закона №125-фз от 25 октября 2002 года. В связи с чем вопрос об улучшении жилищных условий истца путем получения жилищных субсидий, право на получение которых подтверждается государственным жилищным сертификатом, должен разрешаться с учетом его стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Утверждение о том, что истец должен стоять в списке на первоочередное предоставление жилья материалами дела не подтверждается, в связи с чем довод жалобы о праве истца состоять в списке на получение жилищных субсидий в первоочередном порядке не основан на положениях действующего законодательства и не служит основанием для отмены решения суда.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно указал, что в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденными постановлением Правительства РФ №153 от 21 марта 2006 года участие в подпрограмме носит заявительный характер, путем подачи заявления (рапорта) об участии в подпрограмме с приложением необходимого перечня документов, которые носят обязательный характер. С учетом положений названных Правил, истец для включения его в список для участия в подпрограмме в 2009 году должен был в срок с 1 января 2008 года до 1 июля 2008 года подать соответствующее заявление (рапорт) в администрацию Мариинско-Посадского городского поселения, однако, с таким заявлением он к ответчику не обращался.
Установив изложенное, суд первой инстанции обоснованно отказал истцу в удовлетворении его исковых требований, поскольку в отсутствие заявления истца о своем желании участвовать в подпрограмме у ответчика отсутствовала обязанность для включения его в список граждан-участников подпрограммы.
Доводы кассационной жалобы представителя истца Шевелевой М.А., исходя из заявленных исковых требований о признании незаконными действий администрации Мариинско-Посадского городского поселения по отказу во включении истца первым в Сводный список граждан, участников подпрограммы не влекут отмену решения суда по изложенным выше основаниям. Кроме того, в соответствии с названными выше Правилами Сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, в который представитель истца просит обязать ответчика включить своего доверителя, формирует не орган местного самоуправления, к которому истец предъявил исковые требования, а орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления. В связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия
О п р е д е л и л а :
Кассационную жалобу представителя Шевелева Э.Г. - Шевелевой М.А. на решение Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики от 2 июня 2010 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи