Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
10 октября 2016 г. <адрес>
Судья Сарапульского районного суда ФИО1 Республики ФИО6, при секретаре ФИО3, рассмотрев жалобу Администрации муниципального образования «Оленье Болото», которым
Администрация муниципального образования «Оленье Болото», расположенная по адресу: ФИО1, <адрес>, д. Оленье Болото, <адрес> привлечена за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей,
У с т а н о в и л:
Администрация муниципального образования «Оленье Болото» согласно постановлению заместителя начальника отдела земельного надзора ФИО2 службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по <адрес> и ФИО1 С.В. от ДД.ММ.ГГГГ привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ за то, что при проведении плановой выездной проверки в отношении Администрации МО «Оленье Болото» при обследовании территории МО «Оленье Болото», расположенного по адресному ориентиру : ФИО1, <адрес>, в 1, 0 км юго-восточнее д. Оленье Болото, в 400 м западнее существующего кладбища выявлено перекрытие плодородного слоя почвы отходами производства и потребления (картонные коробки, древесные остатки, шифер, ветошь, стеклянная и пластиковая тара, сухие ветки, полиэтилен и др.). На площади 0, 1890 га (длиной 45 метров, шириной 42 метра). Правоустанавливающие документы, разрешающие отвод данного земельного участка под размещение отходов производства и потребления у Администрации МО «Оленье Болото» отсутствуют. На данном земельном участке отсутствуют трафареты и ограждения, а также знаки, запрещающие вывоз мусора. Отходы производства и потребления складываются поверх плодородного слоя почвы, происходит физическое захламление земель. Источником захламления являются упаковочные материалы продуктов питания и бытовых предметов, пластиковые и стеклянные бутылки, жестяные банки, полиэтилен, ветошь, древесные остатки, бумага, стеклобой, и другие твердые бытовые отходы. ДД.ММ.ГГГГ установлено, что земельный участок с кадастровым номером 18:18:025001:993, площадью 11391300 кв.м., расположенный по адресу: ФИО1, <адрес>, территория муниципального образования «Оленье Болото», массив «Оленье Болото», относится к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование для сельскохозяйственного производства. В соответствии с п. 18 ст. 7 Устава МО «Оленье Болото» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения муниципального образования. Администрацией МО «Оленье Болото», наделенным в соответствии с п. 5 ст. 30 Устава собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, не в полной мере выполняются установленные требования и обязательные мероприятия по охране почвы и предотвращению загрязнения и перекрытия земель не свойственными для нее предметами в виде твердых бытовых отходов, ухудшающих качественное состояние земель, не должным образом налажена работа по сбору и вывозу отходов производства и потребления на подведомственной территории, нет объекта для размещения твердых бытовых отходов, в результате чего происходит захламление земель сельскохозяйственного назначения, ухудшение их качественного состояния, деградация земель, как природного объекта для ведения сельскохозяйственного производства, вследствие не выполнения установленных требований земельного законодательства.
Администрация МО «Оленье Болото» обратилась в суд с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении ФИО2 службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по <адрес> и ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о признании виновной в совершении административного правонарушения по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей. Считают наложенное взыскание незаконным. Администрация МО «Оленье Болото» указала, что субъектами правонарушения по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ являются собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков (владельцы, пользователи, арендаторы земельных участков). На территории муниципального образования «Оленье Болото» расположены земли сельскохозяйственного назначения, собственниками которых являются граждане, бывшие члены колхоза и иные лица, владеющие земельными долями в праве общей долевой собственности на землю. Несанкционированная свалка находится на землях коллективно-долевой собственности. В настоящее время Администрация МО «Оленье Болото» предпринимает меры для обращения невостребованных земельных долей и выморочного в муниципальную собственность. Однако, на момент вынесения постановления по делу об административном правонарушении общая долевая собственность на землю сельскохозяйственного назначения, расположенная на территории МО «Оленье Болото», не разграничена. Администрация МО «Оленье Болото» не является ни собственником, ни пользователем земель сельскохозяйственного назначения. Сбор и вывоз бытовых отходов на момент проверки и вынесения постановления был организован и производился, что подтверждается договором на оказание услуг по сбору, транспортировке и размещению твердых бытовых отходов от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Ремонтно-бытовой сервис», договором на безвозмездное выполнение работ от ДД.ММ.ГГГГ, актами на услуги по вывозу мусора. Считают, что администрация МО «Оленье Болото» субъектом данных правоотношений не является, нести ответственность по ст. 8.7 КоАП РФ она не может.
Просит постановление заместителя начальника отдела земельного надзора ФИО2 службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по <адрес> и ФИО1 С.В. от ДД.ММ.ГГГГ о признании администрации МО «Оленье Болото» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, признать незаконным, отменить, производство по делу прекратить.
ФИО2 Администрация МО «Оленье Болото» ФИО4 в судебном заседании доводы жалобы поддержал по указанным в ней основаниям.
ФИО2 службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по УР ФИО5 указали, что Администрация МО «Оленье Болото» правомерно привлечена к административной ответственности, так как в соответствии с действующими законами должна принимать меры по организации сбора и вывоза отходов.
Выслушав объяснения ФИО2 администрации МО «Оленье Болото», пояснения ФИО2 службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по УР, исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы в полном объеме, суд приходит к следующему.
Частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ установлена ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
При этом, часть 2 ст. 8.7 КоАП РФ обеспечивает неуклонность исполнения предписаний земельного законодательства об охране земель, содержащихся в ст. ст. 12, 13 Земельного кодекса РФ, иных ФИО2 законах, рациональное и эффективное использование земли.
Согласно статье 12 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям); ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; сохранению достигнутого уровня мелиорации; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Объективной стороной ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ является невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по охране почв от ветровой и водной эрозии и от других процессов, ухудшающих состояние почв, выражающихся в виде бездействия, т.е. в не проведении установленных мероприятий агротехнического, лесомелиоративного, гидротехнического и иного характера, предназначенных для борьбы с опустыниванием земель, образованием оврагов (например, укрепление их склонов, лесопосадки, надлежащее использование технологии обработки сельскохозяйственных угодий, расчет норм нагрузки на них и т.п.).
Из кадастровой выписки о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок, находящийся в границах территории муниципального образования «Оленье Болото», массив «Оленье Болото» относится к категории земель – земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для производства сельскохозяйственной продукции.
Согласно кадастровой выписке на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ границы данного земельного участка не установлены, находится в неразграниченной коллективно- долевой собственности, одним из собственников является администрация МО «Оленье Болото».
Актом проверки ФИО2 Россельхознадзора по <адрес> и ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 14 час. 00 мин. при проведении осмотра территории муниципального образования «Оленье Болото» не предмет действующего земельного законодательства в 1, 0 км юго-восточнее д. Оленье Болото, в 400 м западнее существующего кладбища выявлено перекрытие плодородного слоя почвы отходами производства и потребления (картонные коробки, древесные остатки, шифер, ветошь, стеклянная и пластиковая тара, сухие ветки, полиэтилен и др.). На площади 0, 1890 га (длиной 45 метров, шириной 42 метра). На данном земельном участке отсутствуют трафареты и ограждения, а также знаки, запрещающие вывоз мусора. Отходы производства и потребления складываются поверх плодородного слоя почвы, происходит физическое захламление земель. Источником захламления являются упаковочные материалы продуктов питания и бытовых предметов, пластиковые и стеклянные бутылки, жестяные банки, полиэтилен, ветошь, древесные остатки, бумага, стеклобой, и другие твердые бытовые отходы.
На основании указанного акта в отношении администрации МО «Оленье Болото» составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
Постановлением ФИО2 Россельхознадзора по <адрес> и ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ Администрация МО «Оленье Болото» признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ и подвергнута административному штрафу в размере 200 000 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 6 ФИО2 закона от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Как следует из материалов дела, указанный земельный участок отведен для целей сельскохозяйственного использования. Доказательств перевода данного земельного участка в другую категорию в материалы дела не представлено.
Довод жалобы о том, что администрация муниципального образования «Оленье Болото» не является собственником земельного участка, несостоятельны, поскольку реализация целей закона по охране земель возложена не только на собственников земельных участков, но и лиц, не являющихся собственниками земельных участков.
В акте проверки ФИО2 Россельхознадзора № от ДД.ММ.ГГГГ указано, что в ходе проведения проверки рассмотрены документы, подтверждающие правоспособность юридического лица и его полномочия: свидетельство о постановке на учет в налоговом органе администрации МО «Оленье Болото»; свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц администрации МО «Оленье Болото»; устав МО «Оленье Болото».
Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Частями 3, 4 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
В соответствии с п. 11 ст. 7.4 Закона УР от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О местном самоуправлении в ФИО1» к вопросам местного значения сельского поселения, кроме предусмотренных частью 3 статьи 14 ФИО2 закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", относятся вопросы участия в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Пунктом 18 Устава муниципального образования «Оленье Болото» определено, что к вопросам местного значения муниципального образования относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В силу ст. 51 ФЗ "Об охране окружающей среды", с учетом положений ч. 1 ст. 22 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 21 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", регулирующего отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии с пунктом 7.8 "ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенным в действие Постановлением Госстандарта России от ДД.ММ.ГГГГ №-ст, собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
В силу примечания к указанному пункту в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Из приведенных положений следует, что публичные функции органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере обращения с отходами производства и потребления или иными опасными веществами осуществляются в виде реализации закрепленных за ними законом соответствующих властных полномочий на всей территории муниципального образования.
Учитывая, что свалка расположена в границах муниципального образования «Оленье Болото», а доказательств, подтверждающих принадлежность отходов каким-либо лицам не представлено, то за работу по обращению с отходами, включая их отчуждение, ответственны муниципальные образования, на территории которых эти отходы находятся.
Мероприятия по организации сбора отходов являются обязательными и относятся к мероприятиям по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающего качественное состояние земель.
Земельный участок находится в границах муниципального образования, следовательно, администрация МО «Оленье Болото» обязана была принимать меры, направленные на защиту его от захламления, отсутствие у администрации прав на земельный участок не свидетельствует об освобождении от указанной обязанности.
В соответствии с п.1,2 ст.77, пункта 1 статьи 78 ЗК РФ размещение на спорном земельном участке из категории земель сельскохозяйственного назначения каких либо объектов, не связанных с сельскохозяйственным производством, является недопустимым.
Вместе с тем свалка на земельном участке с кадастровым номером 18 : 18 : 025001: 993 не устранена полностью, каких либо знаков, запрещающих вывоз мусора и складирование на данном участке не имеется.
Доводы Администрации МО «Оленье Болото» о том, что администрация поселения предпринимает меры для обращения невостребованных земельных долей и выморочного имущества в муниципальную собственность не является основанием для освобождения Администрации поселения от ее установленных полномочий.
Согласно п.20 ст.14 ФИО2 закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.13 ст.7.4 закона УР от ДД.ММ.ГГГГ № «О местном самоуправлении в ФИО1» к вопросам местного значения поселения относятся также осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения.
Земельный участок находится в границах муниципального образования, следовательно, администрация МО «Оленье Болото»« обязана была принимать меры, направленные на защиту его от захламления, отсутствие у администрации прав на земельный участок не свидетельствует об освобождении от указанной обязанности.
Таким образом, привлечение администрации МО «Оленье Болото» к административной ответственности за непринятие мер по предотвращению размещения отходов производства на земельном участке, относящемся к категории земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в границах муниципального образования, правомерно и не зависит от отсутствия зарегистрированных прав на данный земельный участок.
Протокол составлен в отношении юридического лица администрации МО «Оленье Болото».
Согласно ч. 1 ст. 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая, что бездействием администрации МО «Оленье Болото» не выполняются установленные требования и обязательные мероприятия по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, то в бездействии администрации МО «Оленье Болото» содержатся все признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
Наказание Администрации МО «Оленье Болото» назначено с учетом положений ст. 4.1 КоАП РФ менее половины минимального размера административного штрафа.
Предпринятые меры Администрацией МО «Оленье Болото» по ликвидации свалки после составления протокола об административном правонарушении являются обстоятельством, смягчающим ответственность, но не являются основанием для прекращения дела.
Оснований для применения ч.3 ст.3.4 КОАП РФ – замены штрафа на предупреждение не имеется, так как имеется угроза причинения вреда окружающей среде.
При таких обстоятельствах в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ обжалуемое постановление заместителя начальника отдела земельного контроля ФИО2 Россельхознадзора по <адрес> и ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, п.4 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
решил:
Постановление заместителя начальника отдела земельного контроля ФИО2 службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по УР от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 С.В. о привлечении Администрации муниципального образования «Оленье Болото» к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200 000 рублей оставить без изменения, жалобу Администрации муниципального образования « Оленье Болото» без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано лицами, указанными в ст. ст. 25.1-25.5 КоАП РФ в Верховный Суд УР.
Судья ФИО6