Дело № 2-4809/15 мотивированное решение изготовлено 22 июля 2015 года
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
17 июля 2015 года
Октябрьский районный суд города Мурманска
в составе председательствующего судьи Холкиной О.А.,
при секретаре Симаковой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лаврентьева А.В. к Военному комиссариату Мурманской области, ФКУ «Объединение стратегическое командование Западного военного округа» о признании ветераном боевых действий и выдаче удостоверения ветерана боевых действий,
УСТАНОВИЛ:
Лаврентьев А.В. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Мурманской области, ФКУ «Объединение стратегическое командование Западного военного округа» о признании ветераном боевых действий и выдаче удостоверения ветерана боевых действий. В обосновании иска указал, что ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в войсковой части № и принимал участие в боевых действиях в составе коллективных Миротворческих Сил, выполняя задачи по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка в условиях чрезвычайного положения в зоне вооруженного конфликта <данные изъяты>. В соответствии с изменениями, внесенными в ФЗ «О ветеранах», лица участвовавшие в боевых действиях <данные изъяты> в периоды ДД.ММ.ГГГГ относятся к ветеранам боевых действий. Это явилось основанием для обращения истца в Комиссию Западного военного округа Министерства обороны РФ по рассмотрению обращений и документов для оформления и выдачи удостоверения «Ветеран болевых действий» за выдачей названного удостоверения и последующего предоставления соответствующих льгот и компенсаций. Решением Комиссии Западного военного округа Министерства обороны РФ ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в выдаче удостоверения «Ветерана боевых действий» в связи с отсутствием документов, подтверждающих непосредственное участие в боевых действиях. Данный отказ истец считает незаконным, полагает, что все необходимые документы комиссию им были предоставлены, и он имеет право считаться ветераном боевых действий, и имеет право на получение удостоверения «Ветеран боевых действий». Просит суд признать, что истец является ветераном боевых действий в связи с участием в таковых <данные изъяты> в период <данные изъяты>. Признать за ним право на получение удостоверения «Ветеран боевых действий». Обязать комиссию Западного военного округа по рассмотрению обращений и документов оформления и выдачи удостоверения «Ветеран боевых действий» в лице ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» выдать истцу удостоверение «Ветеран боевых действий».
Истец Лаврентьев А.В. в судебном заседании на исковых требованиях настаивал в полном объеме, указав, что в ДД.ММ.ГГГГ он проходил военную службу в составе миротворческих сил в Республике Таджикистан, личный состав находился на усилении пограничных застав <данные изъяты>, сопровождением военных колонн. Их батальон находился на границе. Имели место нападения террористов на охраняемые объекты и на личный состав, были убитые и раненые. С ФИО1 они служили в одном взводе, в: одном отделении, были в одном экипаже на БТР-80, он был на должности пулеметчика, ФИО1 - на должности снайпера, однако фактически являлся командиром экипажа. Решением <данные изъяты> удовлетворены аналогичные требования его сослуживца ФИО1, за ним признано право на получение удостоверения ветерана боевых действий. При рассмотрении того дела он был допрошен в качестве свидетеля. Просил исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчиков Военного комиссариата по Мурманской области и ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» Сотникова А.В. в судебном заседании возражала против требований истца, пояснив, что Лаврентьев А.В. в период ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу в войсковой части №, выполняя задачи по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка в условиях чрезвычайного положения в зоне вооруженного конфликта на территории <данные изъяты>. Решением комиссии Западного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений «Ветеран боевых действий» истцу было отказано, так как из представленных им документов следует, что Лаврентьев А.В.зачислен в списки личного состава воинской части №. Имеет право на льготное исчисление выслуги лет на пенсию. С ДД.ММ.ГГГГ истец в связи с неприбытием из отпуска, самовольно оставивших часть снят со всех видов довольствия. Кроме того, указано, что приказы командира воинской части № об участии личного состава в боевых действиях на территории <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ на хранение в ЦАМО РФ не поступали. Для получения удостоверения «участник боевых действий» истцу необходимо представить данные, свидетельствующие о непосредственном участии в боевых действиях. Выполнение Лаврентьева А.В. задач по защите конституционным прав граждан на территории <данные изъяты> в условиях чрезвычайного положения не дают оснований для приобретения статуса участника боевых действий. Таким образом, оснований для выдачи удостоверения «Ветеран боевых действий» у Комиссии Западного военного округа отсутствует. Сведений о непосредственном участии в боевых действиях, о получении ранения, контузии или увечья, других документов, подтверждающих непосредственное участие в боевых действиях, либо реализованный наградной материал <данные изъяты> не представлен, в связи с чем просит отказать в удовлетворении требований Лаврентьева А.В. ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» не является надлежащим ответчиком по данному делу, так как для получения удостоверения граждане обращаются в комиссию военного округа на территории которого они проживают, через военный комиссариат субъекта Российской Федерации по месту постановки на воинский учет (по месту жительства). Просит в иске отказать в полном объеме.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 3 ФЗ РФ от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам боевых действий, в частности, относятся, военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации закреплен в приложении к Федеральному закону «О ветеранах».
Федеральным законом от 07.11.2011 №307-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах» в раздел III приложения были внесены следующие изменения: включена позиция "Боевые действия в Республике Таджикистан: сентябрь - ноябрь 1992 года; с февраля 1993 года по декабрь 1997 года.
В соответствии с требованиями Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом «О ветеранах», утвержденной постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 11 октября 2000 №69, решение о выдаче военнослужащему удостоверения принимается при наличии документов, подтверждающих фактическое участие в боевых действиях. К ним относятся: военные билеты, личные дела, справки о ранении, выписки из приказов о зачислении в списки соответствующей воинской части, наградные материалы, справки архивных учреждений, летные книжки и другие документы.
В указанном выше Порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации предусмотрен перечень документов, которые должны быть приложены к заявлению об оформлении удостоверения ветерана боевых действий. Указанные документы должны подтверждать непосредственное участие в боевых действиях.
К таким документам относятся: выписки из приказов соответствующих командиров (начальников), подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях, или реализованный наградной материал.
Исходя из положений приведенных выше норм, следует, что для получения статуса ветерана боевых действий военнослужащим, уволенным в запас, обслуживавшим воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, необходимо подтвердить как факт направления и нахождения на территории других государств в период ведения там боевых действий, так и факт участия в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах.
Пунктом 7 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.11.2009 №1177, в Вооруженных Силах Российской Федерации удостоверения, в частности, выдаются военнослужащим, в том числе уволенным в запас (отставку), военнообязанным, призванным на военные сборы, работникам Министерства обороны СССР и работникам Министерства обороны Российской Федерации, направленным в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшим участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, указанных в разд. III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (приложение к Федеральному закону «О ветеранах»).
Судом установлено, что Лаврентьев А.В. в период ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу в войсковой части №, выполняя задачи по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка в условиях чрезвычайного положения в зоне вооруженного конфликта на территории <данные изъяты>.
Решением комиссии Западного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений «Ветеран боевых действий» ДД.ММ.ГГГГ Лаврентьеву А.В. было отказано в выдаче соответствующего удостоверения, в связи с не предоставлением документов, подтверждающих непосредственное участие в боевых действиях <данные изъяты>.
Обращаясь в суд, Лаврентьев А.В. указывает на то, что его непосредственное участие в боевых действиях подтверждается как документами, представленными Комиссии, так и архивной справкой ФГКУ «Центральный архив Минобороны Российской Федерации» ДД.ММ.ГГГГ.
Однако, как следует из архивной справки ФГКУ «Центральный архив Минобороны Российской Федерации» № Лаврентьев А.В. ДД.ММ.ГГГГ зачислен в списки личного состава воинской части №. Имеет право на льготное исчисление выслуги лет на пенсию - один месяц службы за три месяца службы. В приказе ДД.ММ.ГГГГ значится выплатить рядовому Лаврентьеву А.В. денежное содержание в двойном размере ДД.ММ.ГГГГ.С В приказе № указано, Лаврентьев А.В. в числе прочих в связи с неприбытием из отпуска, самовольно оставивших часть, снят со всех видов довольствия.
Личный состав вч полевая почта № ДД.ММ.ГГГГ принимал участие и привлекался к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта <данные изъяты>.
Кроме того, в данной справке указано, что приказы командира воинской части полевая почта № об участии личного состава в боевых действиях <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ на хранение в ЦАМО РФ не поступали.
Указанная справка подтверждает лишь факт нахождения истца в определенный период времени на территории другого государства в период проведения там боевых действий и выполнении истцом задач при несении военной службы. Однако, вопреки доводам истца указанный документ не подтверждает факт непосредственного участия истца в боевых действиях и не может явиться основанием для признания его ветераном боевых действий.
Отказывая в удовлетворении иска, суд исходит из того, что в силу норм действующего законодательства, регулирующего вопросы выдачи удостоверений ветеранов боевых действий, непосредственное участие в боевых действиях должно быть подтверждено определенными документами, в частности, приказами командиров или реализованным наградным материалом, и никакими иными, и поскольку истцом указанные документы ни в Комиссию, ни суду представлены не были, законных оснований для принятия решения о признании его ветераном боевых действий и выдаче удостоверения ветерана боевых действий не имеется.
Доводы стороны истца о том, что период выполнения задач по поддержанию правопорядка в условиях военного конфликта был рассчитан в льготном исчислении из расчета 1 месяц за 3 месяца военной службы, в связи с чем данные обстоятельства подтверждают фактическое участие в боевых действиях, не могут быть приняты судом во внимание.
Сам факт зачета указанного периода службы для назначения пенсии на льготных условиях, как один месяц службы за три месяца, не может служить основанием для выдачи удостоверения ветерана боевых действий, так как основан на иных нормативных актах.
Так, согласно ч. 2 статьи 2 Закона РФ от 21.01.1993 №4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, для назначения пенсии в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении военнослужащих засчитывается в выслугу лет один месяц военной службы за полтора месяца. Военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца.
Как следует из п.б статьи 3 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 года №941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» - в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывать на льготных условиях: один месяц службы за три месяца: при выполнении задач по поддержанию правопорядка, охране и обороне важных государственных объектов на территории <данные изъяты> в условиях военного конфликта - за время выполнения задач на указанной территории в период с 28 сентября по 28 ноября 1992 г., а также при выполнении <данные изъяты> после 5 февраля 1993 г. задач по охране конституционных прав граждан в районах чрезвычайного положения.
Таким образом, из вышеперечисленных актов следует, при каких основаниях применяются льготы для исчисления пенсии, но не для выдачи удостоверений, как участнику боевых действий.
Поскольку доказательства, бесспорно свидетельствующие о непосредственном участии Лаврентьева А.В. в боевых действиях или реализованный наградной материал, суду не представлены, оснований для признания незаконным заключения Комиссии Западного военного округа Министерства обороны Российской Федерации не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Лаврентьева А.В. к Военному комиссариату Мурманской области, ФКУ «Объединение стратегическое командование Западного военного округа» о признании ветераном боевых действий и выдаче удостоверения ветерана боевых действий отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня его изготовления в мотивированном виде.
Судебные постановления могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права законные интересы нарушены судебными постановлениями, в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что ими были исчерпаны иные установленные ГПК РФ, способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу.
Председательствующий О.А.Холкина