Судья Выксунского городского суда Нижегородской области Красовская Ю.О., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.8 ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении
…….Акционерного общества «Выксунский металлургический завод» Пивикова А.В. ……
по жалобе …… Акционерного общества «Выксунский металлургический завод» Пивикова А.В. на постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Приволжскому Федеральному округу № ….. от ……,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей природной среды по Приволжскому Федеральному округу М.. № …… от …. ….. Акционерного общества «Выксунский металлургический завод» Пивиков А. В.признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.8 ст.8.2 КоАП РФ и привлечено к административной ответственности с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Директор по безопасности производства АО «ВМЗ» Пивиков А.В. с данным постановлением не согласился и обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить постановление и прекратить производство по делу, поскольку действующим законодательством предусмотрена ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей только за превышение лимитов на размещение отходов (п. 8 ст. 18 ФЗ № 89-ФЗ). В соответствии с частью 8 ст. 8.2 КоАП РФ ответственность наступает за превышение утвержденных лимитов на размещение отходов производства и потребления. Превышение нормативов образования, исходя из положений действующего законодательства административным правонарушением не является. В ходе проверки Административный орган вопрос превышения лимитов на размещение отходов не исследовал. Административным органом не учтено, что такие отходы как: …… в полном объеме были переданы на обезвреживание и утилизацию компании ООО «НТН» по договору № …. от ….. года. Таким образом, факт размещения данного вида отходов отсутствует.
В судебном заседании представителям должностного лица, в отношении которого рассматривается дело ……. АО «ВМЗ» Пивикова А.В.- Макаровой И.А., Доморацкому А.В., а также представителю Межрегионального управления Росприроднадзора по Нижегородской области Кушниру В.В. разъяснены процессуальные права, в соответствии с их процессуальным положением.
Отвод не заявлен, ходатайства о приобщении документов к материалам дела удовлетворены.
В судебном заседании представители …… АО «ВМЗ» Пивикова А.В. доводы жалобы поддержали по основаниям, указанным в ней, просили удовлетворить и прекратить производство по делу.
Представитель Межрегионального управления Росприроднадзора по Нижегородской области Кушнир В.В. в судебном заседании указал, что действительно доводы жалобы могут являться обоснованными, поскольку превышение лимитов на размещение отходов в тексте постановления не отражено, но данные обстоятельства фактически административным органом исследовались.
Судья, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, находит следующее.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в районный суд по месту рассмотрения дела.
В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Согласно ч.1 ст. 2.1 КоАП РФ Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 8 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за превышение утвержденных лимитов на размещение отходов производства и потребления.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования (в ред. N 458-ФЗ от 29.12.2014, действ. с 01.01.2015).
Законом об отходах производства и потребления установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
Следовательно, общество, в результате производственной деятельности которого образуются отходы, обязано соблюдать требования Закона об отходах производства и потребления, а также экологические и санитарно-эпидемиологические требования, предусмотренные действующим законодательством.
Как следует из материалов дела, АО «ВМЗ» действует на основании Устава, в соответствии с которым основными видами деятельности предприятия являются: производство стальных труб и фитингов; производство стали; производство стального проката горячекатаного и кованого; производство чугунных отливок; производство стальных отливок; производство отливок из прочих цветных металлов; иные виды деятельности.
В результате хозяйственной деятельности на промышленной площадке АО «ВМЗ» образуются отходы производства и потребления, количество и перечень которых отражены в Проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР).
Согласно реестру объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду АО «ВМЗ» поставлены па учет:
…………………………………………………………………………………………………...
Согласно Приказа от ….. № ….. «О назначении ответственного лица по экологической безопасности», ответственным на АО «ВМЗ» за природоохранную деятельность является ……. АО «ВМЗ» Пивиков А.В.
Согласно матрице описания деятельности …… в должностные обязанности Пивикова А.В. входит организация контроля за состоянием окружающей среды.
В период с …. по …. Департаментом Росприроднадзора по Приволжскому Федеральному округу на основании приказа № …. от …… была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований природоохранного законодательства РФ в отношении АО «ВМЗ», по результатам которой административным органом установлено, что АО «ВМЗ» осуществляет деятельность с превышением установленных нормативов образования отходов лимитов на их размещение.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения директора по безопасности производства АО «ВМЗ» Пивикова А.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.8 ст. 8.2 КоАП РФ, о чем старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды по Приволжскому федеральному округу …… вынесено постановление № …..
Между тем, с выводами административного органа о наличии в действиях …….АО «ВМЗ» Пивикова А.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.8 ст. 8.2 КоАП РФ, суд не может согласиться по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в том числе из содержания оспариваемого постановления № …. от …..., АО «ВМЗ» имеет Нормативы образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР), утвержденные Приказом Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ПФО № 1105 от 10.08.2018 (со сроком действия до 09.08.2023 года), а также Приказом Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ПФО № 1644 от 19.12.2017 (со сроком действия до 18 12.2022 года). Данное обстоятельство непосредственно зафиксировано административным органом в тексте указанного постановления.
В соответствии с п. 1, п.2, п.3 ст. 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды.
Исходя из положений ч.1, ч.2 ст. 19 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности государственного регулирования хозяйственной и (или) иной деятельности для предотвращения и (или) снижения ее негативного воздействия на окружающую среду.
Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности.
Согласно ст.21 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
При этом Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержден приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50 (далее - Порядок № 50).
Согласно пункту 4 Порядка N 50, проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг и служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг. То есть нормативы образования отходов носят предположительный характер, устанавливают ожидаемое количество образующихся отходов.
Лимит размещения отходов - это объем (масса) отходов, который допускается размещать в установленный период времени. По смыслу пункта 1 Порядка № 50, лимиты на размещение отходов предоставляют юридическому лицу право направить предельно допустимое количество отходов конкретного вида на размещение (захоронение) в конкретных объектах размещения (захоронения) отходов.
В соответствии с пунктом 5 Порядка № 50, в лимиты на размещение отходов не включаются массы (объемы) отходов, предназначенные для: (1) накопления (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, (2) использования и/или обезвреживания. Таким образом, не все отходы, включенные в проект нормативов образования отходов, включаются в лимиты на их размещение, фактически размещаются (подвергаются захоронению) и, соответственно, оказывают негативное воздействие на окружающую природную среду.
Действующим законодательством предусмотрена ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей только за превышение лимитов на размещение отходов (п 8 ст. 18 ФЗ № 89-ФЗ).
Как было указано выше, в соответствии с частью 8 ст. 8.2 КоАП РФ ответственность наступает за превышение утвержденных лимитов на размещение отходов производства и потребления. Превышение нормативов образования, исходя из положений действующего законодательства административным правонарушением не является.
Между тем, как следует из содержания оспариваемого постановления № …… административным органом установлено именно превышение нормативов образования отходов согласно технического отчета по обращению с отходами АО «ВМЗ» за период с …. по ….. года. Перечень отходов приведен в содержании данного постановления.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки Административный орган вопрос превышения лимитов на размещение отходов не исследовал, в данной части доводы общества не опровергнуты и подтверждены текстом оспариваемого постановления, в котором ничего не говорится о допущенном со стороны АО «ВМЗ» превышении лимитов на размещение отходов.
В ходе рассмотрения дела представитель Межрегионального управления Росприроднадзора по Нижегородской области Кушнир В.В. доводы жалобы в этой части признал.
Исходя из изложенного выше, следует, что образование отходов с превышением норматива, не образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.8 ст. 8.2 КоАП РФ.
Также следует обратить внимание и на то обстоятельство, что административным органом не учтено, что такие отходы как: ……., в полном объеме были переданы на обезвреживание и утилизацию компании ООО «НТН» по договору № …. от …… года, что подтверждается справкой о передаче отходов производства и потребления АО «ВМЗ» за …... Таким образом, факт размещения данного вида отходов отсутствует.
Задачами законодательства об административных правонарушениях в являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений (статья 1.2 Кодекса РФ об АП).
Статьей 3 Закона об отходах производства и потребления определены основные принципы и приоритетные направления государственной политики в области обращения с отходами.
Конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется также дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 1999 года N 11-П).
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
Оценка собранных по делу доказательств позволяет суду придти к выводу о том, что названные задачи при рассмотрении дела административным органом не выполнены.
Согласно позициям Европейского Суда по правам человека закон во всяком случае должен отвечать установленному Конвенцией стандарту, требующему, чтобы законодательные нормы были сформулированы с достаточной четкостью и позволяли лицу предвидеть, прибегая в случае необходимости к юридической помощи, с какими последствиями могут быть связаны те или иные его действия (Постановления от 26 апреля 1979 года по делу "Санди Таймс" (Sunday Times) против Соединенного Королевства (N 1)" (пункт 49), от 31 июля 2000 года по делу "Йечиус (Jecius) против Литвы" (пункт 56), от 28 марта 2000 года по делу "Барановский (Baranowski) против Польши" (пункты 50 - 52), от 28 октября 2003 года по делу "Ракевич против Российской Федерации" (пункт 31), от 24 мая 2007 года по делу "И. против Российской Федерации" (пункт 74), от 24 мая 2007 года по делу "С. против Российской Федерации" (пункт 86).
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению, в частности, наличие состава административного правонарушения.
Согласно пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене, а производство по делу прекращению при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ.
Принимая во внимание изложенное, судья приходит к выводу о том, что в данном случае постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей природной среды по Приволжскому Федеральному округу М. №…..от ….. в отношении ….. АО «ВМЗ» Пивикова А.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.8 ст. 8.2 КоАП РФ, подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
░░░░░░ …… ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ №…… ░░ …., ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ….. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 8 ░░░░░░ 8.2 ░░░░ ░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 8 ░░░░░░ 8.2 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ….. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░–░.░. ░░░░░░░░░░