Дело № 2-233/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 декабря 2015 г. р.п. Беково
Бековский районный суд Пензенской области в составе
судьи Смысловой М.В.,
с участием прокурора Бековского района Пензенской области Волчковой А.А.,
при секретаре Ехиной В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Бековского района Пензенской области действующего в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа с. Вертуновка Бековского района Пензенской области о возложении обязанности восстановить ограждение территории учреждения,
установил:
Прокурор Бековского района Пензенской области действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Бековский районный суд Пензенской области с заявлением к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа с. Вертуновка Бековского района Пензенской области о возложении обязанности восстановить ограждение территории учреждения, указав в заявлении, что прокуратурой Бековского района Пензенской области по результатам проведенной проверки соблюдения законодательства по противодействию терроризму и экстремистской деятельности выявлены нарушения, выразившиеся в частичном ограждении территории МБОУ СОШ с. Вертуновка, а именно: отсутствует ограждение территории общеобразовательного учреждения с задней стороны учреждения протяженностью <данные изъяты> метров, что делает возможным беспрепятственный доступ посторонних лиц на территорию образовательного учреждения. Несоблюдение вышеуказанных требований закона влечет за собой существенное нарушение прав обучающихся, создает опасность для жизни и здоровья несовершеннолетних и работников Учреждения, свидетельствует о непринятии мер МБОУ СОШ с. Вертуновка по антитеррористической защищенности здания как возможного объекта террористической угрозы. Непринятие МБОУ СОШ с. Вертуновка мер к организации ремонта и восстановления ограждения территории школы не обеспечивает выполнение образовательным учреждением обязанности по обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся и работников школы во время образовательного процесса и нарушает их права на защиту жизни и здоровья во время образовательного процесса. Просит обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Вертуновка Бековского района Пензенской области отремонтировать и восстановить ограждение территории образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.
В судебном заседании прокурор Бековского района Пензенской области Волчкова А.А. иск поддержала, доводы, изложенные в иске, подтвердила.
Представитель ответчика Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Вертуновка Бековского района Пензенской области Агафонов И.В., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, в заявлении, адресованном суду, просил о рассмотрении дела в отсутствии представителя учреждения. В заявлении, указал, что считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Третьи лица администрация Бековского района Пензенской области, Управления образования администрации Бековского района Пензенской области надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, в заявлениях, адресованных суду, просили о рассмотрении дела в отсутствии представителей.
Заслушав прокурора Бековского района Пензенской области Волчкову А.А., изучив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Пунктом 3 статьи 3 Конвенции о правах ребенка государства - участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.
В соответствии с пунктами 1, 7 статьи 2 Федерального закона от 06 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» принципами противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно нормам статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей является, в том числе, и защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развития.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно подпункту 15 части 3 статьи 28 указанного закона к компетенции образовательного учреждения относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья.
В соответствии со статьей 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя, помимо прочего, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
Согласно части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52 - ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Пунктом 3.1 раздела 3 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, установлено, что территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена.
Согласно пункту 1.4 указанных правил, санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией общеобразовательных учреждений, воспитанием и обучением обучающихся.
В силу пункта 2 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
В силу пункта 2 части 6, части 7 статьи 28 указанного закона образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 06 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Из устава МБОУ СОШ с. Вертуновка (пункты 1.2, 1.14, 2.1), выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ, лицензии на право ведения образовательной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ (регистрационный №) следует, что школа является общеобразовательным учреждением, предметом деятельности школы является реализация образовательных программ.
В судебном заседании было установлено, что МБОУ СОШ с. Вертуновка на праве постоянного (бессрочного пользования) принадлежит земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м для общественно-деловых целей местоположением: <адрес> здание (школа) общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес> передано МБОУ СОШ с. Вертуновка на праве оперативного управления. Данные обстоятельства подтверждаются данными свидетельств о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, постановления Главы местного самоуправления Бековского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ №-п «О закреплении за муниципальными учреждениями имущества на праве оперативного управления», землеустроительного дела №.
Из акта проверки соблюдения законодательства по противодействию терроризму и экстремистской деятельности от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в ходе проверки выявлены нарушения, выразившиеся в частичном ограждении территории МБОУ СОШ с. Вертуновка, а именно: отсутствует ограждение территории общеобразовательного учреждения с задней стороны учреждения протяженностью <данные изъяты> метров, что делает возможным беспрепятственный доступ посторонних лиц на территорию образовательного учреждения.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора о возложении обязанности на Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Вертуновка Бековского района Пензенской области отремонтировать и восстановить ограждение территории образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес>А, в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.
Выполнение возложенной судом обязанности направлено на пресечение действий, нарушающих право учащихся школы и работников образовательного учреждения на антитеррористическую безопасность, и как следствие, на охрану их жизни и здоровья в период их нахождении в учреждении образования.
Согласно части 1 статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Согласно пунктом 9 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты госпошлины освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, при подаче искового заявления неимущественного характера государственная пошлина уплачивается в размере <данные изъяты> рублей.
Следовательно, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя образовательная школа <адрес> Пензенской в размере <данные изъяты> рублей с перечислением в соответствии с пунктом 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджет <адрес>.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
Заявление прокурора Бековского района Пензенской области действующего в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа с. Вертуновка Бековского района Пензенской области о возложении обязанности восстановить ограждение территории учреждения удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Вертуновка Бековского района Пензенской области отремонтировать и восстановить ограждение территории образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес> в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.
Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя образовательная школа с. Вертуновка Бековского района Пензенской государственную пошлину в размере <данные изъяты>) рублей в доход Бековского района Пензенской области, с перечислением в УФК России по Пензенской области (Межрайонная ИФНС России № 4 по Пензенской области), КБК 18210803010011000110, ИНН 5805006974, номер счета 40101810300000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Пензенской области, БИК 045655001, КПП 5805501001, ОКАТМО 56609151.
Решение может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы, представления в Пензенский областной суд через Бековский районный суд Пензенской области в течение месяца со дня принятия решения.
Судья