Дело № 2-258/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 апреля 2015 года город Петрозаводск
Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи: Антипиной Н.Н.,
при секретаре: Седлецкой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Трифонова И.А. к администрации Шуйского сельского поселения, администрации Прионежского муниципального района о признании решения незаконным, о возложении обязанности совершить определенные действия,
у с т а н о в и л:
Трифонов И.А. обратился в суд с исковым заявлением к администрации Шуйского сельского поселения о признании незаконным, изложенного в письме от хх.хх.хх г. №, отказа в выдаче разрешения на реконструкцию (строительство) жилого дома с кадастровым номером №, о возложении на администрацию Шуйского сельского поселения обязанности выдать разрешение на реконструкцию (строительство) жилого дома на земельном участке, принадлежащем Трифонову И.А. на праве собственности. В обоснование требований истец указал, что имеет в собственности земельный участок, общей площадью ... кв. метров, расположенный в ..., с кадастровым номером №, с разрешенным использованием - для индивидуального жилищного строительства. Администрация Шуйского сельского поселения, отказывая в выдаче разрешения на реконструкцию (строительство), в утверждении градостроительного плана земельного участка, ссылается на нахождение земельного участка в зоне запрещения жилой застройки. По мнению Трифонова И.А., оспариваемый отказ нарушает его право на целевое использование земельного участка.
Определением Прионежского районного суда РК от хх.хх.хх г. к участию в деле в качестве соответчика была привлечена администрация Прионежского муниципального района Республики Карелия.
В судебное заседание Трифонов И.А. не явился, извещен надлежащим образом. В предыдущем судебном заседании иск поддержал и пояснил, что на земельном участке с кадастровым номером №, который находится в собственности истца, расположенном по адресу: ..., имеется жилой дом №, который также находится в собственности истца. Данный жилой дом был построен хх.хх.хх г., в связи с чем, у истца возникло желание произвести реконструкцию указанного дома. На основании кадастрового паспорта, свидетельства о государственной регистрации права собственности на земельный участок, истец полагает, что реконструкция (строительство) дома на земельном участке, отнесенном к землям населенных пунктов, с видом разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства, разрешена.
Представитель администрации Шуйского сельского поселения в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия Бочарова А.С., действующая на основании доверенности, пояснила, что полномочия по выдаче градостроительного плана до хх.хх.хх г. находились в ведении администрации Шуйского сельского поселения. хх.хх.хх г. истец в администрацию Прионежского муниципального района РК с аналогичным заявлением не обращался, в связи с чем, администрация Прионежского муниципального района РК является ненадлежащим ответчиком по данному делу. При обращении истца к ним ответ был бы дан отрицательный.
Суд, заслушав представителя ответчика, исследовав представленные доказательства, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 3 Гражданского процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Как следует из материалов дела, Трифонову И.А. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, площадью ... кв. метров, расположенный в ..., с разрешенным использованием - для индивидуального жилищного строительства, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от хх.хх.хх г.
Границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, что подтверждается письменными материалами дела.
Рассмотрев заявление Трифонова И.А. от хх.хх.хх г., администрация Шуйского сельского поселения письмом от хх.хх.хх г. № отказала заявителю в выдаче разрешения на реконструкцию (строительство), сославшись на то, что земельный участок согласно утвержденным Правилам землепользования и застройки от хх.хх.хх г. попадает в зону запрещения жилой застройки на основании СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых и общественных зданий и на территории жилой застройки», СанПиН 23-03-2003 «Защита от шума», ГОСТ 22283-88 «Шум авиационный. Допустимые уровни шума на территории жилой застройки и методы его измерений» и «Рекомендаций по установлению зон ограничения жилой застройки в окрестностях аэропортов гражданской авиации из условий шума».
Посчитав, что указанный отказ не соответствует действующему законодательству, Трифонов И.А., в порядке пункта 14 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, обжаловал отказ в судебном порядке.
На основании статьи 7 Земельного кодекса РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливается федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство объектов капитального строительства. Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. В целях строительства объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления, который в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, а также красным линиям, выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Поскольку у ответчика в силу закона при отсутствии оснований для отказа, перечисленных в частях 7 и 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, имеется обязанность в выдаче разрешения на строительство, в рассматриваемой по делу ситуации, с учетом фактических обстоятельств по делу, такая обязанность может быть установлена судом.
В соответствии со статьей 44 Градостроительного кодекса РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. В составе градостроительного плана земельного участка указываются: 1) границы земельного участка; 2) границы зон действия публичных сервитутов; 3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; 4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; 5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); 6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; 7) информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; 8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
Частью 17 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его.
Градостроительные планы земельных участков являются основанием для подготовки проектной документации, выдачи разрешения на строительство, выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (пункт 11 статьи 48, пункт 1 статьи 51, пункт 1 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ).
Строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, может осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами (пункт 4 статьи 85 Земельного кодекса РФ).
Частью 2 статьи 209 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что гражданское законодательство ограничивает права собственника положением о том, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Собственники земельных участков обязаны, в том числе соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов (статья 42 Земельного кодекса РФ).
Часть 1 статьи 56 Земельного кодекса РФ регламентирует, что права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.
Могут устанавливаться особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах (пункт 1 части 2 статьи 56 Земельного кодекса РФ).
Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для охранных зон (часть 3 статьи 56 Земельного кодекса РФ).
Одним из основных принципов земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности является принцип осуществления строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории (пункт 4 статьи 2 Градостроительного кодекса РФ).
Решением III сессии III созыва Совета Шуйского сельского поселения № 01 от 18.12.2013 года утвержден Генеральный план Шуйского сельского поселения. Решением Совета Шуйского сельского поселения IV сессии III созыва утверждены Правила землепользования и застройки Шуйского сельского поселения.
На графической части данных документов, выполненных в масштабе 1:5000, не представляется возможным установить, где проходит санитарно-защитная зона ..., так как на местности она не установлена.
Пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон № 52-ФЗ) установлено требование о соблюдении санитарных правил при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов.
Согласно подпункту 1.4 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 года № 74 (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03), санитарные правила устанавливают класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству, а также требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций (автомобильных, железнодорожных, авиационных, трубопроводных и т.п.).
В соответствии с подпунктами 2.1, 2.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Законом № 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
Пункт 2.9 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» устанавливает, что размер санитарно-защитной зоны для аэропортов, аэродромов устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.), а также на основании результатов натурных исследований и измерений и оценки риска для здоровья населения.
Для промышленных объектов и производств, не включенных в санитарную классификацию, а также с новыми, недостаточно изученными технологиями, не имеющими аналогов в стране и за рубежом, размер санитарно-защитной зоны устанавливается в каждом конкретном случае Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, если в соответствии с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух они относятся к I и II классам опасности, в остальных случаях - Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации или его заместителем (пункт 4.8. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Часть 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ предусматривает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Согласно части 1 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Оценивая в совокупности юридически значимые обстоятельства, установленные по данному делу, суд считает, что ответчики не представили достаточных и достоверных доказательств, подтверждающих обоснованность принятого отказа в выдаче разрешения на строительство, не представили документов по установлению в соответствии с действующим законодательством санитарно-защитной зоны аэропорта. В связи с чем, с целью защиты прав Трифонова И.А., суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме.
При принятии решения суд учитывает, что право собственности истца на жилой дом и земельный участок возникло до принятия Генерального плана Шуйского сельского поселения. На земельном участке с хх.хх.хх г. располагается жилой дом, который должен отвечать требованиям безопасности. Со слов истца он нуждается в ремонте.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции от 25.05.2014 года) полномочия, указанные в пункте 20 части 1 статьи 14, с учетом положений частей 3, 4 данной статьи, решаются органами местного самоуправления муниципальных районов.
Руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л:
заявление Трифонова И.А. удовлетворить.
Признать незаконным отказ администрации Шуйского сельского поселения, оформленный письмом № от хх.хх.хх г., в выдаче Трифонову И.А. разрешения на реконструкцию жилого дома.
Обязать администрацию Прионежского муниципального района Республики Карелия выдать Трифонову И.А. разрешение на реконструкцию (строительство) жилого дома с кадастровым номером №, расположенного на земельном участке, принадлежащем истцу на праве собственности, с кадастровым номером №.
Обязать администрацию Прионежского муниципального района Республики Карелия выдать Трифонову И.А. градостроительный план земельного участка с кадастровым номером №.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Прионежский районный суд Республики Карелия путем подачи апелляционной жалобы.
Судья Н.Н.Антипина
Решение принято судом в окончательной форме 04 апреля 2015 года.