Решение по делу № 2-1555/2016 от 07.09.2016

Дело №2-1555/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 июля 2016 года город Семенов

Семеновский районный суд Нижегородской области в составе:

председательствующего судьи Щукина Ф.В.,

при секретаре судебного заседания Булатовой Е.С.,

с участием:

представителя заявителя – помощника Семеновского городского прокурора Нижегородской области Казанокова О.Л.,

представителя ответчика – Ивановского территориального отдела администрации городского округа Семеновский Нижегородской области и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - администрации городского округа Семеновский Нижегородской области Молодцовой Е.А. (по доверенности),

рассмотрев, в открытом судебном заседании, гражданское дело

по иску Семеновского городского прокурора Нижегородской области, действующего в интересах Российской Федерации, к Ивановскому территориальному отделу администрации городского округа Семеновский Нижегородской области о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Семеновский городской прокурор Нижегородской области, действующтй в интересах Российской Федерации, обратился в суд с иском к Ивановскому территориальному отделу администрации городского округа Семеновский Нижегородской области с иском о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий.

Исковые требования обоснованы следующими обстоятельствами.

Семеновской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции на территории Семеновского городского округа.

Федеральным законом закреплена обязанность всех без исключения организаций (юридических лиц) принимать меры по предупреждению коррупции.

Проведенной проверкой установлено, что Ивановским территориальным отделом администрации Семеновского городского округа, являющимся юридическим лицом (ОГРН 1115228000689, ИНН 5228056546), требования законодательства о проведении мероприятий по профилактике коррупционных проявлений не выполняются, меры по предупреждению коррупции в какой-либо форме не приняты.

Вместе с тем, территориальный отдел является наиболее значимым органом власти на вверенной территории, на который законодательством возложен широкий спектр функций, в том числе с принятием управленческих решений, которые несут под собой определенные коррупционные риски.

Национальный план противодействия коррупции в качестве одной из основных задач среди прочего называет и неукоснительную реализацию требований статьи 13.3 Федерального закона № 273-ФЗ, касающихся обязанности организаций принимать меры по предупреждению коррупции.

Прокурор просит суд признать бездействие Ивановского территориального отдела, выразившееся в непринятии мер по профилактике коррупционных правонарушений, незаконным и обязать ответчика разработать план мероприятий по противодействию коррупции, в 10-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель заявителя – помощник Семеновского городского прокурора Нижегородской области Казаноков О.Л. исковые требования поддержала полностью, по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика – Ивановского территориального отдела администрации городского округа Семеновский Нижегородской области и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - администрации городского округа Семеновский Нижегородской области Молодцова Е.А. в судебном заседании представила письменное заявление о признании исковых требований в части признания бездействия незаконным и обязании ответчика разработать план мероприятий по противодействию коррупции. При этом, представитель ответчика считает 10-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу, недостаточным для исполнения решения суда.

Установив юридически значимые обстоятельства, заслушав лиц, участвующих в деле, огласив письменные материалы дела и дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на их всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

При этом, суд исходит из следующего.

Согласно ст. 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

В целях защиты названного конституционного права граждан законодателем гарантируется прозрачность осуществления государственной власти, а также ведется разработка и постоянное обновление законодательства о противодействии коррупции во всех сферах общественной жизни.

Так, согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

То есть, обязанности по принятию мер по противодействию коррупции возлагаются законом и на государственные органы, и на организации, и на граждан с особенностями применительно к их правовому статусу.

В соответствии со ст. 13.3 Федерального закона организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции, которые могут включать в себя:

определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;

сотрудничество организации с правоохранительными органами;

разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;

принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;

предотвращение и урегулирование конфликта интересов;

недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Причем, применительно к указанным нормам, организация понимается как юридическое лицо независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и отраслевой принадлежности.

Таким образом, федеральным законом закреплена обязанность всех без исключения организаций (юридических лиц) принимать меры по предупреждению коррупции.

Материалами дела установлены следующие обстоятельства.

Семеновской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции на территории Семеновского городского округа.

Федеральным законом закреплена обязанность всех без исключения организаций (юридических лиц) принимать меры по предупреждению коррупции.

Проведенной проверкой установлено, что Ивановским территориальным отделом администрации Семеновского городского округа, являющимся юридическим лицом (ОГРН 1115228000689, ИНН 5228056546), требования законодательства о проведении мероприятий по профилактике коррупционных проявлений не выполняются, меры по предупреждению коррупции в какой-либо форме не приняты.

Вместе с тем, территориальный отдел является наиболее значимым органом власти на вверенной территории, на который законодательством возложен широкий спектр функций, в том числе с принятием управленческих решений, которые несут под собой определенные коррупционные риски.

Национальный план противодействия коррупции в качестве одной из основных задач среди прочего называет и неукоснительную реализацию требований статьи 13.3 Федерального закона № 273-ФЗ, касающихся обязанности организаций принимать меры по предупреждению коррупции.

Оценивая доводы сторон относительно срока исполнения решения суда, принимая во внимание важность охраняемых общественных отношений, суд приходит к выводу об установлении 10-дневного срока исполнения решения суда со дня вступления в законную силу.

Таким образом, исковые требования Семеновского городского прокурора Нижегородской области, действующего в интересах Российской Федерации, к Ивановскому территориальному отделу администрации городского округа Семеновский Нижегородской области о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий, подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Семеновского городского прокурора Нижегородской области, действующего в интересах Российской Федерации, к Ивановскому территориальному отделу администрации городского округа Семеновский Нижегородской области о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий, удовлетворить.

Признать бездействие Ивановского территориального отдела, выразившееся в непринятии мер по профилактике коррупционных правонарушений, незаконным.

Обязать Ивановский территориальный отдел администрации Семеновского городского округа разработать план мероприятий по противодействию коррупции, в 10-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано сторонами и другими лицами, участвующими в деле, в Нижегородский областной суд в течение месяца, путем подачи апелляционной жалобы через Семеновский районный суд Нижегородской области.

Председательствующий судья Ф.В. Щукин

07.09.2016 Передача материалов судье
07.09.2016 Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.09.2016 Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.09.2016 Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
09.09.2016 Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.09.2016 Предварительное судебное заседание
07.10.2016 Судебное заседание
07.10.2016 Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение (?)