АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
302000, г. Орел, ул. Горького,42
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Орел
13 октября 2008 года Дело № А48-3915/08-17
Резолютивная часть решения объявлена 10.10.2008 г. В полном объеме решение изготовлено 13.10.2008 г.
Судья арбитражного суда Орловской области Химичев В.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ветровой А.Н.
рассмотрев в судебном заседании исковое заявление Прокурора Северного района г. Орла
к Индивидуальному предпринимателю Максимову Денису Геннадьевичу
о привлечении к административной ответственности
при участии в заседании:
От заявителя - представитель старший помощник прокурора Зименкова И.В. (удостоверение № 169648)
Ответчик – Максимов Д.Г. (паспорт)
установил: Прокурор Северного района г. Орла (далее – заявитель) обратился в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Максимова Дениса Геннадьевича (далее – ИП Максимов Д.Г., ответчик) к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Требование заявителя мотивировано тем, что в действиях индивидуального предпринимателя Максимова Д.Г. усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ. Индивидуальным предпринимателем Максимовым Д.Г. допущены нарушения требований, установленных Государственным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р51391-99 «Изделия парфюмерно-косметические. Информация для потребителя. Общие требования» (пункты 4.5.2, 4.5.5, 4.5.6 Раздела 4), Правилами по проведению сертификации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Госстандарта России от 10.05.2000 №26, при реализации косметической продукции: наборов косметических торговой марки «RubyRose» HB528 РК, НВ-2506, НВ-318, блеска для губ «Loreal», карандашей косметических торговой марки «Misstais» 3 видов, помады «LaRougeAsolu», помады торговой марки «RubyRose», подводки для глаз торговой марки «TF».
Ответчик требования признал, пояснил, что им были допущены нарушения при реализации продукции.
Заслушав доводы сторон, исследовав представленные по делу доказательства, арбитражный суд считает требование заявителя обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
ИП Максимов Д.А. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается свидетельством о постановке на учет в налоговом органе серия 57 №000087028, ИНН 575301041696 и свидетельством о внесении записи в ЕГРИП серия 57 №000942131, ОГН 304575322900022.
Как следует из материалов дела, с 23 сентября 2008г. по 26 сентября 2008г. прокуратурой Северного района г. Орла с привлечением специалиста территориального отдела (инспекции) по Орловской области Центрального межрегионального территориального управления по техническому регулированию и метрологии была проведена проверка торговой деятельности индивидуального предпринимателя без образования юридического лица Максимова Дениса Геннадьевича в принадлежащей ему торговой точке, расположенной по адресу: г.Орел, ул.Московское шоссе, 151 в магазине «Сберегайка».
В ходе проведения проверки были выявлены нарушения обязательных требований государственных стандартов при реализации (поставке, продажи), использовании (эксплуатации), хранении парфюмерно-косметических изделий.
Для проведения проверки соблюдения обязательных требований ГОСТ Р51391-99 «Изделия парфюмерно-косметические. Информация для потребителя. Общие требования», Правил по проведению сертификации в Российской Федерации, утвержденных постановление Госстандарта России от 10.05.2000 №26 в торговой точке ИП Максимова Д.Г. (г.Орел, ул.Московское шоссе, 151 магазин «Сберегайка») 23 сентября 2008г. в 10 час.30 мин. были отобраны образцы косметических изделий 10 наименований, выставленных на продажу в торговом месте, расположенном в магазине «Сберегайка», для последующей его реализации. При проверке отобранных образцов выявлены нарушения требований, установленных Государственным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р51391-99 «Изделия парфюмерно-косметические. Информация для потребителя. Общие требования» (пункты 4.5.2, 4.5.5, 4.5.6 Раздела 4), Правилами по проведению сертификации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Госстандарта России от 10.05.2000 №26, при реализации косметической продукции: наборов косметических торговой марки «RubyRose» HB528 РК, НВ-2506, НВ-318, блеска для губ «Loreal», карандашей косметических торговой марки «Misstais» 3 видов, помады «LaRougeAsolu», помады торговой марки «RubyRose», подводки для глаз торговой марки «TF».
В то же время согласно статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002г. №184-ФЗ «О техническом регулировании», а также статьей 7 Закона Российской Федерации от07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей» требования установленного стандарта являются обязательными.
Кроме того, частью 3.8 раздела III постановления Госстандарта РФ от 10.05.2000г. №26 «Об утверждении правил по проведению сертификации в Российской Федерации» определяются действия изготовителей (продавцов, исполнителей) при проведении обязательной сертификации, в том числе действия, направленные на указание на сопроводительной технической документации сведений о сертификате или декларации о соответствии и нормативных документах, которым должна соответствовать продукция, и обеспечение доведения этой информации до потребителя (покупателя, заказчика).
Как установлено пунктом 4.2 раздела 4 Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р51391-99 «Изделия парфюмерно-косметические. Информация для потребителя. Общие требования» информация для потребителя должна быть представлена непосредственно с парфюмерно-косметическим изделием, текстом и/или маркировкой на упаковке (потребительской таре), этикетке, контрэтикетке, ярлыке, открытке, листе-вкладыше способом, принятым изготовителем.
Также пунктом 4.5. этого же раздела установлены обязательные требования к информации, которая должна содержаться на парфюмерно-косметических изделиях, в том числе наименование, местонахождение (юридический адрес, включая страну) изготовителя... (пункт 4.5.2. Раздела 4); состав изделия (пункт 4.5.5. Раздела 4); условия хранения (пункт 4.5.6 Раздела 4); информация о сертификации (пункт 4.5.9 Раздела 4).
Кроме того, пунктами 4.6, 4.9 раздела 4 определяется перечень информации, представляемой с парфюмерно-косметическим изделием, а также расположение информации.
По результатам проверки государственным инспектором ЦМТУ Ростехрегулирования Гиль О.А., при участии старшего помощника прокурора Северного района Зименкова И.В. в присутствии ИП Максимова Д.Г. составлен акт проверки №97 от 23 сентября 2008г. Указанный акт подписан ответчиком без замечаний и возражений.
На основании акта проверки ИП Максимову Д.Г. было выдано предписание №62 от 26.09.2008г. об устранении допущенных нарушений обязательных требований ГОСТ Р 51391-99 «Изделия парфюмерно-косметические. Информация для потребителя. Общие требования».
29 сентября 2008г. прокурором Северного района г. Орла Ашихминым О.А. было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.19. КоАП РФ. Как следует из отметки в содержании постановления, Максимов Д.Г. с содержанием указанного постановления ознакомлен, замечаний и дополнений не заявил, копия постановления вручена ответчику лично под роспись.
Согласно письменным объяснениям ИП Максимова Д.Г. от 29.09.2008г., предприниматель факт правонарушения признал, указав на то, что на момент проведения проверки на проверяемых и отобранных косметических изделиях действительно отсутствовали в маркировке сведения, необходимые для потребителя, отсутствовала достоверная информация о сертификации.
Поскольку в соответствии с абзацем 3 части 3 ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.19.19 КоАП РФ, рассматривают судьи арбитражных судов, прокурор Северного района г. Орла обратился в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Оценив в совокупности доказательства, имеющиеся в материалах дела, арбитражный суд находит требование заявителя подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.6 ст. 205 АПК РФ , при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно ст. 28.4 КоАП РФ прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре РФ» от 17.01.1992г. №2202-1 прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:
- по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
- требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
- вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 КоАП РФ.
Порядок проведения проверки регламентируется Постановлением Госстандарта РФ от 01.09.03.г. №99 «Об утверждении порядка проведения Государственным комитетом российской Федерации по стандартизации и метрологии государственного контроля и надзора». Согласно ч. 9,11, 13 данного Порядка, предусмотрены следующие правила.
При проведении государственного контроля и надзора государственные инспекторы посещают объекты (территории и помещения) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
При проведении мероприятия по контролю могут присутствовать представители юридического лица или индивидуального предпринимателя.
При проведении государственного контроля и надзора проводятся:
- отбор образцов (проб) продукции и (или) документов, необходимых для проведения государственного контроля и надзора и оформления его результатов;
- технический осмотр продукции;
- исследования (испытания), экспертизы продукции, обеспечивающие достоверность и объективность результатов проверки;
- проверка наличия системы качества и данные о сертификации этой системы;
- проверка соответствия продукции обязательным требованиям, установленным нормативными документами на продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия.
Отбор образцов (проб) из партии продукции, предназначенной для мероприятий по контролю и надзору, осуществляет государственный инспектор в присутствии представителей юридического лица или индивидуального предпринимателя и участников проверки и оформляет акт отбора образцов.
С учетом изложенного, судом не установлено нарушений процедуры привлечения ИП Максимова Д.Г. к административной ответственности.
Государственный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 51391-99 «Изделия парфюмерно-косметические. Информация для потребителя. Общие требования» распространяется на парфюмерно-косметические изделия отечественного и зарубежного производства, реализуемые на территории Российской Федерации в оптовой о розничной торговле, и устанавливает общие требования к информации об указанных товарах для потребителя.
В соответствии с п.4.4 ГОСТа Р 51391-99 информация, приводимая в тексте на потребительской таре, упаковке, этикетке, контрэтикетке, ярлыке, открытке, листе - вкладыше, должна быть однозначно понимаемой, полной и достоверной, чтобы потребитель не мог быть обманут или введен в заблуждение относительно происхождения, свойства, состава, способа применения, а также других сведений, характеризующих прямо или косвенно качество и безопасность парфюмерно-косметических изделий, и не мог ошибочно принять данные изделия за другие, близкие к ним по внешнему виду или органолептическим показателям.
В силу п. 4.5 ГОСТа Р 51391-99 Информация о парфюмерно- косметических изделиях должна содержать следующие данные: наименование, местонахождения (юридический адрес, включая страну) изготовителя, местонахождение (адрес) организации, уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителей от потребителя, состав изделия, срок годности, информация о сертификации.
Наименование изготовителя и его адрес могут быть написаны буквами латинского алфавита с одновременным указанием фирмы - изготовителя и названия страны буквами русского алфавита, обеспечивающими правильное произношение на русском языке.
Если продукция, изготовленная на одном предприятии, проходит техническую обработку, которая превращает ее в готовое изделие, на другом предприятии, то при нанесении информации последнее предприятие рассматривают как изготовителя. Если изготовитель сам принимает претензии, то указывают только адрес изготовителя.
Списку ингредиентов и парфюмерных (ароматических) композиций должен предшествовать заголовок "Состав", после него должен быть представлен перечень всех ингредиентов в порядке уменьшения их массовой доли в рецептуре изделия, а также парфюмерных (ароматических) композиций. При этом парфюмерную (ароматическую) композицию указывают как единый ингредиент без раскрытия состава.
Ингредиенты в концентрации менее 1% могут быть перечислены в любом порядке после тех составляющих, концентрация которых более 1%.
Красящие вещества могут быть перечислены в любом порядке после остальных ингредиентов в соответствии с индексом цвета или принятыми обозначениями.
Перечень ингредиентов допускается по усмотрению изготовителя указывать в соответствии с международной номенклатурой косметических ингредиентов (INCI) с использованием букв латинского алфавита.
Для изделий декоративной косметики, которые выпускают в виде серии различных тонов, могут быть перечислены все красители, использованные в серии, с применением термина: "может содержать" или знака (+/-).
Срок годности парфюмерно-косметических изделий исчисляют с даты изготовления.
Срок годности может быть указан следующим образом:"Годен (Использовать) до (месяц, год)" или "Срок годности... (месяцев, лет)" с обязательным указанием в последнем случае "Дата изготовления (месяц, год)".
Срок годности для конкретного наименования изделия устанавливает изготовитель.
Информация о сертификации должна представляться изготовителем (продавцом) в соответствии с правилами сертификации парфюмерно- косметической продукции и средств гигиены полости рта, зарегистрированными в установленном порядке в Министерстве юстиции Российской Федерации.
С учетом изложенного, материалами дела, а именно: актом проверки от 23.09. 2008г. (л.д.15-17), актом отбора образцов от 23.09.2008г. (л.д.21-22), протоколом технического осмотра №1 от 18.03.2008г. (л.д.20), протоколом ареста от 23.09.2008г. « 1 (л.д.20), письменным объяснением Максимова Д.Г. от 29.09.2008г. (л.д.12), постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 29.09.2008г. (л.д. 8-11) подтверждается событие правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.19.19. КоАП РФ.
Согласно п. 1 ст. 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Пунктом 1 ст. 2.1. КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст. 2.4. КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
В силу абз. 1 ст. 2.4. КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
ИП Максимовым Д.Г. не была исполнена предусмотренная ГОСТ Р 51391-99 «Изделия парфюмерно-косметические. Информация для потребителя. Общие требования» обязанность по реализации косметических изделий с указанием информации о местонахождении (юридическом адресе, включая страну) изготовителя, местонахождении (адресе) организации, уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителей в России, а также о составе и сроке годности изделий.
Часть 1 ст.19.19. КоАП РФ устанавливает, что нарушение обязательных требований государственных стандартов, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.14, 8.23, 9.4, частью 1 статьи 12.2, частью 2 статьи 13.4, статьей 13.8, частью 1 статьи 14.4, статьей 20.4 настоящего Кодекса, при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно уклонение от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.
В качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность, суд рассматривает совершение ответчиком административного правонарушения впервые и признание им вины в совершении вмененного административного правонарушения.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судом в ходе рассмотрения дела не установлено.
С учетом обстоятельств дела арбитражный суд считает необходимым привлечь ИП Максимова Д.Г.к ответственности по ст.19.19 п.1 КоАП РФ в виде взыскания административного штрафа в размере 4000 руб. с конфискацией предметов административного правонарушения: наборы косметические торговой марки «RubyRose» HB528 РК (1 шт.), НВ-2506 (1 шт.), НВ-318 (4 шт.), блеск для губ «Loreal» (22 шт.), карандаши косметические торговой марки «Misstais» (56шт.)Чехия, «Misstais» (44 шт.)Германия, Экселанс (33 шт.) Чехия, помада «RubyRose» (2 шт.), подводка для глаз торговой марки «TF» (1 шт.), помада «Lankome» (13 шт.).
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Привлечь индивидуального предпринимателя Максимова Дениса Геннадьевича, 04.05.1975 года рождения, уроженца г. Орла, зарегистрированного по адресу: г. Орел, ул. Набережная Дубровинского, д. 96 кв. 158 (свидетельство о государственной регистрации от 14.08.2006 г.) к административной ответственности, предусмотренной п. 1 ст.19.19 КоАП РФ с возложением административного штрафа в размере 4000 руб. с конфискацией предметов административного правонарушения: наборы косметические торговой марки «RubyRose» HB528 РК (1 шт.), НВ-2506 (1 шт.), НВ-318 (4 шт.), блеск для губ «Loreal» (22 шт.), карандаши косметические торговой марки «Misstais» (56шт.)Чехия, «Misstais» (44 шт.)Германия, Экселанс (33 шт.) Чехия, помада «RubyRose» (2 шт.), подводка для глаз торговой марки «TF» (1 шт.), помада «Lankome» (13 шт.).
Административный штраф подлежит перечислению по следующим реквизитам:
Получатель платежа: УФК по Орловской области (Прокуратура Орловской области)
Номер счета получателя платежа :40101810100000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Орловской области
БИК: 045402001
ИНН получателя 5753017683
КПП получателя 575301001
КБК 41511621010010000140
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Девятнадцатый Арбитражный апелляционный суд (г.Воронеж).
Судья В.А. Химичев