Решение по делу № 2-7586/2016 от 04.08.2016

Дело № 2-7586/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 октября 2016 года г. Кызыл

Кызылский городской суд Республики Тыва в составе: председательствующего, судьи Юзеевой Л.Н., при секретаре Кара-Сал У.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению О. к Министерству труда и социальной политики <данные изъяты> о взыскании задолженности по доплате к трудовой пенсии,

с участием истца О., представителя истца А., представителя ответчика Х.,

установил:

О. обратился в суд с вышеуказанным иском (с учетом уточнения) к Министерству труда и социальной политики <данные изъяты>, указав, что <данные изъяты> суд принял решение ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с ответчика задолженности по доплате к пенсии, постановлено взыскать с Министерства труда и социальной политики <данные изъяты> в его пользу <данные изъяты> рублей в счет задолженности по доплате к трудовой пенсии по возрасту, <данные изъяты> рублей в счет уплаты государственной пошлины, <данные изъяты> рублей в счет возмещения судебных расходов на составление иска, обязав Министерство возобновить доплаты к пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ решение суда вступило в законную силу. Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ Министерству отказано в прекращении исполнительного производства. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем исполнительное производство было окончено в связи с фактическим исполнением документа. ДД.ММ.ГГГГ, указанное постановление судебного пристава-исполнителя отменено. ДД.ММ.ГГГГ им получено письмо от ответчика согласно которому ему будет выплачена задолженности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей, поскольку Указа Правительства <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ утратил свою силу в связи с изданием Указа Главы-Председателя Правительства <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ , поэтому для продолжения выплаты доплаты к трудовой пенсии не имеется. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ указанная доплата не была возобновлена. Задолженность по доплате за указанный период составляет <данные изъяты> рублей. Просит взыскать с Министерства труда и социальной политики <данные изъяты> задолженность по доплате к пенсии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> рублей, судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей, и по оплате услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей.

Согласно письменным возражениям на исковое заявление представитель ответчика указала, что Закон <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗРТ «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов <данные изъяты>», Указ Главы <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ «О признании утратившим силу Указа Главы - Председателя Правительства <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ », постановление Правительства <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ «О признании утратившим силу постановления Правительства <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ » вступили в силу в ДД.ММ.ГГГГ, никем не оспорены. Вышеуказанные действия законодателя в полной мере согласуются с позицией Конституционного суда Российской Федерации, выраженной в определении Конституционного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которой законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить и изменять с учетом своих финансовых возможностей порядок и условия предоставления ежемесячных доплат пенсии. При этом не исключается его право изменять размер ежемесячных доплат, в том числе и отменять данные доплаты. Как указал Верховный суд Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ доплата к государственной пенсии не является конституционной гарантией, и иной государственной гарантией, так как устанавливается субъектом Российской Федерации самостоятельно, в связи с наличием дополнительных средств в бюджете субъекта, а не во исполнение требований какого-либо федерального закона. Утратившие силу акты регионального законодательства не представляют право на получение дополнительных доплат пожизненно, то есть бессрочно. В связи с чем, оснований для удовлетворения исковых требований истца не имеется.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу в качестве третьего лица привлечено Министерство финансов <данные изъяты>.

В судебном заседании истец О. и его представитель по ордеру А. иск поддержали в полном объеме по изложенным в нем основаниям.

Представитель Министерства труда и социальной политики <данные изъяты> Х., просила отказать в удовлетворении исковых требований истца, указав на отсутствие оснований для выплаты доплаты к пенсии.

Представитель третьего лица- Министерства финансов <данные изъяты> на судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Выслушав пояснения участвующих лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу пункта «ж» части 1 ст.72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно статье 18 Федерального закона «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» (в редакции от 08 января 1998 года) и статье 24 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 2 марта 2007 года, на муниципального служащего в области пенсионного обеспечения в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предусмотрено, что условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

В соответствии с п.5 ст.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ (в редакции от 03 декабря 2011 года) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.

Статьей 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» определено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Финансирование полномочий, предусмотренное данной статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета. В соответствии с п.2 ст.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов.

Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» регулирование отношений, связанных с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации отнесено к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 5 статьи 1).

Таким образом, субъект Российской Федерации вправе самостоятельно определять круг лиц, подлежащих обеспечению дополнительными мерами социальной поддержки, изменять условия и порядок предоставления таких мер.

Указом Президента <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ (с учетом изменений, внесенных Указом от ДД.ММ.ГГГГ ) установлены некоторые социальные гарантии лицам, замещающим государственные должности <данные изъяты> и государственные должности государственной службы Республики Тыва.

Указом Председателя Правительства <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности <данные изъяты> и должности государственных гражданских служащих <данные изъяты>" установлено, что лица, замещавшие государственные должности <данные изъяты> на постоянной основе не менее одного года и получавшие денежное вознаграждение за счет средств республиканского бюджета <данные изъяты>, освобожденные от должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, имеют право на ежемесячную доплату к государственной пенсии, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».

Пунктом 1 Указа Главы- Председателя Правительства <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности <данные изъяты> и должности государственной гражданской службы <данные изъяты>» установлено, что лица, замещавшие государственные должности <данные изъяты> на постоянной основе не менее десяти лет, имеющие государственные награды Российской Федерации и (или) государственные награды <данные изъяты> и получавшие денежное вознаграждение за счет средств республиканского бюджета <данные изъяты>, освобожденные от должности в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, имеют право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» либо досрочно оформленной в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации».

Поскольку субъект Российской Федерации самостоятельно определяет круг лиц, подлежащих обеспечению дополнительными мерами социальной поддержки, изменяет условия и порядок предоставления таких мер, то вправе принимать в установленном порядке решение об отмене нормативного правового акта, предусматривающего такие меры.

Указом Главы- Председателя Правительства <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности <данные изъяты> и должности государственной гражданской службы <данные изъяты>» регламентирован порядок и условия назначения доплаты к трудовой пенсии, выплачиваемой за счет средств бюджета <данные изъяты>, и одним из обязательных условий для доплаты является наличие определенного стажа, в частности, для истца этот стаж замещения государственных должностей <данные изъяты> должен составлять не менее десяти лет, также необходимо наличие государственных наград Российской Федерации и (или) государственных наград <данные изъяты>.

В силу ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Решением <данные изъяты> суда <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ иск О. к Министерству финансов <данные изъяты>, Министерству труда и социальной политики <данные изъяты> о взыскании задолженности по доплате к пенсии и обязании установить доплату к пенсии удовлетворен. С Министерства труда и социальной политики <данные изъяты> в пользу О. взысканы <данные изъяты> рублей в счет доплаты к трудовой пенсии, <данные изъяты> рублей в счет возмещения судебных расходов на составление иска, <данные изъяты> рублей в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины. Обязвы Министерство возобновить выплату доплаты к трудовой пенсии.

Как следует из определения от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> судом в удовлетворении заявления Министерства труда и социальной политики <данные изъяты> о прекращении исполнительного производства отказано.

Из материалов дела следует, что стаж государственной гражданской службы О. достаточен для установления истцу суммы трудовой пенсии и ежемесячной доплаты.

Вместе с тем, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 5 апреля 2013 года № 7-П «По делу о проверке конституционности абзаца четвертого части первой статьи 6 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Архангельского областного Собрания депутатов», Бюджетный кодекс Российской Федерации, допуская в целом возможность самостоятельного установления расходных обязательств бюджетов публично-правовых образований, предусматривает определенные ограничения в отношении условий и порядка введения новых расходных обязательств бюджетов публично-правовых образований, которые должны соблюдаться. Законодатель субъекта Российской Федерации, реализуя полномочия по установлению тех или иных выплат, обязан соблюдать баланс частных и публичных интересов, в том числе принимать во внимание социально-экономическое положение субъекта Российской Федерации и возможности его бюджета, и при определении размера указанной выплаты руководствоваться положениями бюджетного законодательства Российской Федерации.

Статьей 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.

Из совокупного анализа статей 7 и 8, предусматривающих бюджетные полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, приведенной нормы и статьи 85 (о расходных обязательствах субъекта Российской Федерации) Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что расходная часть каждого уровня бюджета бюджетной системы Российской Федерации формируется строго в соответствии с основными принципами разграничения полномочий между различными уровнями государственной власти и исходя из принципа самостоятельности бюджета.

При этом содержание принципа самостоятельности бюджетов раскрывается в статье 31 названного Кодекса и означает, в том числе недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, реализация принципа самостоятельности бюджетов выражается в недопустимости установления органами государственной власти субъекта Российской Федерации расходных обязательств, исполнение которых не будет обеспечено собственными средствами бюджета субъекта и, как следствие, потребует привлечения средств федерального бюджета. Реализация органом государственной власти субъекта Российской Федерации своих дискреционных полномочий по установлению лицам, замещающим государственные должности субъекта Российской Федерации и должности государственной гражданской службы, дополнительных материальных гарантий напрямую зависит от уровня наполнения бюджета собственными доходами, обеспечивающими возможность самостоятельного исполнения им своих расходных обязательств.

Признание региона дотационным является объективным показателем, указывающим на низкий уровень бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации, не позволяющий ему за счет собственных средств выполнять свои расходные обязательства.

Из содержания статьи 33 Бюджетного кодекса Российской Федерации вытекает, что деятельность органов государственной власти по реализации своих полномочий, связанных с установлением дополнительных мер социальной поддержки, также должна отвечать принципу сбалансированности бюджетов, который в данном случае устанавливает необходимость минимизации размера дефицита бюджета, для достижения соответствия предусмотренных бюджетом расходов суммарному объему доходов.

Федеральный законодатель, регламентируя вопрос об экономической основе деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в абзаце шестом пункта 1 статьи 26.14 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», закрепил право органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществлять расходы на решение вопросов, не отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и не исключенных из компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, только при наличии соответствующих материальных ресурсов и средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением дотаций, субсидий и субвенций из федерального бюджета).

Таким образом, при недостаточности собственных средств бюджета введение оспариваемыми нормами закона новых расходных обязательств, означает, что надлежащее их исполнение будет осуществляться, в том числе и за счет средств федерального бюджета, что не согласуется с положениями бюджетного законодательства и противоречит принципам самостоятельности и сбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Из содержания Законов <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ ВХ-1 «О республиканском бюджете <данные изъяты> на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» и от ДД.ММ.ГГГГ «О республиканском бюджете <данные изъяты> на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», от ДД.ММ.ГГГГ «О республиканском бюджете <данные изъяты> на 2016 год» следует, что размер внутреннего долга <данные изъяты> продолжает быть высоким и во всех случаях превышает запланированный.

В соответствии со ст.130 Бюджетного кодекса РФ и приказами Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (приложение ) и от ДД.ММ.ГГГГ (приложение ) «Об утверждении перечней субъектов Российской Федерации в соответствии с положениями п.5 ст.130 Бюджетного кодекса РФ» <данные изъяты> является высокодотационным регионом.

С учетом этого, Указом Главы - Председателя Правительства <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности <данные изъяты> и должности государственной гражданской службы <данные изъяты>» Указ Председателя Правительства <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих <данные изъяты>» признан утратившим силу.

Кроме этого, вступившим в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ и действующим в настоящее время Указом Главы <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Указ Главы- Председателя Правительства <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ также признан утратившим силу.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ имелись основания для установления и выплаты истцу доплаты к пенсии. После ДД.ММ.ГГГГ оснований для установления доплаты к пенсии в силу приведенных норм законодательства не имеется.

Поэтому доводы истца в части нарушения его прав ответчиком и наличии законных оснований для установления и выплаты доплаты к пенсии государственным служащим <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время являются не состоятельными.

Согласно представленному истцом расчету задолженности по доплате к пенсии, задолженность за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> рублей.

Между тем, представителем ответчика в судебное заседание представлены платежные поручения от ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты>33 рублей в счет задолженности по доплате за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также от ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> рублей, от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> рублей об оплате в общей сумме <данные изъяты> рублей истцу О. в счет задолженности по доплате к пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

При таких обстоятельствах следует признать, что у ответчика отсутствуют задолженности перед истцом по доплате к трудовой пенсии, в связи с чем исковые требования О. к Министерству труда и социальной политике <данные изъяты> удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования О. к Министерству труда и социальной политики <данные изъяты> о взыскании задолженности по доплате к трудовой пенсии, оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский городской суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено- 1 ноября 2016 года.

Судья Л.Н. Юзеева

2-7586/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Оюн В.Ш.
Ответчики
Министерство труда и социальной политики Республики Тыва
Суд
Кызылский городской суд Республики Тыва
Дело на странице суда
kizilskiy-g.tva.sudrf.ru
04.08.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.08.2016Передача материалов судье
08.08.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.08.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.08.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.09.2016Судебное заседание
25.10.2016Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее