п.г.т. Лебяжье 09 июня 2016 года
Судья Советского районного суда Кировской области Куликова Л.Н., при секретаре Бронниковой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства финансов Кировской области на решение мирового судьи судебного участка №22 Советского судебного района Кировской области от 21.04.2016г.
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Лебяжского района Кировской области обратился к мировому судье с иском в интересах Авдеева З.Г. к Министерству финансов Кировской области о взыскании затрат, понесённых медицинским работником по оплате коммунальных услуг, указывая, что Авдеева З.Г. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время Авдеева З.Г. работает в Лебяжской центральной районной больнице. До 01.01.2012г. больница являлась муниципальным учреждением здравоохранения Лебяжского района. В соответствии с распоряжением Департамента здравоохранения Кировской области от 01.12.2012г. №942 МУЗ «Лебяжская ЦРБ» с 01.01.2012г. переименовано в КОГБУЗ «Лебяжская ЦРБ». До 01.01.2005г. Авдеева З.Г. пользовалась правом на предоставление жилого помещения, пользование бесплатным освещением и отоплением. Факт пользования льготами установлен ранее, что подтверждается решением мирового судьи судебного участка №22 от 24.03.2015г. и апелляционным определением Советского районного суда от 04.06.2015г. по предъявленному ранее аналогичному иску.Данные решения имеют преюдициальное значение. В связи с изменением законодательства с 01.01.2005г. предоставление истцу жилищно-коммунальных льгот прекратилось. За период с 01.01.2015г. по 31.12.2015г. истец Авдеева З.Г. за свой счёт оплатила коммунальные услуги за освещение на общую сумму <данные изъяты>. и отопление (покупка дров) на общую сумму <данные изъяты> При этом на основании Закона Кировской области от 03.11.2004г. №267-ЗО истцу частично компенсировались расходы за указанный период на общую сумму 7 536 рублей. Просит взыскать с ответчика за счёт средств казны субъекта РФ «Кировская область» в пользу Авдеева З.Г. затраты, понесённые ею по оплате услуг отопления и освещения за период с 01.01.2015г. по 31.12.2015г. в размере - <данные изъяты>.
Решением мирового судьи судебного участка №22 Советского судебного района Кировской области от 21.04.2016г. исковые требования удовлетворены в полном объёме. Взыскано с Министерства финансов Кировской области за счёт средств казны субъекта Российской Федерации «Кировская область» в пользу Авдеева З.Г. расходы на оплату коммунальных услуг по отоплению и освещению за период с 01.01.2015г. по 31.12.2015г. в размере - <данные изъяты>.
На решение мирового судьи Министерством финансов Кировской области принесена апелляционная жалоба. В обоснование жалобы указано, что установленная Законом Кировской области от 03.11.2004г. №267-ЗО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских поселениях или посёлках городского типа Кировской области» частичная компенсация расходов за наём жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение истцу в спорный период выплачена в полном объёме. Данная частичная компенсация является дополнительной мерой социальной поддержки, и если работник стал её получать за счёт средств областного бюджета с 01.01.2005г., то это не означает, что он имел право на компенсацию расходов в объёме, установленном федеральным законодательством до 01.01.2005г.
Право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в прежнем объёме после 01.01.2005г. сохраняют только те лица, которые пользовались данными коммунальными льготами до 01.01.2005г. (т.е. одновременно: работали и проживали в сельской местности, пользовались льготами).Данные факты должны подтверждаться допустимыми доказательствами. Если гражданин пользовался коммунальными льготами по оплате жилья, это должно подтверждаться документами о начислении платы за жилое помещение и коммунальных услуг и документами о предоставлении льгот по оплате коммунальных услуг, предоставленными уполномоченными лицами, т.е. либо организациями, осуществляющими обслуживание жилых помещений, которыми пользовались истцы, либо местными органами власти.
Кроме того, ранее действующим законодательством данные социальные выплаты осуществлялись за счёт средств федерального бюджета, впоследствии обязанность по их обеспечению перенесена на нижестоящие уровни публичной власти, вместе с тем, с передачей отдельных государственных полномочий гарантированное право субъекта Российской Федерации на компенсацию дополнительных расходов до настоящего времени не урегулировано и финансовые средства не выделяются, следовательно, данные льготы должны предоставляться за счёт средств федерального бюджета. Просит отменить решение мирового судьи судебного участка №22 Советского судебного района Кировской области от 21.04.2016г., отказав в удовлетворении исковых требований и принять по делу новое решение.
В судебное заседание представитель Министерства финансов Кировской области не явился, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Помощник прокурора Лебяжского района Кировской области Антипов Р.В. считает решение мирового судьи судебного участка №22 Советского судебного района Кировской области от 21.04.2016г. законным и обоснованным. Как медицинский работник, проживающий и работающий в посёлке городского типа, Авдеева З.Г. имела и пользовалась правом на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением до 01.01.2005г. Факт пользования льготами установлен ранее, что подтверждается решением мирового судьи судебного участка №22 от 24.03.2015г. и апелляционным определением Советского районного суда от 04.06.2015г. по предъявленному ранее аналогичному иску.Данные решения имеют преюдициальное значение, следовательно, Авдеева З.Г. имеет право на получение компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг с 01.01.2005г. и по настоящее время.
В судебное заседание истец Авдеева З.Г. не явилась, заявила ходатайство о рассмотрении дела без её участия, с апелляционной жалобой не согласна, просит решение мирового судьи оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения прокурора, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, действовавшей в редакции до 01.01.2005г., врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и посёлках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
С 01.01.2005г. согласно пункту 50 статьи 35 Федерального закона от 22.08.2004г. №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» часть 2 статьи 63 Основ законодательства об охране здоровья граждан утратила силу. Одновременно с этим введены части пятая и шестая, в соответствии с которыми установление мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников передано тем властным структурам, в введении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.
В судебном заседании установлено, сторонами это не оспаривается, что истец Авдеева З.Г. проживает в посёлке городского типа, с 01.08.1986г. и по настоящее время работает в Лебяжской районной больнице, с 01.01.2012г. являющейся организацией здравоохранения, находящейся в ведении субъекта Российской Федерации «Кировская область», частичная компенсация расходов по коммунальным услугам за счёт средств областного бюджета за спорный период ею получена на общую сумму 7 536 рублей.
Пунктом 2 статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004г. №122-ФЗ установлено, что при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31.12.2004г.; при изменении после 31.12.2004г. порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объём финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Законом Кировской области от 03.11.2004г. №267-ЗО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских поселениях или поселках городского типа Кировской области» установлены меры социальной поддержки отдельным категориям специалистов в виде частичной компенсации расходов за наем жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение за счет средств областного бюджета. Размер частичной компенсации с 01.07.2014г. составляет 628 рублей ежемесячно.
Доводы Министерства финансов Кировской области о том, что ранее действующим законодательством указанной категории граждан социальные выплаты в денежной форме за наем жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение не предоставлялись, и законом Кировской области №267-ЗО установлена система мер социальной поддержки этих лиц, которая не носит компенсационного характера в отношении ранее предоставляемых льгот, в нём отсутствует указание на компенсацию ранее действующих льгот, а путём выплаты ежемесячной частичной компенсации расходов истцу обязательство субъекта РФ - Кировская область перед ней выполнены в полном объёме, судом апелляционной инстанции отклоняется по следующим основаниям.
В силу статьи 63 Основ законодательства об охране здоровья граждан, действовавшей в редакции до 01.01.2005г., за медицинскими работниками закреплялось право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в сельской местности и посёлках городского типа. Таким образом, федеральным законодательством для указанной категории работников устанавливалась льгота в натуральной форме.
Законом Кировской области №267-ЗО льгота в натуральной форме для медицинских работников не предусмотрена, фактически она заменена частичной денежной компенсацией.
Однако, абзацем 4 преамбулы Федерального закона от 22.08.2004г. №122-ФЗ для субъекта Российской Федерации, в том числе, установлены требования о необходимости при замене льгот в натуральной форме на денежную компенсацию соблюдения условий о сохранении ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан. Абзацем 8 преамбулы определено, что нормы данного Федерального закона должны реализовываться в соответствии с положениями, закреплёнными в преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина.
Вместе с тем, частичный характер возмещения расходов за наем жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение для отдельных категорий специалистов, проживающих в сельских поселениях или посёлках городского типа, установленный Законом Кировской области №267-ЗО, свидетельствует о снижении уровня социальной поддержки указанных специалистов и ухудшении их положения, а, следовательно, не освобождает ответчика от обязанности компенсировать расходы истца по оплате коммунальных услуг в полном объёме.
Суд апелляционной инстанции также находит несостоятельными доводы подателя жалобы о том, что допустимых доказательств пользования истцом до 01.01.2005г. мерами социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения с отоплением и освещением суду не представлено и, следовательно, истец не вправе получать данную льготу.
Из материалов дела следует, что с 01.08.1986г. Авдеева З.Г. работает в Лебяжской центральной районной больнице пгт. Лебяжье в должности врача-стоматолога. Истец проживает и зарегистрирована по адресу: <адрес> в доме с печным отоплением, что подтверждается справкой МКУ администрация Лебяжского городского поселения Лебяжского района от 03.02.2016г. №.
Решением мирового судьи от 24.03.2015г. и апелляционным определением от 04.06.2015г. установлен и доказан факт пользования истцом льготами на предоставление жилищно-коммунальных услуг до 01.01.2005г. Данные судебные акты имеют преюдициальное значение при разрешении настоящего спора.
Суд апелляционной инстанции полагает установленным факт пользования истцом льготой по оплате за коммунальные услуги и освещение до 01.01.2005г. на основании действующего в то время законодательства, право пользования которой сохраняется за ней и после 01.01.2005г. Вместе с тем, истец в настоящее время получает лишь частичную компенсацию расходов по оплате коммунальных услуг.
В суде первой инстанции верно установлено и сторонами это не оспаривается, что истцом понесены затраты по оплате коммунальных услуг в виде освещения и отопления жилого помещения за период с 01.01.2015г. по 31.12.2015г. в размере <данные изъяты>, частичная компенсация за указанный период выплачена истцу в размере 7 536 рублей.
В материалах дела имеется расчёт понесённых истцом расходов по оплате жилого помещения с отоплением и освещением, согласно которому в период с 01.01.2015г. по 31.12.2015г. истцом Авдеева З.Г. оплачены расходы за электроэнергию в размере <данные изъяты>., а также произведена оплата услуг отопления (приобретение дров) в размере <данные изъяты> Фактические затраты Авдеева З.Г. по оплате коммунальных услуг электроэнергии и отопления составили <данные изъяты>. (<данные изъяты>. + <данные изъяты>. - 7 536 руб. = <данные изъяты>.).
Расчёт суммы подлежащей возмещению, произведенный истцом и принятый судом, в жалобе ответчиком не оспаривается.
В соответствии с распоряжением Департамента здравоохранения Кировской области от 01.12.2012г. №942 муниципальное учреждение здравоохранения «Лебяжская центральная районная больница» переименовано в Кировское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Лебяжская центральная районная больница». Учредителем и собственником имущества учреждения является Кировская область.
Согласно Постановлению Правительства Кировской области от 24.09.2008г. №147/401 «Об утверждении Положения о департаменте финансов Кировской области», которое действовало в период спорных правоотношений, департамент финансов Кировской области является органом исполнительной власти Кировской области межотраслевой компетенции, обеспечивающим проведение финансовой, бюджетной, налоговой политики на территории области и координирующим деятельность в указанной сфере иных органон исполнительной власти Кировской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Кировской области (п. 1.1).
Постановлением Правительства Кировской области от 17.03.2015г. №29/150 департамент финансов Кировской области переименован в министерство финансов Кировской области.
Постановлением Правительства Кировской области 24.06.2015г. №44/316 утверждено Положение о министерстве финансов Кировской области, в котором также отражены эти полномочия.
При таких обстоятельствах мировой судья пришёл к правильному выводу о возложении обязанности компенсировать истцу, как медицинскому работнику учреждения здравоохранения, которое в настоящее время находится в ведении субъекта Российской Федерации, проживающему и работающему в посёлке городского типа, понесённые расходы по оплате коммунальных услуг, за вычетом сумм частичных компенсаций на Министерство финансов Кировской области, который и является надлежащим ответчиком.
Доводы жалобы о том, что в связи с недостаточностью собственных средств бюджета Кировской области для финансирования медицинским работникам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, финансирование должно производится за счёт субвенций из федерального бюджета, а, следовательно, и взыскание должно осуществляться с Российской Федерации, суд апелляционной инстанции находит несостоятельными, поскольку предоставление мер социальной поддержки не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий и не может повлечь нарушение прав указанной категории граждан.
В соответствии с принципами, установленными пунктом 2 статьи 153 Федерального закона №122-ФЗ, и правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в определении от 03.02.2010г. №136-О-П, постановлениях от 16.12.1997г. №20-П, от 24.05.2001г. №8-П, от 19.06.2002г. №11-П, от 23.04.2004г. №9-П, определениях от 04.12.2003г. №415-О, от 15.02.2005г. №17-О, от 01.12.2005г. №521-О, мировой судья пришёл к обоснованному выводу о возложении на ответчика обязанности компенсировать медицинскому работнику системы здравоохранения Кировской области, проживающему и работающему в посёлке городского типа, расходы, понесённые в связи с оплатой отопления и освещения своего жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы Министерства финансов Кировской области повторяют его позицию, изложенную при рассмотрении дела в первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом, влияли бы на обоснованность и законность принятого решения, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы об отмене решения мирового судьи, доводы которой проверены в полном объёме, но не могут быть учтены, как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 198, 328, 329 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение мирового судьи судебного участка №22 Советского судебного района Кировской области от 21.04.2016г. по иску прокурора Лебяжского района Кировской области в интересах Авдеева З.Г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Кировской области - без удовлетворения.
Определение суда вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья Куликова Л.Н.