<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 февраля 2016 года город Ангарск
Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Леоновой И.Н., при секретаре Ненашевой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-930/2016 по исковому заявлению Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области в городе Ангарске и Ангарском районе, в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №» о понуждении к совершению действий по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства РФ,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области в городе Ангарске и Ангарском районе, действующий в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №» о понуждении к совершению действий по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства РФ.
В обоснование искового заявления, уточнив требования иска в порядке ст.39 ГПК РФ, истец указал, что в ходе проведенной плановой проверки в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №» были выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации.
По результатам проверки составлен акт Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области в г. Ангарске и Ангарском районе в отношении МБОУ «СОШ №», согласно которому выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации и выдано предписание № 2/117 от 08.06.2015г. должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, требования которых не исполнены в полном объеме.
Внеплановая выездная проверка в отношении МБОУ «СОШ №» проведена с целью проверки выполнения предписания № 2/117 от 08.06.2015г. должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Выполнению подлежали п.п. 1, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 12, с 14 по 22, с 25 по 28, 30, с 32 по 38, с 40 по 53, с 55 по 75 срок исполнения, которых истек 01.09.2015 года.
На 02.09.2015 г. МБОУ «СОШ №» не обеспечило выполнение предписания № 2/117 от 08.06.2015 г.: п.п. 36, 37, 38, 44, 46, 47, 51.
Предписание № 2/117 от 06.08.2015 г. не выполнено в срок, в полном объеме, а именно не выполнены п.п. 1, 10, 11, 36, 37, 38, 46 предписания № 2/117 от 08.06.2015 г. в срок до 01.09.2015 г., что является нарушением ст.11, ч.1 ст.28 Федерального Закона 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; пп. 3.8, 4.9, 5.1, 10.1, 7.2.10, СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; п. 9.6 СанПиН 2.2.2./2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».
По результатам внеплановой проверки составлен акт № 310 от 11.11.2015 г. По факту невыполнения предписания в отношении МБОУ «СОШ №» составлен протокол № ЮЛ-437/15-16-02 об административном правонарушении от 13.11.2015 г. по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ и направлен для рассмотрения мировому судье судебного участка № 26 г. Ангарска и Ангарского района.
Постановлением от 01.12.2015 г. мирового судьи судебного участка № 26 г. Ангарска и Ангарского района МБОУ «СОШ №» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.5. ч. 1 КоАП РФ.
В силу ч. 4 ст. 4.1 КоАП РФ назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.
Вместе с тем, МБОУ «СОШ №» не исполняет свои обязанности по выполнению предписания № 2/117 от 08.06.2015 г.
Уточняя требования к ответчику, истец просил обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №», обеспечить восстановление целостности асфальтового покрытия въездов на территорию, дорожек к хозяйственным постройкам, к площадкам для мусоросборников в соответствии с требованиями п. 3.8 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» в срок до 01.08.2016г.; привести количество рабочих мест для обучающихся в соответствие с проектной вместимостью общеобразовательного учреждения в соответствии с требованиями пп. 4.9, 5.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» в срок до 01.08.2016г.; обеспечить наполняемость классов учащимися в соответствие с требованиями п. 10.1. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» в срок до 01.08.2016г.; обеспечить сбор и хранение неисправных, перегоревших люминесцентных ламп в соответствии с требованиями п. 7.2.10 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» в срок до 01.08.2016г.; производить комплектацию учащихся в школе в соответствии с имеющейся площадью учебных кабинетов: не менее 2,5 м2 на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий; - не менее - 3,5 м? на 1 обучающегося при организации групповых формах работы и индивидуальных занятий, в соответствии с требованиями п.п. 4.9, 5.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» в срок до 01.08.2016г.; обеспечить наполняемость классов в соответствии с требованиями п. 10.1. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» в срок до 01.08.2016г.; оборудовать кабинеты информатики рабочими стульями в соответствии с п. 9.6 СанПиН 2.2.2./2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» в срок до 01.08.2016г.
Представитель истца Галкина Ю.М., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала заявленные требования уточнённого иска, настаивала на его удовлетворении. Пояснения дала аналогично доводам иска.
Представитель ответчика Дубинина Л.Н., действующая на основании прав по должности, в судебном заседании возражала против заявленных исковых требований. Суду пояснила, что они наполнят классы больше положенной нормы, поскольку на территории, прилегающей к школе, проживает много ребят. Данные дети прикреплены к школе по месту жительства и отказать им в приеме в школу они не имеют право. Наполняемость класса по требованиям санитарных норм 19-20 человек, сейчас у них наполняемость 25 человек. Они не могут сделать классы по нормативам, которым требует Роспотребнадзор. Своими силами школа не в состоянии заасфальтировать территорию, данные работы очень затратные и не могут быть выполнены к 01.09.2016г. В школе два двора, работа очень объемная, самостоятельно выполнить работу по асфальтированию школа не в состоянии. В Управлении образования просили выделить денежные средства, но в связи с кризисной ситуацией в стране финансирования нет.
Третье лицо Управление образования администрации Ангарского городского округа извещено о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя не направило.
Суд, изучив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Согласно п. 11 Положения о территориальном отделе Управления Федеральной службы по надзору сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области в г.Ангарске и Ангарском районе, утвержденного приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области от 03.12.2012 г. № 562, начальник территориального отдела является главным государственным санитарным врачом по г.Ангарску и Ангарскому району.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и ст.46 ГПК РФ Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области в г.Ангарске и Ангарском районе обоснованно обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц.
Согласно ч.1, ч.3 ст.51 Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
Судом установлено, что в ходе плановой выездной проверки проведённой территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области в г. Ангарске и Ангарском районе в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №» были выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации. По результатам проверки составлен акт № 127 от 08.06.2015г. и выдано предписание № 2/117 от 08.06.2015г. должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Внеплановая выездная проверка в МБОУ «СОШ № 14» проведена с целью исполнения ответчиком предписания № 2/117 от 08.06.2015г. должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Выполнению подлежали п.п. 1, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 12, с 14 по 22, с 25 по 28, 30, с 32 по 38, с 40 по 53, с 55 по 75, срок исполнения которых истек 01.09.2015 года.
Как установлено, на момент проверки 02.09.2015 г. МБОУ «СОШ №» не обеспечило выполнение пунктов 36, 37, 38, 44, 46, 47, 51 предписания № 2/117 от 08.06.2015 г.
В п. 51 было предписано отремонтировать санитарно-техническое оборудование (унитазы) в туалетах для девочек и мальчиков в соответствии с требованиями п. 4.25. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее СанПиН 2.4.2.2821-10).
Частично выполнен. На момент проверки санитарно-техническое оборудование (унитазы) в туалете для девочек в исправном состоянии.
На момент проверки установлено, что в туалете для мальчиков 2 унитаза в неисправном состоянии. Один унитаз имеет сколы, на втором унитазе установлено вытекание воды на пол из под соединительной муфты в месте соединения унитаза и канализационной трубы, что не соответствует требованиям п. 4.25. СанПиН 2.4.2.2821-10.
По сообщению директора МБДОУ «СОШ №» Дубининой Л.Н. (вх. № 2/219 от 26.01.2016г.), согласно акту сдачи-приёмки выполненных работ и оказанных услуг по договору № 25/01-2015 от 31.12.2014 г. ООО «ЭлитаПлюс» произведён демонтаж унитаза и компакт бачка, монтаж унитаза и компакт бачка, и ремонт унитаза.
Данные обстоятельства подтверждаются представленным в материалы дела актом выполненных работ и оказания услуг от 04.11.2015 года.
В п. 36 предписано обеспечить сбор и хранение неисправных, перегоревших люминесцентных ламп в соответствии с требованиями п. 7.2.10 СанПиН 2.4.2.2821-10.
На момент проверки истцом школы данный пункт не выполнен. Неисправные и исправные, перегоревшие люминесцентные лампы складируются навалом без использования контейнера в складском помещении 1 этажа здания МБОУ «СОШ №», а так же в складском помещении, расположенном на территории МБОУ «СОШ №» по адресу..., контейнер для сбора перегоревших люминесцентных ламп отсутствует, что противоречит п. 7.2.10 СанПиН 2.4.2.2821-10.
По сообщению директора МБДОУ «СОШ №» Дубининой Л.Н. (вх. № от 26.01.2016г.) данный пункт предписания № 2/117 от 08.06.2015 г. выполнен частично: для хранения неисправных, перегоревших люминесцентных ламп выделено помещение. Запрошен счёт для приобретения контейнера.
Кроме того, ответчиком представлен в материалы дела счет на оплату №59 от 26.01.2016 года о приобретении контейнера для люминесцентных ртутьсодержащих, ртутных ламп (450х1000 мм) с чехлом.
Таким образом, суд полагает, что пункт 36 предписания № 2/117 от 08.06.2015 г. ответчиком исполнен в срок в полном объёме. В связи с чем в данной части требований истцу следует отказать.
В п. 37 предписано производить комплектацию учащихся в МБОУ «СОШ №» в соответствии с имеющейся площадью учебных кабинетов: не менее 2,5 м2 на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий; - не менее - 3,5 м? на 1 обучающегося при организации групповых формах работы и индивидуальных занятий, в соответствии с требованиями п.п. 4.9, 5.1 СанПиН 2.4.2.2821-10.
Данный пункт на момент рассмотрения дела не выполнен в полном объеме. Количество рабочих мест для обучающихся детей в МБОУ «СОШ №», по адресу: ..., превышает вместимость общеобразовательного учреждения, предусмотренной проектом, по которому построено здание, а именно: площадь учебных кабинетов составляет 47,4 – 67,8 кв.м., т.е. количество учащихся при фронтальных формах занятий не должна превышать 19-25 человек в классе, однако, на момент проверки установлено: в учебном кабинете 4а класса, общей площадью 49,2 кв.м, обучается 28 учеников, на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий приходится 1,8 кв.м при норме 2,5 кв.м, в учебном кабинете 4б класса, общей площадью 49,2 кв.м, обучается 28 учеников, на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий приходится 1,8 кв.м при норме 2,5 кв.м, учебном кабинете 4в класса, общей площадью 48,8 кв.м, обучается 27 учеников, на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий приходится 1,8 кв.м при норме 2,5 кв.м, что не соответствует п.п. 4.9, 5.1. СанПиН 2.4.2.2821-10.
В п. 38 предписано ответчику обеспечить наполняемость классов в количестве не более 25 человек в классе, в соответствии с требованиями п. 10.1. СанПиН 2.4.2.2821-10.
Данный пункт также не выполнен. Количество учащихся в части классах (4а, 4б, 4в, 5а, 5б, 5в, 6а, 6б, 6в) превышает 25 человек, что не соответствует п. 10.1. СанПиН 2.4.2.2821-10.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.11.2015 г. N 81 внесены изменения N 3 в санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях", а именно, в пункте 10.1 абзац второй изложен в следующей редакции:
- количество учащихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в учебных помещениях, в том числе удаленности мест для занятий от светонесущей стены, требований к естественному и искусственному освещению. При наличии необходимых условий и средств для обучения возможно деление классов по учебным предметам на группы.
Таким образом, из расчёта соблюдения норм площади на одного обучающегося ребёнка: в учебных кабинетах 4а, 4б классов (общая площадь каждого по 49,2 кв.м ) должно заниматься 19 человек; в учебном кабинете 4в класса (общая площадь 48.8 кв.м.) должно заниматься 19 человек.
В п 44 предписано обеспечить расстановку оборудования в слесарных и столярных мастерских в соответствии с требованиями п. 5.10. СанПиН 2.4.2.2821-10.
В ходе проверки установлено, что в слесарных мастерских левостороннее освещение с параллельным расположением верстаков к светонесущей стене, столярные мастерские оборудованы верстаками, расставленными параллельно светонесущей стене, что противоречит требованиям п. 5.10. СанПиН 2.4.2.2821-10.
По сообщению директора МБДОУ «СОШ №» Дубининой Л.Н. (вх. № 2/219 от 26.01.2016г.) данный пункт предписания № 2/117 от 08.06.2015 г. выполнен, что подтверждается представленными фотоматериалами.
В п. 46 предписано ответчику оборудовать кабинеты информатики рабочими стульями в соответствии с п.п. 5.2, 5.3 СанПиН 2.4.2.2821-10, п.п. 9.6, 9.7 СанПиН 2.2.2./2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» (далее СанПиН 2.2.2./2.4.1340-03).
Данный пункт не выполнен на момент рассмотрения дела. Конструкция рабочих стульев, установленных в кабинетах информатики МБОУ «СОШ №» не обеспечивает поддержание рациональной рабочей позы при работе на ПЭВМ, и не позволяет изменять позу с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утомления, данные стулья не регулируются в соответствии с росто-возрастными особенностями обучающихся, что не соответствует требованиям п. 9.6 СанПиН 2.2.2./2.4.1340-03. Это следует и из представленных в дело фотографий.
В п. 47 предписано ответчику оборудовать кабинет приема медицинской мебелью (стол), в соответствии с требованиями п. 8.8 главы I СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».
По сообщению директора МБДОУ «СОШ №» Дубининой Л.Н. (вх. № от 26.01.2016г.) пункт 47 предписания № 2/117 от 08.06.2015 г. выполнен.
Предоставлены в дело фотоматериалы и сертификат соответствия № 1479782, срок действия с 08.12.2014 г. по 08.12.2017 г., на плиты древесно-стружечные, облицованные пленками на основе термореактивных полимеров; счёт № 185 от 10.11.2015 г.; счёт – фактуру № 145 от 16.11.2015г.; товарную накладную № 145 от 16.11.2015 г.; акт № 145 от 16.11.2015 г. на выполнение работ — услуг.
Суд полагает, что данный пункт выполнен ответчиком. На момент проверки установлено, что в медицинском кабинете установлен стол, в соответствии с требованиями п. 8.8 главы I СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», что подтверждается представленным суду сертификатом соответствия.
Кроме того, 02.09.2015 г. установлено, что МБДОУ «СОШ №» не обеспечило выполнение пунктов п.п. 1, 10, 11, 17, 25, 26 предписания № 2/117 от 08.06.2015 г.
В п. 25 предписано было не допускать использование столовой посуды деформированной, с отбитыми краями, трещинами, сколами, столовых приборов из алюминия в соответствии с требованиями п. 4.12 СанПиН 2.4.2409-08.
В ходе рассмотрения дела данный пункт ответчиком исполнен: использование столовых приборов из алюминия на пищеблоке не установлено, для организации питания детей не используются тарелки со сколами, отбитыми краями, что соответствует требованиям п. 4.12 СанПиН 2.4.5.2409-08.
По сообщению директора МБДОУ «СОШ №» Дубининой Л.Н. (вх. № 2/219 от 26.01.2016г.) пункт 25 предписания № 2/117 от 08.06.2015 г. выполнен. Что также подтверждается представленными в дело кассовыми чеками и товарной накладной на приобретение тарелок, ложек столовых, кастрюль.
Как следует из иска ответчик не обеспечил выполнение пунктов предписания № 2/117 от 08.06.2015 года., а именно:
- в п.1 предписано ответчику обеспечить восстановление целостности асфальтового покрытия въездов на территорию, дорожек к хозяйственным постройкам, к площадкам для мусоросборников в соответствии с требованиями п. 3.8 СанПиН 2.4.2.2821-10.
Данный пункт ответчиком действительно не выполнен, что им не оспаривается. Въезды на территорию, дорожки к хозяйственным постройкам, к площадкам для мусоросборников покрыты асфальтом, целостность которого частично нарушена, имеются многочисленные трещины и единичные провалы асфальтового покрытия, что не соответствует п. 3.8 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Согласно извещению ответчика от 25.01.2016 года за №28, данное мероприятие запланировано провести до 01.09.2016 года, направлено ответчиком письмо в Управление образования АГО 03.07.2015 года о финансировании это мероприятия.
В п. 10 предписано привести количество рабочих мест для обучающихся в соответствие с проектной вместимостью общеобразовательного учреждения в соответствии с требованиями пп. 4.9, 5.1 СанПиН 2.4.2.2821-10.
Не выполнен данный пункт на момент рассмотрения дела, что подтверждается ответчиком. Количество рабочих мест для обучающихся превышает вместимость общеобразовательного учреждения, предусмотренной проектом, по которому построено здание, а именно: площадь учебных кабинетов составляет 49,6 – 50,0 кв.м., т.е. количество учащихся при фронтальных формах занятий не должна превышать 20 человек в классе, однако, на момент проверки установлено: в учебном кабинете 1б класса, общей площадью 49,7 кв.м, обучается 25 учеников, на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий приходится 2,0 кв.м при норме 2,5 кв.м, в учебном кабинете 1в класса, общей площадью 49,8 кв.м, обучается 26 учеников, на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий приходится 1,9 кв.м при норме 2,5 кв.м, в учебном кабинете 3б класса, общей площадью 49,8 кв.м, обучается 25 учеников, на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий приходится 2,0 кв.м при норме 2,5 кв.м, в учебном кабинете 3в класса, общей площадью 49,8 кв.м, обучается 25 ученика, на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий приходится 2,0 кв.м при норме 2,5 кв.м, в учебном кабинете 2а класса, общей площадью 49,7 кв.м, обучается 28 учеников, на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий приходится 1,8 кв.м при норме 2,5 кв.м, в учебном кабинете 3г класса, общей площадью 49,6 кв.м, обучается 25 учеников, на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий приходится 2,0 кв.м при норме 2,5 кв.м, в учебном кабинете 1а класса, общей площадью 49,8 кв.м, обучается 25 учеников, на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий приходится 2,0 кв.м при норме 2,5 кв.м, в учебном кабинете 2б класса, общей площадью 49,8 кв.м, обучается 28 учеников, на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий приходится 1,8 кв.м при норме 2,5 кв.м, в учебном кабинете 2в класса, общей площадью 49,8 кв.м, обучается 28 учеников, на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий приходится 1,8 кв.м при норме 2,5 кв.м, в учебном кабинете 3а класса, общей площадью 50,0 кв.м, обучается 25 учеников, на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий приходится 2,0 кв.м при норме 2,5 кв.м, что не соответствует п.п. 4.9, 5.1. СанПиН 2.4.2.2821-10.
В п. 11 предписано ответчику обеспечить наполняемость классов учащимися в соответствие с требованиями п. 10.1. СанПиН 2.4.2.2821-10.
Не выполнен данный пункт предписания. Количество учащихся МБОУ «СОШ №» в каждом классе 1в, 2а, 2б, 2в, составляет от 26 до 28 человек, что не соответствует требованиям п. 10.1. СанПиН 2.4.2.2821-10.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.11.2015 г. N 81 внесены изменения N 3 в санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях, а именно, в пункте 10.1 абзац второй изложено в следующей редакции:
- количество учащихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в учебных помещениях, в том числе удаленности мест для занятий от светонесущей стены, требований к естественному и искусственному освещению. При наличии необходимых условий и средств для обучения возможно деление классов по учебным предметам на группы.
Таким образом, из расчёта соблюдения норм площади на одного обучающегося ребёнка: в учебных кабинетах 1в, 2б, 2в классов (общая площадь каждого по 49,8 кв.м) должно заниматься 19 человек; в учебном кабинете 2а класса (общая площадь 49,7 кв.м.) должно заниматься 19 человек.
В п.17 предписано обеспечить маркировку ёмкости для приготовления рабочего раствора дезинфекционного средства в соответствии с требованиями п. 4.1.5. СП 3.5.1378-03.
На момент проверки не был выполнен данный пункт предписания. На ёмкости с дезинфекционным средством «Жавельон» не указано назначение дезинфицирующего средства и дата предельного срока годности рабочего раствора, что не соответствует требованиям п. 4.1.5. СП 3.5.1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности".
По сообщению директора МБДОУ «СОШ №» Дубининой Л.Н. (вх. № 2/219 от 26.01.2016г.) пункт 17 предписания № 2/117 от 08.06.2015 г. данный пункт предписания выполнен. Предоставлены фотоматериалы в дело.
Кроме того, суду представлены акты о выполнении работ, предписанных ответчику истцом в предписании, что истцом не оспорено.
Пункт 26 предписывает ответчику не допускать наличие насекомых (тараканов) в образовательном учреждении, своевременно проводить дезинфекцию в соответствии с требованиями п. 12.1. СП 2.3.6.1079-01, а также 12.17 СанПиН 2.4.2.2821-10.
Данный пункт на момент проверки не был выполнен ответчиком.
Согласно акту № 510/110Б обследования/исследования объекта на наличие синантропных насекомых от 27.10.2015г., выданному врачом отдела санитарно-эпидемиологических экспертиз филиала Федерального Бюджетного Учреждения Здравоохранения «Центр Гигиены и эпидемиологии» в г. Ангарске и Ангарском районе Шабановым Е.С., время начала обследования/исследования 22.10.2015г. с 14 час. 00 мин. и до 14 час. 30 мин., время окончания обследования/исследования 26.10.2015г. с 14 час. 30 мин. и до 15 час. 00мин. установлено, что на клеевой ловушке в горячем цехе, под варочным котлом обнаружена 1 особь бытовых членистоногих тараканов; на клеевой ловушке в горячем цехе, под радиатором отопления обнаружена 1 особь бытовых членистоногих тараканов, что не соответствует требованиям п. 12.1. СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», а также п. 12.17 СанПиН 2.4.2.2821-10 и п. 3.3. СанПиН 3.5.2.1376-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих». Акт № 510/110б от 27.10.2015 года прилагается.
По сообщению директора МБДОУ «СОШ №» Дубининой Л.Н. (вх. № 2/219 от 26.01.2016г.) пункт 26 предписания № 2/117 от 08.06.2015 г. выполнен.
Предоставлены в материалы дела: справка ИП Ладейщиков А.Ю. б/н от 21.11.2015г. о проведении дезинфекции; акт № 594-а от 30.11.2015 г. сдачи-приёмки работ (услуг) о проведенных мероприятиях с целью контроля численности членистоногих.
В связи с чем в данной части требований ответчиком исполнено предписание.
Таким образом, предписание № 2/117 от 06.08.2015 г. не выполнено в срок, в полном объеме, а именно не выполнен в части указанных выше пунктов, что является нарушением ст.11, ч.1 ст.28 Федерального Закона 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; пп. 3.8, 4.9, 5.1, 10.1, 7.2.10, СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; п. 9.6 СанПиН 2.2.2./2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».
По результатам внеплановой проверки составлен акт № 310 от 11.11.2015 г.
По факту невыполнения предписания в отношении МБОУ «СОШ №» составлен протокол № ЮЛ-437/15-16-02 об административном правонарушении от 13.11.2015 г. по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ и направлен для рассмотрения мировому судье судебного участка № 26 г. Ангарска и Ангарского района.
Санкция ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 26 г. Ангарска и Ангарского района от 01.12.2015г. МБОУ «СОШ №» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.5. ч. 1 КоАП РФ.
Вместе с тем, согласно ч. 4 ст. 4.1 КоАП РФ назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.
Пунктом 4 ч.1 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся организация предоставления общего образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации.
Пунктом 5 ч.1 ст. 8 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации.
В силу п.6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду принят Федеральный закон от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Статьей 11 Федерального закона № 52-ФЗ закреплено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.
Согласно ч. 3 ст. 20 Федерального закона № 52-ФЗ в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Частью 3 статьи 39 Федерального закона № 52-ФЗ разъяснено, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
МБОУ «СОШ №» является юридическим лицом, осуществляющим в соответствии с выпиской из ЕГРЮП основные виды деятельности: основное общее образование.
Таким образом, МБОУ «СОШ №» обязано соблюдать требования санитарно – эпидемиологического законодательства Российской Федерации в связи с осуществляемой им деятельностью.
В силу п.6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с требованиями п.3 ч.4 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают, соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Пунктом 5 ч.1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Статьей 45 Конституции Российской Федерации гарантируется защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Выявленные в ходе проверки нарушения ставят в незащищенное состояние жизнь, здоровье и имущество лиц, в том числе несовершеннолетних воспитанников и не гарантирует защиты их прав и законных интересов.
При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в указанной выше части.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области в городе Ангарске и Ангарском районе, в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №» о понуждении к совершению действий по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства РФ удовлетворить частично.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №», расположенное по адресу ..., обеспечить восстановление целостности асфальтового покрытия въездов на территорию, дорожек к хозяйственным постройкам, к площадкам для мусоросборников в соответствии с требованиями п. 3.8 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» в срок до 01.08.2016г. Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №», расположенное по адресу ..., привести количество рабочих мест для обучающихся в соответствие с проектной вместимостью общеобразовательного учреждения в соответствии с требованиями пп. 4.9, 5.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» в срок до 01.08.2016г.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №», расположенное по адресу ..., ..., обеспечить наполняемость классов учащимися в соответствие с требованиями п. 10.1. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» в срок до 01.08.2016г.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №», расположенное по адресу ..., ..., оборудовать кабинеты информатики рабочими стульями в соответствии с п. 9.6 СанПиН 2.2.2./2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» в срок до 01.08.2016г.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №», расположенное по адресу ..., ..., производить комплектацию учащихся в школе в соответствии с имеющейся площадью учебных кабинетов: не менее 2,5 м2 на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий; - не менее - 3,5 м? на 1 обучающегося при организации групповых формах работы и индивидуальных занятий, в соответствии с требованиями п.п. 4.9, 5.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» в срок до 01.08.2016г.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №», расположенное по адресу ..., ..., обеспечить наполняемость классов учащимися в соответствие с требованиями п. 10.1. СанПиН 2.**-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» в срок до 01.08.2016г.
В удовлетворении исковых требований о возложении обязанности на Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №», расположенное по адресу ... обеспечить сбор и хранение неисправных, перегоревших люминесцентных ламп в соответствии с требованиями п. 7.2.10 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» в срок до 01.08.2016г. - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения, то есть с 15 февраля 2016 года.
Судья
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>