<...>
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 марта 2015 года гор. Петропавловск-Камчатский
35 гарнизонный военный суд в лице председательствующего судьи Михеева Д.В., при секретаре судебного заседания Початковой В.В., с участием заявителя Василькова С.М., его представителя Макарьева В.Ф. и представителя командира <...> (далее – 5 ОАО) Мартынюка С.Б., в открытом судебном заседании в расположении военного суда, рассмотрев дело по заявлению военнослужащего 5 ОАО <...> Василькова С.М. об оспаривании решения жилищной комиссии 5 ОАО от 4 февраля 2015 года о снятии супруги Василькова С.М. с учета нуждающихся в получении жилых помещений в избранном месте жительства – городе Санкт-Петербурге,
установил:
Заявитель Васильков проходит военную службу, продолжительность которой составляет более 17 лет, по контракту, в 5 ОАО, проживая в городе Елизово Камчатского края, и подлежит увольнению с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями (далее – ОШМ) с сентября 2013 года.
По месту прохождения военной службы в городе Елизово Камчатского края Васильков и его супруга обеспечены служебным жилым помещением, предоставленным заявителю в январе 2012 года в связи с прохождением им военной службы.
Решением жилищной комиссии 5 ОАО от 4 февраля 2015 года супруга заявителя Василькова С.В. снята, как член его семьи, с учета нуждающихся в жилом помещении в избранном месте жительства городе Санкт-Петербурге, на который она была поставлена вместе с Васильковым решением этой же комиссии от 5 ноября 2013 года.
Данное решение о снятии с учета принято со ссылкой на ст. 53 и подпункт 6 п. 1 ст. 56 ЖК РФ в связи с установлением жилищной комиссией факта продажи Васильковой С.В. в декабре 2010 года двухкомнатной квартиры, находящейся по адресу: <адрес>, общей площадью 46,8 кв. м, которая находилась в ее собственности с января 2004 года по декабрь 2010 года, как переданная Васильковой С.В. в порядке приватизации, в которую она была вселена в 1996 году как внучка нанимателя Кузьминой З.И. и которая была предоставлена последней исполнительным комитетом Усть-Камчатского поселкового Совета народных депутатов Камчатской области в 1989 году.
Васильков просит суд признать незаконным указанное решение жилищной комиссии о снятии с учета нуждающихся в жилом помещении его супруги с возложением обязанности на жилищную комиссию по его отмене и восстановлению Васильковой С.В. на этом учете.
В обоснование данных требований заявитель ссылается на приведенные выше обстоятельства, а также на то, что указанные действия по продаже квартиры Василькова С.В. совершила до вступления с ним в марте 2012 года в брак.
Представитель командира 5 ОАО Мартынюк С.Б, в судебном заседании, а председатель жилищной комиссии 5 ОАО Батанов А.А., в своих письменных возражениях от 17 марта 2015 года, заявленных требований не признали, сославшись на приведенные выше обстоятельства, а также на то, что жилищная комиссия, вопреки имеющейся у нее обязанности истребовать сведения, указанные в п.п. «а» и «б» п. 3.1 ФСБ РФ от 24 октября 2011 года № 590, относительно имевшегося ранее у Васильковой С.В. в собственности жилого помещения, данную обязанность своевременно не выполнила.
Выслушав объяснения сторон, исследовав представленные доказательства и оценив их в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Вышеизложенные обстоятельства прохождения Васильковым военной службы, его обеспеченности и обеспеченности его супруги жилыми помещениями в городе Елизово и поселке Усть-Камчатск, помимо письменных и устных объяснений сторон, подтверждаются исследованными в судебном заседании: копией контракта о прохождении заявителем военной службы от 6 апреля 2011 года, справками войсковой части № от 4 октября 2013 года № 8/461 и от 13 марта 2015 года № 8/16, справкой жилищной комиссии 5 ОАО от 16 марта 2015 года № 77, выписками из протокола жилищной комиссии 5 ОАО от 5 ноября 2013 года № 12 и от 4 февраля 2015 года № 8, копиями заявления Васильковой (Назаровой) С.В. от 15 октября 2003 года с просьбой о передаче в собственность занимаемого жилого помещения, договора от 15 января 2004 года № 1 бесплатной передачи жилого помещения в собственность Васильковой (Назаровой) С.В., договора от 23 декабря 2010 года продажи Васильковой (Назаровой) С.В. квартиры, поквартирной карточки от 16 марта 2015 года на жилое помещение по адресу: <адрес>, а также ордера на нее от 16 марта 1989 года № 97 на имя Кузьминой З.И.
В соответствие с п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы в связи с ОШМ, и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Согласно этому же пункту закона, порядок предоставления указанных в нем социальных гарантий, определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом «д» п. 10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года № 1054 (далее – Правила), не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае, если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.
Согласно ст. 5 Жилищного кодекса РСФСР, в его редакции, действовавшей в 1989 году, жилищный фонд включал: 1) жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд), 2) жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие колхозам и другим кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзным и иным общественным организациям (общественный жилищный фонд), 3) жилые дома, принадлежащие жилищно - строительным кооперативам (фонд жилищно-строительных кооперативов), 4) жилые дома и квартиры, находящиеся в личной собственности граждан (индивидуальный жилищный фонд).
При этом, в соответствии со ст. 6 этого же Жилищного кодекса, государственный жилищный фонд находился в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
Поскольку, по смыслу ч. 6 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих», право члена семьи военнослужащего на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с законодательством о военной службе, является производным от права самого военнослужащего, то условия предоставления жилого помещения военнослужащему являются непременным условием предоставления жилого помещения и членам семьи военнослужащего.
Из анализа приведенных выше норм права, в их совокупности, следует, что военнослужащий, как и член его семьи в данном качестве, вправе рассчитывать на предоставление ему жилого помещения от государства в месте постоянного проживания, отличном от последнего места прохождения военной службы, лишь один раз, а добровольные действия указанных лиц по фактическому распоряжению полученным ранее от государства жильем, исключающие возможность сдачи этого жилья государству или местным органам власти при получении жилого помещения в избранном месте жительства, препятствуют получению жилого помещения в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Таким образом, поскольку, как это следует из приведенных выше доказательств, Василькова С.В., будучи вселенной в 1996 году в качестве члена семьи нанимателя в квартиру, предоставленную ее бабушке в 1989 году исполнительным комитетом поселкового Совета народных депутатов из государственного жилищного фонда, в 2004 году эту квартиру приватизировала, а в 2010 году продала, то, в силу приведенных выше норм права, оснований для признания незаконными решения жилищной комиссии и должностного лица, его утвердившего, которые учли эти действия члена семьи заявителя по продаже полученного от государства жилого помещения, в рамках решения вопроса о постановке этого члена семьи военнослужащего на учет нуждающихся в получении жилого помещения в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», по мнению суда, не имеется.
По этим же основаниям, все иные доводы Василькова и его представителя, направленные к другой оценке изложенных обстоятельств, суд отвергает как несостоятельные.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 и 258 ГПК РФ, военный суд
решил:
В удовлетворении заявления Василькова С.М. об оспаривании решения жилищной комиссии 5 ОАО от 4 февраля 2015 года о снятии супруги Василькова С.М. с учета нуждающихся в получении жилых помещений в избранном месте жительства – городе Санкт-Петербурге, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тихоокеанский флотский военный суд через 35 гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
<...>
Председательствующий по делу Д.В. Михеев