Дело № 2а-2112/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 марта 2019 года город Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Подгайной Н.В.,
при секретаре Капкиной А.Н.
с участием представителя административного истца Шмелева И.В., действующего на основании доверенности
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Васильева В.А. к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми о признании отказа незаконным,
у с т а н о в и л:
Васильев В.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту земельных отношений администрации города Перми (далее по тексту – Департамент, ДЗО) о признании незаконным решения № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью № кв.м., по адресу <Адрес>, возложении обязанности по устранению нарушенного права.
В обоснование заявленных требований указано, что административному истцу на праве собственности принадлежит 1- этажное здание трансформаторной (лит.И), назначение нежилое, общей площадью 40,3 кв.м., расположенное по адресу: <Адрес>, с кадастровым номером №. Здание расположено на муниципальное земле.
ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился к административному ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью № кв.м., по адресу <Адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления отказано в связи с тем, испрашиваемый земельный участок на основании положений ст.ст.39.20, 39.26 ЗК РФ может быть предоставлен на основании сервитута, публичного сервитута.
Административный истец с оспариваемым решением не согласен, поскольку ему на праве собственности принадлежит здание трансформаторной, а не трансформаторная подстанция, принадлежащее на праве собственности здание не является ни линейный объектом ни его частью.
Административный истец, извещенный о времени и месте рассмотрения дела ходатайствовал перед судом о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель административного истца в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал в полном объеме, дал пояснения аналогичные, изложенные в административном исковом заявлении.
Административный ответчик, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, представителя для участия в судебном заседании не направил, мнение по иску не выразил.
Исследовав материалы дела, суд считает административное исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению, на основании следующего.
В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 2 ст. 15, ч. 2, п. 4 ч. 5 ст. 27, ч. 1 ст. 39.14, ч. 17 ст. 39.15, ч. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (ч. 2 ст. 15).
Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: 1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении; 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» и пр. (ч. 1 ст. 39.14).
Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа.
В соответствии с положениями ч.ч.1,2 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не предоставляются в собственность или в аренду собственникам и иным правообладателям сооружений, которые могут размещаться на таких земельных участках на основании сервитута, публичного сервитута или в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса.
В соответствии с положениями ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных;
сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
В соответствии с положениями ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации», к линейным объектам относятся - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В соответствии с положениями ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», трансформаторная подстанция представляет собой электрическую подстанцию, предназначенную для преобразования электрической энергии одного напряжения в энергию другого напряжения с помощью трансформаторов (ГОСТ 24291-90 «Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения»). Объекты электросетевого хозяйства - линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование;
В соответствии с решением Пермской городской Думы от 24.02.2015 № 39 «Об утверждении Положения о департаменте земельных отношений администрации города Перми», принятие решений о предоставлении земельных участков, по основаниям и в порядке, предусмотренным действующим законодательством, относится к функциям департамента земельных отношений администрации города Перми.
Судом установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежит 1- этажное здание трансформаторной (лит.И), назначение нежилое, общей площадью № кв. м, по адресу: <Адрес>, с кадастровым номером № (л.д.11, 12-14).
Из технического паспорта здания трансформаторной следует, что в здании имеется 4 помещения (два помещения трансформатора, два РУ) (л.д.15-18).
ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился к административному ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью № кв.м., по адресу <Адрес>, под здание вышеуказанной трансформаторной.
ДД.ММ.ГГГГ решением департамента земельных отношений администрации города Перми в предварительном согласовании предоставления земельного участка отказано. Отказ мотивирован положениями п.1.1. ст. 39.20 ЗК РФ о том, что правообладатели сооружений не имеют права предоставления земельных участков в собственность или в аренду, поскольку они могут быть размещены на земельных участках на основании сервитута, публичного сервитута. Положениями ст. 39.23 ЗК РФ предусмотрено установление сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности для размещения линейных объектов. В связи с тем, что заявителю принадлежит здание трансформаторной подстанции, которое является неотъемлемой частью линейного объекта, предоставление земельного участка на заявленном праве не допускается, что является основанием для отказа согласно п. 2.11.23 Регламента (л.д.8-9).
Таким образом, с удом установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежит 1-этажное здание трансформаторной, являющийся объектом недвижимости, в указанном здании расположен трансформатор, предназначенный для преобразования электрической энергии одного напряжения в энергию другого напряжения. В соответствии с положениями ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Приказа Минэнерго России от 13.01.2003 № 6 «Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей», трансформатор относится к объекту электросетевого хозяйства и может быть как внутренней установкой так и наружной.
Проанализировав вышеуказанные обстоятельства в совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к выводу, что принадлежащий административному истцу на праве собственности объект недвижимости - здание трансформаторной не относится к объекту электросетевого хозяйства, в связи с чем не является частью линейного объекта.
Ссылка административного ответчика на положения подп. 1.1 ст. 39.20 ЗК РФ, не состоятельна, поскольку административному истцу принадлежит здание, что следует из технического паспорта, свидетельства о государственной регистрации права, сведений о характеристиках объекта недвижимости, а не сооружение, как это указано в оспариваемом решении.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о незаконности оспариваемого решения.
Восстановление нарушенных прав истца подлежит путем возложения обязанности на Департамент земельных отношений администрации г. Перми повторно рассмотреть заявление Васильева В.А. о предварительном согласовании предоставления земельного площадью № кв.м., по адресу г<Адрес>, под здание трансформаторной.
В соответствии с положениями ч. 9 ст. 227 КАС РФ, на Департамент земельных отношений администрации г. Перми необходимо возложить обязанность сообщить Васильеву В.А. и Ленинскому районному суду г. Перми об исполнении настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании п. 4 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, настоящее решение опубликованию в печатных изданиях не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227, 290 КАС РФ, суд
р е ш и л:
решение Департамента земельных отношений администрации г. Перми № № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Васильеву В.А. в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью № кв.м., по адресу <Адрес>, под здание трансформаторной, признать незаконным.
Возложить на Департамент земельных отношений администрации г. Перми обязанность повторно рассмотреть заявление Васильева В.А. о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью № кв.м., по адресу <Адрес>, под здание трансформаторной.
Департаменту земельных отношений администрации г. Перми в месячный срок со дня вступления решения в законную силу сообщить суду, а также административному истцу Васильеву В.А. об исполнении настоящего решения суда.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Председательствующий подпись Н.В.Подгайная
Копия верна, судья