АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Курск Дело №А35-10205/2011
08 ноября 2011 г.
Резолютивная часть решения объявлена 31.10.2011.
Полный текст решения изготовлен 08.11.2011.
Арбитражный суд Курской области в составе судьи Григоржевич Е.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Барышевой Е.А. после перерыва, объявленного в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 25.10.2011, рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
Управления государственного автодорожного надзора по Курской области
к индивидуальному предпринимателю Ульянову Владимиру Олеговичу о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ).
В судебном заседании приняли участие представители:
от заявителя: Воловиков А.Г. по доверенности №11-07 от 14.01.2011;
от заинтересованного лица: не явился, извещен.
Управление государственного автодорожного надзора по Курской области (далее - УГАДН по Курской области) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Ульянова Владимира Олеговича (далее – ИП Ульянов В.О.) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, извещенное надлежащим образом, в судебное заседание не явилось.
На основании частей 2, 3 статьи 156, части 3 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителя лица, привлекаемого к административной ответственности.
Изучив материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Ульянов Владимир Олегович, 07.10.1960 года рождения, место рождения: г.Льгов Курской области, место жительства: г. Курск, ул. К. Маркса, д. 3/б, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером 304463228100081.
Управлением государственного автодорожного надзора по Курской области ИП Ульянову В.О. выдана лицензия №АСС 46-105109 от 21.10.2009 на право осуществления перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) сроком действия до 21.10.2014.
В соответствии с приказом УГАДН по Курской области от 05.08.2011 №11-358-ГК в период с 08.08.2011 по 02.09.2011 проведена внеплановая документарная проверка перевозочной деятельности ИП Ульянова В.О.
30.08.2011 по результатам проведенной проверки, в присутствии индивидуального предпринимателя, составлен Акт проверки №11394 и протокол об административном правонарушении №110034, которые были вручены индивидуальному предпринимателю 30.08.2011.
В результате проверки установлено, что ИП Ульянов В.О. осуществляет предпринимательскую деятельность с нарушениями требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Существо административного правонарушения, зафиксированного в протоколе об административном правонарушении от 30.08.2011 №110034, выразилось в осуществлении предпринимателем перевозки пассажиров с нарушением лицензионных требований и условий, а именно:
- ИП Ульянов В.О. не контролирует порядок заполнения путевых листов. В путевых листах отсутствует печать или штамп индивидуального предпринимателя, владеющего соответствующими транспортными средствами на правах собственности или ином законном основании. В путевых листах отсутствует время проведения послерейсового медосмотра водителя.
- Индивидуальный предприниматель не обеспечивает контроль за соблюдением графика (расписания) движения автобуса.
- Лицензиат не обеспечивает соблюдение режима труда и отдыха.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения УГАДН по Курской области в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Ульянова В.О. к административной ответственности в соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ данный спор подведомствен арбитражному суду.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, арбитражный суд считает заявленное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Полномочия государственных инспекторов Управления государственного автодорожного надзора по Курской области на составление протоколов об административных правонарушениях установлены приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 30.10.2007 №ГК-938фс, приказом УГАДН по Курской области от 31.08.2009 №32, изданными во исполнение части 4 статьи 28.3 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» к видам деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, относятся перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек (за исключением случаев, когда указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
Согласно статье 2 указанного Федерального закона, лицензия есть специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на бумажном носителе. Индивидуальный предприниматель, имеющий лицензию на осуществление конкретного вида деятельности, является лицензиатом.
На основании пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 №637 (далее - Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом), лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом являются: а) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении; б) соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; в) соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров; г) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность; д) соответствие должностных лиц и специалистов лицензиата (соискателя лицензии) квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации; е) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) водителей, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы и прошедших медицинское освидетельствование; ж) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств; з) наличие на каждом транспортном средстве, используемом для перевозок пассажиров, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации; и) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) в штате работников необходимой квалификации, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, или договоров со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.
Поскольку деятельность лицензиата по перевозке пассажиров связана с эксплуатацией источников повышенной опасности, то при осуществлении такого вида деятельности предприниматель обязан неукоснительно соблюдать установленные законодательством лицензионные требования и условия.
В силу пункта 3, подпункта 2 пункта 7 Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 №152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» установлено, что путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты: наименование и номер путевого листа; сведения о сроке действия путевого листа; сведения о собственнике (владельце) транспортного средства; сведения о транспортном средстве; сведения о водителе.
Сведения о водителе включают: дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя.
Проверкой установлено, что ИП Ульянов В.О. не контролирует порядок заполнения путевых листов. В путевых листах отсутствует печать или штамп индивидуального предпринимателя, владеющего соответствующими транспортными средствами на правах собственности или ином законном основании. В путевых листах отсутствует время проведения послерейсового медосмотра водителя.
В силу пункта 5.2.5 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 №2, владельцы автобусов обязаны организовать контроль за соблюдением графиков (расписаний) движения, норм вместимости автобусов, маршрутов движения.
В ходе проверки установлено, что индивидуальный предприниматель не обеспечивает контроль за соблюдением графика (расписания) движения автобуса. Сравнительный анализ времени заезда, предписываемого графиком и фактического времени заезда по путевым листам показывает, что график движения по маршруту не соблюдается. Так, водитель Ефремов А.Н. 03.08.2011 заехал в 23ч.00м. - по графику 20ч.50м., 08.08.2011 заехал в 23ч.07м. - по графику 20ч.50м., 09.08.2011 заехал в 22ч.05м. - по графику 20ч.50м.; водитель КащеевВ.В. 13.07.2011 заехал в 22ч.21м. - по графику 21ч.04м., 14.07.2011 заехал в 22ч.21м. - по графику 21ч.04м.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:
- организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;
- соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей;
- создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения;
- анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;
- организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
- обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения;
- обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Пунктом 7 Приказа Минтранса РФ от 30.03.1994 № 15 «Об утверждении Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте» установлено, что нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю. Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем - 7 часов.
Пунктом 29 Приказа Минтранса РФ от 30.03.1994 № 15 «Об утверждении Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте» установлено, что привлечение водителя к работе в выходной день, установленный для него графиком работы (сменности), производится в случаях, предусмотренных статьей 113 Трудового кодекса Российской Федерации, с его письменного согласия по письменному распоряжению работодателя, в других случаях - с его письменного согласия по письменному распоряжению работодателя и с учетом мнения представительного органа работников.
В ходе проверки было выявлено, что лицензиат не обеспечивает соблюдение режима труда и отдыха. Согласно наряду ежедневного выпуска автобусов на городской маршрут №80 на июль месяц 25.07.2011 утвержден выходным днем, но водитель Кащеев В.В. в этот день работал на линии. Согласно наряду ежедневного выпуска автобусов на городской маршрут №80 на июль месяц 21.07.2011 утвержден выходным днем, но водитель Наумов В.В. в этот день работал на линии. Режим рабочего времени водителя Кащеева В.В. по трудовому договору составляет 40 часов в неделю. За неделю с 04.07.2011 по 10.07.2011 он отработал 44 час. 24 мин., переработка составила 4час. 24мин.
При таких обстоятельствах, факт нарушения ИП Ульяновым В.О. лицензионных требований и условий подтверждается совокупностью представленных в дело доказательств.
Вышеперечисленные действия ИП Ульянова В.О. содержат признаки состава административного правонарушения, установленного частью 3 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ, относится к административным правонарушениям с формальным составом. Указанное правонарушение считается оконченным с момента невыполнения лицензионных требований и условий, ответственность за указанные деяния наступает независимо от возникновения или не возникновения угрозы жизни и здоровью граждан. Наступление общественно опасных последствий в виде причинения вреда жизни и здоровью граждан при совершении правонарушений с формальным составом не доказывается, возникновение этих последствий презюмируется самим фактом совершения действий или бездействия.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Вина ИП Ульянова В.О. в нарушении лицензионных требований и условий судом установлена, подтверждается материалами дела и не оспаривается предпринимателем.
Поскольку соблюдение требований законодательства о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) является профессиональной обязанностью предпринимателя Ульянова В.О., суд находит его вину в совершении правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, установленной и доказанной.
Доказательств наличия каких-либо объективных причин, не позволивших ИП Ульянову В.О. исполнить в полном объеме обязанности, предусмотренные законодательством о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), суду не представлено.
Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности судом не установлено, срок привлечения к ответственности не истек.
В силу статьи 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица. При этом, суд принимает во внимание тот факт, что ИП Ульянов В.О. ранее не привлекался к административной ответственности за аналогичные правонарушения.
При таких обстоятельствах, требование УГАДН по Курской области о привлечении предпринимателя Ульянова Владимира Олеговича к административной ответственности подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 2.1, 14.1, 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ст.ст. 17, 29, 65, 70, 167-171, 176, 180-181, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Привлечь индивидуального предпринимателя Ульянова Владимира Олеговича, 07.10.1960 года рождения, место рождения: Курская область, г. Льгов, место жительства: 305000, г. Курск, ул. К. Маркса, д. 3/б, общ., зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером 304463228100081, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия.
Обязать индивидуального предпринимателя Ульянова Владимира Олеговича не позднее тридцати дней со дня вступления настоящего решения в законную силу представить в арбитражный суд документ, подтверждающий уплату штрафа в добровольном порядке по следующим реквизитам:
Получатель платежа: УФК МФ РФ по Курской области (УГАДН по Курской области ФСНСТ)
ИНН получателя платежа: 4632048928
КПП получателя платежа: 463201001
ОКАТО получателя платежа: 38401000000
БИК: 043807001
Код БК: 10611690040040000140
р/с: 40101810600000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Курской области г. Курска
Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Курской области в течение десяти дней после его принятия.
Судья Е.М. Григоржевич