Решение по делу № 2а-359/2017 (2а-4268/2016;) ~ М-4480/2016 от 21.12.2016

Дело № 2А-359/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 января 2017 года г.Серпухов, Московской области

Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Фетисовой И.С., при секретаре судебного заседания Астаховой М.И.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 11 по Московской области к Власову С.С. о взыскании обязательных платежей и санкций

У с т а н о в и л :

Межрайонная ИФНС России №11 по Московской области обратилась в суд с административным исковым заявлением и просила взыскать с Власова С.С. задолженность по уплате транспортного налога за 2008-2010 годы в сумме 160354 рубля 61 копейка, пени за несвоевременную уплату транспортного налога в сумме 92347 рублей 95 копеек. Одновременно истец просил суд восстановить срок на обращение в сук с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.

Свои требования Межрайонная ИФНС России №11 по Московской области мотивировала тем, что Власов С.С. состоит на учете в Межрайонной ИФНС России №11 по Московской области.

В соответствии с п.2 ст.2 Закона Московской области от 16.11.2002г. № 129/2002-ОЗ «О транспортном налоге в Московской области» (ст.357 гл.28 Налогового кодекса РФ) административный ответчик также является плательщиком транспортного налога, как лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство.

Из представленных в инспекцию в соответствии со ст.85 НК РФ сведений органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств, являющихся объектом налогообложения, следует, что на налогоплательщика зарегистрированы транспортные средства, на которые был начислен транспортный налог за 2008-2010 года в общей сумме 160354 рубля 61 копейка, расчет которого указан в налоговых уведомлениях.

Согласно п.2 ст.362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы, налоговой ставки и коэффициента.

Статьей 363 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Межрайонной ИФНС России № 11 по Московской области в срок, предусмотренный п.2 ст.52 НК РФ, в адрес Власова С.С. были направлены налоговые уведомления №№ 216816, 281052, 313749. Между тем, в установленный законодательством срок транспортный налог в полном объеме уплачен не был.

В соответствии с п.1 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, а также согласно п.1 ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. За неисполнение обязанности по уплате налога в соответствии со ст.75 НК РФ за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, начисляется пени.

На основании ст.75 НК РФ за неуплату транспортного налога Власову С.С. начислены пени в общей сумме 92347 рублей 95 копеек по состоянию на 02.11.2016 года.

В соответствии со ст.ст. 69, 70 НК РФ налоговым органом были вынесены и направлены в адрес Власова С.С. требования об уплате налога, пени, штрафа:

- от 29.05.2009г. № 82217 со сроком исполнения до 08.06.2009г.;

- от 15.04.2010г. № 24892 со сроком исполнения до 05.05.2010г.;

- от 07.04.2011г. № 38061 со сроком исполнения до 07.04.2011г.

В установленный в требовании срок и до настоящего времени задолженность не уплачена налогоплательщиком в полном объеме.

В настоящий момент срок на обращение в суд с административным исковым заявлением истек, но согласно положений п.2 ст.48 НК РФ, ч.2 ст.286 КАС РФ пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен судом на основании ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока на обращение в суд.

Пропуск срока на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением Межрайонная ИФНС России №11 по Московской области обуславливает большой загруженностью сотрудников налогового органа, которая не позволила направить соответствующее заявление в суд в установленный законом срок.

Представитель административного истца в судебное заседание не прибыл, извещен надлежаще, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Административный ответчик Власов С.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства в соответствии с положениями ст.96 КАС РФ извещен путем направления судебной повестки по месту регистрации. В суд поступили письменные возражения на заявленные требования, в которых указано, что обязанность по уплате транспортного налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления, но не позднее даты, установленной в Законе Московской области от 16.11.2002 № 129/2002-ОЗ «О транспортном налоге в Московской области», то есть за 2008 год – не позднее 31 марта 2009 года (редакция закона МО от 19.09.2008 № 120/2008-ОЗ), за 2009 год – не позднее 31 марта 2010 года (редакция закона МО от 19.09.2008 № 120/2008-ОЗ), за 2010 года – не позднее 10 ноября 2011 года (редакция закона МО от 26.11.2010 № 148/2010-ОЗ). В соответствии со ст.70 НК РФ Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. Согласно ст.48 НК РФ в случае неисполнения требования налогоплательщиком налоговый орган подает заявление о взыскании налогов и санкций в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Таким образом, налоговый орган обязан был подать заявление в суд не позднее 08.12.2009 года за 2008 год, не позднее 05.11.2010 года – за 2009 год, не позднее 07.10.2011 года – за 2010 год. Административным истцом все сроки на подачу заявления в суд о взыскании налогов и пеней пропущены. Доказательств уважительности пропуска обращения в суд налоговым органом не представлено. Указанное налоговым органом обстоятельство пропуска срока на обращение в суд не является уважительным, так как налоговые органы имеют утвержденный порядок работы, каждый сотрудник имеет четкий функционал, а ответственность за неисполнение сотрудниками своих обязанностей не может быть возложена на налогоплательщика. Таким образом, срок на подачу заявления в суд о взыскании налогов и пеней пропущен налоговым органом без уважительных причин, в связи с чем административный ответчик просит применить 6-месячный срок давности к требования налогового органа, признать причины пропуска срока неуважительными и отказать в восстановлении срока и в удовлетворении административного иска.

При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в соответствие со ст. 150 КАС РФ.

Как усматривается из материалов дела, на имя Власова С.С. зарегистрированы следующие транспортные средства: в период с 22.06.2006г. по 12.10.2011г. автобус <Г.> гос.<номер>, с 2012.2007г. по 19.06.2008г. легковой автомобиль <Н> гос.<номер>, с 18.12.2007г. по 16.09.2008г. легковой автомобиль <Л.> гос.<номер>, с 17.07.2008г. по 27.11.2009г. легковой автомобиль <Б.> гос.<номер>, с 09.12.2009г. по 01.11.2011г. легковой автомобиль <М.> гос.<номер>, легковой автомобиль <М.> гос.<номер>.

В соответствии с налоговым уведомлением № 216816 Власову С.С. начислен транспортный налог за 2008 год в сумме 27351 рубль 60 копеек.

В адрес Власова С.С. направлено требование №82217 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 29.05.2009 года, в соответствии с которым он должен уплатить транспортный налог за 2008 год в размере 27351 рубль 60 копеек, пени в размере 1940 рублей 89 копеек. Срок погашения задолженности до 08.06.2009 года. Справочно указано, что по состоянию на 29.05.2009 года за налогоплательщиком числиться общая задолженность в сумме 30175 рублей 82 копейки, в том числе по налогам (сборам) 28234 рубля 93 копейки.

В соответствии с налоговым уведомлением № 281052 Власову С.С. начислен транспортный налог за 2009 год в сумме 42125 рублей 09 копеек.

В адрес Власова С.С. направлено требование №24892 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 15.04.2010 года, в соответствии с которым он должен уплатить транспортный налог за 2009 год в размере 42125 рублей 09 копеек, пени в размере 3190 рублей 01 копейку. Срок погашения задолженности до 05.05.2010 года. Справочно указано, что по состоянию на 15.04.2010 года за налогоплательщиком числиться общая задолженность в сумме 75490 рублей 92 копейки, в том числе по налогам (сборам) 70360 рублей 02 копейки.

В соответствии с налоговым уведомлением № 313749 Власову С.С. начислен транспортный налог за 2010 год в сумме 90877 рублей 92 копейки.

В адрес Власова С.С. направлено требование № 38061 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 07.04.2011 года, в соответствии с которым он должен уплатить транспортный налог за 2010 год в размере 90877 рублей 92 копейки, пени в размере 6716 рублей 85 копеек. Срок погашения задолженности до 13.05.2011 года. Справочно указано, что по состоянию на 07.04.2011 года за налогоплательщиком числиться общая задолженность в сумме 173086 рублей 28 копеек, в том числе по налогам (сборам) 161237 рублей 04 копейки.

Согласно ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих его уплату.

В силу пункта 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

Статьей 52 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, налоговый орган не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

В силу пункта 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Статьей 45 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Пунктом 1 ст. 69 НК РФ определено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

С направлением предусмотренного ст. 69 НК РФ требования налоговое законодательство связывает последующее применение механизма принудительного взыскания налога и пени в определенные сроки.

В силу ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога. Данная норма устанавливает общие сроки для направления требования о взыскании налога и пеней. Каких-либо иных сроков для направления требования о взыскании налога и пеней, в частности в зависимости от периода их начисления, в налоговом законодательстве не предусмотрено.

На территории Московской области транспортный налог введен Законом Московской области от 16.11.2002 N 129/2002-ОЗ "О транспортном налоге в Московской области" (с последующими изменениями и дополнениями).

Сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Согласно пункту 1 ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. В пункте 3 этой же статьи указано, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 ст.75 НК РФ).

На основании пункта 6 ст.75 НК РФ пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст.ст. 46-48 НК РФ.

В соответствии с ч.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Согласно ч.3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенные по уважительной причине сроки подачи заявления о взыскании, установленные пунктами 2, 3 статьи 48 НК Российской Федерации, могут быть восстановлены судом.

Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 НК Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.

Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в пункте 20 Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 41, Пленума ВАС РФ N 9 от 11.06.1999 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные сроки для обращения налоговых органов в суд. Данные сроки являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.

Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 479-О-О).

Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований.

Таким образом, из буквального толкования норм права о порядке взыскания налога, пени и штрафа, закрепленных в пунктах 2, 3 статьи 48 НК Российской Федерации, следует, что при пропуске установленных сроков судебная процедура взыскания недоимки не может быть реализована без восстановления срока для обращения в суд, для чего необходимо обратиться с заявлением о восстановлении пропущенного по уважительной причине шестимесячного срока.

Материалами дела установлено, что Межрайонной ИФНС России № 11 по Московской области пропущен срок для обращения в суд за взысканием недоимки по транспортному налогу за 2008-2010 года. Представитель Межрайонной ИФНС России №11 по Московской области просил восстановить срок для обращения в суд, указав, что срок обращения в суд был пропущен по причине большой загруженности сотрудников налоговой инспекции. Однако уважительными причинами пропуска срока для подачи заявления в суд признаются такие причины, которые объективно препятствовали участнику процесса своевременно подать заявление. Не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска срока подачи заявления в суд кадровые перестановки, отсутствие в штате организации юриста, смена руководителя (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные проблемы юридического лица, обратившегося с заявлением в суд. В связи с чем, суд считает, что срок обращения в суд с данным административным исковым заявлением восстановлению не подлежит. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание, и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. Таким образом, требования Межрайонной ИФНС России № 11 по Московской области к Власову С.С. о взыскании задолженности по уплате транспортного налога за 2008-2010 года, а также начисленной на недоимку пени удовлетворению не подлежат, поскольку принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может, следовательно, обязанность по их уплате считается погашенной. Сам по себе факт выставления требований об уплате налога, без последующего обращения в суд с соответствующим иском в случае неисполнения требования, не может считаться основанием для признания спорной задолженности возможной ко взысканию в настоящее время с учетом пропуска налоговым органом срока на предоставление судебной защиты.

Разрешая требования о взыскании с ответчик пени за период с 01.04.2009 года по 19.09.2016 года суд учитывает, что пропуск налоговым органом сроков взыскания задолженности по налогам препятствует взысканию и пени за нарушение сроков уплаты этих налогов, так как в силу статьи 72 НК РФ начисление пени является лишь способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, а статья 75 НК РФ устанавливает правило об уплате пени одновременно с уплатой налога или после его уплаты в полном объеме.

В соответствии с подп. 5 п.3 ст. 44 и подп. 4 п.1 ст. 59 НК РФ налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм, в связи с чем записи из лицевого счета налогоплательщика по их уплате подлежат исключению.

Согласно п.2.4 Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанным безнадежными к взысканию, утвержденного Приказом ФНС России от 19 августа 2010 года N ЯК-7-8/393@ (в редакции от 27.02.2014 N ММВ-7-8/69@) недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам признаются безнадежными к взысканию в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания.

Решение о признании задолженности безнадежной к взысканию и ее списании принимается руководителем налогового органа по месту учета налогоплательщика при наличии обстоятельств, предусмотренных в пунктах 2.4 - 2.5 Порядка.

В соответствии со статьей 4 "Перечня документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам", утвержденного Приказом ФНС России N ЯК-7-8/393@ от 19.08.10, документами, подтверждающими обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам при наличии основания, указанного в пункте 2.4 Порядка являются, в частности, копия вступившего в законную силу акта суда, содержащего в мотивировочной или резолютивной части положение, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе копия определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, заверенные гербовой печатью соответствующего суда.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Межрайонной ИФНС России № 11 по Московской области к Власову С.С. о взыскании задолженности по уплате транспортного налога за 2008-2010 года в сумме 160354 рубля 61 копейка, пени за несвоевременную уплату транспортного налога в сумме 92347 рублей 95 копеек – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: Фетисова И.С.

Мотивированное решение составлено 23 января 2017 года

2а-359/2017 (2а-4268/2016;) ~ М-4480/2016

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Межрайонная ИФНС России № 11 по Московской области
Ответчики
Власов С.С.
Суд
Серпуховский городской суд
Судья
Фетисова Ирина Сергеевна
21.12.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
21.12.2016[Адм.] Передача материалов судье
22.12.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
22.12.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.01.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.01.2017[Адм.] Судебное заседание
23.01.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.01.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.03.2017[Адм.] Дело оформлено
18.06.2018[Адм.] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее