РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 декабря 2018 года город Казань
Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Ибрагимова Р.С. при секретаре судебного заседания Имамиевой Л.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ганиевой Расимы Салахутдиновны к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, исполнительному комитету Альметьевского муниципального района Республики Татарстан об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
Ганиева Р.С. обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости:
1) земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: производственная база) площадью <данные изъяты> квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>;
2) земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: производственная база) площадью <данные изъяты> квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>, улица <адрес>.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что кадастровая стоимость принадлежащих ему на праве собственности земельных участков с кадастровыми номерами .... и .... по состоянию на 1 января 2015 года составляет 296434 рублей 30 копеек и по состоянию на 4 июня 2018 года составляет 13527538 рублей 65 копеек соответственно. В связи с определением рыночной стоимости земельных участков просит установить кадастровую стоимость, указав их равной рыночной стоимости в размере 168 000 рублей и 4738 000 рублей соответственно.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, поступило ходатайство о рассмотрении дела без его участия.
Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан просил в удовлетворении административного иска отказать.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», исполнительный комитет муниципального образования «поселок городского типа Нижняя Мактама» Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, исполнительный комитет Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителей в суд не направили.
Изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав доводы представителей административного истца и ответчика, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи.
В случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон) предусмотрено право физических лиц оспорить результаты определения кадастровой стоимости, если они затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В статье 24.19 Федерального закона указано, что при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Как видно из материалов дела, Ганиева Р.С. является собственником:
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: производственная база) площадью <данные изъяты> квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>;
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: производственная база) площадью <данные изъяты> квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>, улица <адрес>.
Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года № 2846-р утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан (за исключением земель населенного пункта города Казани) по состоянию на 1 января 2015 года, в том числе в отношении земельного участка с кадастровым номером .... в размере 296434 рублей 30 копеек.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером .... определена филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Татарстан на основании вышеназванного распоряжения по состоянию на 4 июня 2018 года в размере 13527538 рублей 65 копеек.
Аналогичные сведения о кадастровой стоимости земельных участков содержатся в выписках из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости (т.1 л.д.15,16).
Не согласившись с величиной кадастровой стоимости земельных участков, Ганиева Р.С. обратилась в оценочную организацию для определения их рыночной стоимости.
В силу статьи 62, части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений. При этом обязанность доказывания оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости лежит на административном истце.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», на административного истца также возлагается обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой. Если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
При этом в случае возникновения у суда сомнений в обоснованности доводов административного истца эти обстоятельства выносятся на обсуждение, даже если административный ответчик на них не ссылался.
В подтверждение своих доводов Ганиева Р.С. представила отчеты №№ 166 и 166.1 от 14 августа 2018 года, составленные обществом с ограниченной ответственностью «Эксперт-Сервис», согласно которым рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами .... и .... по состоянию по состоянию на 1 января 2015 года составляет 168 000 рублей и по состоянию на 4 июня 2018 года составляет 4738 000 рублей.
По ходатайству представителя исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан определением Верховного Суда Республики Татарстан от 31 октября 2018 года назначена судебная экспертиза для проверки соответствия представленного административным истцом отчета об оценке рыночной стоимости земельных участков требованиям законодательства об оценочной деятельности, правильности определения их рыночной стоимости.
Как следует из заключения эксперта ФИО1, осуществляющему деятельность в качестве индивидуального предпринимателя№99/18 от 11 декабря 2018 года, вышеназванный отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. Отвечая на поставленные судом вопросы, эксперт определил рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером .... по состоянию на 04 июня 2018 года в размере 5312000 рублей и земельного участка с кадастровым номером .... по состоянию на 1 января 2015 года в размере 145 000 рублей.
Оценив заключение эксперта по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о соответствии данного документа требованиям, установленным частью 2 статьи 82 Кодекса. Заключение эксперта содержит подробное описание проведенного исследования с указанием примененных методов, обоснование сделанных в его результате выводов и ответы на поставленные судом вопросы, отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объектов недвижимости, определенную по состоянию на дату их кадастровой оценки.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, его выводы объективны и обоснованны, исследования проведены всесторонне и в полном объеме в пределах имеющейся у эксперта специальности, оснований сомневаться в достоверности заключения эксперта у суда не имеется.
Суд в данном случае не находит оснований ставить под сомнение компетенцию эксперта, а также достоверность экспертного заключения, которое отвечает принципам относимости, допустимости и достаточности доказательств.
При таких обстоятельствах суд считает требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости подлежащими удовлетворению в размере, определенном по результатам судебной экспертизы.
Установление измененной кадастровой стоимости объекта недвижимости не обеспечивает исправления недостоверных сведений об объекте, а представляет собой вновь определенную характеристику, подлежащую внесению в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласно статье 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 05.07.2016) в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
По смыслу статей 24.18, 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
С учетом даты подачи Ганиевой Р.С. настоящего административного искового заявления в суд, датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости следует считать 3 октября 2018 года.
С даты государственной регистрации права собственности на объект недвижимости с кадастровым номером .... результатами кадастровой оценки затрагиваются права и обязанности административного истца как собственника, указанные сведения о кадастровой стоимости подлежат применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 4 июня 2018 года до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером .... подлежат применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2018 года до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
В силу части шестой статьи 24.20 Федерального закона сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Таким образом, решение суда является самостоятельным и достаточным основанием для внесения таких сведений в Единый государственный реестр недвижимости, не требующим принятия каких-либо дополнительных решений. Поскольку фактов неправомерного уклонения от исполнения данной обязанности, нарушения порядка, предусмотренного статьей 24.20 Федерального закона, судом не установлено, основания для удовлетворения требований о возложении обязанности внести сведения в государственный кадастр недвижимости отсутствуют.
Вместе с тем требование об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков административным истцом предъявлено также к исполнительному комитету Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, который в рассматриваемом случае не является органом, утвердившим оспариваемые результаты определения кадастровой стоимости, или органами, осуществляющими функции по государственной кадастровой оценке, в связи с чем не должен отвечать по указанному требованию. Следовательно, в удовлетворении административного искового заявления в этой части надлежит отказать.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 174 - 178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Ганиевой Расимы Салахутдиновны к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, исполнительному комитету Альметьевского муниципального района Республики Татарстан об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков удовлетворить частично.
Определить кадастровую стоимость:
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: производственная база) площадью <данные изъяты> квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>, указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 4 июня 2018 года в размере 5 312 000 рублей.
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: производственная база) площадью <данные изъяты> квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>, улица <адрес>, указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 145 000 рублей.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в отношении земельного участка с кадастровым номером .... с 4 июня 2018 года, и земельного участка с кадастровым номером .... с 1 января 2018 года на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 3 октября 2018 года.
В удовлетворении административного искового заявления в части требований о возложении на административного ответчика обязанности внести сведения в государственный кадастр недвижимости и в удовлетворении административного искового заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в части требований, заявленных к исполнительному комитету Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.
Судья Ибрагимов Р.С.
Справка: решение принято в окончательной форме 26 декабря2018года.
Судья Ибрагимов Р.С.