Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
« 4 » сентября 2018 года г.Нефтегорск.
Судья Нефтегорского районного суда Самарской области Лопутнев В.В., с участием представителя административного истца Фроловой Е.Д., представителей заинтересованных лиц МАУ «Вектор» Пахомовой О.Д., ГБОУ ООШ с.Покровка муниципального района Нефтегорский Денисова Ю.Л., при секретаре Копко В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2а-355/2018 по административному иску администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в Нефтегорском районе о признании незаконным и отмене представления,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился с данным иском указав, что 10.05.2018 года начальником Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в Нефтегорском районе было рассмотрено дело об административном правонарушении в отношении ГБОУ СОШ с.Покровка, в ходе которого установлено нарушение санитарного законодательства: 16.04.2018 года в ГБОУ СОШ с.Покровка по адресу с.Покровка Нефтегорского района, ул.Первомайская, 5 выявлены нарушения п.п.4.27, 4.28, 4.29, 8.2 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях», что является нарушением ст.28 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». На основании ст.29.13 КоАП РФ в адрес администрации – и.о.главы м.р.Нефтегорский вынесено представление № об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, с обязанностью принять меры по их устранению.
Считают данное представление незаконным и подлежащим отмене как адресованное ненадлежащему лицу, т.к. администрация в силу закона и имеющегося договора не наделена полномочиями по осуществлению контроля за соблюдением ГБОУ СОШ с.Покровка санитарно-эпидемиологических требований, а выявленные нарушения свидетельствуют о наличии недостатков в организации контроля со стороны его директора и учредителей. Согласно устава ГБОУ его учредителем является Самарская область и полномочия от ее имени осуществляют Министерство имущественных отношений и Министерство образования и науки. Здание школы было передано в оперативное управление МБУ «Образование» (в настоящее время МАУ «Вектор»), которое передано им в безвозмездное пользование ГБОУ СОШ с.Покровка. В представлении отсутствуют установленные Роспотребнадзором конкретные причины и условия, способствовавшие совершению административного правонарушения.
В судебном заседании представитель истца требования поддержал по основаниям, указанным в заявлении.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался, каких-либо объяснений по существу иска не представил.
Привлеченные в качестве заинтересованных лиц ГБОУ ООШ с.Покровка и Министерство образования и науки Самарской области высказались против удовлетворения иска по тем основаниям, что здание школы является объектом муниципальной собственности. Финансовое обеспечение расходов, связанных с содержанием и ремонтом зданий образовательных организаций муниципальной собственности, благоустройством прилегающих территорий, относится к полномочиям органов местного самоуправления. В соответствии с Соглашением между Правительством Самарской области и администрацией м.р.Нефтегорский последняя обеспечивает наличие и содержание зданий и помещений, пригодных для организации в них образовательного процесса, осуществляют функции собственника муниципального имущества, переданного в пользование ГБОУ Самарской области, и контролирует его использование. МАУ «Вектор» в соответствии с договором несет расходы по капитальному и текущему ремонту переданного имущества, его содержанию, а также обеспечению пожарной безопасности и выполнению санитарно-эпидемиологического законодательства. В плане финансово-хозяйственной деятельности ГБОУ ООШ с.Покровка на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов не предусмотрены средства на проведение текущих и капитальных ремонтов, приобретение дорогостоящего оборудования. Директором школы неоднократно направлялись письма в адрес МАУ «Вектор» с указанием о необходимости выполнения отдельных видов работ для устранения нарушений санитарного законодательства.
Привлеченное в качестве заинтересованного лица МАУ «Вектор» высказалось за удовлетворение иска по основаниям, приведенным истцом.
Привлеченное в качестве заинтересованного лица Министерство имущественных отношений Самарской области как учредитель ГБОУ ООШ с.Покровка в судебное заседание не явилось, каких-либо объяснений по существу иска не представило.
Выяснив позицию сторон и заинтересованных лиц, исследовав представленные документы, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании на основании распоряжения зам.руководителя Управления Роспотребнадзора по Самарской области от 3.04.2018 года проводилась плановая выездная проверка в отношении ГБОУ ООШ с.Покровка м.р.Нефтегорский, в ходе которой были выявлены нарушения санитарных требований, в т.ч. в здании ГБОУ ООШ с.Покровка по адресу с.Покровка Нефтегорского района, ул.Первомайская, 5 – п.п.4.27, 4.28, 4.29, 5.4, 6.2, 7.1.8, 8.2, 11.8 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях» и п.п.4.12, 14.6 СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования». По результатам выявленных нарушений в отношении ГБОУ ООШ с.Покровка составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.7 ч.1 КоАП РФ. Постановлением начальника ТО Управления Роспотребнадзора по Самарской области в Нефтегорском районе № от 10.05.2018 года производство по делу было прекращено на основании ст.2.9 КоАП РФ с объявлением устного замечания.
Одновременно с этим в адрес администрации м.р.Нефтегорский в лице и.о.главы вынесено представление № от 10.05.2018 года о принятии мер по устранению причин административного правонарушения и условий, способствующих его совершению, и необходимости сообщения в ТО Управления Роспотребнадзора о результатах рассмотрения представления и принятых мерах в 30-дневный срок со дня его получения.
В соответствии со ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст.227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении подлежат выяснению также причины и условия совершения административного правонарушения.
На основании ст.29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.
Таким образом, основанием, дающим право вынесения указанного представления, является установление при рассмотрении дела об административном правонарушении его причин, а также условий, способствовавших его совершению, что должно найти отражение в материалах дела.
Из постановления по делу об административном правонарушении № от 10.05.2018 года усматривается, что оно было вынесено на основании протокола об административном правонарушении, которым установлено наличие в ГБОУ ООШ с.Покровка нарушений СанПиН. При этом в нем отражен как установленный факт тяжелого финансового положения школы как государственного учреждения, приняты во внимание представленные лицом объяснения. Между тем данных, на основании которых сделан такой вывод, представленные в суд материалы дела об административном правонарушении не содержат, объяснения лица, привлекаемого к ответственности, в постановлении не приведены, в протоколе об административном правонарушении представителем ГБОУ ООШ с.Покровка указано, что объяснения будут даны позже.
Тем самым фактически по делу не было установлено причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению. В связи с этим у должностного лица, рассмотревшего дело, отсутствовали основания для вынесения представления, предусмотренного ст.29.13 КоАП РФ.
Кроме того суд считает, что представление в данном случае вынесено ненадлежащему лицу. Так из Устава ГБОУ ООШ с.Покровка следует, что его учредителем является Самарская область, функции которого исполняют Министерство образования и науки Самарской области и Министерство имущественных отношений Самарской области.
Имеется заключенный 31.12.2011 года между администрацией м.р.Нефтегорский и Муниципальным бюджетным учреждением по обеспечению деятельности учреждений образования м.р.Нефтегорский «Образование» договор о передаче в оперативное управление последнего недвижимого имущества, в т.ч. здания школы по адресу с.Покровка Нефтегорского района, ул.Первомайская, 5. По условиям договора в обязанности учреждения входит содержание переданного имущества в соответствии с правилами и нормами технической эксплуатации и обеспечение его сохранности; производство за свой счет ремонта и замены неисправных деталей и частей; несение расходов по его содержанию.
Постановлением администрации м.р.Нефтегорский № от 26.01.2015 года был изменен тип МБУ «Образование» в целях создания муниципального автономного учреждения по обеспечению деятельности учреждений образования м.р.Нефтегорский «Вектор», с определением предметом его деятельности – оказание услуг по предоставлению в пользование образовательным учреждениям зданий и сооружений, находящихся на балансе Учреждения, по обеспечению их функционирования, а также по совершенствованию условий пребывания детей в образовательных учреждениях на территории Нефтегорского района.
Также имеется заключенный 1.01.2012 года между МБУ «Образование» (ссудодатель) и ГБОУ ООШ с.Покровка (ссудополучатель) договор о передаче последнему в безвозмездное пользование муниципального имущества, в т.ч. здания школы по адресу с.Покровка Нефтегорского района, ул.Первомайская, 5. По условиям договора в обязанности ссудодателя входит своевременное производство текущего и капитального ремонта переданного имущества и несение расходов по его содержанию пределах утвержденной сметы финансирования на текущий календарный период; обеспечение осуществления работ, связанных с устранением нарушений требований пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического законодательства. В обязанности ссудополучателя входит обеспечение сохранности и эксплуатации имущества в соответствии с установленными нормами и правилами; содержание имущества в соответствии с противопожарными правилами и санитарно-эпидемиологическим законодательством.
Согласно ст.41 ч.4 п.3 Закона РФ «Об образовании в РФ» организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в т.ч. обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
На основании ст.2 ч.2 Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Установленные по делу обстоятельства указывают на допущенное административным ответчиком несоблюдение требований КоАП РФ и перечисленных законов при вынесении оспариваемого представления, которым нарушаются права и охраняемые законом интересы административного истца, в связи с чем имеются основания для удовлетворения иска.
Руководствуясь ст.ст.175 – 180, 227 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным вынесенное Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в Нефтегорском районе в рамках дела об административном правонарушении в отношении ГБОУ ООШ с.Покровка муниципального района Нефтегорский в адрес администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области представление № от 10.05.2018 года об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Нефтегорский районный суд.
Судья В.В.Лопутнев