Решение по делу № 5-64/2013 от 11.07.2013

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Избербаш 23 июля 2013 года

Федеральный судья Избербашского городского суда Республики Дагестан Муртазалиев М.М., рассмотрев, представленный главным государственным инспектором по г. Избербаш по пожарному надзору-начальником ОНД по г. Избербаш УНД ГУ МЧС РФ по РД майором внутренней службы ФИО1, материал в отношении муниципального казенного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Избербаш» (далее – МКОУ СОШ №3) о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

    начальник ОГПН по г. Избербаш ФИО1 направил в Избербашский городской суд РД протокол с материалом об административном правонарушении, предусмотренного ч. 5 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, из которого усматривается, что при выездной плановой проверке МКОУ СОШ №3 г. Избербаш, расположенного по адресу: <адрес>, были выявлены нарушении требований норм и правил пожарной безопасности, а именно: двери в проемах, соединяющих коридоры с лестничными клетками не уплотнены в притворах и не оборудованы самозакрывающимися устройствами (ППБ 101-89 п. 2.1.11); ручные пожарные извещатели установлены на стенах на высоте более 1,5 м от уровня пола (НПБ 88-2001 п. 12.41); провода от автоматической пожарной сигнализации проложены без защитной оболочки (НПБ 88-2001 п. 12.71); руководитель организации не обеспечивает исправное состояние систем автоматической пожарной сигнализации и не организовывает не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанной системы противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки (ППР РФ №390 п. 61); руководитель организации не обеспечивает исправное состояние систем оповещения и управления эвакуации людей при пожаре и не организовывает не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанной систем противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки (ПНР РФ №390 п. 61); руководитель организации не обеспечил в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией) (ПНР РФ №390 п. 63); пути эвакуации не освещены в соответствии с требованиями (СП 1.13130.2009 п. 4.3.1); в зданиях допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями) (ППР РФ №390 п. 42).

Представитель юридического лица-директор МКОУ СОШ №3 г. Избербаш Даниев М.М. с протоколом об административном правонарушении согласился и пояснил, что действительно главным государственным инспектором по г. Избербаш по пожарному надзору Алискендеровым М.Д. при проведении плановой выездной проверки были выявлены нарушения противопожарной безопасности. Эти нарушения выявлялись и ранее в ходе проверок, и на школу в 2012 г. был наложен штраф в размере руб. По его жалобе Арбитражный суд РД отменил постановление об административном правонарушении и производство по делу прекратил, не усмотрев вину школы в допущении нарушений, так как школа не имеет самостоятельного финансирования и зависит от финансирования Администрацией города. Он, как директор школы, неоднократно обращался о выделении финансовых средств в Администрацию города для устранения нарушений пожарной безопасности, но по настоящее время эта проблема не разрешена. Считает, что вины школы в тех нарушениях, выявленных при плановой проверке, не имеется. Просит прекратить производство по делу.

Выслушав объяснения представителя юридического лица Даниева М.М., лица, составившего протокол об административном правонарушении- главного государственного инспектора по г. Избербаш по пожарному надзору-начальника ОНД по г. Избербаш УНД ГУ МЧС РФ по РД майора внутренней службы ФИО1, изучив материалы, приложенные к протоколу об административном правонарушении, прихожу к следующему выводу.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон о пожарной безопасности) пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом

Согласно части 2 статьи 37 Закона о пожарной безопасности организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом (часть 1 статьи 38 Закона о пожарной безопасности). Содержание противопожарных правил, норм и стандартов выражается в требованиях общего и технического характера, предъявляемых к безопасности эксплуатации помещений.

Как следует из материалов дела, отделением надзорной деятельности с участием исполняющего обязанности директора школы ФИО2 03.07 по 10.07.2013 проведена плановая выездная проверка в отношении МКОУ СОШ №3 г. Избербаш на предмет соблюдения требований пожарной безопасности в административном здании, расположенном по адресу: <адрес>.

В ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, а именно: двери в проемах, соединяющих коридоры с лестничными клетками не уплотнены в притворах и не оборудованы самозакрывающимися устройствами (ППБ 101-89 п. 2.1.11); ручные пожарные извещатели установлены на стенах на высоте более 1,5 м от уровня пола (НПБ 88-2001 п. 12.41); провода от автоматической пожарной сигнализации проложены без защитной оболочки (НПБ 88-2001 п. 12.71); руководитель организации не обеспечивает исправное состояние систем автоматической пожарной сигнализации и не организовывает не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанной системы противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки (ППР РФ №390 п. 61); руководитель организации не обеспечивает исправное состояние систем оповещения и управления эвакуации людей при пожаре и не организовывает не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанной систем противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки (ПНР РФ №390 п. 61); руководитель организации не обеспечил в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией) (ПНР РФ №390 п. 63); пути эвакуации не освещены в соответствии с требованиями (СП 1.13130.2009 п. 4.3.1); в зданиях допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями) (ППР РФ №390 п. 42).

На основании материалов проверки 11.07.2013 административным органом в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении , усматривая в действиях юридического лица-школы состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Однако, согласно диспозиции ч.5 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к административной ответственности могут быть привлечены граждане, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридических лиц, должностные лица и юридические лица, совершившие повторно административное правонарушение, предусмотренное часть 3 или частью 4 настоящей статьи.

В соответствии с частью 3 этой статьи административная ответственность наступает за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения, а по части 4 – за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.

Из протокола об административном правонарушении, составленного в отношении СОШ №3 г. Избербаш, не усматривается, когда и по какой статье Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях последняя привлекалась к административной ответственности. Напротив, в протоколе указано, что она ранее к административной ответственности не привлекалась.

Таким образом, какие-либо данные, являющиеся основанием для привлечения юридического лица – МКОУ СОШ №3- к административной ответственности по ч.5 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в постановлении не приведены.

При таких обстоятельствах оснований для привлечения МКОУ СОШ №3 к административной ответственности по ч.5 ст. 20.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.

Данные обстоятельства подтверждают наличие события административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частями 1,4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В суде представитель учреждения не отрицал наличие нарушений, указанных в протоколе об административном правонарушении. При этом ссылался на отсутствие вины учреждения в совершении вменяемых административных правонарушений, поскольку им принимались все возможные меры для соблюдения правил пожарной безопасности в пределах денежных средств, поступающих из бюджета на указанные цели. Он также пояснил, что здание школы построено в 1957 году и для приведения его в соответствие требованиям пожарной безопасности необходимы денежные средства.

В соответствии с частью 3 статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выяснению подлежит, в том числе, виновность лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом установлена административная ответственность.

Согласно статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Исходя из смысла положений части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, государственные органы, доказывая вину юридического лица, должны установить совокупность двух фактов:

у лица имелась возможность для соблюдения правовых норм, охраняемых законом;

данным лицом не были приняты все зависящие от него меры для соблюдения указанных норм.

Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе, об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.

Между тем, в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 31 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Учреждение-МКОУ СОШ №3 является бюджетным учреждением, его финансовое обеспечение деятельности осуществляется за счет средств местного бюджета на основании бюджетной сметы.

Согласно ч.1 ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

В силу ст. 37 вышеуказанного Закона юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.

Требования пожарной безопасности установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 г. № 313.

В соответствии с п.10 указанных Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

Согласно Уставу МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Избербаш» является муниципальным казенным учреждением, которое осуществляет оказание муниципальных услуг, выполнение работ и исполнение муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления. Учредителем школы является Управление образованием городского округа «Город Избербаш», а собственником имущества школы- Администрация ГО «г.Избербаш».

В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. Бюджетная смета - документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения. Лимит бюджетных обязательств - объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).

В силу п.5 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

Согласно Уставу МКОУ СОШ №3 г. Избербаш» финансовое обеспечение деятельности школы осуществляется за счет средств бюджета Администрации ГО «г.Избербаш» и на основании бюджетной сметы.

Как было указано, в силу Устава школы имущество, закрепленное за школой, является муниципальной собственностью Администрации города, которое закрепляется за школой на праве оперативного управления.

Судом также установлено, что причиной невыполнения требований пожарной безопасности и неустранения названных нарушений школой явилось отсутствие целевого финансирования со стороны собственника имущества и учредителя. Несмотря на обращения директора МКОУ СОШ №3» Даниева М.М. в Управление образования и Главе администрации ГО «г.Избербаш» о невозможности самостоятельно устранить выявленные нарушения и необходимости дополнительного финансирования, финансирование соответствующих мероприятий в 2011-2013 годах именно на эти цели учредителем и собственником предусмотрено не было и не производилось.

С учетом изложенного, прихожу к выводу о том, что обязанность по финансированию мероприятий, направленных на устранение нарушений противопожарных правил, связанных с необходимостью переоборудования конструктивных элементов здания школы, должен был произвести собственник имущества - Администрация городского округа «Город Избербаш».

Для устранения нарушений, выявленных в ходе проверки, требуются финансовые затраты, которыми учреждение не располагает, поскольку не получает их из бюджета в достаточном объеме, несмотря на многочисленные обращения в адрес администрации и управления образования.

Указанные обстоятельства подтверждают, что юридическим лицом- МКОУ СОШ №3 г. Избербаш- принимались всевозможные меры для соблюдения правил пожарной безопасности, и основной причиной их допущения является недостаточное финансирование со стороны администрации города.

При составлении протокола об административном правонарушении административный орган ограничился лишь констатацией выявленных нарушений правил пожарной безопасности, вопрос о наличии вины учреждения в совершении вмененных ему правонарушений не исследовался и в протоколе об административном правонарушении не отражен.

При оценке вины суд учитывает, что учреждение финансируется за счет средств местного бюджета, ограничено в сроках и способах приведения здания, находящегося у него на праве хозяйственного ведения, в соответствие с требованиями пожарной безопасности.

Таким образом, отделение надзорной деятельности не доказало наличие вины юридического лица- МКОУ СОШ №3 г. Избербаш- в совершении вменяемого административного правонарушения.

Отсутствие доказательств вины лица в совершении правонарушения свидетельствует об отсутствии доказательств наличия в действиях лица состава правонарушения, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Таким образом, в действиях МКОУ СОШ №3 г. Избербаш отсутствует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частями 1,3,4,5 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу об административное правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст.ст. 24.5, 29.5-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

п о с т а н о в и л:

    прекратить производство по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.5 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального казенного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3 г.Избербаш».

Направить копии постановления: МКОУ СОШ №3 г. Избербаш и ОГПН г. Избербаш.

    Постановление может быть обжаловано в Верховном суде РД в течение десяти дней со дня вынесения, через городской суд.

    

Федеральный судья Муртазалиев М.М.

5-64/2013

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено постановление о прекращении производства по делу об адм. правонарушении
Другие
МКОУ "СОШ №3" г. Избербаш
Суд
Избербашский городской суд
Судья
Муртазалиев Магомед Муртазалиевич
Статьи

КоАП: ст. 20.4 ч.5

12.07.2013Передача дела судье
15.07.2013Подготовка дела к рассмотрению
19.07.2013Рассмотрение дела по существу
23.07.2013Рассмотрение дела по существу
02.08.2013Вступление постановления (определения) в законную силу
12.08.2013Материалы дела сданы в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее