Решение по делу № 3а-120/2017 от 10.05.2017

Дело № 3а-120/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

6 июня 2017 года г. Ижевск УР

Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи     Багаутдиновой Г.Р.,

при секретаре судебного заседания Токаревой М.В.,

с участием представителя Правительства Удмуртской Республики Тихомировой К.Ю., доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ, диплом о высшем юридическом образовании от ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный номер от ДД.ММ.ГГГГ

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению К.А.М. об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости,

установил:

К.А.М. (далее – административный истец) обратился в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости равной <данные изъяты> руб. по состоянию на 1 января 2015 г.

Административный иск мотивирован тем, что земельный участок принадлежит административному истцу на праве собственности, за что он платит земельный налог, зависящий от его кадастровой стоимости, размер которой составляет <данные изъяты> руб. и существенно превышает его рыночную стоимость, чем затрагивает права и обязанности административного истца.

В судебном заседании представитель Правительства Удмуртской Республики Тихомирова К.Ю. против удовлетворения заявленных требований не возражала.

Административный истец К.А.М., представитель Управления Росреестра по Удмуртской Республике, представитель заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по УР, представитель заинтересованного лица Администрации МО «город Ижевск» в судебное заседание не явились, в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении указанных лиц о времени и месте судебного заседания.

В связи с признанием судом необязательной явки в судебное заседание неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, дело рассмотрено по существу в отсутствие административного истца, представителя Управления Росреестра по Удмуртской Республике, представителя заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по УР, представителя заинтересованного лица Администрации МО «город Ижевск» в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 247 КАС РФ.

Выслушав представителя Правительства Удмуртской Республики, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), устанавливаемый Налоговым кодексом РФ (далее по тексту – НК РФ) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований является обязательным к уплате на территории этих муниципальных образований (п.1 ст.65 ЗК РФ, п.1 ст.387 НК РФ).

Исходя из системного толкования правовых норм, содержащихся в пунктах 1 и 5 статьи 65 ЗК РФ, пункта 1 статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ, кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, прежде всего, для целей налогообложения, поскольку налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Статьёй 388 НК РФ определено, что налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьёй 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Согласно материалам административного дела, К.А.М. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес> категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: <данные изъяты>, на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ, о чем ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество внесена запись о регистрации.

Данные обстоятельства подтверждены Свидетельством о государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10).

В силу пункта 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определённых пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 ЗК РФ).

Вышеизложенные законоположения свидетельствуют о том, что установление рыночной стоимости объектов недвижимости относится к сфере административных правоотношений, т.к. одной из сторон этих отношений являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие решение о проведении кадастровой оценки земельных участков и впоследствии утвердившие их кадастровую стоимость, органы, выполняющие функции по государственной кадастровой оценке и государственному кадастровому учёту, а также органы местного самоуправления, являющиеся получателями земельного налога.

В соответствии со статьёй 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции от 03 июля 2016 года, с изменениями от 05 июля 2016 года) (далее по тексту – Закон об оценочной деятельности), Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее по тексту – Комиссия).

При этом в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости Закон об оценочной деятельности предусматривает, в том числе установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости решением Комиссии или решением суда на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ Комиссия отклонила поступившее 20 декабря 2016 года заявление К.А.М. о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости по причине несоответствия представленного Отчёта об оценке требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе требованиям статьи 11 Закона об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки (л.д.12-13).

Суд установил, что кадастровая стоимость ранее учтённого земельного участка с кадастровым номером , сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости (в настоящее время – Единый государственный реестр недвижимости) ДД.ММ.ГГГГ, определена Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30 ноября 2015 года №531 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2015 года» (далее по тексту – Постановление № 531) и составляет <данные изъяты> руб. (строка приложения №1).

Данный размер кадастровой стоимости земельного участка является актуальным на момент обращения административного истца в суд (л.д.105).

При таких обстоятельствах, полагая, что установленный размер кадастровой стоимости земельного участка не соответствует его рыночной стоимости, чем нарушаются права административного истца как собственника земельного участка, К.А.М. обратился в суд с административным исковым заявлением, рассматриваемым в рамках настоящего административного дела в порядке административного судопроизводства по правилам главы 25 КАС РФ.

В обоснование заявленных требований административный истец представил в суд Отчёт об оценке от ДД.ММ.ГГГГ, выполненный Обществом с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>», согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2015 г. составляет <данные изъяты> рублей (л.д.14-75).

Кроме того, административный истец представил в суд положительное экспертное заключение от ДД.ММ.ГГГГ на Отчёт об оценке от ДД.ММ.ГГГГ, составленное Саморегулируемой организацией оценщиков Ассоциация «<данные изъяты>», членом которого является оценщик (л.д.76-86).

Согласно кадастровой справке от ДД.ММ.ГГГГ, сведения о размере кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , определённой в соответствии с Постановлением № 531, внесены в Единый государственный реестр недвижимости 29 декабря 2015 г., после чего его кадастровая стоимость не изменялась (л.д.9).

В соответствии со статьёй 24.18 Закона об оценочной деятельности, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В связи с чем, суд признаёт, что спорный земельный участок является ранее учтённым и вошёл в Перечень объектов, чья оценка произведена в рамках государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2015 г.

При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 59, 61, 84 КАС РФ, суд считает Отчёт об оценке от ДД.ММ.ГГГГ, правомерность и соответствие положениям действующего законодательства которого подтверждены положительным экспертным заключением от ДД.ММ.ГГГГ, надлежащим, допустимым и достаточным доказательством, подтверждающим достоверность указанной в нём величины рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2015 г.

В ходе подготовки к слушанию настоящего административного дела, в силу статей 62, 63, 77 и 78 КАС РФ, суд разъяснил участвующим в деле административным ответчикам и заинтересованным лицам право заявить ходатайство о назначении по делу судебной оценочной экспертизы в случае их несогласия с требованиями административного истца.

Однако таких ходатайств заявлено не было, поскольку размер рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером , равный <данные изъяты> руб., установленный Отчётом об оценке от ДД.ММ.ГГГГ, участники процесса не оспаривали, каких либо обоснованных возражений о несоответствии данного Отчёта об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности суду не представили.

Суд признаёт, что завышение размера кадастровой стоимости земельного участка по отношению к его рыночной стоимости влечёт увеличение земельного налога, что непосредственно затрагивает интересы административного истца, как его собственника, следовательно, заявленное им требование об установлении кадастровой стоимости вышеназванного земельного участка в размере его рыночной стоимости, является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее по тексту – Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 28 от 30 июня 2015 года) разъяснено, что датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абз. 5 ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности).

В соответствии с частью 3 статьи 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в Единый государственный реестр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Аналогичные разъяснения даны в абзаце 2 пункта 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 28 от 30 июня 2015 года.

Согласно материалам административного дела, оспариваемый результат определения кадастровой стоимости земельного участка, определённый Постановлением № 531, был внесён в Единый государственный реестр недвижимости 29 декабря 2015 г., а с соответствующим заявлением в Комиссию К.А.М. обратился 20 декабря 2016 года, то есть в пределах установленного законом пятилетнего срока.

В соответствии с абзацем 6 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности, сведения об изменении кадастровой стоимости земельного участка на основании настоящего решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Руководствуясь статьями 249, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление К.А.М. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости равной <данные изъяты> руб. по состоянию на 1 января 2015 г.

Датой подачи заявления К.А.М. об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости считать 20 декабря 2016 г.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Удмуртской Республики в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 9 июня 2017 года.

Председательствующий

судья Верховного Суда УР             Г.Р. Багаутдинова

3а-120/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Клементьев А.М.
Ответчики
Правительство УР
Управление Росреестра по УР
Другие
Данилов К.М.
Администрация МО "г.Ижевск"
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральная служба регистрации кадастра и картографии"
Суд
Верховный Суд Удмуртской Республики
Дело на странице суда
vs.udm.sudrf.ru
10.05.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
10.05.2017[Адм.] Передача материалов судье
10.05.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
10.05.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.05.2017[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
25.05.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.06.2017[Адм.] Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее