Дело №г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Судья федерального суда Кайтагского района Республики Дагестан ФИО7 с участием:
Истца - старшего помощника прокурора <адрес> РД - ФИО3
Ответчика - главы администрации МО «ФИО8» - ФИО4
Представителя третьего лица, не заявляющих самостоятельный требований относительно предмета спора на стороне ответчика – администрации МО «<адрес>»_- ФИО5
При секретаре ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> РД к администрации МО «ФИО10» обязать администрацию МО «ФИО9» <адрес> в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу:
- провести кадастровый учет автомобильных дорог местного значения, а также земельных участков, находящихся под автомобильными дорогами и включить их в реестр муниципального имущества;
- составить перечни автомобильных дорог общего пользования местного значения и автомобильных дорог не общего пользования местного значения, а также присвоить им идентификационные номера в порядке, установленном Правилами присвоения автомобильным дорогам идентификационных номеров, утвержденными Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ №.
- принять меры к разработке и утверждению нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> обратился в суд с иском обязать администрацию МО «ФИО11» <адрес> в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу:
- провести кадастровый учет автомобильных дорог местного значения, а также земельных участков, находящихся под автомобильными дорогами и включить их в реестр муниципального имущества;
- составить перечни автомобильных дорог общего пользования местного значения и автомобильных дорог не общего пользования местного значения, а также присвоить им идентификационные номера в порядке, установленном Правилами присвоения автомобильным дорогам идентификационных номеров, утвержденными Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ №.
- принять меры к разработке и утверждению нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели
В обосновании своих доводов указал, что по поручению прокуратуры Республики Дагестан на поднадзорной территории проведена проверка исполнения законодательства об автомобильных дорогах, в том числе постановке на кадастровый учет и регистрации прав на автомобильные дороги и занятые ими земельные участки.
В ходе проверки выявлены нарушения законодательства в сфере владения, пользования и распоряжения земельными участками, находящимися под автомобильными дорогами местного значения, расположенными на территории МО «ФИО12» <адрес>.
Пунктом пять части первой статьи 14 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ определено, что к вопросам местного значения сельского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 8 ст. 6 ФЗ РФ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 5 ст. 51 Федерального закона № 131-ФЗ).
Из ст. 8 ФЗ РФ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» следует, что автомобильные дороги должны иметь наименования, идентификационные номера; идентификационные номера автомобильным дорогам местного значения поселений присваиваются - органами местного самоуправления поселений; идентификационный номер автомобильной дороги местного значения поселения должен указываться в перечне автомобильных дорог местного значения, утверждаемом органом местного самоуправления.
К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности ст. 13 ФЗ РФ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» относит: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог не общего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования местного значения; информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели и другие полномочия.
Статьи 15, 17 ФЗ РФ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливают, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления, содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог; порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
В ходе проверки установлено, что в нарушение указанных законоположений автомобильные дороги, расположенные в МО «ФИО13» <адрес> юридически не оформлены, на них отсутствуют технические паспорта, идентификационные номера автомобильным дорогам местного значения органами местного самоуправления не присвоены, автомобильные дороги в реестр муниципального имущества не включены, перечни автомобильных дорог общего пользования местного значения и автомобильных дорог не общего пользования не составлены. Соответственно, данные дороги не поставлены на баланс сельской администрации, в связи, с чем денежные средства на их ремонт и обслуживание не могут быть выделены в необходимом объеме, поэтому уличные дорожные сети не обслуживаются в нужной степени.
При таких обстоятельствах не исполнение ответчиком обязанностей по надлежащему оформлению автомобильных дорог местного значения может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Просит суд обязать администрацию МО «ФИО14» <адрес> в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу:
- провести кадастровый учет автомобильных дорог местного значения, а также земельных участков, находящихся под автомобильными дорогами и включить их в реестр муниципального имущества;
- составить перечни автомобильных дорог общего пользования местного значения и автомобильных дорог не общего пользования местного значения, а также присвоить им идентификационные номера в порядке, установленном Правилами присвоения автомобильным дорогам идентификационных номеров, утвержденными Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ №.
- принять меры к разработке и утверждению нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> РД - ФИО3 поддержал требования прокурора района и просит их удовлетворить.
Глава МО «ФИО16» ФИО4 требования прокурора района считает обоснованными, но они должны быть удовлетворены не администрацией МО «ФИО15», а администрацией МО «<адрес>» согласно Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Представитель администрации МО «<адрес>» ФИО5 считает, что требования прокурором предъявлены ответчику – администрации МО «ФИО17» обоснованно, которые подлежат удовлетворению.
Изучив представленный материал, выслушав доводы главы МО «ФИО18» ФИО4, пояснения представителя администрации МО «<адрес>» ФИО5, заключение старшего помощника прокурора <адрес> РД - ФИО3, оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
С исковым заявлением прокурор обратился в суд за защитой прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в рамках полномочий, предоставленных федеральным законом.
В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Таким образом, в силу вышеназванных законов, прокурор района имеет право обратиться в суд с указанными в исковом заявлении требованиями.
Пунктом пять части первой статьи 14 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ определено, что к вопросам местного значения сельского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из исследованного в судебном заседании Устава МО «ФИО19» (ст.6 п.5) усматривается, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест).
Судом установлено, что каких – либо изменений в Устав администрации МО «ФИО20» во исполнение ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ по сегодняшний день не внесены, что подтвердил в судебном заседании глава МО «ФИО21» ФИО4
Согласно п.5 ст.13«Вопросы местного значения поселения» закона Республики Дагестан «О местном самоуправлении в <адрес>» к вопросам местного значения поселения в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения в обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок(парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судом также установлено, что на день рассмотрения иска не внесены изменения и вышеназванный закон Республики Дагестан.
Доводы главы МО «ФИО22» ФИО4 в той части, что требования прокурора района считает обоснованными, но они должны быть удовлетворены не администрацией МО «ФИО23», а администрацией МО «<адрес> согласно Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» суд считает несостоятельными по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 4 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в течение шести месяцев со дня вступления в силу названного Федерального закона принимаются законы субъектов Российской Федерации, предусмотренные частью 4 статьи 35, частью 2 статьи 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № –ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ.
Министерством регионального развития Российской Федерации разработаны Методические рекомендации по подготовке нормативных правовых актов субъектов РФ, направленных на реализацию положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № –ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», однако на день рассмотрения иска прокурора района субъектом Российской Федерации - Республикой Дагестан - не приняты законы о внесении изменений в Закон о местном самоуправлении в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Глава МО «ФИО24» ФИО4 не представил суду доказательства, препятствующие о внесении изменений в ст.6 Устава об исключении из Устава МО «ФИО25» ст.6 –«дорожная деятельность».
При изложенных и установленных обстоятельствах требования прокурора района к администрации МО «ФИО26»:
- провести кадастровый учет автомобильных дорог местного значения, а также земельных участков, находящихся под автомобильными дорогами и включить их в реестр муниципального имущества;
- составить перечни автомобильных дорог общего пользования местного значения и автомобильных дорог не общего пользования местного значения, а также присвоить им идентификационные номера в порядке, установленном Правилами присвоения автомобильным дорогам идентификационных номеров, утвержденными Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ №.
- принять меры к разработке и утверждению нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 -198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
1. Обязать администрацию МО «ФИО27» <адрес> в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу:
- провести кадастровый учет автомобильных дорог местного значения, а также земельных участков, находящихся под автомобильными дорогами и включить их в реестр муниципального имущества;
- составить перечни автомобильных дорог общего пользования местного значения и автомобильных дорог не общего пользования местного значения, а также присвоить им идентификационные номера в порядке установленном Правилами присвоения автомобильным дорогам идентификационных номеров, утвержденными Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ №.
- принять меры к разработке и утверждению нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья